1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Почему врачи избегают обсуждения темы врачебных ошибок?

Тема в разделе 'Поисковые проекты, гипотезы, идеи', создана пользователем Махамбетчин М.М., 13 май 2017.

  1. Проблема врачебных ошибок сложная, многофакторная и многоуровневая. Противоречия начинаются уже с подходов к ней. Сегодня в обществе неправильное отношение к «врачебным ошибкам», существенно осложняющее работу в медицине, формируют журналисты и юристы, но, несмотря на это, самые компетентные в этом вопросе лица – врачи избегают даже обсуждения этой проблемы, не говоря о противодействии распространяющемуся заблуждению в обществе.

    Вероятно, это происходит не только из-за сложности проблемы, но и по той причине, что тема ошибок затрагивает самые сокровенные глубины человека, чувства самолюбия, тщеславие, инстинкт самосохранения от риска «потери лица», наказания. Последние подсознательно отталкивают все, что угрожает снижением самооценки, что посягает на психологический комфорт и безопасность.

    Насколько мои (не психолога) рассуждения о причинах избегания врачами обсуждения темы «врачебных ошибок» правильны и достаточны?
    Шмелев А.Г. нравится это.
  2. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Правильны, но недостаточны! Что именно Вы хотели сказать своими рассуждениями? Сообщить о проблеме? - О ней знают все. Предложить методы борьбы с ней? - Их здесь нет. Сформулировать причинно-следственные связи происходящего? Но перечисление человеческих пороков не есть причина самой проблемы! Что Вы предлагаете? Избавить медицину от порочных представителей рода человеческого? А заодно и все остальные науки, имеющие ничуть не менее важное значение для нашего бытия? А как это сделать практически? Как то их различать и устранять? Или уговоравать делать так, как они неспособны? Или всеми силами воспитывать новое поколение, лишённое этих пороков? А почему не делали этого раньше? Вы предлагаете найти способ решения всех этих вопросов или просто поговорить о них, в надежде, что кто-нибудь знает эти решения и что-нибудь придумает?
  3. Дополните до достаточного, если несложно. Знать не означает понимать.
    Николай Алексеевич, хотелось проще, сермяжней....
  4. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    В принципе, всё это есть в моей статье, что рядом с Вашей. Сермяжней - сложно. Это конкретные простейшие действия по преодолению Пути
    , а до этого Пути ещё добраться надо! Его ещё предстоит проложить! Для этого нужно ответить на все те вопросы, которые я задаю. Причём, ВСЕМ!
  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Мурат Максутович,

    в отличие от Николая Алексеевича Хрумалова, я высоко ценю то, как Вы сформулировали проблему.
    При этом Вы не избегали, а высветили главные, на мой взгляд, трудности: главным барьером
    в каком-то развитии профессиональной врачебной этики в этом вопросе является позиция
    самих медицинских работинков, НЕ заинтересованных в том, чтобы самокритично признавать
    свои ошибки.


    Так уж у нас получается (со времен, когда при социализме Производитель восторжествовал
    повсеместно над Потребителем), что многие профессиональные группы локализуют
    свои проблемы во всем чем угодно: а) в низком финансировании, б) неправильной
    внутренней политике руководства страны, в) в коррупции вышестоящих органов управления
    (особенно это любят делать нижестоящие, хотя низовая коррупция имеет тоже грандиозные
    масштабы, если суммировать 10 миллионов раз сумму в 1000 рублей, например) и т.п.
    Но не локализуют эти проблемы в том, что напрямую зависит именно от профессионального
    сообщества - в дефиците самокритике и анализе ошибок.


    Я хочу сказать. что медики в этом вопросе вовсе не одиноки, но их ошибки очень
    чувствительно отзываются - сразу на здоровье людей действуют.


    Никто не свободен от риска ошибок. Но одно дело - одиночная случайная ошибка.
    Водители автомобилей могут вполне такую совершить и 1-2 незначительные
    ошибки за какой-то период (год или три, не мне судить) - это норма.
    А если таких ошибок за отчетный период накапливается 10? - Таких водителей
    лишают прав. А где аналогичная логика учета ошибок в медицинском сообществе?


