1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

О саморегуляции у детей и взрослых

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 3 ноя 2022.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги,
    Не так давно прочитала интервью Александра Веракса о саморегуляции «Газете. RU». Хочу ею с Вами поделиться:​
    В целом, с ним сложно не согласиться. И особенно в аспекте детской саморегуляции.​
    Однако для развития саморегуляции взрослых людей следование правилам и нормам поведения, по сути демонстрации социализации – это, на мой взгляд, не самый эффективный способ. Подразумевается, что взрослые уже социализированы. Так?​
    В связи с этим, книги (особенно содержательные), музеи и концерты повысят уровень когнитивной сложности личности и ее субъективного образа мира. И наверное, косвенно могут повлечь развитие саморегуляции, конечно. На ряду с этим, наверное, стоит упомянуть о постановке целей и достижении их, например. Или планировании режимов работы и отдыха. И реализации этих режимов. Нет?:)
    Коклина С.Н. и Низовских Н.А. нравится это.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    В англоязычной литературе используется понятие "executive function" - a set of mental skills that include working memory, flexible thinking, and self-control. Эти составляющие исполнительных функций хорошо операционализированы и их можно исследовать по отдельности.
    В отечественной традиции используется понятие "регуляторные функции", которое включает в себя программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Хотя концептуально это три звена саморегуляции, на практике разделить их во время обследования почти невозможно.
    Демонстрация социализации - это социальная желательность. К настоящей саморегуляции отношения особо не имеет, равно как и книги, музеи и концерты. Когнитивная сложность с регуляторными функциями напрямую не связана.
    Тренировка регуляторных функций в большинстве случаев возможна с помощью специальных упражнений. Занимаюсь этим с детьми в процессе нейропсихологической коррекции. Не работает только с органическими психопатами, в остальных случаях прогресс есть. По литературным данным регуляторные функции должны развиваться до 25 лет, по моим расчётам - до 21-22 лет. Понятно, что разница невелика, если мы говорим о развитии детей и подростков.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Не зря меня этот момент зацепил в тексте интервью
  4. Патрушев К.В.

    Патрушев К.В. Участник

    Мне кажется, с термином "саморегуляция" в нашей литературе существует некоторая путаница. Да, его часто применяют (особенно практики) как синоним луриевских "программирования, регуляции и контроля". Но вот, например, у Б.В. Зейгарник и А.Б. Холмогоровой в работах по патопсихологии шизофрении саморегуляция трактуется в некотором смысле шире и включает, например, децентрацию, а также компоненты, которые традиционно обозначаются как "мотивация достижения - избегания" (не помню точно, как обозначают их Б.В. Зейгарник и А.Б. Холмогорова). Приходилось слышать, что сама Б.В. Зейгарник процессы программирования, регуляции и контроля любила называть словом "произвольность" - более того, те её ученики (точнее, ученицы), которые обучали меня самого, и сейчас иногда этот термин в заключениях используют.
    Далее, есть работы В. Моросановой, которая - если мне не изменяет память - также включает в понятие саморегуляции некоторые личностно-мотивационные детерминанты деятельности.
    Наконец, есть ещё психотехническое понимание термина "саморегуляция" - как приёмы регуляции функционального состояния (очень распространено было в советской литературе, да и сейчас встречается).
    Впрочем, в интервью трактовка ещё более любопытная - по крайней мере, для меня: "Существуют тесты, которые направлены на различные компоненты саморегуляции. Они не содержат вопросов, — это некоторые ситуации, в которых человек должен продемонстрировать наличие того или иного компонента саморегуляции. Это либо память, — вербальная, невербальная, кратковременная, долгосрочная — либо умение быстро переключиться, либо способность сдерживать свои импульсы, эмоции". Не приходилось слышать, чтобы в понятие саморегуляции включались какие-либо виды памяти, кроме оперативной...
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  5. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Кирилл Валентинович, здравствуйте

    Да, согласна. И да, В.И Моросанова делает акцент на саморегуляции деятельности: "Саморегуляция осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами" [Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с. C.20] В этой же книге она говорит , что у процесса саморегуляции пять этапов : от планирования целей до их корректировки.

    Таким образом, можно выделить два взгляда на саморегуляцию:
    1. психологический - с акцентом на мотивационно-поведенческий и деятельностный аспект.
    2. психофизиологический или нейропсихологический - с акцентом на функциях мозговой активности или активности нейронов.

    Я говорила про первый взгляд в заглавном сообщении.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Долговременная память здесь, видимо, с психологического взгляда такова: чтобы планировать, надо, вообще-то, помнить опыт. Хотя бы свой. Но ...очевидно, притянуто за уши
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Никита Александрович, спасибо. А есть данные о том, насколько люди с низкой саморегуляцией ярко проявляют социальную желательность? В том ее смысле, в котором Вы ее употребляете здесь
  8. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    У меня нет. Но мне кажется, что это никак не связано.
  9. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Почему никак не связано, на Ваш взгляд?
    Хохлов Н.А. нравится это.
  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Саморегуляция - это часть познавательной сферы, социальная желательность - часть личности. Человек может произвольно и осознанно осуществлять деятельность, не одобряемую обществом. Умение нравиться окружающим не требует больших усилий по планированию, т.к. обеспечивается эмоциональными и социальными навыками в краткосрочной перспективе.
  11. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Понятно. Спасибо
  12. Патрушев К.В.

    Патрушев К.В. Участник

    Никита Александрович, не кажется ли Вам, что связь между саморегуляцией и социальной желательностью будет, скорее, зависеть от возраста? Всё-таки освоение социальных навыков в онтогенезе тоже требует программирования, регуляции и контроля, выразительным примером чему служат дети с СДВГ.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Предполагаю, что связь будет нелинейной. При очень низком уровне саморегуляции будет затруднено формирование любых навыков, в том числе социальных. А начиная со среднего уровня связи не будет. Но мы, конечно, тут сейчас фантазируем. Все такие предполагаемые закономерности надо проверять эмпирически на репрезентативном материале.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  14. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Согласна.