1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Reference Point Therapy

Тема в разделе 'Обзоры методов психологической помощи', создана пользователем Хавыло А.В., 30 янв 2015.

  1. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Добрый день, коллеги.
    Хотелось бы услышать ваш отзыв о методе Reference Point Therapy.
    Сталкивались ли вы с этим подходом? Можно ли его рассматривать как научно-обоснованную психотерапию / консультирование?
    К сожалению, информации по этому подходу в инете очень немного (в основном перепечатка одного и того же).
    Мой интерес обусловлен увлечением ряда наших студентов этим подходом. Что-то меня настораживает в тех переменах, которые наблюдаю в них. Хотя бы запрет на передачу информации о методе третьим лицам, не прошедшим обучение...
    Белянин В.П. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  2. Грицков В.Л.

    Грицков В.Л. Участник

    Потратил время, прочитав слова "научно-обоснованная психотерапия". Разочаровался..., думал, это профессиональный ресурс. Извините, а "модератор", это квалификация?
  3. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Владимир Леонидович, не могли бы Вы пояснить, что именно Вас задело в моем сообщении?
    Ввиду того, что в России закона о неврачебной психологической помощи так и нет, на рынке предоставления этих услуг можно наблюдать хаос. Традиционные подходы к психотерапии присутствуют на рынке услуг наравне с новыми, малоизвестными, а порой и даже сомнительными.
    Проблема состоит и в том, что нет четко заявленной позиции психологического сообщества к таким подходам. Так, например, упоминание подхода Б. Хеллингера тут же вызывает жаркую дискуссию у коллег.
    Если набрать в любом поисковике запрос "Психотерапевт (Reference Point Therapy)", то мы увидим, что множество специалистов предлагают подобные услуги, называя это психотерапией.
    У нас уже неоднократно всплывала тема о том, что психологическое сообщество в России не всегда умеет себя защищать и четко обозначать свое отношение.
    Хотя, конечно, можно делать вид, что этого просто нет и это не про нас.
    Последнее редактирование: 31 янв 2015
  4. Грицков В.Л.

    Грицков В.Л. Участник

    Да не задело, а удивило, что модератор именно этого форума задаёт такой вопрос. Ну и правда, досадно немного, что время на ерунду потратил. Извините, это моя проблема, ожидания были другие. Я имею ввиду необходимую квалификацию и уровень усилий, чтобы оценить "подход". Ведь функция модератора - обеспечивать профессиональный уровень информации, как я думал. На всякий случай: я вне дискуссий о расстановка и подобных "методах". Извините ещё раз, ничего личного.
  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Владимир Леонидович, здравствуйте.

    А обойтись без оценочных утверждений типа "ерунда" разве в этом случае никак нельзя?
    Почему бы именно специалистам в области неврачебной психотерапии не
    демонстрировать здесь на форуме академический стиль общения - прежде
    всего в тех случаях, когда Вы КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕСОГЛАСНЫ с собеседником?
    Хотя я в данном случае даже не могут никак понять, с чем именно в вопросе
    Алексея Хавыло можно не согласиться?

    С уважением,
    А.Г.Шмелев




  6. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Как я понял, хотя могу и ошибаться, что Владимир Леонидович недоумевает по поводу того, что модератор задает вопрос сообществу, а вроде бы сам должен руководить и контролировать. Мы модераторы в своих темах, а в смежных - простые рядовые коллеги. В социальных сетях модератор может все, а в психологии или "немедицинской психотерапии" (хотя подошел бы другой более точный, но менее благозвучный термин, типа "психотренинг", "психокоррекция") разобраться трудновато бывает. К тому же, если присмотреться к некоторым "новым" техникам - это не что иное, как синтез из старых, но с новым названием. Хотя, могу и ошибаться, поскольку, я "когнитивщик".
    Белянин В.П. нравится это.
  7. Грицков В.Л.

    Грицков В.Л. Участник

    Было так. Я пошёл на официальный сайт этой "RPT". Ужаснулся. " Ерунда" относится к "RPT". Какая уж тут академичность. Ну можно ещё назвать это шарлатанством, можно ещё много как. За эту оценку несу ответственность, да. Впрочем, легко можно убедиться, их просто найти. Дальше удивился тому, что это здесь оказалось... да вроде объяснил уже все. И уже пожалел, конечно. Больше не буду.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  8. Белянин В.П.

    Белянин В.П. Активист

    Я, к прмеру, слышал про расстановки, но не знал ,что это так называется (по-научному). Поэтому лучше не удивляться тому, что не всем всё известно.
    И хотелось бы знать компететный ответ, почему это "ерунда", чтобы понять :)
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  9. Кобякова А.В.

    Кобякова А.В. Участник

    Алексей, могли бы Вы чуть подробнее описать те перемены, которые Вы наблюдаете в студентах? Учитывая повальное увлечение темой расстановок, Ваш взгляд профессионала может оказаться информативным и полезным. Спасибо!
  10. Кобякова А.В.

