1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Примеры когнитивных искажений в жизни

Тема в разделе 'Молодежный День 7 ноября 2014', создана пользователем Козлова Ю.С., 28 дек 2018.

  1. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Здравствуйте, уважаемые форумчане!

    В этом разделе я поднимала тему когнитивных искажений: http://forum.ht-line.ru/threads/ljubopytnye-fakty-v-psixologii-kognitivnye-iskazhenija.802/

    А теперь предлагаю дополнить эту тему примерами когнитивных искажений в жизни.

    В качестве литературного примера приведу пример ошибки планирования из книги Джером К. Джерома «Трое на велосипедах» (пер. Н. Рахманова):

    Двести пятьдесят дней в году дядюшке Поджеру приходилось ездить из Илинг-коммона в Лондон поездом 9:13.

    От дома дядюшки Поджера до станции было восемь минут ходьбы. Вот что он всегда говорил: "Имея в запасе четверть часа, можно идти не торопясь".
    Поступал же он обычно так: выходил за пять минут до отхода поезда и бежал бегом. Не знаю, право, почему, но в пригороде все так делали.


    В то время в Илинге проживало много толстых джентльменов, которые служили в Сити и поэтому ездили ранним поездом в город; возможно, некоторые и теперь живут там. Все они выходили из дому поздно, все держали в одной руке черный портфель и газету, а в другой - зонт, и все они, независимо от погоды, последние четверть мили бежали.

    Няньки, посыльные мальчишки, бродячие торговцы - словом, все, кому нечего делать, собирались по утрам на лугу поглядеть на бегущих джентльменов и приветствовали громкими возгласами наиболее достойных.

    Зрелище было не из блестящих - бежали они скверно, - но к делу относились серьезно и старались изо всех сил. Если их упражнения и не доставляли зрителям эстетического удовольствия, то уж, во всяком случае, восхищали своей добросовестностью.

    Иногда в толпе заключались небольшие, безобидные пари:
    - Ставлю два против одного на старикашку в белом жилете!
    - Десять против одного вон на того пузана, который пыхтит как паровоз! Если, конечно, он не кувырнется через голову раньше, чем добежит!
    - Ставлю столько же на «красного мотылька»! - таким именем один юнец с сачком для ловли бабочек наградил дядюшкиного соседа, отставного военного - джентльмена весьма внушительного, который отчаянно багровел от натуги.


    Дядя и другие бегуны не раз писали в илингскую газету, горько жалуясь на нерадивость местной полиции, а редактор печатал пламенные передовицы о недостатке вежливости среди простонародья, особенно в западных пригородах Лондона. Но это ровно ни к чему не привело.

    Нельзя сказать, чтобы дядюшка поздно вставал, - просто все неприятности приключались с ним в самую последнюю минуту. После завтрака он первым долгом терял газету. Мы сразу догадывались об этом по его виду, ибо в подобных случаях дядюшка взирал на мир с изумлением и негодованием.

    Дядюшке Поджеру никогда не приходило в голову сказать себе: "Я бестолковый старик. Я вечно все теряю и забываю, где что лежит. Я совершенно не способен найти что-нибудь без чужой помощи и доставляю этим массу хлопот окружающим. Пора взяться за ум и исправиться". Ничего подобного он не говорил. Напротив, потеряв что-нибудь, он в результате какого-то непостижимого хода мыслей приходил к убеждению, что в этом виноват кто угодно, только не он.
    - Сию минуту она была у меня в руках! - вопил он.


    По его тону можно было подумать, что он окружен невидимыми волшебниками, которые похищают предметы с единственной целью разозлить его.
    - Не оставил ли ты ее в саду? - высказывала предположение тетка.
    - Зачем я вдруг стану оставлять газету в саду? Кому она там нужна? Я хочу взять ее с собой в поезд.
    - А может быть, ты положил ее в карман?
    - Нет, вы только послушайте, что говорит эта женщина! Да ведь сейчас уже без пяти девять; неужели я стоял бы здесь, если бы газета была у меня в кармане?! Что я - идиот, по-твоему?


    Тут кто-нибудь восклицал: "А это что?" - и протягивал дядюшке аккуратно сложенную газету.
    - Я убедительно прошу не трогать моих вещей, - огрызался дядя, с раздражением выхватывая ее из чужих рук.