    С уважением,
    АШ



    Махамбетчин М.М. нравится это.
  6. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Здравствуйте, Александр Георгиевич!
    Как всегда, Вы - совершенно правы! Один маленький вопрос - а к психологии, как к профессиональной группе, всё сказанное Вами - не относится?
  7. Возможно я не осознаю степени риска быть не понятым с "интимными" врачебными проблемами в немедицинской среде .... Вместе с тем, я солидарен с таким тезисом как "без помощи общества врачам самостоятельно не решить проблему ошибок в медицине на должном уровне" и это оправдывает мой риск. Общество должно знать проблему медицины, от которой зависит качество получаемой обществом медпомощи, должно знать, понимать и способствовать ее решению для своей же пользы ....
    Теперь по существу заданного вопроса.
    Общество, по крайней мере, имеет три, вероятно, неосознанных (никто об этом не размышляет, присутствует в подсознании как стереотип) заблуждения касательно этой проблемы медицины:
    1. учет ошибок в медицине так же элементарен, как и жизненно необходим
    2. традиционная в обществе связка "ошибка - вина - наказание" должна быть и в медицине
    3. признание ошибки (основа учета ошибок) в медицине должно быть так же элементарно, как и жизненная необходимость учета и анализа ошибок.
    Все эти три заблуждения тесно взаимосвязаны. Не буду пока их расшифровывать, лучше если форумчане сами прокомментируют .... одно только скажу даже будучи склонным признавать публично свои ошибки, я иногда испытываю колоссальный дискомфорт и склонен отрицать ошибку и защищаться, когда не могу объяснить себе причину своей очевидной ошибки (как это возможно? этого не должно было быть!) ...
    Последнее редактирование: 14 май 2017
  8. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Уважаемый Мурат Максутович!
    Вы не едины в этих ощущениях и, насколько я понимаю, это одна из основных сегодняшних проблем, решения которой на горизонте ещё не видно. Почему-то ассоциативно вспоминается отношение к материнской заботе. С одной стороны никто не может сомневаться в праве и пользе материнской заботы, а с другой - сколько искалеченных детей от избытка этой заботы?! Оценить уровень необходимости врачебных действий и их качество во всём многообразии вариантов практически невозможно не только врачам, но и самому применявшему эти воздействия. Насколько я понимаю, довольно часто эти решения могут приниматься на подсознании и профессиональной интуиции, просчитать которую вообще невозможно. Подход здесь может быть только один - оценка уровня способности конкретного врача принимать максимально ОБЪЕКТИВНЫЕ решения! Врач с высоким уровнем сознания не застрахован от ошибки, но вероятность её гораздо меньше, чем у карьериста, авантюриста или нерешительного. Если психология научится делать подобную диагностику, то Вы обратились по адресу!
  9. Видимо инстинкт экономии времени и энергии ведет врача к неосознаваемым когнитивным ловушкам....

    Предлагаемая Вами диагностика способности врача в ряду актуальных проблем является далеко не первой, такая диагностика возможна в долгосрочной в перспективе .... сегодня горят проблемы не хватки врачей вообще, вынужденной закрытости врачей анализу ошибок .... Врачи уходят из медицины по многим причинам, но одна из главных - резкое снижение защищенности от несправедливых обвинений, последнее является и главной причиной непризнавания ошибок (отсутствие учета и анализа ошибок). И это проблемы не только врачей СНГ.

    В моем комментарии (7) я хотел бы уточнить выражение элементарен и элементарно, имеется ввиду элементарен в выполнении и элементарно выполним. Психологи лучше других понимают, как сложно признать ошибку вообще, а в медицине, поверьте это "практически невозможно" (в свете сегодняшних повальных обвинений врачей) при том, что мы, особенно при экстренной помощи делаем массу различных ошибок, которые без признания не имеют шансов констатироваться и анализироваться.

    К трем заблуждениям в обществе следует добавить и четвертое - ошибка врача - редкое и чрезвычайное событие. Мне трудно кратко передать всю сложность медицины и соответственно неизбежность и естественность высокой частоты ошибок....

