1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Мастерим ТЕЗАЛ-2.0: коллективный подбор синонимов для 67 компетенций

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 8 сен 2020.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Итак, коллеги, в августе мы провели достаточно серьезный опрос, в котором приняли участие 77 экспертов-респондентов. В ходе этого опроса удалось отобрать 62 компетенции из 100 как наиболее популярные. К ним добавились еще 7 компетенций - после анализа свободных ответов (проанализировано свыше полутысячи свободных ответов, в которых эксперты пытались сформулировать компетенции за пределами списка в 100 готовых).

    10 лучших экспертов (по итогам этой работы в августе) получат в 2021 году бесплатную лицензию на систему ТЕЗАЛ 2.0 (снабженную компетенциями). Впрочем, как и было обещано. Отроем доступ прямо в первых числах января 2021 - вместе с новогодним поздравлением.

    Теперь задача – вмонтировать 67 компетенций (или лучше не более 60, убрав явные эквиваленты) в ТЕЗАЛ. Как это сделать? Есть метод уже давно проверенный (еще при создании и обновлении ТЕЗАЛ-оффлайн и ТЕЗАЛ-онлайн) – это шкалирование новых терминов с помощью базовых 56 шкал (с помощью 112 биполярных терминов). Но… это не единственный метод, к тому же весьма трудоемкий.

    Что предлагаю попробовать теперь? - Это попробовать прямо здесь - на моем персональном блоге на форуме ЭСПП - подбирать "из головы" синонимы для 67 компетенций и антонимы . При этом, разумеется, Вы можете пользоваться любыми онлайн-словарями, включая сам ТЕЗАЛ 1.0 (у кого есть доступ к нему, а он есть у 85 пользователей). Для "разогрева" давайте начнем с четырех таких компетенций, к которым я уже подобрал нечеткие синонимы (так называемые "симиляры"), то есть сходные слова из 2240 словника слов, вошедших в ТЕЗАЛ-онлайн.

    ПОЯСНЕНИЕ: когда мы находим несколько обоснованных синонимов (и антонимов), мы добиваемся семантически корректного встраивания нового термина в систему ТЕЗАЛ.

    Рассмотрим для «разогрева» следующие 4 компетенции:

    1) Юмор (умение снять напряжение)
    2) Самоорганизация (умение подчиниться принятым планам)
    3) Поиск и сортировка информации (отсев ненужной информации)
    4) Управление приоритетами (умение отличать важные задачи от срочных)

    Приведу наглядный пример для компетенции "управление приоритетами".

    На первом шаге я нашел в нашей системе ТЕЗАЛ-онлайн 1.5 четыре симиляра для этой компетенции: «продуманный», «расчетливый», «умный», «целеустремленный». Этот набор я погрузил в «словарный профиль» (буфер для анализа) и ТЕЗАЛ выдал мне на верхушке своего рейтинг-листа из 2240 следующие новые симиляры: «стратег» и «дальновидный». Мне очевидно, что эти симиляры даже точнее выражают смысл компетенции «управление приоритетами», чем мои исходные 4 слова. Я их добавил к 4-м словам и получил 6 слов, которые теперь еще точнее обрабатываются в системе (путем backpropagation– термин, принятый для обозначения прокладки новых связей в нейросетях) и … мы получаем автоматически связи нового термина «управление приоритетами» со всеми 2240 прежними словами из словника.

    Итак, а Вы что можете предложить? - Какие Вы можете предложить симиляры, то есть нечеткие синонимы (и оппозиты – нечеткие антонимы) для остальных компетенций из этого короткого списка (называю короткие названия): «юмор», «самоорганизация», «поиск информации».


    Как всегда, самым активным участникам на этой ветке мы обещаем бесплатный доступ к системе ТЕЗАЛ-онлайн.

