1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Тесты обучаемости?

Тема в разделе 'Тукачев Ю.А.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 8 июн 2018.

  1. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    "Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться", - сказал как-то Элвин Тоффлер.

    Коллеги, а что есть из интересных инструментов для оценки обучаемости?

    ---
    "Мы живем в совершенно особое время ... единственное время, когда мы можем экспериментально проверить, что мы живем в совершенно особое время!" (С) Лоуренс Краусс
    Никитина И.А. и Кринчик Е.П. нравится это.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Предполагается, что тесты на интеллект не измеряют обучаемость?
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  3. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Локомотив Команда форума

    Л.Готтфридсон (1997): «Интеллект включает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро обучаться и приобретать опыт»
  4. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Классиков наших читайте, ребята!
    Обучаемость измеряется способностью переносить приобретенное умение на новый материал.
    Как умение приобретено - неважно. Либо тебе показали-научили, либо ты сам сообразил, либо немного сам и немного подмогли (лучший вариант)... Но если смог потом это применить на новом материале, в новой задачке - это она и есть, обучаемость.
    Специальных тестов на обучаемость я не знаю. Обычно это качество выявляется в процессе взаимодействия психолога (педагога) с ребенком. Может и есть, но тогда его структура должна быть чрезвычайно сложной. Есть переводная книжка про способность к переносу (помимо исследований по творческому мышлению у Пономарева). Может, там есть что? Я уже не помню.
    Гик М.Л., Холиок К.Дж. 1990. Когнитивные основы переноса знаний. - М.: ИНИОН. У меня есть ксерокопия этой книжицы (она небольшая), но в электронном варианте нет.
    Может, это и к лучшему, что тестов нет. Поскольку эти тестирования уже достали всех. Давно известно, что тест годится лишь для изучения массовых тенденций, а для персонального приговора - бесполезно.
    Вон вчера заметочка была, что успешного руководителя отличают всего два качества: жадность и недоверчивость. По поводу первого, правда. комменты были. что это скорее всего расчетливость и что мол скупой платит дважды. Но скупость и жадность - не одно и то же. И я почему-то склонна согласиться с этими двумя качествами. В смысле, что они - главные для руководителя. )))
    Последнее редактирование: 9 июн 2018
  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Светлана, эмоциональные обобщающие реакции по типу "эти тестирования уже достали всех" считаю такой же комичной и непрофессиональной, как реакцию типа "эти сосиски всех достали" ;) Ну очень разные сосиски бывают и если Вы покушали за 150 рублей за кг, то нельзя генерализировать вашу реакцию, да? То есть, потребитель может, а производитель?

    Юрий и Никита,

    я считаю, что тесты Интеллекта не равны Методикам на Обучаемость.
    Почему? - Для меня это более комплексный диагностический конструкт,
    который включает соответствующий кроме когнитивного компонента,
    определенный мотивационный и поведенчески-регулятивный (волевой)
    компонент.


    Методика на обучаемость может опираться на методику тестирования,
    но не сводится к ней. В моем понимании, это серия сеансов тестирования,
    позволяющая реконструировать объективную "кривую обучаемости",
    отражающую желательный рост баллов от попытки к попытке.


    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 9 июн 2018
  6. Со студентами это просто. Экзамен, зачёт, курсовая, текущие контрольные работы и т.п. У нас теперь ввели 100-балльную систему оценки, так что, обучаемость можно оценить дифференцированно.
    Хотя хороший преподаватель и без контроля успеваемости умеет оценить обучаемость студентов иностранным языкам, уже на первом курсе видно, у кого какой потенциал - просто по наблюдениям на практических занятиях.
  7. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Александр Георгиевич, я категорически не согласна, что методика на обучаемость может быть построена как серия сеансов тестирования, позволяющая реконструировать объективную "кривую обучаемости". Полагаю, что это будет кривая осведомленности. Для выявления обучаемости принципиально, чтобы при первом тестировании было понятно, что испытуемый раньше не владел этим приемом, этим умением. И даже если вы сумеете это обеспечить, то во втором тестировании вы получите лишь результат по освоению одного приема. Это далеко не вся обучаемость. Она в разных сферах бывает разная, зависит от ЗБР и общего уровня интеллекта, но зависимость эта не прямая.
  8. Грицков В.Л.

    Грицков В.Л. Участник

  9. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Грицков В.Л. нравится это.
  10. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Я несколько озадачен реакцией коллег. Хотя, если подумать, то нет. Долиннеевский период в психологии ещё даже не заканчивался, ибо только психологи могут так небрежно относиться к своим понятиям.
  11. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, спасибо! Я не стал давать определение обучаемость, но именно Вы смогли озвучить то, что я хочу измерять.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  12. Шатров Ю.И.

