1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Основы коммуникации: зачем они первокурснику?

Тема в разделе 'Проблемы и идеи новых методов подготовки', создана пользователем Базаров Т Ю, 23 мар 2015.

  1. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения в профессиональное сообщество.

    Вложения:

  2. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Спасибо за эту статью, фактически вторую в "мини-цикле". Проблема адаптации студентов-психологов к обучению и "вступлению в будущую профессию" очень актуальна и возможно даже болезненна. Мне кажется, что предлагаемые курсы - очень красивые варианты ее решения, и они красивые именно потому, что близки к сфере профессиональных интересов создателей курса.
  3. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Спасибо, Татьяна! Именно "мини-цикл". Классно, что Вы это заметили. Это эксперимент, который мы проводим в филиале факультета психологии МГУ в Ташкенте. Важно, что все мои соавторы - наши первые выпускники. Мало предложить идею, мало провести один или два раза пробные занятия. Самое главное для нас - это отрефлексировать последствия. И вот те, кто были первыми, уже заканчивают обучение. Теперь есть возможность использовать такую характеристику валидности учебного курса, как применимость. В мае буду присутствовать на защитах дипломов. Защита курсовых в прошлом году была поразительная, с т.з. коммуникативной компетентности студентов. Возможно, что и в этот раз увижу что-нибудь особенное.
    Барлас Т В и Еремеев Б А нравится это.
  4. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Хорошая статья, Тахир Юсупович! Я сначала весьма скептически отнесся к самой этой теме, ибо для студентов технических специальностей (среди которых нахожусь) это не выглядело актуальным, мягко говоря. Там других проблем выше крыши. Но, прочитав статью, подумал, что умение выслушать и понять другого - практически ключевая компетенция (говоря в этих терминах) для каждого сотрудника, а для руководителя тем более. Буду думать, можно ли и как включить все это в программу.
  5. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Уважаемый, Валерий Дмитриевич! Коммуникативную компетентность трудно развить, читая книги. Это так же как научиться водить автомобиль. Для этого нужна аудиторная работа с преподавателем, владеющим активными социально-психологическими методами обучения. Многое из того, что преподается в технических вузах в аудиторном формате, с успехом могло бы быть перенесено в формат дистанционный. И полностью с Вами согласен, что невозможно представить эффективным современного руководителя, который не владеет коммуникативными навыками. Спасибо за обратную связь!
    Коттл Т.В. нравится это.
  6. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Оно, конечно, может быть и так. Но умение понимать другого почти всегда превращается в необходимость понять его субъективные приоритеты по отношению к каким-то основным факторам, причем, понять в количественном выражении. Обилие и возможности семантических дифференциалов часто недостаточны... Без этого попытка понять вызывает лишь раздражение и малопродуктивные эмоции (в отношении психологических методов, в особенности). Хотя..... помнится всего в начале 70-х годов вслух высказанная мысль, что люди разные и могут иметь разные представления была столь революционной, что она обсуждалась (и не один раз) на высоких совещаниях в Главном политуправлении Сов.Армии. Чуть не задохнувшись от собственной смелости с ней согласились. Результатом стало начало развития системы психологического профотбора на особо ответственные должности. Это я к тому, что может быть, "активные социально-психологические методы" поначалу вполне могли бы быть полезными.
  7. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Говоря о коммуникативной (или шире - эмоциональной) компетентности руководителя, нужно сказать, что в последнее время дискуссии в научной литературе на этот счет несколько поутихли. Доказательств причинной обусловленности эффективности руководства со стороны этого аспекта личностного потенциала сегодня более чем достаточно. Конечно, речь, как правило, идет о тех организациях, которые работают в условиях неопределенности и постоянных изменений. Нам же с соавторами было важно изучить, насколько специальный курс "Основы коммуникации" позволит (облегчит!) студентам освоить профессию психолога? Думаю, что это только начало разговора. Поэтому с благодарностью принимаем все замечания и пожелания!
  8. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Ну, если вы с благодарностью принимаете все замечания и пожелания, то позволю сделать одно пожелание. Среди психологов (тем более, что вы именно им адресуете ваш курс) очень часто коммуникативные, а уж эмоциональные тем паче, компетенции смешиваются с любовью к ближнему. Ну, или с симпатией. Так вот, очень важно, по-моему, разделить понимание и любовь. Ибо понимание еще можно определить и даже формализовать, выработать методические подходы к его выявлению и пр. С любовью всё запутаннее. но она ведь проходит по религиозному департаменту, вот пусть служители разнообразных культов и операционализируют её, любопытно будет посмотреть.
  9. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемый Валерий Дмитриевич! Думаю,что очень многие серьезные проблемы,которых в любой сфере нашей жизни сейчас "выше крыши," рождены нашей общей безграмотностью,некомпетентностью ,не владением навыками адекватного коммуникативного и всякого другого ОБЩЕНИЯ. А уж что говорить о сфере профессиональной деятельности! Везде, где существуют и действуют люди,крайне необходмо владеть навыками адекватного общения. А для России вообще необходим "коммуникативный ликбез!" А Вы говорите: " для студентов технических специальностей (среди которых нахожусь) это не выглядело актуальным, мягко говоря. Там других проблем выше крыши!" Вот уж с чем трудно согласиться! С уважением,Кринчик Е.П.
  10. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    Тахир Юсупович! Я увидела в этом курсе дублирование тем из Общего практикума. А как эти программы увязываются? Есть ли более продуктивное прохождение практикума этими студентами по методам наблюдения и беседы?
  11. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Уважаемая, Ольга Александровна! Спасибо, что включились в обсуждение. Дело в том, что речь идет о дисциплине для первокурсников. Думаю, что к моменту занятий по темам "наблюдение" и "беседа" в ОПП они будут достаточно подготовлены (а главное, - мотивированы), чтобы продуктивно включиться в сложные лабораторные занятия. Или я не прав?