    Он открывал портфель, чтобы положить туда газету, и, взглянув на нее, застывал с оскорбленным видом.
    - Что случилось? - спрашивала тетка.
    - Позавчерашняя, - отвечал он, роняя газету; он бывал так подавлен, что даже не мог кричать и сердиться.


    И хоть бы изредка газета для разнообразия оказалась вчерашней! - нет,всегда позавчерашняя, за исключением вторника: тогда она была субботняя.

    В конце концов мы находили ему газету. Чаще всего дядюшка сидел на ней. Тогда он улыбался - не радостно, а устало, как человек, который осужден жить среди скопища безнадежных дураков.
    - И вы, под самым вашим носом... - он не заканчивал фразы: он всегда гордился своим умением владеть собой.

    Покончив с газетой, дядюшка устремлялся в прихожую, куда тетя Мария обычно собирала детей, чтобы они попрощались с ним. Сама тетка никогда не выходила из дому, не простившись нежно со всеми домочадцами. "Никто не знает, - говорила она, - что может случиться".


    Разумеется, кого-нибудь из детей обязательно недоставало. Заметив это, остальные шестеро с криками рассыпались по всему дому в поисках пропавшего. Как только они исчезали, тот появлялся неизвестно откуда, оправдываясь и уверяя, что он все время находился тут, рядом. Он немедленно отправлялся искать остальных, чтобы сообщить им, что он нашелся. В течение по крайней мере пяти минут все искали друг друга.

    Дядюшке Поджеру как раз хватало этого времени на то, чтобы отыскать свой зонт и потерять шляпу. Наконец вся компания снова собиралась в передней, и в этот момент часы в гостиной начинали бить девять. Бой у этих часов был какой-то неприветливый, бессердечный, всегда приводивший дядюшку в такое волнение, что он совершенно терялся: целовал одних, дважды, других пропускал, забывал, кого он уже поцеловал, а кого нет, и был вынужден начинать все сначала. Он говорил, что мы нарочно перепутывались, и я не стану утверждать, будто обвинение это совсем лишено оснований. В довершение ко всему, у кого-нибудь из детей лицо непременно было выпачкано чем-то липким, и именно этот отпрыск особенно усердно проявлял свою любовь.

    Если дела шли слишком гладко, старший мальчик объявлял, что все часы в доме отстают на несколько минут и он сам накануне опоздал из-за этого в школу. Услышав это, дядюшка опрометью кидался к калитке и, выбегая из нее, обнаруживал, что с ним нет ни портфеля, ни зонтика. И тут все, кого тетка не успевала перехватить, бросались догонять его. Двое дрались на ходу за зонтик, а остальные облепляли портфель. Вернувшись, мы открывали, что дядюшка Поджер самую нужную ему вещь оставил на столе в передней, и начинали представлять себе, что он скажет, когда вернется домой.
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Пример когнитивного искажения:

    Кажется, что до Нового года еще далеко, а он вдруг раз... и наступает.

    АШ

    P.S.
    Прошу прощения за некоторый предпраздничный тон этого сообщения.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Юля, интересная тема. Спасибо. Очень скоро-скоро на экранах мы увидим фильм , в котором полно примеров когнитивных искажений

    Примеры из жизни....Подумала и поняла, что сейчас я чаще совершаю ошибку планирования - слишком много дел хочу впихнуть в короткий промежуток времени. :)Примеры других когнитивных искажений не осознаю у себя сейчас. Могу из детства привести пример.

    Ошибка мышления ложный вывод: года в четыре , на вопрос брата: "Ната, какие бывают дни недели?"- Ответила удивленно: "Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница, конечно."- "А Выходные?"- "А, выходные - суббота и воскресенье - это не дни недели, это просто дни, потому что мама дома, а не на работе".
    Ошибка памяти - ложные автобиографические воспоминания: когда мне было лет пять, нас пригласили на ДР к родственникам (в соседний подъезд). Я очень ждала этого праздника целый день, всех мучила вопросами. Ждала-ждала...И уснула. Проснулась... одна в квартире, никто не откликался на мой зов, никого я не нашла. И (ожидаемо) разрыдалась, от обиды, что оставили. Ох, и поревела над свой несчастной судьбой.:):rolleyes: Пришел брат: умыл, одел, бантик завязал... И пошли мы с ним в гости, где я благополучно наигралась с другими детьми и съела кусок своего любимого торта. Вроде бы все нормально, да? Какая Ошибка? - Просто родители уверены, что такого НЕ было. НЕ могли они меня оставить (может, конечно, это их ошибка памяти:)). Но я ПОМНЮ (достаточно подробно помню, как это и бывает при ложных воспоминаниях)

