1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Визуальные достоинства студенческих докладов и... логические слабости

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 20 дек 2019.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Мда... коллеги, критикуя нередко своих студентов на спецкурсе "Психология конкуренции" я должен признать, что визуальное оформление докладов-презентаций почти каждый год все растет и растет.

    Другое дело - это логика, это умение применять категориальный аппарат для анализа случаев... Вижу, что начинать учиться этому на пятом курсе - это явно поздно.

    Но все-таки, уходя из МГУ, я буду, конечно, очень скучать и грустить по этому формату занятий, которые крайне трудно где-то еще воспроизвести кроме МГУ: когда не преподаватель сам все время вещает, а может послушать и посмотреть красивый студенческий доклад, а потом попытаться проанализировать вместе с участниками достоинства и недостатки этого доклада.

    ... частенько по утрам я просыпаюсь с мыслью: "А зачем я ухожу из МГУ? Ведь меня еще не гонят оттуда?". Но отвечаю себе: "Надо все делать во время... Пусть тебя кто-нибудь вспомнит все-таки еще не совсем дряхлым профессором..."

    Море.jpg


    Худ гимн.jpg
  2. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич,

    сама люблю красивое, аккуратное оформление, но еще больше люблю хорошую по содержанию работу. Надеюсь, что у этих двух девушек были хорошие работы

    Прочтя Ваш текст...Я загрустила..и вспомнила разговор двух соседей из фильма "Белые росы":
    - Страшно сказать: трудностей не будет ни-ка-ких...
    -Ну, трудности я тебе буду создавать, ты не беспокойся...

    :);)
    Шмелев А.Г. нравится это.
  3. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Александр Георгиевич! Зачем!?! Почему!?!
    Не рано ли? Студентов жалко! А лаборатория?
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемая и дорогая Елена Петровна,

    спасибо за сформулированные Вами вопросы, которые я воспринимаю как персональный комплимент. Наверное, следовало бы ответить на каждый из этих вопросов (и "зачем", и "почему"). Но в публичном режиме есть, наверное, смысл ответить на 2 последних вопроса:

    1) Про студентов. Вы на этом форуме много видите студентов? А я ведь их сюда приглашаю каждый год... Впрочем, так было всегда - с момента создания этого сообщества (студенты - это скорее исключение). Но... в последние годы к этому добавился и такой факт: студенты перестали видеть во мне своего научного руководителя - никто не просится в курсовики или дипломники. Это самый важный сигнал.

    2) А Лаборатория "Гуманитарные технологии" остается, но она уже давно создана и функционирует ВНЕ факультета психологии МГУ, ибо на факультете никто из деканов ни разу за 40 лет мне не предложил создать официальную лабораторию. В защиту деканов надо, видимо, предположить следующее: они привыкли, наверное, к тому, что у них просят создать лабораторию, а я не очень-то и просил. Просить не умею и не люблю. Нет, кое-что я просил... Я не раз просил оставить моих учеников в качестве преподавателей по курсу "Общая психодиагностика", ибо это были самые подготовленные люди для преподавания этой дисциплины. Это я просил. Неудачно... Ни один из девяти моих защитившихся аспирантов не получил места на факультете. Я давно понимал, что означает этот "сигнал", но ради контактов со студентами сам оставался на факультете. Теперь об этом можно говорить совершенно спокойно, так как времена, когда все это имело смысл, уже совсем прошли. Я раньше плохо понимал моих учеников, которые сами уже не хотели оставаться на факультете. А самые последние ушли, просто бросив и на завершив обучение в аспирантуре. Теперь я лучше их понимаю, ибо в других местах они получают объективно больше возможностей для профессиональной самореализации.