    Кроме этого, я обещаю здесь же дать список "вторичной продукции" - наиболее высокорейтинговые симиляры, которые подберет для первичного списка сама система ТЕЗАЛ. - Точно так, как я это уже сделал здесь в отношении "управления приоритетами". Конечно, при этом я не буду публиковать вектора длиной в 2240 элементов - связи новых компетенций со всеми словами из словника. Для доступа к этой информации надо стать подписчиком онлайн-версии.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ: как искать (придумывать) симиляры? - Надо представить себе черты человека, который обладает данной компетенцией. Например, какими еще чертами обладает человек с юмором? - Вспоминается ассоциация с КВН (у меня, например)...

    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 8 сен 2020
  2. Лобов В.М.

    Лобов В.М. Участник

    Александр Георгиевич,

    как фиксировать результаты работы? Прислать Вам файл? (Не увидел в тексте приглашения к участию). Спасибо.
    Коклина С.Н. нравится это.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Вадим Михайлович, добрый день,

    а я подумала, что прямо в теме можно отвечать. Нет, Александр Георгиевич? Например, на юмор такие симиляры: веселый, находчивый, оптимистичный, ироничный, сообразительный, открытый. И такие оппозиты: угрюмый, закрытый, пессимистичный, плаксивый, обидчивый, зацикливающийся. Если что, я никаким словарем не пользовалась.

    Вадим Михайлович, прошу добавить фото профиля. Если нужна помощь с этим, скажите, помогу;)
    И еще вопрос техниеского характера. Получали ли Вы на почту оповещение об открытии этой темы? Есть ли такое оповещение в правом углу, на вкладке "Оповещения"? Спасибо!
  4. Коклина С.Н.

    Коклина С.Н. Участник

    Александр Георгиевич,
    формат работы, пожалуй, легче и интереснее, чем шкалирование. Правда, словаря под рукой не было, поэтому не могу сказать, насколько новы будут симиляры и оппозиты из моего списка (в приложении).

    С уважением, Светлана Коклина

    Вложения:

  5. Уважаемый Александр Георгиевич!
    Компетенция обязательно должна включать описание, примерно так, как это сделано у Ломбардо и Эйхингера в FYI .
    Вы также даете описание компетенции, правда очень краткое:
    "Управление приоритетами" - умение отличать важные задачи от срочных.
    По моему, "приоритет" это не важность или срочность. "Приоритет", по-моему, предполагает причинно-следственные отношения. Т.е., "управление приоритетами" - это умение устанавливать причинно-следственные связи.
    В этой связи, на мой вкус, «продуманный», «целеустремленный» подходят лучше, нежели «стратег» и «дальновидный».
    Коклина С.Н. нравится это.
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Наташа, отлично!

    Вы совершенно правильно меня поняли
    Берем в работу Ваши списки предложенных слов.
    СПАСИБО!


    Ваш АШ


    Завоеванная Н.С. нравится это.
  7. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Александр Владимирович!

    Сомневаюсь, честно говоря, что вопрос о приоритетах - это вопрос
    о причинно-следственных связях. Приоритетный список целей или
    критериев их достижения - это не матрица связей типа "цель - средство",
    а именно рейтинг-лист. Я это так понимаю со точки зрения структуры
    информационного объекта. А Вы можете дать какую-то ссылку на авторов,
    которые разделяют вашу трактовку?

    Что касается того, насколько подробным может быть описание компетенции
    в словаре-тезауресе. Мне кажется, что подробные описания необходимы
    для редких (уникальных) компетенций, а для компетенций, которые
    претендуют на то, чтобы считаться универсальными, такие подроные
    описания не нужны. Да и трудно такими быстро оперировать.


    Спасибо Вам за участие в обсуждении этой темы.

    Ваш АШ



  8. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Вадим Михайлович,

    можно прямо давать список открытым текстом в комментарии.
    Я попробую написать об этом более внятно.


    Спасибо за ваш вопрос-замечание.

    С ув,
    АШ



  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Светлана Николаевна, здравствуйте.

