1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Личные ощущения и психологические барьеры на пути к внедрению инноваций

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 30 ноя 2021.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    [​IMG]


    Итак, коллеги, о чем я думаю? А думаю сегодня несколько в отвлеченном философско-технологическом разрезе вот о чем. О том, как тяжело в нашей стране пробивали себе дорогу разные инновации - по многу лет они уже были известными (на слуху), но ими люди все-таки не пользовались. Речь идет про такие исторические изобретения, как, например, электронная почта. Но... давайте до порядку. До почты все началось у меня с применения экзаменационных тестов в режиме диалога с компьютером.

    ТЕСТЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССАХ

    В 1981 году я - молодой ассистент факультета психологии МГУ (вчерашний выпускник аспирантуры) - получил доступ к первому в МГУ дисплейному классу на базе мини-ЭВМ СМ-4 (этот класс стоят в корпусе "Второй гумфак" на Ленгорах, где располагался, например, факультет ВМК - Вычислительной математики и кибернетики). И в порядке эксперимента я внедрил по моему поточному курсу "Основы психодиагностики" в статусе доэкзаменационного зачета компьютерное тестирование знаний студентов в режиме диалога с компьютером: пока не даешь на 20 случайных вопросов хотя бы 16 правильных ответов (не менее 80 процентов), не получаешь допуск до практикума, а следовательно в перспективе и до основного экзамена. Потом выяснилось, что 20 вопросов в сеансе из банка в 100 вопросов выбирать в случайном порядке - это маловато (студенты успевали к вечеру суммировать свои знания - каждые по своему варианту), на следующий год заданий в банке было уже 200, и ... процесс пошел.


    Я к чему? - А к тому, что потребовалось примерно 10 лет - с 1981 года по 1990 год, чтобы идея такого тестирования "пробила себе дорогу" в массы. Появились организации, которые стали выполнять тестирование за компьютером, а не просто проводить традиционное тестирование на бланках. Что служило тогда в 80-е годы барьером для понимания и внедрения? - А было еще просто очень мало мини-ЭВМ с дисплейными классами в стране и мало компьютерных классов на базе микро-ЭВМ (на базе персональных компьютеров). Только тогда, когда они появились люди стали воочию видеть, как это работает и ... понимать немножко вообще, о чем идет речь. Поэтому мою статью в "Вестнике Московского университета", озаглавленную "На пути к компьютерной психодиагностики", в нашей стране в том 1984 году, когда она вышла, могли понять фактически только в тех передовых вузах и школах, где реально появились к этому моменту компьютерные классы (в единичные школы в том году начали завозить Ямахи и т.п. - процесс пошел). Помню, как я вел кружки на первых персоналках - в подшефной школе номер 52 (шеф - ВЦ АН СССР), а также в детском компьютерном клубе, работавшем на Рождественском бульваре на компьютерах, подаренных Каспарову. О чем твердили основная масса психологов в эти 80-е годы на конференциях? - Догадываетесь? - Ну, конечно, о том, что компьютер никогда не заменит человека, а человек-психолог никогда не откажется от проведения классических бланковых тестов (впрочем, и сейчас многие не отказались, хотя эти тесты засветились в Интернете со всеми своими секретами и уже по большей части никак не работают).

    ПЕРЕХОД С ФАКСА НА ПОЧТУ

    Я лично начал с электронной почтой плотно работать ровно в 1990 году, но популярным стал этот вид коммуникации (всеобщим) в нашей стране только через ... 10 лет. А что делало большинство пользователей все эти 10 лет? Имею в виду не передовых ученых в данный момент, а массовых заказчиков компьютерного тестирования - пользователей в ранге практических психологов или специалистов по эйчар-оценке в организациях. - В течение всего 10-летия эти люди использовали упорно ФАКСЫ (!). Почему пользовались факсимильной телефонной связью, но не пользовались компьютерной связью? - Если мы не осмыслим причину, мы никогда не поймем до конца, что является барьером в продвижении новых современных инноваций. Минус от перехода с факса на почту был ОЧЕВИДНЫМ - прямо перед глазами, а вот плюс был не очевидным. Минус состоял в том, что надо привыкнуть использовать не цифровые номера телефона для вызова абонента, а что-то непонятное и другое - другую знаковую информацию, а именно - адреса электронной почты. И... с этим была связана туча новых "барьеров": даже если понятно, что за адрес и как он устроен, и зачем в нем "страшно непонятная собачка" (ну нужна и все тут). Но и тогда все равно НЕ понятно, куда и как адрес надо вводить (что такое адресная строка на компьютере, откуда она взялась). А самое тяжелое - это ведь НАДО ПОНИМАТЬ, как это все работает. А плюс от инновации ... это "асинхронная коммуникация" (адресат не должен быть на проводе, когда Вы отправляете ему письмо)? - Увы, этот плюс вообще нельзя УВИДЕТЬ глазами - его можно только "ощутить по ходу использования". Я уж тут не останавливаюсь на таких "мелких трудностях", как непонятная процедура "прикрепления файла к письму". Одно дело факс: подставил документ в щелочку, в которую она "затягивается" и документ "пошел". А что такое страшное слово "файл" означает? А где он лежит? А что такое имя файла? - Все это требовало осмысления...

