1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Использование текстов в учебных занятиях

Тема в разделе 'Проблемы и идеи новых методов подготовки', создана пользователем Барлас Т В, 18 мар 2014.

  1. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    "Татьяна Владимировна, я так поняла, что Вы сами прочитали текст Мурашовой вслух на занятии со студентами, а потом планировали его обсудить.
    Хочу Вас спросить об организационной стороне дела. Как Вы успеваете на семинарских занятиях опросить студентов по основным вопросам и при этом позволить себе отвлечение на обсуждение таких текстов? Я даже не по всем вопросам иногда успеваю опросить студентов.
    Спасибо, что Вы своей информацией подняли важную методическую тему, а именно, как можно включить использование научно-популярной литературы (и даже художественной) в педагогический контекст."

    Я решила вынести ответ в отдельную тему, потому что не хотелось уводить обсуждение в теме, посвященной Е.Мурашовой, от ее книг.
    Задумавшись над вопросм Ирины Павловны, поняла, насколько мне повезло: у меня нет утвержденной программы семинара, согласно которой я обязана получить от студентов ответы на все заданные вопросы, поэтому имею возможность быть более гибкой.
    Работа с нашими бакалаврскими наборами, у которых я начала преподавать общую психологию, убедила меня в том, что требовать от них работы с обычными объемами литературы бессмысленно: они не понимают сложных текстов и в лучшем случае воспроизводят их дословно. Поэтому стараюсь "спустить" сложные абстрактные понятия до понятных им примеров, если это оформлено в эмоционально насыщенный рассказ - совсем хорошо. Если они не освоят сложные концепции, то хотя бы поймут, что за ними есть некая важная реальность и что-то осмыслят на доступном им уровне.
    Не уверена, что это правильный путь. Но посвящать занятие обсуждению текстов, которые они все равно не понимают, тоже не вижу большого смысла.
  2. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Уважаемая Татьяна Владимировна,
    Ваш подход мне нравится. Вспоминая свой собственный студенческий опыт, откровенно признаюсь - чаще всего классические семинары были невероятно скучны и малополезны. Эффект от них я для себя сравнивал с попыткой создать плотину, вываливая в реку груды песка. Пока приедет очередной грузовик, вода размывает насыпанное ранее, поэтому требуются длительные и на первых порах безрезультатные усилия, пока над водой не покажется вершина будущей плотины. Наверняка эмоционально нагруженный доходчивый текст в рамках данного сравнения больше похож на бетонный блок.
  3. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Добрый день, Татьяна Владимировна

    В этом году заканчиваю 4 курс психфака в Екатеринбурге

    Хотелось бы поделиться наработками наших преподавателей по проведению семинаров и как сделать чтение классических трудов более продуктивным.
    Надеюсь мои наблюдения будут хоть как-то полезны и актуальны

    Во время курса психодиагностики, когда по плану было прочтение полемики А.Г.Шмелева, М.А.Холодной, Д.Б.Богоявленской, посвященной IQ тестам, преподаватель Ольга Сергеевна Чаликова выбрала весьма оригинальный способ: на основе текстов создать творческие проекты (видео ролики, песни и прочее), отражающие суть проблематики
    Через 2 недели мы группами презентовали наши творения, честно скажу, что полемику мы хорошенько проработали, проанализировали и запомнились надолго.
    Кроме того, проекты остались на память следующим поколениям, да и нам приятно периодически пересматривать

    Схожий метод использовал Александр Петрович Касатов в курсе "Измененные состояния сознания", когда в качестве экзаменационной работы предлагалось в оригинальной форме, опираясь на классическую литературу создать свою методику ( релаксации, легкого транса и т.д.) и затем провести на однокурсниках.
    Результаты оправдали ожидания ибо интересно было и самим почитать и на других посмотреть. Какая-то практика к тому же

    Надеюсь не сильно утомила своим монологом

    С Уважением,
    Дихорь Виктория
  4. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Виктория, спасибо, с удовольствтем прочла балладу, которая (я правильно поняла?) была создана для проекта, который вы описывали. Знаю, что у студентов неисчерпаемый потенциал креативности, который, к сожалению, далеко не всегда удается обратить на пользу обучения. Искренне восхищена автором баллады и преподавателем, сподвигнувшей на такой титанический труд.
  5. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Здравствуйте! К сожалению, не нашла имени-отчества, поэтому не знаю, как обратиться.
    Сложности современных студентов с пониманием текстов наблюдаю в ассортименте. Думаю, это и общая проблема, связанная с уровнем образования, и частная проблема нашей специальности, на которую небольшой конкурс. Я использую такой вид работы: выписываю из текста, который дается для подготовки, несколько ключевых фраз и прошу студентов письменно ответить, как они их понимают. Ответы редко меня удовлетворяют, увы. Если задаешь вопрос, то в качестве ответа обычно получаешь цитату. Иными словами, студенты способны воспроизводить чужие мысли (иногда при этом у них возникает впечатление, что все понятно), но даже пересказать их своими словами не всегда способны. И что с этим делать. я пока не очень хорошо представляю.
  6. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Уважаемая Татьяна Владимировна, простите, что так поздно отвечаю

