1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Преподавание Ф.М. Достоевского в средней школе: нужен ли иной подход?

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 12 ноя 2021.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги,

    Вчера Федору Михайловичу Достоевскому исполнилось 200 лет, о чем все активно говорят и в Сети, и в СМИ. Сегодня, например, я увидела такую заметку на МЕЛе:

    Как говорить о Достоевском в школе? Точки входа в текст, неудобные вопросы и другие тонкости.// Информационный портал «Мел» (дата обращения:12.11.21)

    Мне она показалась невнятной, как и все преподавание Достоевского в школе (среднестатистической обычной школе): изучение этого готовит к этому…А какое именно изучение в самой обычной средней школе? Нужна ли именно такая последовательность произведений современному школьнику?

    При этом я вовсе не говорю о том, что преподавать его не нужно. Нужно: формирование кругозора, развитие словесно-логического мышления, речи, развитие сложных эмоциональных реакций и эмпатии никто не отменяет. Однако может быть стоит сместить акцент с того, что Раскольников убил старушку, и почему он это сделал, на то, что с ним было после этого, например. Ввести более развернуто в программу изучения «Униженные и оскорбленные»…Как Вы считаете?
    Последнее редактирование: 12 ноя 2021
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Можно вот так:
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А можно иначе:
  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    На мой взгляд, Достоевского надо бегло упоминать в школьной программе среди прочих, не уделяя ему такого внимания, как это делается сейчас.

    Около двух лет назад я прочитал сборник латиноамериканских новелл [Суббота, которая никак не приходит: Новеллы Латинской Америки: пер. с исп. и португ. / Сост. и авт. послесл. М.И. Былинкина. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 367 с.] и понял, что хороший писатель может изложить сложные эмоции, внутренние конфликты и межличностные отношения в коротком и ёмком рассказе на нескольких страницах. Если интересно, найдите этот сборник или хотя бы один рассказ Ирле Эррера "Суббота, которая никак не приходит", и сравните глубину переживаний с творчеством Достоевского. Но латиноамериканских писателей в школьной программе нет.

    Чтение может занимать меньше времени, чем размышления, возникающие у читателя после прочтения текста.
    Яркий пример: Веллер И.М. Лодочка // Веллер М. Короткая проза. - М.: Издательство АСТ, 2006. - 363 с. - C. 280-281.
    Впрочем, Веллера в школьной программе тоже нет.

    Можно что-то и более позитивное, например, рассказ В.П. Аксёнова "Победа". Кажется, в школьной программе тоже нет.

    Вообще, мне нравится "густопись" - мало текста, много смысла. А у Достоевского много текста, а смысла либо мало, либо он настолько несовременный и искажённый национализмом и идеологией соборности, что воспринимать это не хочется.
    Понимаю, что это вопрос вкуса. Знаю людей, которым Достоевский искренне нравится. Правда, все они стали читать его намного позже окончания школы.
    Последнее редактирование: 12 ноя 2021
  5. Федорченко В.В.

    Федорченко В.В. Активист

    Моё мнение - "Записки из мертвого дома" и "Игрок" нужны в школьной программе. Хотя бы за свою "автобиографичность" в описании.
    Для меня более удивителен в школьной программе Александр Солженицын. Но это другая тема.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    О, Боже, Никита Александрович, если бы я могла, я бы сейчас обняла Вас. Я с 2002 года мучаюсь, пытаюсь объяснить, что не могу его читать. Не могу и все. Мне плохо. Я не говорю, что он плох, говорю, что мне плохо от него. И никто понять меня не может. И наконец-то вижу, что кто-то тоже не может. Единственная книга, которая меня увлекла это "Униженные и оскорбленные" , хотя у него пыталась читать разные произведения. Дочитала, наверное только 3. Однако же если содержание книг Толстого, например, я помню, то содержание Униженных помню смутно, но помню, что она нашла во мне отклик и интересно было.

