1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Школы РФ не нуждаются в психологах и их функции должны выполнять классные руководители и воспитатели

Тема в разделе 'Тукачев Ю.А.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 2 мар 2018.

?

Нужны ли школам РФ школьные психологи?

Голосование закрыто 20 апр 2018.
  1. да

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. нет

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. свой вариант (напишите)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  1. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемый Александр Георгиевич! Хотя только что ругала некоторых школьных психологов, cейчас буду оппонировать Вам. У молодых есть то, чего порой нет у более старшего поколения - харизма, позитив и умение найти контакт с ребенком. Я в силу своей любознательности хожу с ребенком с лет трех в разные кружки, секции , учреждения дополнительного образования. И там я встречала очень молодых и очень толковых психологов, которым с радостью доверяла свое дитя. Другое дело , что в школу они работать не идут... Но это, как уже было замечено, проблема школы. Дай бог, она как-то и кем-то будет решена. Сама я очень много лет назад работала психологом в одной хорошей школе. Диагностикой почти не занималась, учителя посылали мне "проблемных" подростков и я работала с ними. И до сих пор об этом вспоминаю (был результат - кому-то реально помогла, звонят до сих пор). И никто мне не мешал (стали бы мешать, просто бы ушла). Потом ситуация в жизни поменялась и я не могла позволить себе такую роскошь - работать и в вузе и в школе. А работать в школе психологом очень интересно! На мой взгляд, если сегодня создадут нормальные условия для работы, толковые люди в школу придут. И практика все расставит на свои места - при высокой конкуренции плохой специалист в школе долго не задержится. С уважением. Н.А.Пастернак
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Нина (Пастернак) и коллеги.

    При всей готовности признать высокий потенциал у некоторых (не всех!) молодых психологов, я все равно буду настаивать на том, что школьный психолог обязан получить какой-то серьезный опыт, который позволит ему лучше ПОНИМАТЬ учителей. Он тоже
    должен поработать в этой роли (или продолжать эту работу параллельно с работой
    школьного воспитателя). Например, он должен вести уроки "Этики". Не обязательно
    к названию такого несуществующего предмета добавлять "... и психологии семейной
    жизни". В Японии, кстати, есть такой предмет "Моральное воспитание". Помню,
    как опыт его преподавания в Японии изучала Вера Нанивская... Надо бы расспросить
    Александра Раевского, как там с этим сейчас...


    Ваш АШ
  3. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    хочу пояснить, в каких случаях ошибка - это хуже, чем преступление, то есть, как я лично понимаю это несколько парадоксальное изречение. Когда кто-то совершает преступение, он, как правило, понимает, как надо было действовать по-другому, что именно он "преступает", от чего отклоняется. За преступлением не скрывается, как правило. систематическое заблуждение. Поэтому, вставший на путь исправления, преступник начинает себя очень быстро вести по-другому - более просоциально. А за ошибкой скрывается часто СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ, поэтому исправить ситуацию труднее, поэтому требуется на то больше времени и сил, ведь требуется перестроить неправильную картину Мира...

    Ваш АШ
    Щербатых Ю.В. и Булгаков А.В. нравится это.
  4. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    Целиком ЗА.
    ЗА - учителя, которому доверяют (а не только проверяют и контролируют), ЗА учительство, поскольку это одно из лучших профессиональных сообществ страны.
    За - подготовку практических психологов образования из наиболее талантливых педагогов, у которых накопились соответствующие вопросы в сфере психологии. ЗА подготовку при условии их освобождения от учительской работы, от "зарабатывания" хотя бы на год. В голодные 90-е нас (и меня в частности) учили именно так. Отобрали по жесткому конкурсу 72 (!) ученика, оплатили наше обучение. Пусть улыбаются те, кто упрекал нас в том, что это были "9-месячные ускоренные курсы". Мы учились часов по 12 - 14 в сутки минимум и только этим занимались! Знали, от чего отказывались и знали, что надо будет возвращаться туда, где ждут, уже в новом качестве. Мы хотели туда - в школы - вернуться, и в большинстве там и трудились.
    ЗА психолога-патриота школьного дела - учителя, учительства, детства, школы. Такой психолог будет авторитетен.
    И - ЗА то, чтобы профессиональное психологическое сообщество при условии гос.поддержки с возможностями прямого заказа вузам и научным лабораториям) на деле, а не только на уровне стратегических задач и пожеланий, принялось за дело - инструментарий, принципы и разработки интегративных и компактных тестовых батарей, разработку компактного диагностического инструментария, разработку современных технологий и комплексов развивающих, коррекционных и т.д. программ. Направлять сегодня психолога (девочку-ли со ст.скамьи, опытного ли педагога, прошедшего серьезную переподготовку) без всего этого ... Дальше можно пофантазировать по поводу очевидного прогноза и исхода. Картина в целом очевидна. Если психолог образования не будет соответствовать современной школе, учителю, не будет в состоянии (даже при желании) им реально помогать - Яровые всегда найдутся, и их позиция будет усиливаться.
    НО - без гос.регулирования и координации, без гос.заказа в этом направлении, только на основе энтузиазма и научного интереса в рамках подготовки ВКР, канд. или даже докторских диссертаций реализовать столь масштабную задачу невозможно. В итоге отставание отеч. практической психологии (особенно в сфере диагностики), контраст между конкретикой и динамикой, материально-методическим сопровождением учительского труда, школы в целом и - возможностями такого психологического сопровождения и такого "вооружения" психологических кадров сегодня даже значительно выше, чем в 1980-90-е годы, годы романтических ожиданий от массовой психологии. Сегодня этих ожиданий нет, контраст выше. Значит, и действовать надо бы в ином масштабе. В государственном.
  5. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума



