1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Прокторинг в процессе обучения

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Хохлов Н.А., 4 мар 2021.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги,

    Этот разговор был начат в теме Зимняя Школа-«Конструирование тестов знаний» официально ЗАКРЫТА!!

    Со следующего сообщения Александра Георгиевича (@Шмелев А.Г.)

    «ИТОГИ ЗИМНЕЙ ШКОЛЫ КТЗ-ОНЛАЙН


    Итак, коллеги, вчера мы подвели итоги нашего месячного цикла обучения в дистанционной школе "Конструирование тестов знаний". Из 47 записавшихся 36 человек успешно дошли до финиша (если считать наших же сотрудников), причем 23 из них получили суммарный накопленный балл выше 80% от максимума, сдали итоговый экзаменационный тест и вполне могут считаться сертифицированными авторами тестовых заданий (на начальном уровне точно!). Суммарный балл этот достался участникам не так просто: потребовалось выполнять практикум (с 4-мя очными вебинарами и домашними работами), сдавать и защищать отчет по практикуму, а также выполнять 3 контрольных теста. Не мудрено, что 11 человек сошли с дистанции (правда, 5 вообще не приступали - из-за разных оргпроблем, включая здоровье).

    Самый тонкий момент - это третья попытка сдачи укороченной копии итогового экзаменационного теста ПОД КАМЕРУ (!). Мы оформили эту попытку деликатно, фактически пригласив только тех добровольцев, которые хотят добиться именно права на "сертификат с оценкой".

    Теперь я в размышлении такого плана: а может быть, есть интересанты, которым не хочется проходить трудоемкий курс, но захочется под камеру сдать итоговый экзамен. подготовившись к нему... экстерном?
    Фотография - это скриншот из моей статьи, посвященной прокторингу, которая должна выйти в "Вестнике Московского университета. Психология". Конечно, в нашем экзаменационном тесте по курсу КТЗ-онлайн были другие вопросы..


    С уважением,
    Завоеванная Н.С.

    _________________________________________

    Сообщение Никиты Александровича (@Хохлов Н.А.)

    А разве статья не вышла? http://msupsyj.ru/articles/article/8769/
    Или будет вторая?

    Я считаю, что прокторинг в вузе можно вводить только обоюдно. При проверке письменных работ (например, письменная часть госэкзамена) студенты должны иметь доступ к видеотрансляции процесса проверки их работ и совещания комиссии. Тогда будет всё честно.
    Последнее редактирование модератором: 5 мар 2021
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    1. Никита, спасибо за информацию про статью.
    Я поинтересуюсь в редакции Вестника, почему теперь не только
    не присылают авторам PDF-копию, но и не извещают о публикации.


    2. В своем предложении об "обоюдности" Вы ведь подвергаете
    сомнению едва ли не всю многовековую практику проверки
    письменных работ комиссией без присутствия экзаменуемого.
    Вы ведь это понимаете? Традиционная процедура - это лишь право
    подать апелляцию в случае несогласия с оценкой.


    С ув,
    АШ



  3. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Многовековая практика сдачи экзамена предполагала более СТРАШНУЮ ВЕЩЬ - не плоскостное
    видеонаблюдение через камеру на экране, а живое контактное наблюдение "со всех сторон". Экзаменаторы,
    которые хотели исключить списывание (не все этого хотят), просто обходили каждого экзаменуемого по кругу,
    заглядывая к нему на стол из-за спины через его плечо. На нашем замечательном факультете
    Вы никогда лично не сталкивались с таким "странным" поведением экзаменаторов? :)


    Никита, ну Вы что серьезно? - Ведь слово "домашняя работа" давно же отличалось
    от слова "классная работа"? И все экзамены в школах и вузах - это не были никогда
    "домашние работы" (!). Разве можно об этом так быстро забыть?


    Если экзаменатор ставит, например, летчику гражданской авиации
    незаслуженную оценку на профессиональном экзамене, то этот
    экзаменатор должен быть привлечен к ответственности в случае
    аварии воздушного судна по вине пилота, повлекшей человеческие жертвы.
    Это я думаю Вы тоже не будете оспаривать, да?