    Самая страшная и пугающая перспектива (от которой, кстати, больше свободны дети, а не взрослые) - это использовать какой-то технический сервис, когда .... совершенно не понятно, как он работает. Детям в этом плане легче: они не понимают, что сидит внутри той или иной игрушки, они легко начинают играть с "черным ящиком" - просто нажимают какие-то кнопки и смотрят с любопытством, что получится. А взрослый испытывает кучу комплексов: "Нет, ну я же не могут как обезьяна, просто тупо нажимать кнопки и ничего не понимать, почему получается тот или иной результат". Но... прошли годы, понимать лучше НЕ СТАЛИ, но ... просто привыкли (!). Как именно автоматически письмо прокладывает маршруты в глобальной сети из тысяч серверов, связанных друг с другом, - это Вам не объяснят 99 из 100 пользователей электронной почты. Недаром я в конце 90х слышал на многих конференциях популярную присказку: "Понять - это значит привыкнуть". Главный переворот на рубеже 1999-2001 случился в другом: кто-то очень влиятельный и успешный стал говорить своим подчиненным (своим подражателям): "Делай как я! Вот я ничего не понимаю, но использую, так как огромный плюс в почте - это асинхронная коммуникация" (не надо в это время адресату тоже снимать трубку, чтобы "принять факс")". И... пробовать стали все больше и больше людей (до этого даже попробовать не хотели - боялись). Пробовать начинали многие поневоле: им сказали просто: "Пишите мне - у меня на визитке мой email" и ... куда деваться, начали писать. И по мере пробования возникли новые ощущения: нет, не словесное понимание под лозунгом "Даешь асинхронную коммуникацию" (эти слова как были, так и остались непонятными). Возникли ощущения, что ... гм... ну, пожалуй, так удобней, черт возьми.

    ПЕРЕХОД ОТ ТЕСТОВ НА ДИСКАХ К ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЮ

    Потом... потребовалось еще 10 мучительных переходных лет (начиная с 2001 года по 2011 примерно) на то, чтобы перейти от обычного компьютерного тестирования (с установкой отдельной тяжелой программы на свой комп) к онлайн-тестированию (через браузер на своем компьютере заходишь на сайт разработчика и пошло онлайн-тестирование). То есть, получилось так, что уже в начале нулевых были готовы программы для онлайн-тестирования. Но... массовый пользователь рассматривал их как... "шутку-развлекаловку". Никто из заказчиков даже и слушать не хотел, чтобы получить на сайте разработчика в свое распоряжение личный мастер-кабинет (позволяющий запускать и останавливать онлайн-тесты. следить в нем за накоплением протоколов и т.п.). Почему не хотели? - А потому, что не было "ощущений", что все это может надежно работать и не нарушает ничьих прав, не приводит к утечке конфиденциальной информации и т.п. Почему возникали опасения, на какой почве? - А очень хотелось никому не сообщать результаты по тесту "своих испытуемых" (типа в нашей организации люди слабенькие, и лучше бы никто вообще об этом не узнал). А что такое онлайн-тестирование? - Это же обязательно, когда все результаты видят у всех (!). Кто это сказал? - Никто не говорил этого никогда! Но... люди видели, что шуточные опросы в Интернете работают так, что результаты сразу появляются перед глазами. А вот в сети ФБ до сих пор видно, кто именно и как проголосовал. - Вот это и есть онлайн-тестирование - так думали, а кое-кто так продолжает думать и до сих пор. А что оно может быть вовсе не таким, - так это пробовать надо. А зачем пробовать, когда "и так ежу все понятно". Получается порочный круг: не хотим попробовать, не понимаем, не возникает личных "ощущений" - не понимаем, на словах рождаются какие-то "фантастические картинки" - не хотим их заменить на более реалистичные и... не понимаем опять-таки.