    Большое спасибо за предложенные Вами списки слов.
    Они очень и очень подходят. Но... все-таки хотелось
    бы Вас попросить как-то отделить симиляры от оппозитов
    (от нечетких антонимов). Например, хотя бы значком минус
    перед оппозитом. Я, конечно, уверен, что не ошибусь в трактовке
    Ваших слов, но... так будет надежней. Можно опубликовать прямо
    открытым текстом здесь - в ответе-комментарии от Вашего имени.


    Ваш АШ


    Коклина С.Н. нравится это.
  10. Коклина С.Н.

    Коклина С.Н. Участник


    Да, Александр Георгиевич. Так, пожалуй, будет лучше.

    Юмор - находчивость, остроумие, насмешливость, разносторонность, ироничность; -твердолобость, -ограниченность, -напыщенность, -угрюмость
    Самоорганизация - осознанность, целеустремленность, самостоятельность, самообладание; -зависимость, -несамостоятельность, -инфантильность, -расхлябанность
    Поиск информации - дотошность, внимательность, аналитичность, производительность, эрудиция, техническая осведомленность; -рассеянность, -лень, -нелюбознательность, -ограниченность, -невнимательность, -некомпетентность
  11. По поводу авторов.
    Я считаю, что все, что касается компетенций, исключительно субъективно и может эффективно применяться среди ограниченного круга лиц, предварительно договорившихся о принципах, терминах и т.п.
    Взять, к примеру, само определение понятия "компетенция". Их существует не меньше 30 различных и нельзя сказать, что одно из них правильное, а остальные ошибочные. Я для себя принял определение авторства Базарова-Ерофеева-Шмелёва. За много лет работы с ним я убедился в том, что оно соответствует моим представлениям о компетенциях.
    Что касается общего подхода к описанию компетенций, то тут мне нравится подход Ломбардо и Эйхингера. Что касается классификации компетенций, то убеждаюсь в том, что верна моя авторская классификация. Бояцис и Спенсеры свои классификации не доработали.
    Что же касается конкретных формулировок, то, повторюсь, это все очень субъективно. Очень. И должно быть использовано ситуативно, но на основе определенных правил.
    Про Ваше понимание слова "приоритет" - ну это в порядке полемики, не более того. Вообще, семиотика штука очень интересная. При конструировании компетенций без неё никуда. Но это, опять же, моё частное мнение.
    Я не встречал авторов, которые свое понимание компетенций строили бы на определении Б-Е-Ш, методе Ломбардо-Эйхингера, классификации Овчинникова и базировали его на принципах, сформулированных Готлобом Фреге.
    По поводу описаний.
    Что касается описаний, то в описании должно быть отражено наполнение смысла конкретного термина, его стадии/градации, позволяющие измерять компетенцию.
    У Ломбардо и Эйхингера компетенция "Определение приоритетов" описана так (норма):
    Сотрудник расходует свое и чужое время на существенные дела
    Быстро выявляет наиболее важные дела и откладывает второстепенные
    Может сразу почувствовать, что поможет, а что помешает достижению цели
    Устраняет препятствия
    Концентрируется на главном

    Обратите внимание, у Л и Э эта компетенция 5-мерная. Принять их описание или сформулировать своё - это вопрос позиции. Не более того.
    А вот к семиотике я свое отношение еще не выработал, её еще предстоит осмыслить.
    Шмелев А.Г. и Коклина С.Н. нравится это.
  12. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Светлана Николаевна, здравствуйте.

    Я не стал дожидаться, что кто-нибудь еще предложит описания и решил сравнить мои и Ваши результаты, обработанные в системе ТЕЗАЛ. Пока только для компетенции "Юмор (умение снять напряжение)".