    С ув,
    АШ



  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А если экзаменатор занижает отметку студенту, потому что администрация факультета попросила не допустить получения им положительной отметки (чтобы потерял стипендию, чтобы не мог претендовать на красный диплом и т.п.) из-за нелояльного поведения? Или комиссия в отсутствие студентов "раскидывает" отметки в соответствии с тем, кто у кого пишет курсовые работы? Или ставят разные отметки за письменный тест двум студентам, которые отвечали одинаково (потом выяснили между собой, сравнив ответы после экзамена)? И экзаменаторы просто отказываются пояснить критерии оценивания. Одна моя знакомая студентка лишилась стипендии, потому что сотрудница кафедры забыла вовремя перенести отметку из записей преподавателя в ведомость. Я много таких случаев знаю (что-то лично, что-то по рассказам знакомых из разных вузов). Вот такие экзаменаторы не должны быть привлечены к ответственности?

    Я не против прокторинга. Но почему экзаменаторы отказываются вести трансляцию с проверки письменных работ? Есть что скрывать? Если всё честно проходит, почему не показывать весь процесс?
    Тогда и студенты не так будут протестовать против прокторинга, т.к. увидят, что это общее правило, которое касается всех участников обучения.

    Вот ещё один случай вспомнил. Однажды на семинаре (уже не помню, по какому предмету) мы писали контрольную работу, оценка за которую влияла на получение автомата. Эти листы с работами преподаватель забрала себе домой и там потеряла. Из-за этого многие хорошо подготовленные студенты лишились обещанного автомата за экзамен. А вот стояла бы у неё камера дома, мы бы увидели, куда она дела наши работы.
    Так что я всецело за прокторинг!
    Последнее редактирование: 4 мар 2021
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  5. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич,

    прокторинг - вещь хорошая, если он соответствует ситуации. В условиях обучения, как я уже когда-то говорила, он должен быть либо по желанию, либо всеобщим (если выборочный по подозрению, то оформляем документально). Видимо, по желанию и по подозрению он не особо работает. Значит , остается всеобщий. И за то, чтобы экзаменаторы тоже ему подвергались. И вот почему (брошу в копилку случаев свои пять копеек):

    Это началось в старшей школе. Я училась последние годы на отлично почти, потому что была экономическая география и не было неорганической химии, и так получилось, что у меня вышел серебряный аттестат, в смысле это была твердая серебряная медаль. Мне его не дали, потому что завуч была категорически против. Ко мне подходит учительница "Наташа, нас за тебя сильно ругают. Запрещено тебе ставить пятерки, потому что тебе не нужен такой аттестат". На что я ответила: "Галина Михайловна, не ставьте раз ругают... Обойдусь". У меня есть аттестат и нет медали, на самом деле я очень удивилась, когда она замаячила на горизонте. Но таки ее нет. Официальная причина - мед. отвод от физкультуры.

    Это продолжилось в вузе. Подумаешь, заглянуть за спину студенту или под стол. Это нормально. Все привыкли Надо ему бросить в лицо зачетку. Швырнуть со всей силы, чтобы все ахнули. А эта малявка наконец увидела свое место и не смела со скучающим видом сидеть на лекциях (ну, реально было очень скучно:D). И потом мне позвонила одногруппница, которой постоянно отдавал мою зачетку методист , со словами: "Слушай, такое дело- у тебя красный диплом, дак ты бы от него отказалась. Он тебе все равно не нужен. Зачем он тебе?". Я нашлась, что ответить.

    Да, конечно, время все расставило на свои места: завуч с уголовным делом за коррупцию. Одногруппница в большой деревне городского типа младший библиотекарь, препод как был младшим научным сотрудником, так есть. И тем не менее..все это было. Было ли это, если бы был прокторинг за экзаменаторами и другими сотрудниками? Не уверена.

