1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Об этике

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Свириденко И.Н., 25 дек 2022.

  1. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Уважаемые коллеги!
    Хотелось бы поговорить об этике. И еще спросить экспертное сообщество: есть ли смысл реагировать на "безадресные обзывания", прозвучавшие со стороны конкретного преподавателя конкретного университета, и если есть, то в какой форме? Хочется написать руководству этого университета, но, возможно, я не права, и лучше просто забыть, не обращая внимания на "мелочи"?

    Поясню. Осенью 2020 года мне довелось присутствовать на лекции в режиме онлайн для магистрантов трех групп разной специализации в области социальной психологии одного из немаленьких государственных университетов. Присутствовало немногим более 40 студентов. Лекцию вел доцент, кандидат физико-математических наук, магистр физики и, как указано на его странице на сайте университета "Практический психолог в области образования" (правда, без года получения соответствующего образования. Или для практических психологов оно и не требуется?).
    Лектор 2 семестра читал магистрантам-психологам несколько дисциплин, связанных с проведением научных исследований, в том числе курс мат.статистики.
    В одной из первых лекций по мат.статистике лектор привел пример статьи из научного журнала (список ВАК с 2010), которая, на взгляд лектора, содержит некорректные выводы ее автора, поскольку из 12 выявленных автором статистич.значимых фактов 9 были с уровнем значимости p<0,05 и только 3 с уровнем значимости p<0,01 (которые из-за слабых корреляций также, по мнению лектора, также ничего не значили).

    То, что прозвучало на лекции, мне до сих пор не удается забыть, поскольку и в моей диссертации кроме p<0,001 и p<0,01 встречаются отсылки к p<0,05.

    В ноябре 2020 я создала здесь, на форуме, тему https://forum.ht-line.ru/threads/o-...risunok-nesuschestvujuschego-zhivotnogo.3041/, которая, к моему сожалению, обсуждения не получила.
    Итак, что прозвучало на лекции (напомню, лектор анализировал статью в журнале из списка ВАК, в которой автор делает выводы с опорой на p < 0,05):

    Лектор: Ничего у него не обнаружено, никаких нет корреляций, просто вот никаких! То есть это написал идиот! Несмотря на то, что в МКБ это отменили, но это самая сильная степень непонимания.
    Студенты: Хотелось бы, конечно, его дебилом назвать
    Студенты: Дебил – это легкая степень
    Лектор: Да! Понимаете?
    Студенты: Эта статья показывает, что дебилы есть!
    Лектор: Да, и самое ужасное, понимаете, что дебилы пишут статьи <...> Всё, пусть живет. С моей стороны, ужас заключается не в том, что какой-то конкретный человек не совсем хорошо понимает, понимаете? А ужас в другом. В том, что это печатают. И поэтому у всех остальных людей возникает такое бессознательное разрешение себе точно так же относиться к науке.
    Студенты: Ужас будет даже в другом, что он вводит в заблуждение, люди принимают на веру результаты и начинают их использовать в жизни, как-то на них опираться
    Лектор: Угу.
    Студенты: Хотя на самом деле нет там никаких взаимосвязей
    Лектор: Вообще там ничего нет, да…. <..>Я вот не могу понять, вот редактор этого журнала, он что, тоже дебил что ли?
    Студенты: он просто редактор, а не психолог
    Лектор: Ну я имею в виду там же и научный редактор должен быть. Понимаете, кто-то ж за это должен отвечать, в конце-то концов, понимаете?

    ВАКовский журнал, о котором идет речь, издается в том самом университете, где преподает лектор. Поскольку журнал психологической направленности, то гл.редактор журнала - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; члены редакционной коллегии и редакционного совета преимущественно с ученой степенью доктора психол.наук.