    Шатров Ю.И. Активист

    Юра, для меня остаётся вопрос, а есть ли у нас, психологов, понятия, которые должны существовать в отрыве от внешних критериев - показателей эффективности или, как минимум, поведения? Для меня ответ - скорее нет.

    Психологи (а я себя к ним отношу) могут сколь угодно долго жонглировать ментальными конструктами, но пока всё к реальности не имеет отношения - и их деятельность "нереальна".

    Это к теме соотношения интеллекта, обучаемости и проч. Если люди с более высоким интеллектом показывают более высокие успехи в обучении (формализованные в оценке руководителя на новом месте работы, рез-та теста на выходе из программы развития) - то да, интеллект можно считать фактором широкого понятия "обучаемости".
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юра (Тукачев),

    некоторым коллегам кажется, что я что-то "странное" выдумал, но по этой схеме выполнено очень немало экспериментальных работ.
    Причем не только в духе классических экспериментов Эббингауза, которые построил первым, как известно, кривую забывания и кривую запоминания. Рекомендую посмотреть схемы экспериментов, описанных в 4-м томе "Экспериментальной психологии" Поля Фресса и Жана Пиаже (1973 год). "Научение" - это очень бихевиористский конструкт и просто "грех великий" не использовать объективистские операциональные индикаторы его эффективности.


    Ваш АШ

    P.S.

    Конечно, каждый новый тест в серии тестов должен включать, как минимум, часть новых заданий - таких, которые не встречались в прошлых попытках. А заключительные экзаменационные тестовые сеансы должны ЦЕЛИКОМ состоять из новых заданий. Требования к "самообучающимся автоматам" (роботом, распознающим образы) было хорошо формализовано еще на заре кибернетики примерно в середине прошлого века: обучающая серия тестов устроена всегда несколько иначе , чем экзаменационная.

    АШ




    Последнее редактирование: 10 июн 2018
  14. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Добрый день!
    Я внимательно прочла обе статьи. Еще раз моя благодарность - это оказались весьма полезные публикации.
    Та, что про способность к обучению у взрослых, содержит в основном уже известные вещи, но в очень грамотном обзоре, с авторитетными подтверждениями в эмпирическом и теоретическом аспектах. Это очень важно.
    .
    А вот та, что про тестирование, меня и порадовала и удивила немного. Удивила тем, что такую сложнейшую работу уже сделали и теперь не нужно изобретать велосипед.
    Удивила также тем, что я выдвинула похожее понятие в своей кандидатской диссертации (жалею, что не стала его развивать и продолжать исследования дальше). Это понятие рефлексивной гибкости. 1995 год.
    .
    Есть и спорный момент. Два последних пункта. Шкала критичности и шкала гибкости в обучении - это, скорее, показатели эффективности мышления как такового. То есть эти шкалы гораздо шире, чем просто обучаемость. Безусловно, если у человека невысокая обучаемость, то эти показатели у него тоже будут невысокими, поэтому заказчики теста могут быть вполне удовлетворены.
    Но тем не менее, если говорить узко только задаче выявления показателя обучаемости (и укорочения процедуры диагностики), то она не решена в этом тесте.
    Кринчик Е.П. и Хохлов Н.А. нравится это.
  15. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Александр Георгиевич, то, о чем Вы пишете, видимо, уже осуществили эти ребята (ссылку дал В.Л. Грицков):
    http://www.ecopsy.ru/wp-content/uploads/2014/02/Lurie_SUP_01-2014.pdf
    .
    Но (я уже написала это в ответе Грицкову и хочу еще Ваше внимание обратить):
    Шкала критичности и шкала гибкости в обучении - это, скорее, показатели эффективности мышления как такового. То есть эти шкалы гораздо шире, чем просто обучаемость. Безусловно, если у человека невысокая обучаемость, то эти показатели у него тоже будут невысокими, поэтому заказчики теста могут быть вполне удовлетворены.
    Но тем не менее, если говорить узко только о задаче выявления показателя обучаемости (и укорочения процедуры диагностики), то она не решена в этом тесте. В узком смысле эту задачу почти невозможно решить в тестовом варианте.
    .
    Отдельно хочется обратить внимание на пункт статьи "LATe: ограничения и типичные ошибки внедрения".
    .
    А еще мне очень нравится оговорка в статье про то, что "Как и любой тест, LATe решает задачу отбора (отсева), а не выбора". В этом смысле меня устраивают тестирования. Но, к сожалению, в России не только "...недостаточно внимания уделяется администрированию теста" (цитата из этой статьи), но и забывается, что тест - инструмент отсева, а не выбора.
    .
    Также хочу в этом контексте и похвастать и покаяться одновременно: я выдвинула похожее ( похожее по конструкции на то, что описано в процедуре теста) понятие в своей кандидатской диссертации. Это понятие рефлексивной гибкости. 1995 год. Каюсь в том, что не стала развивать это понятие и продолжать исследования дальше. Между прочим, понятие "эмоциональной гибкости" Л.М. Митина также сформулировала с оглядкой на мое определение (это заметно по содержанию), но не сделала ссылки.
    .
    Прошу прощения за тон, который может показаться резким. Но это не так. Это просто голая конкретика (специфика того, что принято называть "критическим мышлением", без заискивания и вежливых раскланиваний. Мне всегда думалось, что именно такой тон наиболее уместен для научной дискуссии. И на самом деле это очень актуальная дискуссия, за что отдельное спасибо (видимо, я тоже начинаю раскланиваться).
    Последнее редактирование: 11 июн 2018
  16. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Юра (Тукачев)
    В ответ на вот эти слова: "Александр Георгиевич, спасибо! Я не стал давать определение обучаемость, но именно Вы смогли озвучить то, что я хочу измерять".