    Да, именно эта баллада
    Кроме того, мои однокурсники сделали еще один творческий проект, в котором все ту же полемику про IQ представили в виде обсуждения в соц сетях, получилось довольно современно и интересно
    У нас на факультете такая практика распространена, чтобы и у студентов была мотивация, и преподавателю было интересно посмотреть на наш креатив.

    Неделю назад у нас проходила ежегодная конференция, где студенты показывали свои наработки, преподаватели заранее готовили вопросы к нашим докладам, также там мы показывали свои ролики и обсуждали

    С Уважением, Дихорь Виктория
    Кринчик Е П и Барлас Т В нравится это.
  7. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Если честно, мне стало грустно от того, что для нынешних студентов приходится организовывать капустник или КВН, чтобы они испытали интерес к подобной теме или вообще дочитали за несколько недель текст до конца. Если по поводу этой яркой и узко сфокусированной дискуссии приходится устраивать пальбу из пушек по воробьям, то что уже говорить о более сложных и обширных темах. Эх...
    Хавыло А.В. нравится это.
  8. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Добрый день, Уважаемый Александр Геннадьевич

    Согласна с Вами по поводу того, что интерес студентов не должен исключительно создаваться с помощью развлекательных мероприятий
    Но на мой субъективный взгляд, периодические такие проекты полезны для популяризации психологии, а также для того, чтобы оставить определенное "наследие" для следующий поколений

    Еще раз замечу, что я не поддерживаю регулярный такой подход, чтобы постоянно мотивировать студентов всячески конкурсами, однако хочу отметить, что в процессе креатива эффективность анализа возрастает и польза для общества тоже

    Таким образом, по моему мнению, такие оригинальные задания могут дать толчок и мотивировать студентов

    С Уважением, Дихорь Виктория
  9. Неяскина Ю.Ю.

    Неяскина Ю.Ю. Участник

    Здравствуйте, коллеги! Немножко в сторону от последних сообщений - к самому началу ветки, про использование примеров из научно-популярной и художественной литературы. Моя коллега уже лет пять читает спецкурс "Герменевтика в психологическом консультировании" (может немного неточно название привожу, но вроде так), работает с художественными текстами - классикой отечественной и зарубежной... Дисциплина читается на старших курсах, когда консультирование уже прошли. "Работает" хорошо, к тому же есть побочный эффект - студенты начинают читать (мало кто перечитывать) классику! :))
  10. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Юлия Юрьевна, я использую художественные тексты в учебных занятиях уже давно, в качестве примеров для анализа некоторых понятий из психологии - прежде всего, психологические защиты, игры и манипуляции. Обычно сначала разбираем примеры, которые я подготовила, потом студентам дается задание самим найти подходящий отрывок и его проанализировать. Рабоает неплохо и на помнимание и на мотивацию (поскольку задание интересное).
    Так что подтверждаю - художественные тексты работают! И хорошо работают.
  11. Неяскина Ю.Ю.

    Неяскина Ю.Ю. Участник

    Татьяна Владимировна, спасибо за комментарий! У нас эпизодически народ в разных курсах использует тексты в качестве иллюстраций, но вот этот спецкурс в общем на этом основан как на базовой идее...А вот сейчас преподаватель уезжает навсегда - так никто не решается этот курс взять, все боятся, что сами не так хорошо владеют - подозреваю, что в большей степени классической художественной литературой, чем теорией психологического консультирования.... Думаю, переименуют-таки спецкурс в учебном плане, поменяют на что-то другое... а жаль.
  12. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Уважаемые наши преподаватели на самом деле психология находится в таком состоянии,что у нас бедных студентов только на вас и надежда.
    Если преподаватель не смог дать материал как то организованно и с жизненными примерами,то все приходится делать самому.
    С одной стороны конечно это полезно,с другой не возможно осилить без помощи достаточно большой и противоречивый материал .
    Даже общая психология дается очень тяжело потому,что нет достаточно структурированного курса и большинство учебников больше как введения годятся(мое мнение).
    Возможно необходимо было бы разделение уже на 3 курсе на группы с усиленным изучением теории или практики в зависимости от наклонностей.
    Да и сам метод обучения направить на большую работу со студентами,а пока кто смог похватать что насыпали тот и съел.
    "Кормить курей" не очень эффективно для обучения:)
    Кринчик Е П нравится это.
  13. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Рособрнадзор предложил перевести студенческие сессии в формат ЕГЭ.
    Рособрнадзор предлагает построить студенческие экзамены по принципу ЕГЭ для повышения объективности оценки знаний студентов, сообщает "Комерсант" со ссылкой на главу ведомства Сергея Кравцова. Рособрнадзор в ближайшее время начнет реализацию проекта независимой оценки знаний учащихся с участием сторонних экспертов. В эксперименте примут участие Московская государственная юридическая академия (МГЮА) имени Кутафина, Чеченский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет. Полный текст:http://www.kommersant.ru/doc/2475696
    Уважаемые коллеги, что Вы думаете по этому поводу?

