1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

О слагаемых учебной мотивации

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 11 апр 2022.

?

Какие слагаемые учебной мотивации чаще Вы встречали на практике?

  1. Элементы самостоятельности процесса поиска знаний

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. Наличие свободы выбора

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. Ощущение успешности (компетентности)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. Никакие из перечисленных

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. Иной ответ, который сформулирую в комментарии

    (войдите для просмотра числа голосов)
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги,

    Не так давно, Никита Александрович Хохлов (@Хохлов Н.А.), спасибо ему, поделился статьей об учебной мотивации:

    Гордеева Т.О. Как сформировать желание учиться? Материалы к проведению семинара для учителей // Газета "Школьный психолог", 2009. - № 7. - URL: http://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=200900715 (дата обращения: 11.04.2022)


    Мне нравится «формула» учебной мотивации, которой поделилась Тамара Олеговна: «Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности)».

    Трудно оспаривать важность для учебной мотивации личности элементов самостоятельности в открытии нового, наличии свободы выбора хотя бы в отношении домашнего задания и позитивной обратной связи (создании ситуации успеха). И возник вопрос, какие слагаемые учебной мотивации чаще можно встретить на практике в том или ином учебном заведении? Интересно прочитать Ваше мнение, коллеги

    Спасибо за активность:);)
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  2. Леви М.В.

    Леви М.В. Локомотив

    Странный, право слово, набор ответов. Что значит "свобода выбора" как сама по себе фактор мотивации? Выбор осуществляется в пользу некоего варианта (действия, товара, услуги), а каково содержание выбираемого, чем выбираемый вариант привлекателен - вот это уже вопрос мотивации. Между чем и чем выбираем? Фиговым листком и дыркой от бублика?
    Между тем несколько возможных (и необходимых для полноценного опроса подобной направленности) альтернатив ответа можно накидать "сходу".
    • Мотив "нивелирования", или быть "не хуже других", выделен в качестве мотива труда (насколько знаю) Т.Томашевским, приведён в монографии М.А.Котика; плавно перетекает даже в волю к превосходству
    • Мотив одобрения, хоть и родственный "ощущению успешности", только более примитивный, ранний, аффилиативной природы - "на табуреточке стишок прочитал, все хлопают", но пока ещё не "сам свой высший суд";
    • Сам по себе познавательный мотив, любопытство;
    • Сугубо процессуальный мотив общения в "своей" среде уч. заведения - конечно, не специфичен в качестве учебного, может действовать и ровно наоборот; на мотив "нивелирования" влияет, но всё же они разные - можно быть равнодушным к общению с однокашниками, но всё же стремиться от них не отстать;
    • Материальная заинтересованность в виде повышенной, а то и персональной стипендии и пр.
    • Карьерная мотивация, социальный статус (тут и "нивелировка", престиж, т.е. мотив одобрения более высокого уровня, и материальная заинтересованность тесно переплетаются)
    • ну, даже и мотив комфорта, да и безопасности (там же у Котика перечислены, кстати, как отдельные, на производстве часто оказывающиеся в противоречии меж собой мотивы) - но отнесённые в будущее: "не пыльную" работу найти, не сдохнуть на тяжёлом производстве, не бегать годами за гроши с коробом пиццы за плечами и пр. Вроде уже пошёл разговор об "отрицательных" мотивах, и посему...
    • наконец, мотивы избегания неудач и наказания: "Очерки бурсы" Помяловского прочтите, чтобы понять, на каком свете живёте - там выучивали урок, чтобы их нынче же не выпороли до несидячего состояния; понятно, что лишиться стипендии, поддержки родителей, строго велевших учиться как следует, тоже нет охоты (это, как говорится, "в норме", про маргиналов речи нет);
    • Ну, а пресловутая самоактуализация, осознание своей миссии?
    • Ну, а Державе послужить, чтоб за неё не обидно было, а для того вытерпеть много ночей за учебниками в полуголодном состоянии?
    Ну вот. А вы всё про "выбор". Свобода выбора - скорее условие для большей действенности настоящих мотивов... можно тут заговорить о свободе как какой-нибудь "мета-мотивации", но так мы далековато зайдём. Свобода хороша, но хороша для чего-то... опять же, не путаем мотивы (тем паче учёбы) и ценности... д-р Шварц докладывал по кросс-культурному исследованию, что в России с ценностью "автономии" vs "иерархии" всё не так уж безнадёжно... правде, свыше 10 лет назад.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  3. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Максим Владимирович,

    Вы правы, что мотивов, конечно, больше, чем предложено в формализованном опросе-голосовании.
    Но ... следует учесть, что для привлечения участников к голосованию не рекомендуется применять
    слишком громоздкие списки для выбора. Три - маловато, а вот больше пяти - уже пестрит в глазах.
    С учетом, что еще надо сформулировать шестой вариант ответа ("другой ответ"), а также иной
    раз и седьмой - "ни один из названных".


    Ваш АШ
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Максим Владимирович, Ну, конечно здесь речь идет не о на наборе конкретных мотивов в мотивации как результате. Здесь как раз речь об условиях мотивации как процесса. Может быть, я не совсем раскрыла это. Или неудачно выбрала слово "Слагаемые".
    Леви М.В. нравится это.
  5. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, можно, конечно, ввести "ни один из названных", но...Надо было таки сказать о понимании мотивации в данном конкретном случае.. Не сказала. Даже не подумала, что можно воспринять по-другому. А, нет. Даже один маленький вопрос может быть понят по-разному.
    Леви М.В. нравится это.
  6. Леви М.В.

    Леви М.В. Локомотив

    Да, тут важен формат опроса и предполагаемый субъект ответа.
    Одно дело - для школьников (про них и статья), другое - для студентов (их я больше имел в виду - пожалуй, из-за собственного опыта работы, т.к. в школе не работал ни дня), а здесь всё же опрос для экспертов, а не мотивационный опросник для каких-либо испытуемых.
    Такого объёма перечень, какой был мной наспех выписан, для такого формата не годится. закон объёма оперативной памяти тут продолжает работать. В мотивационных опросниках (Ричи/Мартина и пр.) излюбленным форматом является один из ипсативных - ранжирование альтернатив (все из которых относятся к разным шкалам), но таковых более 5 враз предъявлять не следует (а если альтернативы - развёрнутые суждения, то и подавно), остаётся в запасе попарное исчерпывающее сравнение, а оно весьма увеличивает объём опросников и утомляет опрашиваемых. Понятно, что здесь это всё не актуально.
    И всё же, по-моему, стоило бы попытаться опрос для экспертного сообщества на такую тему сделать информативнее, м.б., предложив 7-8 готовых содержательных (т.е. не включая "другое") вариантов ответа.