    Александр Георгиевич, я думаю, что глагол ДОЛЖЕН не очень уместен в таком деликатном и слабо формализованном деле. как педагогика. У нас в стране все и так забюрократизированно выше всякой меры. Если Ваши в целом разумные пожелания попадут в руки какого-то бюрократа из министерства образования. то возникнет документ страниц на 500, где бедному школьному психологу пропишут все что он ДОЛЖЕН и все, что НЕ ДОЛЖЕН. А потом будут требовать отчетов по всем этим пунктам и наказывать штрафами за невыполнение.
    А насчет этого предложенного Вами долженствования:

    я не согласен. В школе, особенно в старших классах подход "Я начальник- Ты дурак" во-первых, не пройдет, а во-вторых погубит главную цель педагогики - "Воспитание и развитие личности". Мы же не об армии говорим, где формируется безусловное подчинение. мы хотим выпускать из школы думающих молодых людей, обладающих чувством собственного достоинства.
  6. Беребин М.А.

    Беребин М.А. Активист

    Александр ГЕоргиевич!
    Почти полностью согласен с тем, что Вы говорили и здесь (особенно с
    "Нет для этого ресурсов, да и практический технологический потенциал нашей
    психологии просто слабоват. Те, кто закладывал основы психологической службы,
    увы, не умели оценить, просчитать эти ресурсы...

    это, вероятно, системная ошибка при попытке трансляции и транспонирования академической психологии в любую предметную область, не только в образование и педагогику
    Но, с другой стороны, не могу согласиться с Вашим:
    " хорошего спортивного психолога надо выращивать из хороших спортсменов и хороших тренеров и т.п. Хорошего инженерного психолога надо выращивать из хорошего инженера (по конструированию человеко-машинных систем). Хороший судебный психолог обязан иметь юридическое образование и опыт работы в судопроизводстве.
    По собственному опыту и опираясь на позицию своего Учителя Л.И.Вассермана, могу сказать , что при таком подходе чаще всего
    получаются "высокопсихологизированные спортивные (инженерные, судебные и т.п. ) специалисты, а не психологи... Это вовсе не значит, что или те, или другие не нужны системе, просто "идеальный конечный результат": желательно , чтобы и "профи", и "неофиты" разговаривали на общем языке, сохраняя идентичность и в "первой" , и "во второй" предметной области.... Сложно, согласен, особенно если учесть, что нужны и линейные специалисты (хоть "педагоги" [ тренеры, инженеры, юристы, врачи и т.п.]), и собственно психологи, чей авторитет не определяется "девчушкостью вылупления с университетской скамьи"
    Согласен с тем, что описано Вами чуть позднее (ниже по тексту), особенно с трендом "эгоизма" и 2-мя "постановочными" вопросами..
    ps/ про "услуги" - отдельная "болюга", в здравоохранении это сейчас вообще тупик, уже приведший ее в лоно чисто коммерческого подхода , а не того, чем на самом деле медицина являлась со времен Гиппократа и Асклепия
    М.А.
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  7. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. Локомотив

    Коллеги, я выбрал "свой вариант". Много писать не буду. 1) Такие "школьные психологи", которые сейчас в большинстве своем работают в школах, школе не нужны. Более того, даже вредны. 2) Вообще школьные психологи школе нужны, даже необходимы. Учителю - учителево, психологу - психологово. 3) Следовательно, необходимо менять подготовку школьных психологов в университетах (категорически запретить какие-нибудь 6-месячные курсы, нужна разумная концепция психологической службы в школе и центрах, с профилированием подготовки, и т.д.) и менять законодательный статус школьного психолога. Но как говорил когда-то наш вождь, это архитрудная задача.
  8. Курбанов Р.А.

