1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Про интерактивные и коллоборативные задачи в оценке знаний учащихся

Тема в разделе 'Поддьяков А.Н.', создана пользователем Шмелев А.Г., 18 окт 2015.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Александр Николаевич, здравствуйте.

    Вы уж меня извините за некоторую назойливость, с которой я продолжаю
    заманивать на этот форум наших известных активистов прежней блогосферы
    (и Вас в том числе), но хотелось бы обсудить вот это Ваше сообщение:


    http://postnauka.ru/longreads/53548

    ИМЕННО ЗДЕСЬ - на форуме ЭСПП.

    Мой вопрос к Вам такой (он связан с тем, что я не успеваю следить за
    развитием исследований по этому относительному новому типу испытаний):
    А получены ли кем-нибудь какие-то данные о том, насколько
    результаты решения этих заданий переносимы на другие
    по содержанию задания такого же типа. Например, кто-то
    показал высокую эффективность по управлению "искусственным
    MP3-плейером". Будет ли этот испытуемый также успешен в решении задач
    типа "управление предприятием"? Или в понимании инструктивно-
    алгоритмических текстов?


    Ваш АШ
    Еремеев Б.А. и Шкуратова И.П. нравится это.
  2. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Здравствуйте, Александр Георгиевич!
    Спасибо за вопрос.

    Оценки тут меняются со временем. Лет 20 назад писали, что в целом успешность прохождения одного сценария (например, управления городом) не коррелирует с успешностью прохождения другого сценария. Каждая такая задача решается участником, скорее, как уникальная, и переноса на другую нет. Это считалось проблемой валидности и надежности таких сценариев как психодиагностических методов. Также не было обнаружено корреляций с тестами интеллекта. Эта область выглядела как изолированная и от других, и не сильно согласованная внутри самой себя (раз нет корреляций, переносов и т.д.). Из-за этих, а также, наверное, и каких-то других причин стало казаться, что после пика в 80-е и 90-е гг. (на мой взгляд, гениальной книги Дёрнера «Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных ситуациях», сборников Complex problem solving: principles and mechanisms (1991), Complex problem solving: the European perspective (1995) с участием аж Стернберга) это направление стало умирать или, по крайней мере, заснуло.
    Но дальше ситуация изменилась.

    Дело в том, что первое поколение исследователей (Дёрнер, Дж.Функе и др.) было в большей степени наследниками немецкой школы психологии мышления, гештальт-психологии. Их направление называлось complex problem solving– решение комплексных проблем (и в сценариях Дёрнера было до нескольких тысяч взаимосвязанных переменных – это же управление городом или государством, в которых участник должен был хоть как-то разобраться). Простенькие сценарии тоже были, но они составляли лишь часть ландшафта, наряду с потрясающими сценариями управления городами и государствами.
    Можно высказать обоснованное предположение, что множество современных стратегических компьютерных игр типа SimCity, Civilization и т.п. имеют одним из своих источников научные разработки Дёрнера, ведущиеся с 70-х гг. Об их сходстве пишут прямо (Riegler, 1998). Даже если эти компьютерные игры возникли позже совершенно независимо (что кажется маловероятным), эта параллель показывает неслучайность движения культуры (науки, интеллектуальных игр) в данном направлении. Начинали использоваться такие сложные сценарии и в школе О.К.Тихомирова (Лысенко, 1989).

    А в 2010-е пришло новое поколение, самый представительный из них, видимо, S.Greiff. Они стали отходить от прежних методологических позиций и методических подходов. Они, как мне кажется, поняли, что надо интегрироваться в массовые, хорошо стандартизируемые подходы, глобальные проекты типа PISA. Они стали менять инструментарий в направлении более простого и стандартизируемого, использовать значительно более простые задачи (вроде задачки с плеером). Переменных здесь на порядки меньше, связи проще, в системе нет отложенных во времени эффектов. Из названия задач исчезло слово «комплексные», акцент стал делаться на том, что они интерактивные – требуют взаимодействия с объектом, наблюдения и экспериментирования. При этом в задачах Дёрнера требовалось многофакторное экспериментирование (пусть наивное), а здесь – скорее, нет. И корреляции с тестами интеллекта как-то стали проявляться.
    Исследований переноса между такими, упрощенными, сценариями я не видел, но исходя из обнаруженных корреляций с интеллектом можно ожидать, что они должны быть.

    Интересно, что между бывшими соавторами – представителями разных поколений возникла методологическая полемика. Дж. Функе, ученик Дёрнера, считает, что эти новые задачи, решаемые за 5-10 минут, фактически закрытые, нельзя считать хорошим средством диагностики развертывания сложной познавательной деятельности. Грейф с ним спорит. Но в одной из последних статей он соглашается, что, например, введение фактора отложенности реакции системы во времени (система реагирует на какие-то воздействия не сразу, а с задержкой) снижает корреляции с психометрическим интеллектом.

    Я думаю, что здесь существенно различение (противопоставление) типового и уникального. Дёрнеровские сценарии выходят на диагностику способностей решать уникальные (уникально сложные) задачи, требующих нахождения уникальных решений. И такие задачи тоже экологически валидны. Даже крайне важны. Но кривую успешности на таких уникальных сценариях будет «бить», корреляций особо не будет. Как сейчас много пишут в книгах про инновации, если вы успешно решили одну задачу, успешно развернули один проект, это совершенно не гарантирует успешности на следующем проекте, новом и по-своему уникальном. Примерно про это пишет Холодная: чем выше уровень способностей (требующихся при решении задачи), тем более разнообразны и непредсказуемы их проявления, тем меньше связей обнаруживается между ними на уровне корреляционного анализа.

    А интерактивные задачи, по факту, призваны давать массовую оценку способностям масс справляться с массово выпускаемыми гаджетами. Здесь переносы пойдут косяком. И пойдут косяки типа заранее заготовленных "стандартных списков творческих ответов" для оценки креативности участников.

    С уважением,
    А.П.
    Последнее редактирование: 19 окт 2015
  3. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Полностью согласна с Вами, Александр Николаевич! Спасибо за эти наблюдения.
    Массовое сознание современного поколения стремительно подтягивается к уровню гениальных одиночек, как я поняла, разгоняя коммуникации, интерактивные связи и в целом культурный процесс. Увлекаясь создание массы стартапов, которые как опыт потом свертываются в личной деятельности, закрываются, новое поколение экспериментирует со своей собственной активностью, создавая виртуальное поле приложение своих сил. Кто-то в отдельных случаях наживает на этой активности капитал, а другие уходят к новым попыткам. Множество не оправдавшихся планов не пропадает бесследно, а создает своеобразные рифы опыта, коралловые острова.
    Извините за такой образный формат.
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Александр Николаевич,

    это просто замечательно, что Вы написали такой развернутый текст. Спасибо большое за ответ на мой вопрос. Сегодня уже не успеваю написать более содержательную реплику.

    Ваш АШ
    Ярославцева Е.И. нравится это.