    Предполагаю Николай Алексеевич Вашу реакцию в виде "надо диагностировать способности чиновников от медицины, юристов, властных структур - дабы разработать инструмент улучшения их состава и решения всех проблем, в том числе и медицины" ... я хочу сузить диалог вокруг поставленного мной вопроса в самом начале темы, в надежде, что это даст хоть какой то полезный продукт на сейчас для меня.
    Низовских Н.А. нравится это.
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Мурат Максутович, здравствуйте.

    Нас тут покритиковали (наш активист Леонид Чупров сделал это на Фейсбуке) за то,
    что "психологи полезли критиковать медиков, а у себя в глазу...". Пришлось
    ему объяснить (это было на моей личной "стене" на Фейсбуке), что инициатива
    в обсуждении этого вопроса все-таки принадлежит не психологам.
    Не могли бы Вы пояснить, есть ли у Вас у самого психологическое образование,
    что подтолкнуло Вас к тому, чтобы здесь начать это обсуждать?


    Я попытался пояснить Леониду Федоровичу и заодно повторяю для всех,
    кто следит за этой темой: я лично, например, считаю, что психологи
    в своем недосформированном сообществе тоже ОБЯЗАНЫ поставить
    тему "ошибок практического психолога" как одну из ГЛАВНЫХ.
    Им (нам) тоже не хватает самокритичности и острого анализа своих методов
    работы. Может быть, даже в большей степени не хватает, чем врачам.


    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 15 май 2017
  11. Здравствуйте, Александр Георгиевич!

    Ваш комментарий: "Но не локализуют эти проблемы в том, что напрямую зависит именно от профессионального сообщества - в дефиците самокритике и анализе ошибок. ... А где аналогичная логика учета ошибок в медицинском сообществе?" Я лично не воспринял и не воспринимаю как критику врачей.

    Кроме самообразования, специального психологического образования у меня нет. Механизм ошибок, признание ошибок, реакция на них и т.п., по-моему, это в большей степени психология, чем что то другое. Из-за желания разобраться в этом при отсутствии профессиональных знаний по психологии и побудили меня обратиться к ЭСПП.

    Я все таки надеюсь на помощь в профессиональном описании "феномена отторжения темы, затрагивающей какие то важные струны человеческой психики".
    У меня нет цели вести широкое обсуждение проблем врачебных ошибок, меня сейчас интересует именно этот узкий вопрос.
    Наверняка есть работы психологов, косвенно или прямо отвечающие на мой вопрос.... подскажите, пожалуйста.


    С уважением,
    М.М.
    Шмелев А.Г. и Низовских Н.А. нравится это.
  12. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Здравствуйте, Александр Георгиевич!
    Нельзя ли с этого места подробнее?
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Николай Алексеевич,

    во фразах типа "Нельзя ли с этого места подробнее"
    содержится определенный... гм... вызов, не считаете?


    Стараюсь вежливо и терпеливо ответить Вам на этот
    вызов так: я не считаю себя специалистом по всем
    психологическим проблемам. Некоторые проблемы
    я считаю актуальными и очень значимыми, но не
    потому, что у меня самого есть готовое решение этих
    проблем. Мне бы хотелось посодействовать запросу
    коллеги из медицины (Мурату Максутовичу, я имею в виду),
    но не знаю, насколько удастся найти специалистов-психологов,
    близких к этой тематике.


    Я специально ставлю имя Александра Шамильевича Тхостова
    в этом сообщении после значка @ - в надежде, что он
    подключится (@Тхостов А.Ш.). Вряд ли с проблемой
    ошибок у нас мог работать кто-то кроме медицинских
    психологов.


    С уважением,
    АШ



  14. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Также прошу обратить внимание на эту ветку Михаила Александровича - специалиста по медицинской психологии из Челябинского ЮУрГУ, имеющему интерес и навык обсуждения юридических вопросов (@Беребин М.А.).

    Кто-то еще, может быть, кого-то назовет из наших коллег, близких к этому форуму?
    Или вызовется сам комментировать проблему?