    Вообще, эта фраза: "Разве нужен документ?" меня преследует просто. Как будто я чужое беру или незаслуженное. Видимо, это мой крест:) Надеюсь, теперь Вы поймете меня лучше. И Никиту Александровича.
    Последнее редактирование: 4 мар 2021
    Хохлов Н.А. нравится это.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Предлагаю последние сообщения перенести в новую тему в разделе "Педагогическая психология"
    Хохлов Н.А. нравится это.
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Коллеги, перенесла сообщения.
  8. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемые и дорогие коллеги, Наташа и Никита.

    Я понимаю, что недобросовестность определенных преподавателей
    вызывает искренне возмущение. Тем более когда она наносит
    моральную травму молодому человеку - подрывает веру в людей
    и в Идеалы. Уверяю, Вас, что смысл в развитии "гуманитарных
    технологий" в области образования я как раз вижу прежде всего
    в том, чтобы, если не исключить, то максимально минимизировать
    возникновение подобных ситуаций. Эти ситуации в период открытого
    морального кризиса в российской системе образования (усугубившегося
    унизительно низкими зарплатами педагогического конкурса) возникали
    слишком часто. Но дело тут не в том, чтобы организовать видеонаблюдение
    за работой преподавателей. Оно имеет смысл только в одном случае -
    если Вы сможете наблюдать, например, за ходом обсуждения какой-то
    письменной работы в комиссии из экзаменаторов. А что Вы увидите, если
    преподаватель сидит один перед одиночным компьютером (или за столом),
    тихо читает письменные работы студентов и тихо выставляет оценки?


    Гораздо важней такие меры, который сокращают конфликт интересов
    между экзаменуемыми и экзаменаторами. Например, это, как минимум,
    три такие меры:


    1) Экзаменатор должен быть не один, а их несколько и они работают НЕЗАВИСИМО друг от
    друга и, если их оценки не совпадают, то привлекается еще один - более независимый
    "третейский судья". Это требование выполняется на очень немногих экзаменах, но иногда
    выполняется. Например, на устных госэкзаменах и письменных экзаменах в МГУ оно
    выполняется.


    2) Экзаменационные комиссии желательно вообще формировать из преподавателей,
    которые НЕ обучали данных учащихся и не накопили к ним каких бы ни было
    установок. На экзаменах по отдельным предметам это требование вообще НЕ
    выполняется, что очень плохо.


    3) Кроме экспертных оценок со стороны экзаменаторов должны работать
    "безлюдные технологии" в виде тех же самых компьютерных тестов знаний.
    При расхождении оценок от экзаменатора и по тесту, необходимо опять-таки
    либо привлекать дополнительных экспертов, либо еще больше - проводить
    дополнительные процедуры оценки. Это требование, как правило, НЕ
    выполняется. И не только по тому, что тесты отсутствуют, но и по такой
    банальной причине, что люди просто не умеют грамотно перевести
    тестовые оценки в ту же самую шкалу, с которой работают экзаменаторы
    (в четырехбалльную шкалу - отл, хор, удов, неуд, например).


    Вот если бы эти принципы соблюдались, то согласитесь у студентов было
    бы больше доверия к системе контроля их достижений. Да?


    Сам же по себе прокторинг не может устранить такую неприемлемую особенность
    взаимодействия "преподаватель - учащийся", как асимметрию в знаниях и
    социально-статусных позициях. Это объективная социальная реальность. Она
    нередко обсуждается социологами, политологами и даже экономистами, но
    почему-то психологи меньше видят этот фактор и обсуждают его - асимметрию
    статусов.


    Кстати, вопрос к Вам: а как Вы думаете, к чему больше стремятся сами
    студенты, если им представить выбор: к тому, чтобы их экзаменовали
    незнакомые преподаватели, или к тому, чтобы экзаменатором стал
    тот самый преподаватель, который вел курс? Мне кажется, что ответ
    очевиден и Вы его знаете. А я получал подтверждение, когда проводил
    не просто опросы со студентами. а социальный эксперимент - предлагал
    реальный выбор (!). Таким образом, имеем такую ситуацию,
    что сами студенты в большинстве своем заинтересованы в том, чтобы
    преподаватель проявил СУБЪЕКТИВИЗМ в оценивании качества ответа
    студента на экзамене, но ... в пользу студентов (простил ошибки в ответах
    тем, которых и так "уже знает"). Последствия такой позиции
    самих студентов по этому вопросу тоже очевидны: большинству от этого
    только "хорошо", а какие-то единицы страдают.