    На мой взгляд - ничего хорошего ожидать от этого не стоит.
    Последнее редактирование: 21 авг 2014
  14. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    У меня сложилось мнение,что тесты вырабатывают поверхностное отношение к предмету.И не требуют глубоких знаний,а хорошей ассоциативной памяти и немного везения,-если недостаточно ассоциаций.Интересно как планируют эти тесты составлять,появятся ли тестовые задания с ответами сразу и т.д.Для создания хороших тестов надо много времени,а так больше все эти нововведения похожи на бюрократические игры,имитацию.
    Скорее всего произойдет не столько повышение объективности проверки знания,сколько ухудшение проверки качества знания и следовательно подготовки .
    С уважением Дмитрий.
  15. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    "Профессор или доцент по-прежнему читают курс или проводят практические занятия. Пока еще нам это доверяют (надолго ли - покажет время). Но вот по окончании курса, когда должен начаться прием экзамена по прочитанному материалу, на сцену выходит некий "независимый эксперт", представляющий работодателя, профессиональную ассоциацию или просто "независимый", который и оценивает полученные студентом знания."

    http://itar-tass.com/opinions/2100
  16. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Дмитрий, мы подробно и эмоционально обсуждали эту проблему на старой блогосфере ht-line и я даже проводила опрос студентов на тему, что они считают более эффективным. Если в два слова, то я предпочитаю сочетание теста, кот орый проверяет знания (такие, где есть однозначно верные и неверные ответы) с развернутым практическим заданием. Студенты в целом такую систему оценили достаточно высоко.
  17. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Татьяна Владимировна спасибо:).
    Не сказал,что есть в тестах положительного - "однозначно верные и неверные ответы",только потому ,что "психология единственная наука где все противоположные теории считаются правильными". Как я понимаю, в идеале надо знать временный срез развития идей и напоминает мне теория психологии больше философию с слабой связью с практикой.Хотя вполне возможно,что слабая связь с практикой не обязательна(исторически так сложилось в нашей стране). И вдобавок недостаточно времени для практических занятий.
    С уважением Дмитрий.
    Барлас Т В нравится это.
  18. Сусанина И.В.

    Сусанина И.В. Участник

    Я преподаю в техническом вузе. Психология здесь - обязятельна, но для студентов это формальность. На предмет дается только 36 аудиторных часов. В этих условиях нужно получить какой-то результат. Я использую для мотивации студентов графические организаторы и арт-техники. И в форме индивидуального домашнего задания и на практических занятиях в группах и парах. Заканчивается все - презентацией. Увы, это единственный способ побудить студентов открыть учебники и статьи по психологии ( в худшем случае просто достать информацию из сети).Семинары в традициолнной форме бесполезны.
  19. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. Локомотив

    Уважаемые коллеги, тесты - это такой же инструмент, как отвертка или топор. Они могут быт хорошими и плохими. Но то, что они выявляют "поверхностные" знания, это большое заблуждение! Вот пример:
    Одна женщина, придя в гости к подруге, у которой была 4-летняя дочь, спросила у девочки, где ее папа. Девочка ответила: «Папа в командировке. Он улетел на Луну». Учитывая особенности мышления детей этого возраста, расшифруйте фразу девочки: «Папа в командировке. Он _______________________________».
    Разве это тестовое задание на выявление поверхностных знаний?
    Савин Е Ю нравится это.
  20. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. Локомотив

    А вот менее экзотическое задание из теста учебных достижений:
    Согласно сформулированному Л. С. Выготским закону развития высших психических функций, всякая высшая (в смысле – человеческая) функция появляется на сцене дважды, в двух планах:
    a) сперва в социальном плане, затем – в психологическом, сперва между людьми – как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка – как категория интрапсихическая;
    b) сперва в психологическом плане, затем – в социальном, сперва внутри ребенка – как категория интрапсихическая, затем между людьми – как категория интерпсихическая;
    c) сперва в материальном плане, затем – в идеальном, сперва в виде внешних, физических действий, затем – в виде внутренних (умственных) операций.
    Выберите правильный ответ.
    Это задание тоже на выявление поверхностных знаний?
    Савин Е Ю нравится это.