    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 16 май 2017
    Махамбетчин М.М. нравится это.
  15. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Здравствуйте Александр Георгиевич!
    Извините пожалуйста, если это прозвучало именно так. В голове не было грубить Вам! Меня, как и Мурата Максутовича, очень волнует проблема профессиональных ошибок, которые далеко не ограничиваются медициной. Система правоохранения, образования, организации нашего бытия, которую называют бюрократией, военная, экологическая и, даже, как Вы говорите - психология! Такие массовые проявления не могут быть совокупностью случайностей, но очевидно имеют единую ПРИЧИНУ! Именно на этом я сконцентрировал свой вопрос и просил подробнее осветить его.
    Механизм ошибок, признание ошибок, реакция на них и т.п - не выявив их причинно-следственной связи нельзя бороться с ними как с явлением. Как Вы видите протекание этих процессов?
  16. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Вот так всегда, как обижаться, так сразу, а как объяснить, так всё времени не хватает. А ведь мы затронули одну из важнейших проблем. Чтобы не сказать - самую важную - проблему Непосредственного Исполнителя! Профессиональная ошибка - это ошибка конкретного Человека - независимо от его профессии. И эти ошибки носят массовый характер. Мы обсуждаем возможность диагностики молодёжи по их активности в сетях, что носит массу ограничений и условностей, но не анализируем сети на предмет оценки качества нашего общества. Сети полны обсуждением темы - "подставы на дорогах"! Подставы милицейские, естественно. Для нас является нормальным и естественным то, что представители власти, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ система, одной из основных своих функций считает ПАРАЗИТИРОВАНИЕ на охраняемых! Это определено каким-нибудь Законом? Или это определено совокупностью индивидуальных побуждений?
    БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА! ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ система, призванная обеспечить эффективное функционирование всем хорошей системы Товарно Денежных Отношений, "перетянула одеяло" на себя и превратилась в паразитическую надстройку, которая концентрирует средства внутри себя ради КОНЦЕНТРАЦИИ средств и давно уже ТОРМОЗИТ любое развитие! Это неизбежная составляющая капиталистических отношений или деформированный результат "человеческого фактора"?
    ОБРАЗОВАНИЕ! ФОРМИРОВАНИЕ человеческого Сообщества! Для кого-нибудь ещё является секретом, что качество отношений в нашем обществе становится всё сложнее и напряжённее? Это кем-то было задумано или это непредсказуемая деформация общества, вызванная деформацией каждой отдельно взятой личности и мы проигрываем проблему воспитания по всем параметрам?
    Продолжать перечислять наши проблемы? Может кто-то сможет назвать ныне существующую проблему, которая не завязана самым конкретным образом на Непосредственном Исполнителе?
    И что, любую из этих проблем можно решить стандартной психологической, юридической или медицинской консультацией? А кто должен решать эти проблемы? Система образования, которая находится внутри проблемы, чтобы не сказать - на её острие? Депутаты и правительство, которые являются эталоном противостояния? Родители, которые каждый во что горазд и все в разные стороны? Может культура и искусство, своими благими пожеланиями и положительными примерами? Или, все-таки, психология, всем своим смыслом и научным вооружением предназначенная на это?
  17. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Николай Алексеевич,

    обратите внимание на то, что последний ваш пространный комментарий слишком расширяет
    тематику - на грани с офф-топом (тематическим сдвигом) по отношению к теме, заявленной
    автором этой ветки. По нашим правилам, у автора есть все права посчитать, что Вы уводите
    в сторону фокус внимания аудитории - от его постановки вопроса к своей собственной постановке
    вопроса - настолько другой, что вопрос превращается в ДРУГОЙ ВОПРОС.


    Мы с Вами не первый раз ходим по этому кругу. Вы считаете по каким-то неведомым для меня
    причинам, что именно наука ПСИХОЛОГИЯ отвечает за морально-психологическое разложение
    какой-то значительной части населения страны. А я считаю, что с этими вопросами надо
    обращаться в руководящие политические органы РФ прежде всего - в Администрацию президента,
    в Госдуму, в Министерство образования и науки, в Министерство культуры, в РАО - Российскую
    Академию образования, где есть профильные институты. Вы неправильно выбрали адресата.
    Я считаю, что эта Ваша ошибка является следствием вашего слабого знакомства с психологией
    как наукой, с неправильной оценкой ее места в нашем обществе, степени ее общественного
    авторитета и влияния. Да будет Вам известно. что многие методологические школы в академической
    психологии построены на ОТРИЦАНИИ аксиологического (ценностного) подхода - они
    отказываются давать моральные оценки поведению человека, они его только ИЗУЧАЮТ,
    а в ходе воздействия помогают человеку чувствовать себя лучше, но не наставляют его,
    как он должен строить свои отношения с ОБЩЕСТВОМ. Некоторые психологи оспаривают
    такой "безоценочный" подход к человеку, но их меньшинство.