    Курбанов Р.А. Участник

    Уважаемая Нина Александровна! А откуда Вы взяли интервью с Асмоловым А.Г. по поводу предложения И. Яровой? Можете дать ссылку?
  9. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Ссылку дать не могу. Это интервью выйдет в среду в "Новой газете". Это мне лично прислал Александр Григорьевич ( я виновата в том, что импульсивно его переслала)
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  10. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Согласен, но за последние 20 лет столько концепций создавалось...велась подготовка, но "воз и ныне там". Больше 10 лет назад мы с Натальей Нижегородцев ой написали небольшую заметку "Подсказки начинающему школьному психологу" см. http://flogiston.ru/articles/educational/psy_s
    Подробнее не могу прокомментировать все сообщения в теме, но внимательно их читаю.
  11. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Коллеги, обратите внимание на комментарии к заметке "Подсказки..." По ссылке в предыдущем моем сообщении
  12. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. Локомотив

    Юрий Александрович, мне кажется, что попытка изменить положение одним махом, путем реформы в России, как у нас привыкли делать, обречена на провал. Я сторонник "теории малых дел". Может быть, начинать с каких-то отдельных, более-менее готовых к преобразованиям частных школ, менее зависимых от бюрократии, создавать в них возможные модели психологической службы, и т. д. Тогда и "Подсказки" пригодятся.
    Тарасенко Н.Н. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юрий Викторович,

    допускаю, что с частотой встречаемости слов "должен" я в дискуссионном
    запале мог вчера немного... гм... переборщить. Но все-таки "должен" - это
    обычный язык нормативных предписаний в любом профессиональном
    стандарте. Стандарт базируется именно на "долженствовании", а не
    на "возможностях" и тем более не на "пожеланиях".


    Что касается бюрократизации, то я как раз ПРОТИВ бюрократического
    избыточного контроля за этой сферой и за большее доверие к исполнителям
    на местах. Что надо контролировать - это результат, а не процесс. Например,
    мы можем измерить в настоящее время "Индекс профориентированности"
    старшеклассников в определенной школе. Это может (и должен) делать
    не психолог, который числится в штате данной школы, а психолог-методист
    из района. Тем более, если у него на вооружении современные высокопроизводительные
    компьютерные тесты (меньше кустарной низкопроизводительной работы).
    Школьному коллективу (включая школьного зама по воспитательной работе)
    НЕ НАДО будет самим измерять, что получилось, а надо думать о том, КАК

    поднять индекс профориентированности. Им не надо диктовать, КАК это
    делать, а предложить методические пособия - варианты разных возможных
    решений. Пусть выбирают такие, которые лучше соответствуют их местным
    условиям и отвечают за результат. Индекс профориентированности - это лишь
    один из возможных примеров...


    А уважение к личности школьника - это продукт еще и встречной активности
    самого школьника (и его родителей), который должен добиваться этого уважения
    своими учебными и внеучебными достижениями. Все члены общества должны знать,
    что уважение - это вещь, которую надо ценить, к которой надо стремится и,
    завоевав которую, надо ее беречь. А "засранцы" (усилю слово "сопливые"),
    которые даже в школьный туалет аккуратно сходить не могут, еще не заслуживают
    никакого автоматического уважения. Если мы не будем воспитывать у детей
    уважение к старшим (к учителям) за то, что они смогли стать полноценными гражданами,
    смогли завоевать право на уважаемую профессию, право на то, чтобы учить детей
    (это в обществе должно стать Великим Достижением Гражданина),
    то нарушается вся логика, вся шкала достижений, на которой ребенок
    обязательно ДОЛЖЕН увидеть себя... ВНИЗУ, а не наверху без всяких на
    то оснований. Перед ним надо ясно прочертить путь РОСТА его знаний
    и умений и... прав, которые должны появляться именно по мере достижения
    знаний и умений, а не по прошествие лет. Нет у человека прав гражданина
    лишь по факту рождения, эти права надо завоевать - аттестат зрелости
    должен стать результатом серьезных усилий, многолетнего труда школьника.