    Что такое личный конфиденциальной мастер-кабинет? - Это стало немножко понятней людям только после того, как у них у многих появился личный опыт работы с личными почтовыми кабинетами. Вдруг стало понятно (в какой-то прекрасный день!), что никому на фиг не интересно обязательно взламывать ваш личный почтовый кабинет на удаленном сервере. Или точней так: что безопасность этого удаленного кабинета ничуть не слабей, чем безопасность вашего личного компа, включенного в сеть (через сеть на этот личный ваш комп тоже можно проникнуть и кое-что там "стянуть"). Я не буду сейчас Вас "парить" разговорами про защищенный протокол https... Стало понятным, что потери в безопасности относительные, а удобства очевидны: с разных устройств из разных мест (даже из разных городов и стран, даже в командировке) можно постоянно контролировать события, которые имеют место в личном мастер-кабинете. Не обязательно с собой возить для этого громоздкий десктоп-компьютер. И... вдруг в один год (как сейчас помню это был 2011 год - вскоре после очередного кризиса) соотношение между числом оффлайн и онлайн пользователей - зеркально поменялось. Было 30 против 70 в пользу оффлайн, а за один год стало вдруг 70 против 30 в пользу онлайн (!). Как будут звезды на небе по-другому расположились (хотя я лично ждал этот переворот на пять лет раньше). Как и почему вдруг все пошло так резко? - А потому, что в новый сервис поверили те, с кого другие подражатели "срисовывают эталон" - успешные, крупные, преуспевающие компании.

    ПЕРЕХОД ОТ ОНЛАЙН-ТЕСТОВ К ОНЛАЙН-СИСТЕМАМ ЛИЧНЫХ КАБИНЕТОВ?

    Ну так вот. К чему я это рассказываю про циклы в 10 лет? - А к тому, что в 2021 году исполняется примерно 10 лет, как мы (наш центр "Гуманитарные технологии") безуспешно до сего дня проталкиваем на наш отечественный инерционный рынок такую инновацию: нужно не рассылать по пользователям отдельные ссылки на отдельные тесты (это старо уже как мир!), а нужно каждому пользователю предоставлять его личную страницу (или личный кабинет низового уровня в системе).

    В группе TESTbyTEST на Фейсбуке я уже несколько лет пытаюсь разъяснить многим пользователям (среди них немало людей считают себя профессионалами в области психодиагностики и тестирования персонала), что наш клуб КИТТ, в котором каждый член клуба имеет личный кабинет, не надо путать с группой в социальной сети. Личный кабинет с личными результатами тестирования вовсе никак не доступен другим участникам клуба - это конфиденциальное пространство, такое же как личный почтовый ящик.

    И вот уже в 2017 году "лед тронулся", как говаривал Великий Комбинатор Остап Бендер. Личный кабинет обязательно потребовался для 200 тысяч участников многоэтапного самого массового и передового кадрового конкурса стране - конкурса "Лидеры России".

    На личной веб-странице сразу представлены: а) все ссылки на асинхронный запуск каждого теста, б) на эту страницу можно зайти много раз и увидеть более поздний уточненный результат по пройденным тестам, свое место среди всех протестированных и т.п. Но... тут есть за все эти удовольствия малое неудобство (минус): пользователю придется пройти один раз саморегистрацию, хотя бы упрощенную (!). Вот этот минус и стал жутким десятилетним барьером на пути этой инновации - на пути нового витка в развитии компьютерного тестирования (!). Как мы ни объясняем, что мы облегчили решение этой задачи уже разными способами: что пароль можно не придумывать (массовые пользователи не умеют и не любят это делать), что система сама придумывает за пользователя скрытый его пароль, вшивает этот шифропароль в уникальную гиперссылку и высылает просто гиперссылку для персонального входа к пользователю на его почту (вход одним кликом). Но... это же надо пробовать? А как попробовать, если уже за 10 лет накатила новая революция - люди постепенно перестают пользоваться почтой и пересели в мессенджеры? Куда же придет ссылка для персонального входа без ввода пароля? - Вот это теперь очередной "твоя моя не понимай". Знаете как этот барьер преодолеть? - Мы знаем! Обсудим вместе на очередном "ПсихоМетрическом Ужине" - нашем вебинаре, на котором мы собираем заявки в нашем клубе для профессионалов-коллег:

    www.ht-line.ru

    Тема такая: "Развязываем узлы на четвертом этапе компьютерной тестологической революции". Пафосно звучит, скажите? - А Вы попробуйте без пафоса уговорить людей получить... "новые ощущения", хотя бы просто ПОПРОБОВАТЬ (!).

    Фото обложки автор нашел в галерее Яндекс-картинки, куда они попали сайтов piter-trening.ru и kak2c.ru.
    Последнее редактирование: 30 ноя 2021
  2. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Так не только в психодиагностике, а во многих сферах: в медицине, в образовании. Мы очень плохо принимаем инновации. Мешает консервативность?
    Никитина И.А. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  3. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Идеи и привычные способы работы (опыт) отмирают только с головами их носителей. (Не помню чье, будем считать моим.)