1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Нестандартное начало учебных занятий: помогает или вредит?

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 27 апр 2018.

?

”Как Ваши дела?” – удачное начало занятия?

  1. Да

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. Скорее да

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. Всё зависит от ситуации

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. Скорее нет

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. Нет

    (войдите для просмотра числа голосов)
  6. Иной ответ (отразите его в комментарии, пожалуйста)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    Сегодня прочитала небольшую заметку молодого учителя на портале «Мел». Вот ссылка на нее:

    Дрёмова П. 3 слова, с которых учителю стоит начинать урок.//Мел. – URL: https://mel.fm/blog/polina-dremova/94268-3-slova-s-kotorykh-uchitelyu-stoit-nachinat-urok (дата обращения: 27.04.18)

    Автор этой заметки предлагает начинать учебное занятие с вопроса «Как Ваши дела?», а не стандартным образом. В сущности, она говорит, на мой взгляд, о том, что необходимо интересоваться эмоциональным состоянием своих учеников или студентов, проявлять эмпатию. Тем более, если замечаете какие-то негативные изменения в его поведении или состоянии. С этим легко согласиться.
    Однако я НЕ уверена, что стоит начинать занятие именно с такого вопроса. Возможно, какая-то иная формулировка будет более удачной.
    Впрочем, кто-то может НЕ согласиться, что его вообще нужно задавать. Кроме того, было бы интересно услышать Ваш опыт, коллеги.

    Для начала предлагаю поучаствовать в опросе: «”Как Ваши дела?” – удачное начало занятия?». Спасибо.
    Никитина И.А. нравится это.
  2. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Ответил "да".
    Формулировка конечно должна зависеть от ситуации, слушателей/студентов/школьников. И скорее всего каждый раз это будут разные фразы. Но сама идея правильная.
    Сам всегда именно так поступаю. Сначала - контакт, потом уже совместная работа.
  3. Батенова Ю.В.

    Батенова Ю.В. Активист

    Учитель таким образом готовит слушателей/учеников к восприятию. Я тоже иногда так делаю. Но «включить» восприятие можно по-разному, поэтому ответ: «все зависит от ситуации».
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Алексей Викторович, согласна с тем, что "сначала - контакт, потом уже совместная работа". Спасибо:)
    Батенова Ю.В. нравится это.
  5. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Юлия Валерьевна, да. Только не знаю, насколько вопрос про дела готовит к восприятию. Мне кажется, что фраза: "Как настроение?Готовы к работе?", например, больше подходит. Нет?:)
    Спасибо за участие.
  6. Батенова Ю.В.

    Батенова Ю.В. Активист

    Да, конечно, Наталья Сергеевна!
    Как дела? = Как настроение? = Готовы к работе? (при этом самой излучать позитив и готовность рассказать что-то интересное:)
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Мне кажется, этот вопрос глубже простой формулировки приветствия. На мой взгляд, есть две принципиально разные модели преподавания. Первая - преподаватель выступает как носитель знания, которое передаёт пассивно слушающим ученикам (студентам). Здесь нет никакого взаимодействия и личного контакта. Полагаю, что такая модель в меньшей степени приводит к профессиональному выгоранию преподавателя. Вторая модель - преподаватель и студенты совместно ищут решение какой-то проблемы. Здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, который личностно включён в совместную работу. Он, безусловно, знает больше своих студентов, но скорее не передаёт свои знания, а помогает вместе находить ответы на вопросы. Вот тут уже можно интересоваться эмоциональным состоянием своих учеников или студентов, проявлять эмпатию. Но риск профессионального выгорания намного выше - в таком режиме можно работать несколько лет, а потом переходить на другую работу.
  8. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, конечно, это напрямую должно зависеть от стиля преподавания. И все намного глубже, чем просто поздороваться. Только думаю, что риск и степень эмоционального выгорания зависит еще от умения преподавателя эмоциональной саморегуляции, от умения "переключаться" с работы на отдых, на другую деятельность и проявлять гибкость поведения в ходе своей деятельности: наиболее удачный вариант, на мой взгляд, - это совмещение либерального стиля с элементами авторитарности, если ситуация требует
  9. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Именно: "Все зависит от ситуации"! Важно с какой целью это делать.
  10. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Функция преподавателя - передача знаний и стимуляция мыслительной активности по теме занятия. Поэтому наличие "контакта" необязательно, нередко даже нежелательно. Контакт у учащегося может быть (или не быть) с приятелями, с девушками. А на занятиях надо работать, т.е. учиться. Полагаю, он об этом догадывался, посещая занятия.
  11. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Валерий Дмитриевич, спасибо за участие в опросе. Да, конечно , главное - передача знаний и стимуляция активности, а еще самостоятельности и свободы от страха ошибки. В общем, я говорю о педагоге как фасилитаторе общения. Это обеспечивает позитивное эмоциональное состояние при восприятии этих самых знаний

    Для этого совсем необязательно прямо на уроке интересоваться "делами" каждого. Поэтому я и вынесла этот вопрос на голосование.

    Рада, что не все так однозначно оказывается:)
  12. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    "главное - передача знаний"

    Увы,в наше время это-совсем не главное.
  13. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Елена Петровна,

    а что тогда?
  14. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Последнее редактирование: 29 апр 2018
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  15. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Елена Петровна, хорошо. Посмотрю то, что еще не просмотрела. Спасибо.
    Вы упомянули Т.В. Черниговскую. Я ее часто смотрю. Да, она придерживается того мнения, что сама по себе передача знаний как простое сообщение информации и формирование механических умений потеряло свою актуальность. Но, во-первых, даже с компьютерными технологиями надо учить обращаться и без информирования и формирования базовых умений (правильное формирование запроса для поисковика, фильтрации найденной информации и т.д. ) тут не обойтись, на мой взгляд, а, во-вторых, передача знаний у эффективного педагога, который умеет увлекать, никогда не будет простым информированием. Согласны?
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  16. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Да,согласна. Просто традиционный способ передачи знаний с отсутствием "нежелательного контакта"себя изжил,более того отбивает охоту учиться у современных детей . Наличие Интернета коренным образом изменил ситуацию. И конечно же необходим интерактив,т.е. действенный контакт. Это уже всерьез осознано в мире и существенно меняет как цели,так и педагогику школьного обучения.
    Но,конечно,вооружать знаниями -неотменяемая задача школьного образования. Важно как и для чего это делать.
    Последнее редактирование: 29 апр 2018
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  17. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    https://www.facebook.com/tanja.dolg...Pd2s2Vf5xw2zLTsrXimeqvzp-2pAsfL1UKPXo&fref=nf
    Финское образование - радость и счастье!
    "Возможно, финские учителя и не поразят своих американских коллег передовыми методами, потому что многие педагогические инновации были позаимствованы Финляндией в США и других странах[5]. Однако, исходя из своего личного опыта, скажу, что нам следует присмотреться к тому, как финские преподаватели расставляют акценты. В этой стране делается все, чтобы и дети, и учителя получали радость от процесса обучения.»
    Автор :Татьяна Долганенко

    У нас тоже есть такие школы,но как их мало!?!
  18. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Итак, коллеги, неделю назад была открыта тема. Пора подвести итоги. Большинство высказалась "За" нестандартное начало занятий, но с ориентировкой на ситуацию., насколько я вижу из комментариев и результатов голосования.
    Всем спасибо за участие в голосовании.

    Кстати, у этой темы есть еще одна роль - она открыла новый подраздел на форуме "Педагогическая психология". Надеюсь, он получит популярность;)