    Вот такие примеры в копилочку.;)
    Последнее редактирование: 29 дек 2018
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да-да, точно, Александр Георгиевич:)
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  5. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Мне показалась забавной вот эта группировка когнитивных искажений, которую я встретил на просторах Интернета.
    Спасибо за неискаженный возврат к теме.
    Т.Б.
  6. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Думаю, надо рассматривать это не как "искажения", а как закономерное следствие определенных смысловых образований. Ведь развитие обязательно предполагает трансформацию таких образований. Вспомнить хотя бы как формируется понятие количества у детей, что замечательно описано Ж. Пиаже ( в частности, в книге "Генезис числа у ребенка" и др.). Вообще, был бы крайне интересен психологический анализ эволюции представлений людей, скажем, об окружающем мире, на базе истории естественных наук.
  7. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Так и есть :)
    С наступающим! :)

  8. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Наташа, спасибо!
    Будем надеяться, что наступающий Новый Год оставит только приятные воспоминания! :)

    Завоеванная Н.С. нравится это.
  9. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Тахир Юсупович, спасибо!
    Очень интересная статья, и мне она раньше не попадалась ;)

  10. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Валерий Дмитриевич, интересная гипотеза, спасибо!
    А можете привести пример, какие образования Вы имеете в виду?

  11. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Ну, Юлия Сергеевна, если говорить, скажем, об упоминавшейся книге Жане Пиаже, то ребенок до 3-3,5 лет количество отождествляет с размером занимаемого пространства. Приводится ряд экспериментальных иллюстраций этого. К примеру, экспериментатор раскладывает два ряда спичек один под другим и спрашивает ребенка, одинаковое ли количество спичек в верхнем и нижнем рядах. Получает утвердительный ответ. Затем на глазах у ребенка нижний ряд он сдвигает к середине (т.е. уменьшает расстояния между спичками, отчего этот ряд становится короче) и спрашивает, равно ли количество теперь, на что ребенок говорит, что теперь в верхнем ряду спичек больше. Аналогичны опыты с двумя сосудами. Если налить равное количество воды в два одинаковых сосуда, то ребенок отвечает, что воды поровну, а если тут же на его глазах один сосуд перелить в узкий и высокий сосуд, то он отвечает, что в нем теперь воды больше.

    Kaspersky Password Manager
    Создайте надежный пароль для учетной записи
    СОЗДАТЬ
    Больше не показывать
  12. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Валерий Дмитриевич, про спички не знала, про воду знаю (даже иллюстрацию из энциклопедии помню :))
    Я просила пояснить, какие смысловые образования ведут к тому, что мы называем "когнитивные искажения".
    Например, ошибка планирования - следствием какого смыслового образования она является?

  13. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    То, что называют когнитивными искажениями и есть результат определенных смысловых образований. В случае ошибки планирования это может быть связь какого-то действия с его продолжительностью и необходимыми условиями. Либо набор условий неполон и отсутствие неучтенного условия ведет к ошибке", либо состав действия непостоянен и опять же, неучтенный состав ведет к несоответствию результата ожиданию, и т.д. То есть группирование различных факторов неполно либо неверно. Первое более вероятно ибо при обучении достигается полнота.
    Козлова Ю.С. нравится это.
  14. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Валерий Дмитриевич, спасибо за пояснение.

  15. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Тахир Юсупович и коллеги,

    мне показалось, что ссылка на "Памятку по когнитивным искажениям" (Алексей Ежиков) будет заметнее для участников форума, если ее опубликовать вот так:

    https://medium.com/russian/cognitiv...3eIl1Wq1c79PUu7suukYM0lr2vVwOAR4-2cFxASz-W1Kg

    Тахир, присоединяюсь к благодарностям за эту ссылку.

    Ваш АШ