    Возможно, что сообщество педагогов, а не психологов с большим пониманием и заинтересованностью
    будет внимать вашим словам.


    Прошу Вас вдумчиво отнестись к этой еще одной моей попытке разъяснения Вам, почему
    многие здешние специалисты не могут Вас понять и оценить ваших усилий - это происходит
    автоматически в силу определенного профессионального мировоззрения. Фотограф, у которого
    люди на фотографии получаются некрасивыми, частенько ретуширует фотографию, но...
    вряд ли возьмется улучшать внешность самого человека.



    АШ
  18. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Локомотив

    Александр Георгиевич!
    Поскольку я не нашёл в правилах Сообщества пункта подтверждающего директивность Вашего мнения и рекомендаций не иметь своего, я осмелюсь поделиться своими взглядами на затронутые Вами вопросы.
    "обратите внимание на то, что последний ваш пространный комментарий слишком расширяет
    тематику - на грани с офф-топом (тематическим сдвигом) по отношению к теме, заявленной
    автором этой ветки. По нашим правилам, у автора есть все права посчитать, что Вы уводите
    в сторону фокус внимания аудитории - от его постановки вопроса к своей собственной постановке
    вопроса - настолько другой, что вопрос превращается в ДРУГОЙ ВОПРОС."

    "Сегодня в обществе неправильное отношение к «врачебным ошибкам», существенно осложняющее работу в медицине, формируют журналисты и юристы, но, несмотря на это, самые компетентные в этом вопросе лица – врачи избегают даже обсуждения этой проблемы, не говоря о противодействии распространяющемуся заблуждению в обществе.
    Вероятно, это происходит не только из-за сложности проблемы, но и по той причине, что тема ошибок затрагивает самые сокровенные глубины человека, чувства самолюбия, тщеславие, инстинкт самосохранения от риска «потери лица», наказания. Последние подсознательно отталкивают все, что угрожает снижением самооценки, что посягает на психологический комфорт и безопасность".
    Как видим, вопрос сложный и я бы разделил его на три основные составляющие:
    - Проблема собственно врачебных ошибок, которые, несомненно, имеют место иначе о чём был бы разговор.
    - Проблема отношений к этим ошибкам как самих врачей, так и "осложняющих их работу".
    И - предположение ПРИЧИНЫ сложности решения этой проблемы, выраженной в чисто психологических аспектах.
    Обсуждение врачебных ошибок - это явно не наша компетенция и не нам её освещать. Проблема ОТНОШЕНИЙ автоматически объединяется с постановкой третьего вопроса, т.к. неразрывно завязана на "самых сокровенных глубинах человека". Причём, Мурат Максутович не сказал, что у его коллег и оппонентов недостаточно развиты понятия чести, достоинства, долга и пр., а перечислил очевидно негативные характеристики как одних, так и других не как в отдельных проявлениях а в массе. Одно вопрос, если мы имеем дело с локальным проявлением концентрации негативных проявлений в определённом месте. Тогда вопрос очень простой: - составляется психологический портрет данного социума, выявляется источник негативных тенденций и составляются рекомендации о формировании данного социума. Совсем другой вопрос, если мы имеем дело в МАССОВЫМ явлением! Мне приходилось заниматься портретированием различных социумов и с тогдашним удивлением для себя выяснил, что нет более-менее "положительных" или "отрицательных" социумов! Независимо от возраста и проф принадлежности каждый из них непременно имел выраженную тезу, антитезу, несколько лидеров меньшего масштаба и массы неактивных составляющих, в зависимости от условий примыкающих то к одному, то к другому лидеру влияя таким образом на общее направление тенденций. Теоретически, Мурату Максутовичу можно посоветовать пойти этим путём, что несомненно положительно повлияет на психологическую атмосферу конкретного заведения и очень вероятно уменьшит количество врачебных ошибок, но не мне Вам объяснять этические и административные сложности этого пути. Кроме того, это никак не может повлиять на качество освещения возникающих проблем представителями не врачебного сообщества. В условиях стабильного правового государства, очевидно, можно было бы решать эти вопросы в судебном порядке, призывая к ответственности некорректных и неадекватных обвинителей, но в наших условиях массовой безнаказанности это путь не может быть эффективным и бороться с "созданным мнением", действительно, очень сложно. Всё перечисленное может относиться к локальной производственной ячейке и конкретной помощи здесь и сейчас. Если же Мурат Максутович имеет ввиду эту проблему как массовое явление, а явление действительно массовое, что я и пытался показать своим постом, то и бороться с ним нужно совершенно другими и именно психологическими методами. В любом случае я не подменял вопрос, а формулировал конечную цель и тенденции решения проблемы. В любом случае, не выявив механизм возникновения и признания ошибок, реакции на них - не выявив их причинно-следственной связи протекания этого процесса нельзя бороться с ними ни как с явлением, ни с каждым конкретным проявлением. И в любом случае - это проблема Непосредственного Исполнителя - будь то врач, журналист, юрист или психолог!