    Сегодня случайно обнаружила, что в том же 2020 году в этом же журнале опубликована статья лектора (с одним соавтором). В качестве методической основы использованы:
    "дидактический тест (авторская методика)",
    "авторская ситуационная методика «Отношение к <...>», состоящая из описания четырех ситуаций, в которых испытуемым предлагалось сделать выбор и принять решение о действиях в предложенной ситуации",
    "Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина—А.М. Эткинда, представляющий собой проективную методику", также дается пояснение, что "В ЦТО используется набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера",
    и наконец "Анкета из 13 вопросов".
    При этом в первом же выводе лектор (или его соавтор?) ссылается на "статистически значимые различия" с уровнем значимости... p < 0,05
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я бы разделил это на несколько вопросов:
    1. Допустим ли уровень значимости p < 0,05?
    В психологии допустим. Другой вопрос, что при множественных корреляциях возникает проблема множественных сравнений и тогда чаще всего такие корреляции перестают быть значимыми при введении соответствующих поправок. Грубо говоря, при 12 сравнениях уровень значимости надо умножать на 12 (поправка Бонферрони). И тогда 0,05 превратится в 0,6, 0,01 - в 0,12, и только 0,001 - в 0,012, что в итоге меньше 0,05. Можно использовать менее жёсткую поправку Холма, но смысл примерно тот же. В данном случае надо смотреть дизайн исследования и проверять, была ли там ситуация множественных сравнений.
    2. Допустимо ли называть автора идиотом?
    Нет, так делать нельзя. Можно было бы направить письмо в редакцию журнала в формате внешней рецензии и потребовать ретракции. Или обратиться в ВАК с требованием лишить учёной степени за статистические ошибки в диссертации. Но оскорблять нельзя.
    3. Может ли рецензируемый журнал пропустить статью с ошибками в математико-статистической обработке?
    Да, такое часто встречается. Для решения этой проблемы во многих медико-биологических журналах существует специальный рецензент по статистике. Но в отечественных психологических журналах с этим очень плохо.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    По последнему моменту. Возможно, в этой статье лектора не было ситуации множественных сравнений.
    Если можете, дайте ссылки на обе упомянутые статьи, чтобы можно было предметно разобрать.
  4. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Никита, мой вопрос про обзывания. Насколько этично? Нужно ли забыть, потому что пустяки, дело житейское, или задать вопрос, кто собственно и с какой системой ценностей обучает сегодня студентам психологии?
  5. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Обзывания - не этично.
    Не так давно один бывший декан оскорбил целую аудиторию студентов. Пошумели, поговорили, но никаких последствий не наступило.
  6. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    И научного редактора журнала мимоходом? Печаль
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Ну а что делать? Пострадавшая сторона - автор статьи и редактор журнала - могут подать жалобу в комиссию по этике вуза, где работает данный преподаватель, если там такая комиссия есть. Ну или просто гражданский иск в суд. Формально это будет правильно.
    С другой стороны, автор мог бы связаться с этим преподавателем и попросить содержательно объяснить, что не так с статистической обработкой в статье. Возможно, им бы удалось договориться, и в результате научные результаты стали бы лучше. А журнал мог бы пригласить этого преподавателя в качестве редактора по статистике.
    Правильного решения здесь нет. Всё зависит от того, что для пострадавшей стороны важнее.
  8. Беребин М.А.

    Беребин М.А. Локомотив

    Уважаемая Инна Николаевна!
    С формальной стороны, исходя из постановки Вашего вопроса и приведенных в Вашем месседже фактов и аргументов, а также по сути поднимаемых Вами вопросов , по моему мнению , есть достаточно серьезные основания для обращения в Этический комитет Российского психологического общества (если, как минимум, Вы, а как максимум, - и оппонент, о котором Вы ведете речь, являетесь членами РПО) ... Другой вопрос, что понадобится достаточно подробное рассмотрение всего и вся включая и образовательную квалификацию и компетентность лица, о котором Вы ведете речь и это может "напрягать". Но, повторюсь, на мой взгляд, в описываемой .Вами ситуации есть основания для рассмотрения ситуации в ЭК РПО. Вопрос цели....такого обращения, особенно перед студенческой аудиторией.
    PS. СОласен с Никитой Александровичем - вопросы аргументации в отношении статистических аспектов проблемы - представляются более приемлемыми и решаемыми , чем собственно этические - допустимо ли вообще "ругать автора" вместо внимательного разбора (с аргументами) собственно материалов статьи.
    Беребин М.А. , член Этического комитета РПО
  9. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    Не очень понял, почему тема https://forum.ht-line.ru/threads/o-...risunok-nesuschestvujuschego-zhivotnogo.3041/ обсуждения не получила? Я лично попытался дать ответы на вопросы, которые там поднимались, и если есть, что обсудить сверх того, то можно было бы продолжить. И про 0,05, и про 0,01.

