1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Логика преподавания практикума по психодиагностике

Тема в разделе 'Проблемы и идеи новых методов подготовки', создана пользователем Захарова О.А., 10 авг 2022.

  1. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    На нашем факультете есть общий практикум по психометрике и психодиагностике в отдельных семестрах. Для поступающих на второе высшее эти разделы даются в 2-х месячном практикуме (психометрика в очень усеченном виде).
    Наша кафедра (методологии психологии) отвечает за раздел психодиагностики на дневном отделении и ведение практикума на доп.образовании. Когда-то этот практикум предварялся лекциями С.Р.Пантилеева с личностной типологией, заложенной в MMPI. Сейчас лекционной части нет, но предполагается, что по этой типологии студенты оценивают выраженность черт испытуемого по методикам самоописания, ММИЛ, РНЖ, 16ЛФ и еще нескольким более компактным опросникам. Это не вся, но главная часть работы.
    Сейчас многим известны психометрические сложности в использовании ММИЛ. Встает вопрос либо о замене ММИЛ на аналогичный (например, ММПО), либо о выстраивании логики преподавания вокруг другой типологии (наример, большой пятерки). Этот вопрос, наверное, разделит аудиторию на "клиницистов" и "психометриков" , но для меня важно понять, насколько это перспективно - оставаться "в логике" MMPI?
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Боюсь, скоро на факультете психометрику будут преподавать завхозы и охранники. Не только же рейдерскими захватами кабинетов им заниматься. В царстве вахтеризма можно ещё на что-то надеяться?

    Если кто не в курсе, всех, кто мог бы ответить на эти вопросы, заместитель декана по АХР А.С. Баранов запретил пускать на факультет. Ну вот пусть он теперь и разбирается с MMPI.
    Последнее редактирование: 10 авг 2022
    Никитина И.А. нравится это.
  3. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    А где это? Что за ВУЗ?
  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    МГУ, факультет психологии
    Никитина И.А. нравится это.
  5. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Прескорбно. Но Вы не одиноки. В весеннюю сессию моя зав. кафедрой (Общая и социальная психология) отказалась подписывать 14 и из 39 билетов по когнитивным процессам. Вот темы:
    1. Определение понятий «ощущение» и «восприятие».
    2. Модель атенюатора Э.Трейсман.
    3. Строение зрительного анализатора.
    4. Модель ранней селекции: К. Черри , Д. Бродбент.
    5. Строение слухового анализатора.
    6. Виды внимания.
    7. Строение анализаторов кожной чувствительности.
    8. Часто используемые в практической психологии методы исследования памяти.
    9. Строение обонятельного и вкусового анализаторов.
    10. Память как высшая психическая функция: принцип двойной стимуляции, «параллелограмм развития» высшей психической функции на примере развития памяти в онтогенезе (А.Н. Леонтьев).
    11. Общие свойства анализаторов.
    12. Теория внимания В. Вундта.
    13. Виды ощущений (Шеррингтон, Хэд).
    14. Процесс решения творческих задач (Гештальт-психология), эвристика.
    15. Соотношение диапазонов чувствительности анализатора и диапазона ощущений: подпороговые ощущения.
    16. Ресурсная модель внимания Д. Канемана.
    17. Закон Вебера-Бугера и основной психофизический закон (Психофизика 1 и 2).
    18. Ступени развития памяти по П. Блонскому.
    19. Теория перцептивного цикла У. Найссера.
    20. Внутренняя речь (Л.С. Выготский).
    21. Гипотеза уровневой переработки информации в когнитивной психологии.
    22. Теория внимания Джеймса –Ланге.
    23. Интерференция и реминисценция как доказательство активности мнемических процессов.
    24. Дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение и рассуждение по аналогии.
    25. Когнитивная теория памяти: сенсорный регистр (иконическая память).
    26. Теория внимания Э. Титченера.
    27. Внимание как компонент перцептивного цикла (У. Найсер).
    28. Когнитивная теория памяти: долговременная память.
      И декан факультета психологии, кандидат исторических наук (!) её полностью поддержал.
    Никитина И.А. нравится это.
  6. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    То ли еще будет, ой ой ой!:(
  7. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Вот интересно, а в РПО есть какой-нибудь "орган" для рассмотрения подобных прецедентов?
    Никитина И.А. нравится это.
  8. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    именно по этой причине в своё время я ушел из вуза, устал бороться с примитивным подходом в подготовке психологов и бла-бла-логией

    Никитина И.А. нравится это.
  9. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    2-х месячный практикум? Невероятно :) Соблазны готовить декретных психологов (за 9 месяцев) уже не столь привлекательны, а давайте за 2-3 месяца -- это уже какой-то психологический абортарий... ((((

    Что мешает заключить договор (на предоставление лицензий на тестирование) и знакомить студентов с легальным русскоязычным MMPI-2?

    Никитина И.А. нравится это.
  10. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    2месяца -это внутри годичной подготовки к поступлению в магистратуру. Это не диплом психолога. На дневном, как я понимаю, по часам приходитсч в 2 раза больше.

    На закупки факультета мы повлиять не можем. Без подробностей, извините.
    Никитина И.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  11. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Знаете, это как токарю сказать: при трудоустройстве приходите со своим токарным станком...
    Существуют бесплатные формы сотрудничества, необходимо только волевое решение, чтобы руководство написало запрос. Провайдеры не отказываются, как правило.
    Никитина И.А. нравится это.
  12. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    отказали
  13. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Тогда не следует искать решение, когда его нет, ибо сферический конь в вакууме -- вот на что ориентируется, по моему оценочному суждению, руководство факультета
    Никитина И.А. нравится это.
  14. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    А детали отказа известны? Хотя, учитывая, что мне известно про ситуацию на факультете, то примерно понимаю причины, которые могли и не озвучить прямо.
    Никитина И.А. нравится это.
  15. Захарова О.А.

    Захарова О.А. Модератор Команда форума

    Джунти платить авторский процент американцам и до нуля скинуть плату не может.
  16. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Вот, уже лучше. Я уверен, можно было договориться, но просто "денег нет, но вы держитесь" -- классика
    Я не понимаю, почему зарабатывая деньги у факультета нет денег для обеспечения образовательного процесса. Тем более, что это отличный шанс прививать культуру пользования легальными инструментами, ведь студенты потенциально могли бы стать клиентами. Но когда "денег нет", остаётся пользоваться всяким устаревшим психометрическим мусором и тестовыми помойками, что и делают студенты, не видя в этом ничего страшного.
    Никитина И.А. нравится это.
  17. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Вот так и живём, поэтому проект МОНЭКС пролетает, как фанера над Парижем. Почему? Да всем без разницы, не говоря уже, что на этику психолога забили уже давно. Главное -- набрать студентов, срубить денег, выдать диплом, ценность которого меньше, чем бумага из которой он сделан...
    Никитина И.А. нравится это.
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я 5 лет работал на общественных началах бесплатно. И сидел со студентами после окончания времени занятий, чтобы разобраться со всеми их вопросами. А потом у нас отобрали кабинет, а тех, кто не являлся на тот момент действующими сотрудниками МГУ, запретили пускать на факультет.
    Мне бы в этой ситуации было проще купить тест за свой счёт и придумать, как это окупить через параллельное использование в практике. Но пока бюрократия и формализм ценятся факультетом выше, чем энтузиазм преподавателей, готовых вкладывать свои ресурсы в образовательный процесс, студенты будут изучать методики 50-летней давности и гордиться тем, что учатся в лучшем вузе страны.
  19. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Как это печально
  20. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Никитина И.А. нравится это.