    Мы с Вами не первый раз ходим по этому кругу. Вы считаете по каким-то неведомым для меня
    причинам, что именно наука ПСИХОЛОГИЯ отвечает за морально-психологическое разложение
    какой-то значительной части населения страны. А я считаю, что с этими вопросами надо
    обращаться в руководящие политические органы РФ прежде всего - в Администрацию президента,
    в Госдуму, в Министерство образования и науки, в Министерство культуры, в РАО - Российскую
    Академию образования, где есть профильные институты. Вы неправильно выбрали адресата.

    Вы знаете, для меня тоже является загадкой подобная реакция на предложения совершенно очевидные и вполне определённые! Простите, не мне Вам, но, для определённости:


    Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, РАЗВИТИЯ и функционирования психики и психической деятельности человека и ГРУПП людей
    Педаго́гика — наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания
    Ещё раз, быть может грубоватая, но, аналогия: - скажем, в строительстве есть лаборатории, которые рассчитывают прочность строительных конструкций и технологию их изготовления, а есть строители, которые воспринимают конструкцию как абсолютную данность и дело которых только в том, чтобы её качественно закрепить.
    Возникновение, РАЗВИТИЕ и функционирование психики и психической деятельности человека и ГРУПП людей - это дело психологии! А конкретное воплощение изученных психологией закономерностей - это дело педагогики! Я никогда не говорил о ВИНЕ психологии, а только пытался поднять проблему недостаточности современных познаний в деле развития личности. Если Вы считаете, что это вина психологии, то так оно и есть.Не могу считать серьёзной рекомендацию обращаться в администрации и министерства. Интересно, как Вы себе это представляете, если даже вы, призванные разбираться в научных вопросах не можете ни подтвердить, ни опровергнуть мои предложения. Надеюсь, Вы не считаете многочисленные оценки меня и личные мнения о моих предложениях научными обоснованиями? Что сделают с моими предложениями? В САМОМ лучшем случае отошлют ВАМ на обоснование! А что скажете ВЫ?
    Я считаю, что эта Ваша ошибка является следствием вашего слабого знакомства с психологией
    как наукой, с неправильной оценкой ее места в нашем обществе, степени ее общественного
    авторитета и влияния.
    Вы регулярно пытаетесь намекнуть на моё "слабое знакомство с психологией". Мы общаемся уже по меньшей мере три года. Не могли бы Вы привести конкретный пример моей психологической безграмотности? Пожалуйста. (Побаиваюсь просить об этом, однажды за подобное меня уже наказали, но очень интересно в чём конкретно моя безграмотность проявляется, не считая необходимости следования корпоративной этики)
    Да будет Вам известно. что многие методологические школы в академической
    психологии построены на ОТРИЦАНИИ аксиологического (ценностного) подхода - они
    отказываются давать моральные оценки поведению человека, они его только ИЗУЧАЮТ,
    а в ходе воздействия помогают человеку чувствовать себя лучше, но не наставляют его,
    как он должен строить свои отношения с ОБЩЕСТВОМ. Некоторые психологи оспаривают
    такой "безоценочный" подход к человеку, но их меньшинство.