    Иначе социальное мироустройство просто РУШИТСЯ, что и происходит
    у нас на глазах, а противостоят этому процессу энтропии сейчас главным
    образом... семейные традиции в традиционных семьях, а также традиционные
    учителя, умеющие показать своим ученикам правду о том, где они еще пока
    находятся на социальной лестнице - пока у них нет знаний, нет умений...


    Спасибо Вам за активное участие в дискуссии.

    Ваш АШ





    Завоеванная Н.С. нравится это.
  14. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Юрий Александрович! Прекрасные "подсказки"!
  15. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемый Александр Георгиевич! Спор по поводу Вашей позиции может быть бесконечным. На мой взгляд, учитель своим поведением должен завоевать авторитет у детей и должен стать образцом для подражания. У наших детей есть общность опыта, которого никогда не было у нас - они в прямом смысле этого слова живут в Интернете. И в этих условиях навязывать им " должные" взгляды на жизнь , на мой взгляд, ,бессмысленно.
    А когда молодой ( или не молодой) учитель при учениках оскорбляет их самих, их семьи - он заслуживает уважения и почитания? Я не согласна. С уважением. Н.А.Пастернак
  16. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    Декан сегодня на заседании кафедры сказал, что Яровая извиняется, мол, журналисты не так поняли: нужны и психологи, и "воспитатели".
  17. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Как можно не так понять то, что сказано прямо?
    "Детям не нужны психологи, а нужны воспитатели. (...) В России всегда воспитание было главным. Психологи - это не та миссия. Нам в школу нужно вернуть воспитателей на штатной основе с заработной платой", - заявила Яровая в среду на заседании рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия России.
    "Предложение министерства вернуть не воспитателей, а внедрить психологов - это, на мой взгляд, совершенно опасная история. Это какое-то заблуждение", - сказала Яровая. Она отметила, что намерена "обратиться к министру образования пересмотреть подход по внедрению психологов взамен воспитателей".
    Источник: Интерфакс

    Кринчик Е.П. нравится это.
  18. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    Как говориться, за что купила... ;)
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  19. Тарасенко Н.Н.

    Тарасенко Н.Н. Активист


    Юрий Александрович, очень хорошая статья и подсказки. На мой взгляд, и сейчас актуально. Спасибо.
    Когда я начинала в 92-м году работать в школе как совместитель, примерно такие рекомендации давала начинающим психологам. Тогда мы начали готовить педагогов-психологов по второму образованию на базе педагогического. Многие, кто тогда начинал, и сейчас работают в школах, очень грамотно работают, получили еще и дополнительные курсы по разным направлениям деятельности психолога, участвуют в научных конференциях, практических фестивалях. И любят свою работу. Молодым, кто начинал после первого образования, было труднее, но на уровне городского методобъединения у нас хорошо развита взаимопомощь, поддержка. Сейчас уже есть и те, кто начинал после первого образования, но уже приобрели опыт и продолжают работать в школах. Наверное, это плюс маленького города со своим вузом: легче организовать взаимодействие, мы всегда помогаем нашим выпускникам, сотрудничаем с Управлением Образования г.о. И в школах к психологам относятся с уважением, поэтому как-то странно слышать о том, что после стольких лет работы психологической службы, мы опять обсуждаем, нужен ли психолог в школе. Нужен, необходим. Статус руководителя психологу не только не нужен, но и вреден для работы с коллективом. Нужно хорошее взаимодействие с директором, его заместителями, рабочий альянс, но не руководящая должность.
    А подготовка - да, сейчас, с введением бакалавриата подготовка ухудшилась. Очень сократились аудиторные часы. Стали говорить, что теории много не нужно, надо готовить практиков. Но в психологии не может быть хорошего специалиста без понимания теоретических закономерностей развития. И в диагностике недостаточно знать методики, надо понимать, для чего они тебе, что можешь увидеть, и что потом будешь делать с результатами. О подготовке говорить, конечно, нужно.[/quote]
    Последнее редактирование модератором: 5 мар 2018
    Кринчик Е.П. и Булгаков А.В. нравится это.
  20. Белянин В.П.

    Белянин В.П. Участник

    это то же самое ,что и бойкот выборов.
    Надо, думаю, написать письмо туда и заставить их дать ответ (не знаю, как это сделать, т.к. на мои письма редко отвечают.
    Тарасенко Н.Н. нравится это.