    С уважением,
    А.Г.Шмелев






    Завоеванная Н.С. нравится это.
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Спасибо, Александр Георгиевич ,за ответ. Все верно и очень грустно, даже более того.
    Но есть Вы и есть лаборатория . Это главное.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Елена Петровна,

    но и в пережитом и прошлом надо искать что-то хорошее. Надо признать, что и этого было немало. И это уже счастье и удача! Какие-то замыслы все-таки удалось реализовать на факультете. И за это надо с признательностью вспоминать всех, кто этому содействовал. Поэтому в книге "Практическая тестология" у меня так много имен в разделе "Благодарности". Просто годы достались для всех трудные. Особенно 90-е. Другое дело, что кто-то другой на моем месте смог бы, возможно, добиться лучших результатов для процветания той же психодиагностики. Хотя, например, ни Столину, ни Пантилееву Ученый совет не пошел в свое время навстречу когда они хотели создать кафедру (или лабораторию) по этой тематике и готовы были на этом пути больше, чем я, преодолевать бюрократические барьеры. А у меня... у меня есть ощущение, что я сделал почти все, что мог...Ухожу, можно сказать, с чистой совестью: наверное, я успел за 40 лет отдать родному факультету не меньше того, что получил. Другое дело, что не все из того, что я мог и хотел отдать, пришлось "ко двору". Например, мои выступления насчет лицензионной чистоты методических инструментов мало кто воспринимал... Но такое отношение к этому вопросу характерно не только для сотрудников факультета, но и почти для всех организаций в нашей стране. Методическая незрелость и правовой нигилизм.

    С уважением,
    АШ



  7. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    На факультете как и в стране.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  8. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, Вы уходите из МГУ?
  9. Семенова С.Н.

    Семенова С.Н. Активист

    Ваше решение об уходе с факультета вызывает уважение. Печально, что будущее поколение психологов на факультете не будет иметь возможность слушать Ваши лекции и обучатся практической тестологии.
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Да, Юра.

    На самом деле не первый год об этом уже размышлял.
    Теперь понял, что пора. Нужна очень большая энергетика,
    чтобы просто даже продолжать то, что делалось, чтобы уровень
    не сползал под давлением очень слабой части студентов (и сотрудников,
    которые этим слабым студентам искренне сопереживают). Но и этого
    уже недостаточно, надо осваивать и внедрять что-то еще
    более новое, а для этого нужна и сверхэнергетика, и сверхмотивация,
    которых у меня уже нет.


    Зато, Юра, я надеюсь, что в дистанционном режиме я смогу немножко
    улучшить качество подготовленных материалов. От идеи сделать "Дистанционную
    ПсихоМетрическую Школу" и полезней, и понятней, чем она сделана сейчас,
    я еще не отказываюсь. Более того - я этим увлечен :) Заявок уже достаточно,
    чтобы третья Зимняя школа-2020 состоялась (было две школы -
    зимняя и летняя 2019 года). И это уже радует.


    С уважением,
    АШ


    Тукачев Ю.А. нравится это.
  11. Маслова К.Е.

    Маслова К.Е. Участник

    Грустная новость. Вдохновения на новые рабочие высоты!
  12. Маслова К.Е.

    Маслова К.Е. Участник

    Здорово, что планируется улучшение материалов по "Дистанционной ПсихоМетрической Школе". Однако они уже и сейчас очень богаты интересными фактами, которые изложены в понятной форме! (Очень крутой проект!) Но нет предела совершенства;)
  13. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, понимаю.

    Вспоминаю, как мне тяжело далось решение о том, чтобы уйти из вуза. Было много идей, планов и проектов. Нравилась работа со студентами.
    Грянул кризис, экономический вопрос подтолкнул к такому решению -- уйти в практику. Сейчас даже не могу точно сказать, было ли это решение верным.

    С другой стороны, я поддерживаю Вашу идею, с опорой на оставшуюся энергетику и мотивации, заниматься развитием проекта по дистанционному обучению в рамках "ПсихоМетрической школы". Очень важно, что есть спрос, есть отзывы. Хорошее дело!