    Замечание: мне пришлось Ваши формулировки изменить на прилагательные, но... зато все они были найдены в словаре ТЕЗАЛА - все 9 слов, которые можно увидеть на скриншоте номер 1:

    Юмор от Коклиной  словарный профиль.jpg
    Скрин номер 1


    На этом экране (скрин 1) Вы видите слева свои слова, из которых четыре оппозита взяты с отрицательными весами, а справа Вы видите профиль, который автоматически построен системой ТЕЗАЛ - построен путем конверсии Вашего набора слов в факторный профиль, который в системе является базовым, ибо основан на собственных факторах самого проекта, поэтому названа эта факторная система ТЕЗАЛ. Из правого профиля видно, что у Вас лидирующий компонент в описании (в наборе симиляров и оппозитов) для категории "Юмор" - это интеллектуальный компонент. Самый высокий балл 60 получился по фактору "Интеллект". Ниже Вы увидите, что это необязательно так всегда :)

    На втором скрине показано, что профиль ТЕЗАЛа для "Юмора", построенный на моем описании (создан Шмелевым), отличается. В этом случае бОльшие веса, чем фактор "Интеллект", получают факторы "Актуальная энергия" и "Оригинальность". То есть, получается, что с моей точки зрения, для юмора не столько интеллект важен, а другие качества личности (индивидуальности) - определенный "оптимизм" (тесно связанный с
    психической энергетикой) и "отвязность" от скучных общепринятых норм ("оригинальность").



    Юмор от Шмелева.jpg
    Скрин номер 2.


    В правом окне на скрине 2 мы видим то, какие новые симиляры и оппозиты предлагает автоматически сама система ТЕЗАЛ для того факторного профиля, который мы видим в левом окне - для "юмора от Шмелева". Здесь встречаются отнюдь не только социально-желательные характеристики. Здесь мы находим такие черты: "неблагонадежный", "изменчивый", "богемный". Такой взгляд на "юморного человека" отражает мой житейский личный и профессиональный опыт (опыт психодиагноста). Ведь я не раз занимался изучением юмора, пока создавал первую и последующую версии теста ТЮФ - "Теста Юмористических Фраз". Настоящие глубинные основания для юмора - это скрытый протест против социальных норм и сшибка с общепринятыми представлениями. Да и вообще психодиагностически глубокое понимание любой черты личности (а не только "Чувства Юмора") заключается, по моему убеждению, в том, чтобы увидеть в каждой положительной черте некоторую "обратную сторону медали" - социально-негативные проявления в особых ситуациях, а в отрицательных чертах - позитивные проявления.

    Теперь, Светлана Николаевна, посмотрим, как выглядят вторичные (производные, порожденные самим ТЕЗАЛом) симиляры и оппозиты для Вашего профиля. См. скриншот номер 3.

    Юмор от Коклиной.jpg
    Скрин номер 3.


    В целом надо зафиксировать ВЫСОКОЕ сходство двух профилей. Система ТЕЗАЛ на другом экране их сравнивает (не хочу публикацию перегружать скринами) и высчитывает меру сходства. Она равна 80 и это высокое сходство. Это значит мы с Вами... живем на одной планете и в одной стране, говорим на одном языке. Но... система чувствительна и к тонким различиям и понять-увидеть, в чем они заключаются, даже интересней и полезней.

    В Вашем случае система ТЕЗАЛ уже, увы, не генерирует фактически с высоким весом никаких негативных черт (асоциальных). Разве что для кого-то такой чертой можно считать характеристику "Экстрасенс", хотя в нашем обществе это вовсе не предосудительно - быть "экстрасенсом" :)
    У Вас на верхушке листа уже не "прикольный" (как у меня это оказалось), а у Вас - это "одаренный", далее идет - "остроумный". Это для многих характерно, а не только для Вас, - определенное отождествления ЧЮ с остроумием. Это близко-родственные черты, насколько я понимаю, то на самом деле не тождественные. Людям интеллектуальеного склада свойствено переоценивать их близость между собой. А это в Вашем случае, как мне кажется, и произошло, что выглядит совершенно логично.