    Спасибо за видео, посмотрю. И за рекомендации книг.
    Последнее редактирование: 12 ноя 2021
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Солженицын, да, согласна удивителен. В программе вообще много удивительного : "Анна Каренина", например. Или "Мастер и Маргарита"...
  8. У меня проблемы с Достоевским, и не только с ним, начались больше 40 лет назад. Проблемы те же, что и с т.н. "классической музыкой".
    По моим ощущениям, те, кто составляет школьную программу, очень слабо себе представляют детскую психику и психологию. Не говоря даже про влияние на психику ребенка Достоевского, когда ребенок должен все это читать? Зимой, когда он перегружен основной программой, или летом, когда нужно отдыхать от предыдущего учебного года и набираться сил перед новым?
    Да, безусловно, в школе нужно основательно изучать родную литературу, а не иностранную. При всём моём уважении к латиноамериканской, французской, африканский, японской литературе, школа это то место, где на первом месте должен стоять патриотизм. Но, возвращаясь к психологии ребенка, неужели этим толстож... кожим тётям не ясно, что девочки хотят прыгать через скакалку, а мальчики гонять мяч, а не мучиться с толстенными нудными книжками? Ответ, разумеется, будут таким: им все понятно, поэтому придумали христоматии. Ага. Вы еще комиксы придумайте по "Анне Карениной" и "Братьям Карамазовым". Изучение литературы в школе безобразное. Просто безобразное. Школа - это то место, где интерес к книгам убивается. Я за свою жизнь прочитал несколько толстых книжек: "Таинственный остров" за 3 дня, когда школьником лежал в больнице и у меня просто не было другого выхода, "Сагу о Форсайтах" я освоил за 3 года и сборник Фитцджеральда уже после 20 лет*. Всё остальное было объемом не больше 100 страниц.
    Я читал про приключения, про путешествия, про исследования. Даже детективы были интересны меньше. Девочки, я предполагаю, читали про чувства и эмоции, но что-то лёгкое, в хорошем смысле "сопливое".
    Вот и нужно преподавать детям литературу в объеме и качестве, необходимом и достаточном для:
    1. иллюстрации правил русского языка,
    2. развития патриотизма,
    может быть еще
    3. для правильного развития психических функций в соответствии с возрастом.
    Может быть еще и 4. для развития гуманизма.

    *) - немного утрирую. С удовольствием читал и латиносов, и японцев и проч., но уже после 20 лет.
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2021
  9. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Владимирович, я во многом с Вами согласна. Но справедливости ради, давайте вспомним, что Анну Каренину проходят не в возрасте скакания через скакалку))) Впрочем, Вы сказали, что утрируйте....
  10. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Коллеги, знаете, мне пришло в голову, что литература как школьный предмет должна, безусловно, формировать кругозор, т.е. ребенок должен знать, что Достоевский написал Карамазовых, но вместе с тем, ее преподавание должно идти по индивидуальной программе, чтобы не сформировать отвращение к чтению, а увлечь им. Потому что литература - это не математика, законы которой одинаковы для каждого ребенка, она у каждого откликается по-разному. Вопрос, как это реализовать?..

    Возможно, я очень сумбурно сейчас высказала свою мысль...
  11. Когда я что-то читаю, я герою сопереживаю. Мне было интереснее читать "В августе 44-го", чем батальные сцены из "Войны и мира". Почему? Великая Отечественная воспринималась как что-то очень личное. А война 100-150-летней давности как что? Как историческое событие, не более того. Интересно ли 14-летним мальчикам читать про душевные страдания 25-летней тёти? Интересно ли 14-летним девочкам читать про ловкость и навыки стрельбы по-македонски?
    Сейчас вот какая мысль пришла в голову.
    Толстой "Войну и мир", Достоевский "Братьев Карамазовых", Пушкин "Евгения Онегина" - они это всё для кого писали? Для 14-16 - летних?
  12. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Владимирович, нет, наверное. В нашем сегодняшнем понимании. Однако надо помнить, что 14 лет тогда и 14 лет сейчас -это очень разный возраст в плане социальных ролей и ожиданий. И потом дети очень разные: кому-то интересно, кому-то нет.
  13. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    В Психологической газете вышла статья "Ф.М. Достоевский и психология". Кому интересно, почитайте. Там делается упор на то, что те, кому плохо от Достоевского, не ставят перед собой вопросы бытия. Я бы тогда, сказала, что у них просто восприятие окружающей действительности иное. Однако не это меня зацепило больше всего в этой статье, а тот факт, что Достоевский предстает перед нами самым великим писателем. Я бы не стала сравнивать писателей по степени величия. Именно поэтому не публикую здесь ссылку