    То, что ты уже хочешь измерять, уже осуществили эти ребята (ссылку дал В.Л. Грицков):
    http://www.ecopsy.ru/wp-content/uploads/2014/02/Lurie_SUP_01-2014.pdf

    Не вижу смысла изобретать велосипед. Видимо, оптимальнее сделать хорошую авторскую адаптацию.
  17. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Светлана Леонидовна, напомните, пожалуйста, когда мы перешли на ты?

    Теперь по существу: Я прекрасно знаком с LATe

    Удивительно читать рекомендации "не изобретать велосипед", но я не могу с этим согласиться. Утверждать так, значит ограничивать как развитие самой психологии, так и себя как профессионала.

    По поводу авторской адаптации: вот все (ну или почти все) беды отечественной психодиагностики являются следствием деятельности "по авторской адаптации" и "творческой переработки".

    Сугоняев К.В. и Шатров Ю.И. нравится это.
  18. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Юрий, мы не перешли "на ты"? Возможно. Исправлюсь. Хотя мне помнится, что на Фейсбуке мы начинали запросто. Ну да ладно.
    По поводу стремления не ограничивать себя - это весьма похвально, абсолютно согласна.
    Нисколько также не сомневаюсь, что, в отличие от меня, Вы знакомы с подавляющим большинством разработок в тестологии. Однако я не случайно привела цитату вашего ответа Шмелеву. Потому, что, насколько я умею понимать, его представление почти буквально воспроизводит алгоритм тестирования, изложенный в упомянутой статье. Еще раз его слова: "Конечно, каждый новый тест в серии тестов должен включать, как минимум, часть новых заданий - таких, которые не встречались в прошлых попытках. А заключительные экзаменационные тестовые сеансы должны ЦЕЛИКОМ состоять из новых заданий. Требования к "самообучающимся автоматам" (роботом, распознающим образы) было хорошо формализовано еще на заре кибернетики примерно в середине прошлого века: обучающая серия тестов устроена всегда несколько иначе, чем экзаменационная".
    А кроме того, в первом абзаце этого комментария А.Ш. имеется ввиду научение, а не обучение и не обучаемость - все три понятия существенно различаются, как Вы понимаете. Мне лишь не совсем понятно, во втором абзаце (цитата выше" он уже перешел от "научения" к "обучаемости" или нет? Пожалуй, спрошу у него самого.
    Еще раз прошу не обижаться на мой тон. Ничего личного в нем нет. Это обычное проявление специфики научного критического мышления. Когда думаешь о чем-то важном, торопишься высказать мысль и нет ни сил, ни времени подумать о том, как эмоционально это будет воспринято. Это хрестоматийные истины. )))
    .
    А теперь самое главное для меня: Я абсолютно согласна, что "...все (ну или почти все) беды отечественной психодиагностики являются следствием деятельности "по авторской адаптации" и "творческой переработке". Так вот именно поэтому важно, чтобы адаптацией занимались профессионалы высокого уровня, как вы! Тем более, что только профессионал высокого уровня может качественно переработать "адаптацию" до уровня "авторской модификации". Просто жаль Вашего времени и сил!
    Последнее редактирование: 11 июн 2018
  19. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник


    Александр Георгиевич, хотелось бы уточнить, что Вы имели ввиду.
    В первом абзаце этого комментария Вы написали про научение, а не обучение и не обучаемость. А ведь в традициях русской науки все три понятия существенно различаются, как Вы понимаете. Но из контекста мне не совсем понятно, во втором абзаце Вы уже перешли от "научения" к "обучаемости" или нет? Или там переход лишь к "обучению"?
  20. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Существует обучающий эксперимент. Грубо говоря, используется дозированная система подсказок ребенку при совместной деятельности экспериментатор - ребенок. Очень полезная патопсихологическая методика для объективного установления степени интеллектуального отставания (олигофрении). Позволяет проводить дифференциальную диагностику между социально-педагогической запущенностью и слабостью аналитико-синтетический возможностей мышления. Я всегда провожу методику на материале "Кубиков Кооса".