    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 6 мар 2021
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Это ситуация выбора между уставщиной и дедовщиной. Если мы договорились жить по дедовщине, то преподаватели могут проявлять субъективизм в любую сторону, студенты могут списывать на экзамене и это до последнего будут не замечать, преподаватели будут завышать оценки своим любимчикам и занижать нелояльным, а студенты не должны жаловаться. Но как только одна из сторон нарушает эту негласную договорённость, внося элемент уставщины, то другая сторона чувствует себя обманутой. Вот прокторинг воспринимается именно как нарушение сложившейся неформальной договорённости.

    Я-то сам против субъективизма и считаю, что процедура проверки знаний должна быть максимально формализована, одинакова для всех студентов и независима от личного отношения.
    Последнее редактирование: 6 мар 2021
    Шмелев А.Г. нравится это.
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Слово "уставщина" слышу в первый раз. Вероятно, Вы его, Никита, употребили, так как оно хорошо рифмуется со словом "Дедовщина", так?

    Многое именно так. Дедовщина в том, что идет "имитация контроля" и взаимное "Закрывание глаз". Преподаватели делают вид, что осуществляют контроль, а на самом деле закрывают глаза, что студенты списывают, а студенты тоже закрывают - на то, что преподаватели кому-то могут завысить, а кому-то "по всей строгости".

    Разрешите вот с чем не согласится. Первое нарушение "дедовщины" все-таки возникает не в виде "прокторинга", а в виде проведения экзамена в домашних условиях - в виде домашнего задания. В этом случае преподаватели не просто делают вид, что "как бы контролируют поведение студентов в аудитории" (как это всегда делалось), а преподаватели как бы говорят откровенно - мы уж точно не будем следить за тем, списываете Вы или нет. Другое дело, что это нарушение возникает невольно, никто к нему вроде осознано не стремится, это не есть добровольный выбор студентов, поэтому у студентов возникает ощущение "нарушения статус кво", но и у преподавателей такая форма экзамена (дистанционного и домашнего) тоже вызывает такое ощущение.

    Вопрос же выборочного или селективного прокторинга - это тоже интересный вопрос.
    Но студентам придется, видимо, понимать, что это вовсе не "лотерея" (как несчастливый экзаменационный билетик), а закономерная цена за "индивидуальный темповой рисунок выполнения экзаменационной работы". Все-таки лучше так, чем сплошной прокторинг или "прокторинг по жребию".


    С ув,
    АШ




    Последнее редактирование: 7 мар 2021
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Слово "уставщина" повсеместно используется в армии.

    С Вашими доводами сложно не согласиться. Действительно, переход на домашнее обучение склонил чашу весов в сторону студентов. Правда, не уверен, что студенты этому рады. Думаю, что это повод для проведения исследования - надо выяснить, как эта ситуация воспринимается студентами. Считают ли они, что прокторинг - это всего лишь уравновешивание исходного баланса или всё-таки его нарушение в пользу экзаменаторов.

    Всё это не исключает того, что я в целом против такого взаимодействия между студентами и экзаменаторами. На мой взгляд, процедура должна быть максимально формализована и лишена элементов дедовщины.
    Выше Вы описали принципы идеального экзамена, я с ними в целом согласен. Компьютерный тест с автоматической проверкой, экспертные оценки, экзаменаторы - не те же люди, которые вели занятия.
    Последнее редактирование: 6 мар 2021
    Шмелев А.Г. нравится это.
  12. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Никита Александрович,

    по последнему тексту я вижу, что у нас установилось практически полное взаимопонимание
    по обсуждаемому вопросу. К сожалению, это общая закономерность человеческого восприятия
    перемен: мы оказываемся, как правило, чувствительней к тем изменениям, которые покушаются
    на наши интересы, но ... забываем о тех взаимосвязанных изменениях, которые происходят
    в нашу пользу. Это касается и студентов, и преподавателей.


    С ув,
    АШ