    Кобякова А.В. Участник

    Вот здесь, например, можно увидеть, как расстановки преподносятся кандидатом психологических наук как "метод психологического и психотерапевтического консультирования", "официально признанный Профессиональной Психотерапевтической лигой": [отредактировано модератором. см. правила Форума]
  11. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Наличие образования, ученой степени и членство в профессиональной ассоциации -- не является гарантией, особенно в нашей стране.
    Грицков В.Л. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  12. Кобякова А.В.

    Кобякова А.В. Участник

    Конечно, не является, Юрий, к сожалению. Привожу здесь это как пример повсеместности таких ссылок в сопровождении регалий.
  13. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Между нами (девочками и мальчиками) говоря, если бы не Высокая Вузовская отчетность, то и на Индекс Хирша всем было бы наплевать.
    Луценко Е. В.
    http://ej.kubagro.ru/get.asp?id=4775&t=0
    Требуют и ни чего не попишешь.
    Тукачев Ю.А. и Хохлов Н.А. нравится это.
  14. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    И что? Кто виноват и что делать?
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  15. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    А сделать ни чего уже не возможно. Это уже вошло в кровь и в плоть. Научный потенциал ученого, даже коллеги определяют не тем, что человек внес в науку, а его Индексом Хирша. И ежели, он маленький, а причин этому очень много (например, ни один из трудов предыдущего Съезда РПО в РИНЦ не представлен, многие конференции Всероссийского и Международного уровня тоже, некоторые из изданий еще не заключили или не думают заключать договор с НЭБ и т.п.) - как незаконнорожденный.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  16. Кобякова А.В.

    Кобякова А.В. Участник

    В лучших традициях русской классики ведем диалог, Юрий Александрович :)
    Прежде чем фокусироваться на выводах, интересно было бы услышать о наблюдениях автора темы Хавыло А.В.
  17. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Вынудили. Заглянул на эти три буквы "RPT". Вывод. ДурЮт наш народ и по-черному. Пора ставить вопрос о этой самой Профессиональной Психотерапевтической лиге, что пропагандирует шарлатанов.
  18. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Основное изменение, которое наблюдаю, это резкое снижение критичности мышления.
    Просто пример. Один из многих. Обсуждаем рабочую ситуацию, мама обращается к психологу с проблемой: ребенок двух лет периодически начинает биться головой о стол и наносит себе незначительные травмы. И тут студентка (магистрантка) выдает: "Это у ребенка генетическая память просыпается, он вспоминает, как будучи сперматозоидом, он никак не мог попасть в яйцеклетку. Необходимо с ребенком проработать эту травму и все пройдет".
    И таких примеров хватает.
    Личностные изменения тоже есть, но не хотелось бы это выносить на обсуждение, поскольку в каждом случае это отдельная история
    Чупров Л.Ф. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  19. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    1. Человека после подросткового возраста нельзя изменить или исправить. Сломать можно и вынудить жить сломленной жизнью.
    2. Ни кто не задумывался над тем, почему так много психотерапевтических техник? Ответ на поверхности: ни одна из них не работает.
    3. Существуют лишь три эффективные психотерапевтические техники: труд, гипноз и кусок вареной докторской колбасы.
    4. Ваш пример, коллега А.В. Хавыло, классика. Причем, вечная нетленка.
  20. Кобякова А.В.

    Кобякова А.В. Участник

    Алексей, эти изменения очень похожи на те, что наблюдались мною..
    На одном из ресурсов нашла довольно полное перечисление критических замечаний к этому методу - возможно, Вам будет интересно с ним ознакомиться:
    - расстановки усиливают магичность мышления и снижают стремление нести ответственность за собственное поведение;
    - в процессе расстановок возводятся в абсолют архаические представления о кровной мести, роли женщины и мужчины, обожествлении предков, родовом проклятии, позоре и, самое главное, исключительной роли биологических родителей, даже если о них ничего не известно;
    - поддерживается формирование чувств стыда и страха перед каким-то событием в семье (например, развод), которое может неизвестным образом повлиять на будущее клиента; также зачастую возникает чувство стыда по поводу несоответствия родоплеменным законам семейных отношений;
    - расстановки похожи на ритуал поклонения предкам, заимствованный из африканских магических практик, а также напоминают некий вид религиозной практики, никакого отношения к терапии не имеющий;
    - во время расстановок зачастую возникают такие эффекты, как: директивность и авторитарность ведущего, интроецирование ведущим клиента, навязывание ведущим своей картины мира клиенту; в процессе работы клиент не научается опоре на себя, а лишь регрессирует к ранним детским травмам и часто становится жертвой ретравматизации (чрезвычайно высока зависимость качества расстановки от личной зрелости ее ведущего)
    - налицо отсутствие широкой базы подтвержденных научных исследований относительно эффективности расстановок.