    Шмелев А.Г. и Кринчик Е.П. нравится это.
  14. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, а как насчет дистанционного курса "Психология конкуренции"?
    Шмелев А.Г. и Кринчик Е.П. нравится это.
  15. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Лидер Команда форума

    Новость не просто печальная, но с каким-то привкусом безнадеги...
    Все это похоже на приговор современной российской психодиагностике.
    Иногда складывается такое впечатление, что авторы печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. продолжают определять сегодняшнюю повестку дня.
    Не столь прямолинейно, как 80 с лишком лет назад, но результат схож
    Кринчик Е.П. нравится это.
  16. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Нужна очень большая энергетика,
    чтобы просто даже продолжать то, что делалось, чтобы уровень
    не сползал под давлением очень слабой части студентов (и сотрудников,
    которые этим слабым студентам искренне сопереживают). Но и этого
    уже недостаточно, надо осваивать и внедрять что-то еще
    более новое, (!!!) а для этого нужна и сверхэнергетика, и сверхмотивация,
    которых у меня уже нет.


    Как жаль,Александр Георгиевич! НО увы много сил и энергии было потрачено Вами на то,чтобы делать свое дело так ,как как Вы считали нужным.
  17. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Это совсем не простой вопрос, Юрий.
    Совсем не уверен, что на эту тему уже сложился круг
    заинтересованных участников (слушателей).


    С ув,
    АШ



  18. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Константин Владимирович,

    не стоит проводить такие буквальные параллели, как мне кажется.
    Ведь сравнительно недавно удалось завоевать для психодиагностики такое
    множество часов в программу подготовки нынешних студентов, которые
    даже нет кадровых сил освоить на качественном уровне. Просто многие трудности
    являются следствием прозябания вузовской науки в целом - по уровню
    ее финансирования в сравнении, например, с банковским или топливно-
    энергетическим сектором. Туда и уходят молодые амбициозные и
    способные люди. А если бы не так, то мне бы и раньше, наверное,
    пришлось бы уступить свое место более энергичным и молодым
    специалистам. Но тогда я бы это сделал с более спокойным сердцем.


    С уважением,
    АШ



    Последнее редактирование: 21 дек 2019
    Сугоняев К.В. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  19. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, время всё расставит на свои места.
    Я считаю себя Вашим учеником, т.к. курс психодиагностики в своё время произвёл на меня большое впечатление и повлиял на мои профессиональные интересы. Во многом благодаря этому в 2015 году на кафедре нейро- и патопсихологии нами с М.С. Ковязиной был разработан курс "Количественные методики в нейропсихологии", который мы вели в весеннем семестре 2014-2015 учебного года. Затем этот курс был трансформирован в другой курс "Количественный подход в нейропсихологической диагностике", в котором я эпизодически веду 2-3 занятия. Но это положило начало обучению нейропсихологов количественной психодиагностике. Кроме этого, я всем своим ученикам рекомендую читать Ваши книги и цитирую Ваши работы в своих статьях.
    Уверен, что я не один такой. Многие из Ваших бывших студентов передают Ваши идеи своим ученикам, развивают их и создают что-то новое.
    В истории научной психологии останется Ваше имя. А имена захвативших факультет функционеров будут преданы забвению.
  20. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Никита Александрович, спасибо за добрые слова.

    Мне безусловно приятно, что удалось лично Вас привлечь не только к работе над методиками, но и к процессу преподавания психодиагностики. Я был бы очень рад, если бы Вы смогли полней реализовать свой потенциал именно в области преподавания. Но... давайте не будем в этом публичном пространстве упражняться в терминах типа "функционеры". Приходится самокритично признать, что многие ученые-психологи, которые сориентированные исключительно на содержательную работу, в разные времена частенько уступали инициативу и управленческие позиции тем специалистам, которые не гнушались черновой административной работы. Так происходило и раньше во многих отраслях науки, и не только в психологии. Между бюджетным финансированием постоянных организаций и временных проектных команд только в самое последнее время в нашей стране начал устанавливаться более гармоничный баланс - после длительного периода абсолютного доминирования бюджетного финансирования, что приводило к функционированию науки и наукоемкого образования по феодально-иерархическому типу, который неминуемо приводил к застою.

    С ув,
    АШ