    Но... при всем при этом необходимо отметить такое обстоятельство, которое в пользу Вашего понимания важно учесть. Вполне возможно, что ЧЮ как черта личности и "Юмор как умение снять напряжение" (как компетенция именно) - это несколько разные вещи. И ваше понимание отражает именно "произвольный сознательный юмор" - именно как компетенцию (умение), которая базируется на интеллектуальном потенциале - на остроумии человека, а не на его темпераментальной склонности "ерничать", "паясничать", "шутить" (прикидываться "шутом или клоуном")... Поэтому между моим пониманием и вашим надо искать... некую "золотую середину". В этом и заключается смысл интеграции краудсорсинговых данных - данных, полученных от множества независимых носителей языка и профессиональных знаний.


    Итак, к чему я так подробно анализирую различия между моим и Вашим пониманием "Юмора" (или Чувства Юмора, если выражаться точнее)? - К тому, чтобы высветить, как именно система ТЕЗАЛ в данном случае позволяет увидеть, в каких нюансах проявляются тонкие различия. Эти, как мне кажется, убедительные и понятные "нюансы" показывают, зачем вообще нам нужно в данном случае применить методологию краудсорсинга (!). Я в другом своем сегодняшнем сообщении здесь на "блоге Шмелева" затеял голосование о том, почему краудсорсинг у нас не популярен. Здесь поделюсь своим видением одного из ключевых факторов этой низкой популярности: люди просто НЕ понимают, как именно краудсорсинг при строительстве семантических систем позволяет избежать субъективизма и перекоса в сторону какого-то "частного авторского видения". Уверяю Вас, что мне было бы гораздо дешевле и проще самому БЫСТРО создать все 67 профилей для всех отобранных 67 компетенций. Трудней, но тоже проще, легче и дешевле - опросить наших штатных сотрудников "Гуманитека" (это примерно 40 человек в нашей группе компаний, многие из которых с хорошим университетским образованием). Гораздо трудней - привлечь к работе "посторонних людей" - носителей другой ментальности, что связано с другим местом проживания, другой профессиональной историей, другими интересами и т.п. Только в этом случае, по моему убеждению, можно добиться того, чего удалось нам добиться в случае разработки еще первой версии ТЕЗАЛА в 1980-е годы, когда мы с помощью прессового (и почтового) опросов привлекли к работе почти 100 коллег. Но, увы, как мне кажется, многие этого совсем НЕ понимают и полагают. что мы просто тем самым "экономим на рабочей силе"...

    Спасибо большое за Ваше участие, Светлана Николаевна.

    Надеюсь, что нашу с Вами работу и публичную переписку на этой тематической ветке кто-то еще почитает и оценит с пользой для себя.

    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 11 сен 2020
  13. Коклина С.Н.

    Коклина С.Н. Участник

    Александр Георгиевич, спасибо за блестящую иллюстрацию работы ТЕЗАЛа и понятия краудсорсинга. Я, безусловно, подхожу под определение "постороннего человека"(поскольку психология никогда не входила в круг моих профессиональных занятий). И поэтому же позволю себе глупый вопрос: почему при заполнении начального словарного профиля симмилярами и оппозитами им присваивается не одинаковый вес?
    Шмелев А.Г. нравится это.
  14. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Светлана Николаевна,

    спасибо за Ваше участие в этом обсуждении (впрочем, это уже больше, чем обсуждение, - это совместная работа!).

    Насчет веса слов. Нет никакой необходимости присваивать разные веса. По умолчанию ТЕЗАЛ присваивает одинаковые веса - 100 процентов. Я присвоил разные, чтобы просто проиллюстрировать такую возможность. Строго говоря, было бы корректнее этого не делать. Если Вы имели в виду скрытую критику, то я готов с ней согласиться.

    С ув,
    АШ



    Коклина С.Н. нравится это.