1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Оценка оценивающих - как избежать субъективности?

Тема в разделе 'Организационная психология и консультирование', создана пользователем Свириденко И Н, 24 дек 2014.

  1. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    В организациях, где проводится оценка персонала собственными силами, на мой взгляд, может возникнуть проблема оценки оценивающих.
    Поясню. Есть штатные психологи (менеджеры по персоналу, по оценке и т.п.), которые проводят оценку кандидатов на вакансии, в кадровый резерв и т.д., и в какой-то мере влияют на кадровое решение по конкретному человеку.
    Допустим, человек по итогам психодиагностики не был рекомендован к зачислению в кадровый резерв. Или не направлен на целевое дорогостоящее обучение.
    В крупных холдингах такой специалист (оценивающий), с одной стороны, подчиняется руководителям своего подразделения, с другой, - какому-то департаменту в "центральном офисе", по программам которого и проводится оценка персонала.
    Однако работа самого "оценивающего" также должна отвечать каким-то нормам, требованиям и критериям эффективности. При этом оценку такого специалиста проводит уже непосредственный руководитель, другие руководители и специалисты. Т.е. те, кого в силу должностных обязанностей ранее тестировал или будет тестировать этот самый штатный психолог.
    Вопросы к сообществу.
    1) Могут ли не специалисты в области психологии объективно оценить эффективность той работы, которую проводит штатный психол?
    2) Каковы, по вашему мнению, должны быть критерии такой оценки?
    3) Каких вопросов следует избегать, чтобы не получить искаженную картину результатов деятельности штатного психолога?
    4) Другими словами, кто и по каким критериям должен оценивать эффективность работы "оценивающего" - соответствует ожиданиям, на среднем уровне, ниже среднего, превосходит ожидания?
    Виноградов А Г и Шмелев А.Г. нравится это.
  2. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Инна Николаевна, признаюсь, я до сих пор не понимаю вопросы, которые Вы задали, но хочу заметить, что именно психолог обязан заниматься предоставлением данных эффективности своей работы.
    Например, мне удалось показать, что скрининговая процедура на этапе отбора претендентов на обучение за счет предприятия позволяет получить экономический эффект (прогнозируя успешность обучения). Как удалось это сделать? Входная диагностика проводилась со всеми кандидатами на обучение, на обучение взяли всех, а по итогам я смог связать результаты входной диагностики и результаты обучения. Теперь есть обоснованный на данных критерий отбора. Эту задачу психологу никто не поставит, психолог должен самостоятельно это сделать, естественно при наличии определенных знаний и навыков.
  3. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Кстати, Ваши вопросы напрямую связаны с важным (отдельным) вопросом: а на что психолог в организации может влиять? Я больше сталкивался с ролью психолога в организации как "свадебного генерала" -- он просто есть, от него ничего не зависит, он ни на что не влияет.
  4. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Юрий, а кто из руководства и коллег оценивал Вашу работу (с целью информирования и по заданию головного офиса) и по каким критериям? Или такой ситуации не было?
    Предполагаю, что роль, с которой вы сталкивались (которая была Вам "отпущена"), не особенно зависела от Ваших инициатив, исследований и предложений.
    Здесь и еще один момент: от психологов в организации ждут каких-то "волшебных таблеток", а если волшебства не происходит - плохой психолог. Или даже вообще не нужен. Нет же волшебства-то от него.
  5. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Мой непосредственный руководитель.
  6. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Не согласен с тем, как Вы проинтерпретировали мои слова -- моя роль как раз совсем другая: я знаю, на что я могу повлиять, к моему мнению прислушиваются и создают условия для проверки
  7. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Инна Николаевна, просвещение руководства на предмет возможностей/ограничений психолога в организации -- задача самого психолога
  8. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Юрий, когда прислушиваются - это здорово. Но сейчас я говорю о ситуации, когда по заданию головного офиса психолога оценивает несколько человек, в т.ч. непосредственный руководитель. Без самооценки самого психолога, т.е это не 360 градусов, и не 180)))) По логике, оцениваться должны только компетенции, а не достижения. Компетенции психолога не психологами. Каковы д.б. критерии оценки, чтобы избежать субъективности? Или ее вообще не избежать?
  9. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Да, но жизнь многогранна. И трудовая жизнь тоже. К примеру, руководителя может быть желание трудоустроить (особенно в период кризиса) какого-то другого человека на эту должность, или, наоборот, он так долго искал психолога, что закрывает глаза на какие-то моменты. Руководитель может ждать от психолога каких-то чудес или вполне реально понимать его возможности. Будет ли все это отражаться в оценке компетенции? Повлияет ли на результат оценки?
  10. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    А если оценивающих (по заданию головного офиса) несколько, и лишь один из них - непосредственный руководитель, остальные - руководители других подразделений, вышестоящие по иерархии должностей и т.д. Они не сталкиваются с Вашей работой каждый день, Вы не предоставляете им отчеты, п.ч. это не предусмотрено Вашими должностными обязанностями.
  11. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Инна Николаевна, честно признаюсь, странный вопрос. Я по работе взаимодействую с разными руководителями (других подразделений, начальники цехов, замы, мастера и т.п.) и они могут принять участие в оценке. Вопрос не в этом, а что они будут оценивать? Есть ли можель компетенций психолога? Какие компетенции входят в модель?
  12. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    На мой взгляд, они не могут принять участие в оценке работы психолога.
  13. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    У меня к Вам встречный вопрос: чем регламентируется (какими локальными документами) деятельность психолога из Вашего кейса?
    Поясню: у меня есть регламент по аттестации, регламент по оценке персонала, регламент по формированию кадрового резевра.
    Например, в регламент по оценке все очень конкретно прописано: кто, зачем, как, когда, с помощью чего, как принимаются решения, на основе чего, какие инструменты оценки используются, этические принципы, описание процедуры оценки, ключевые термины и т.п.
    Очень горжусь тем, что это действующий на практике регламент -- этические принципы неукоснительно соблюдаются, работники знакомятся с информированным согласием, с ними проводится обратная связь по результатам оценки в индивидуальном режиме, обсуждаются результаты с руководителями только в той части, которая их касается.
  14. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    А самое главное -- деятельность моей группы по оценке и развитию персонала освещается в корпоративном печатном издании. Уверяю Вас, что это очень важно для формирования позитивного отношения к оценке и оценочным процедурам.
  15. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Юрий, в последнее время я пару раз уже слышала, что такие опросы в некоторых организациях практикуются. И тоже задумалась: что могут оценивать люди, не являющимися психологами, в работе психологов? Причём люди, которых этот психолог тестировал либо будет тестировать. Возможно ли избежать суб,ективности?
  16. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Аналогично.
  17. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Отличие - у Вас группа и, скорее всего, нет "головного офиса" осуществляющего методическое руководство психологами. Но вот , к примеру, система МВД - психологи по 1, работают по утвержденным методикам. Что если в главке или министерстве захотят оценить эффективность их работы? Были же времена, когда не было в органах психологов и работали. Сергей Михалков стихи писал, режиссеры фильмы снимали....
  18. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Подозреваю, что мы обсужаем какую-то гипотетическую или собирательную ситуацию-образ "практики оценки". Мне до сих пор не совсем понятно, какие опросы практикуются, что содержательно они из себя представляют?

  19. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Есть и головной офис, который частенько любит спускать свои решения в области оценки ... но это совсем другой вопрос.
  20. Свириденко И.Н.

    Свириденко И.Н. Локомотив

    Реальная ситуация для моей знакомой с юга.