    Если что, от статистики упомянутого лектора
    в статье о безопасности вождения можно камня на камне не оставить, т.к. группы не были отобраны случайно, и в любом случае анализ изменений так не проводится. В простых случаях можно анализировать различия в разностях между претестом и посттестом при условии, что нет различий между группами на этапе претеста (скорректированная g Хеджесса < 0,05) и есть корреляция между показателями претеста и посттеста в каждой из групп на уровне r>0,6. Это на основе требований стандарта WWC 5.0 , ссылку на который дать не могу (вероятно, блокируются ip-адреса из России), я захожу через Tor.

    Отмечу, что лично у меня по этому поводу никаких негативных эмоций по отношению к автору не возникает. Может быть, я продвинулся дальше по кривой Даннинга-Крюгера вниз. Применение стат.процедур - системная проблема.

    P.S. Иногда появляется желание попросить админов сделать здесь на форуме раздел для вопросов новичков по организации исследования и стат.процедурам. Я не претендую на экспертный статус, но с типичными проблемами, когда есть время, помочь бы смог.
    Последнее редактирование модератором: 25 дек 2022
  10. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    Выше "упомянутого автора" = "упомянутого лектора". Уважаемые модераторы, если можно заменить, замените, пожалуйста. Перечитал и понял, что надо уточнить. "Эксперт" сам допускает серьезные ошибки - такой смысл сообщения.
    Последнее редактирование: 25 дек 2022
  11. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Про безопасность вождения - это статья лектора. И он же выводил нормы по тесту Рисунок несуществующего животного (про это я писала в ноябре 2020). Что касается, почему, на мой взгляд, тема здесь, на форуме, не получила широкого обсуждения, потому что в ветке ноября-2020 коснулись лишь уровня значимости 0,05, но никак "норм" РНЖ. А ваши ответы я помню и очень вам признательна за них. И все же для меня на первом месте в этой ситуации - этика этого самого лектора
    Никитина И.А. нравится это.
  12. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Вот да, к сожалению. И это никем не пресекается. Может быть, потому что никто из присутствоваших на той лекции,включая меня саму, не остановил его в его "красноречии"
    Никитина И.А. нравится это.
  13. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Я не в РПО. Есть желание написать первым лицам этого университета. Есть ли в вузах комиссии по этике?
  14. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Автор совсем из другого университета и региона, полагаю, он, вообще не в курсе. И речь не о нем. А об оценке вскользь, как бы между прочим, редакторов этого журнала, которые в отличие от лектора, имеют уч.степень в области психологии
    Никитина И.А. нравится это.
  15. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Добрый вечер, коллеги
    Заменила.
    Раздел такой есть, можно сказать. Прямую ссылку , к сожалению, дать не могу, т.к. неудобно мне сейчас. я в нем в пятницу написала про экспертные оценки. Можно в нем писать....

    Получилось у меня скопировать прямую ссылку на раздел, о котором говорила. https://forum.ht-line.ru/forums/problemy-i-metody-kolichestvennoj-psixologii.17/
    Никитина И.А. и Пантюхин С.С. нравится это.
  16. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    Наталья Сергеевна, добрый вечер!
    Спасибо за редактирование.
    Раздел, о котором вы говорите, насколько я понимаю, закрыт от внешнего мира (требует регистрации для просмотра). Это серьезно снижает эффект мероприятия, как мне кажется.
  17. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Сергей Сергеевич, это легко исправить)) я думаю, никто не будет против этого. Завтра сделаю его публичным
    Никитина И.А. нравится это.
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хорошо бы сначала вспомнить, почему этот раздел открыт только для зарегистрированных пользователей.
    Никитина И.А. нравится это.
  19. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Никита Александрович, Он был создан без меня. Касательно того, открывать ли его. Я предлагаю открыть только его и все, а другие в родительском разделе оставить закрытыми
  20. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    В этом разделе информация для специалистов в области психодиагностики, которая не должна быть легко доступна людям без соответствующего образования. Здесь работают принципы специальной подготовки психодиагностов и профессиональной тайны, о которых обычно говорит @Шмелев А.Г. на своих лекциях. Думаю, нужно решающее слово Александра Георгиевича.
    Шмелев А.Г. нравится это.