    И что? Научные проблемы и объективные запросы проблем возникновения, развития и функционирования психики мы будем решать путём голосования и конкуренции школ - или, всё-таки, созданием той модели, которая и сможет разрешить все сегодняшние многочисленные проблемы? Или, хотя бы некоторые из них? Академические школы сегодня и здесь могут объяснить несомненно существующую проблему массовой деформации формирующихся личностей и предложить ПРОГРАММУ решения этой проблемы? А я могу!
    Прошу Вас вдумчиво отнестись к этой еще одной моей попытке разъяснения Вам, почему
    многие здешние специалисты не могут Вас понять и оценить ваших усилий - это происходит
    автоматически в силу определенного профессионального мировоззрения. Фотограф, у которого
    люди на фотографии получаются некрасивыми, частенько ретуширует фотографию, но...
    вряд ли возьмется улучшать внешность самого человека.

    Я уже не раз пытался объяснить свою "дерзость и несговорчивость". У нас у всех и особенно у профессионалов призванных решать эти вопросы, есть нерешённые проблемы, имеющие важность ВЫЖИВАНИЯ для всей программы - ЧЕЛОВЕК! Я сорок лет занимался решением этих проблем и уже двадцать - попытками обратить на эти проблемы внимание. Уже несколько лет я прошу Вас ПОГОВОРИТЬ со мной, взвесить ЗА и Против, провести простейшие исследования, не требующие ни затрат ни издержек, но способные принести конкретные и предметные данные. Ни разу, никто и ни как не опроверг сути моих предложений (если не считать личного неприятия). Я очень уважаю мнение любых специалистов, и, тем более, "здешних", но изменить моё мнение могут только ОБОСНОВАННЫЕ ДОВОДЫ, которых я, к моему глубочайшему сожалению, так и не дождался. Ждать ещё 20 лет у меня уже нет никакой возможности, поэтому и приходится пробиваться к пониманию такими путями. Поверьте, это не то, к чему я стремился.
    Не думаю, что аналогия с фотографией корректна. На мой взгляд, она значительно принижает важность психологии от ответственности за всё будущее человечества до голой констатации сиюминутности!
    Последнее редактирование: 17 май 2017
  19. Действительно ли существует противоречие или это мое неполное видение?
    В уголовном кодексе нет слова "ошибка", а есть наиболее подходящее по смыслу: преступление по неосторожности (небрежности, самонадеянности, ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей), но при этом "ошибка врача" в устах юриста звучит, как приговор
    Не просто звучит, а является реальностью, что все врачи советуют только отрицать и защищаться, не признавать никакую ошибку, как бы она вам не казалась не виновной.
    Противоречие ли это?
  20. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Мурат Максутович,

    Наверное, уголовный кодекс - это не тот документ, где должно разъясняться понятие "ошибка".
    По моему убеждению, "ошибка" - это не приговор и этот вердикт не должен звучать как приговор.
    Примеров значимых, но отнюдь не преступных профессиональных ошибок - масса.
    Например, дикторы на радио и телевидении совершают нередко грамматические ошибки
    или оговорки. Некоторые из этих ошибок вызывают улыбки. Никто особенно даже не страдает,
    если эти ошибки - это единичные явления. Но... если ошибка становится "систематической
    ошибкой", то это уже профнепригодность. Тут дело именно в "статистике ошибок", как мне
    кажется. А у нас со статистическим мышлением (с "арифметической приставкой") как раз
    в стране не очень хорошо. Бюрократическое мировоззрение базируется на "качественном
    бинарном" мышлении: есть бумажка, что ты - профи, значит допущен до работы, а нет бумажки
    - значит ты не профи. А в какой степени профи? - Мягкое рейтинговое мышление не работает! Ошибки
    должны мягко снижать рейтинг профессионала, а при накоплении "критической массы" профессионал
    должен попадать на "квалификационную переэкзаменовку". Вот тогда не будет панического
    избегания слова"ошибка" как "приговора".


    Допускаю, при всем сказанном, что где-то что-то подобное уже делается и я "ломлюсь
    в открытые ворота" и "открываю велосипеды". Еще раз - я не в курсе и сижу об этой проблеме,
    исходя из ограниченного личного эмпирического опыта.


    Ваш АШ