1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

С какими компьютерными системами должен работать специалист-консультант?

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 9 сен 2022.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    О пользователях инструментальных систем.jpg

    ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЧНАЯ КОМПАНИЯ?

    Почему нашему Центру "Гуманитарные технологии" удалось прожить более 30 лет (он основан в 1990 году)? Ведь многие компании прожили только 1-2 года и ... никто уже не помнит, как они назывались (и особенно в 90-е годы это было характерно). А весь секрет очень прост. В структуре внутренних инвестиций у нас всегда (даже в очень трудные времена) более 80 процентов уходило на создание не отдельных тестов (и других компьютерных продуктов), и не на оказание услуг, а на разработку ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Именно такая технологичная политика создавала перспективу многолетнего выживания фирмы - быструю переориентацию на новый вид продуктов и услуг в случае изменения структуры спроса. Реальная уже случившиеся история компании полностью подтвердила оправданность именно такой стратегии развития компании - не экстенсивной (направленной на расширение кадрового состава), но интенсивной (направленной на качественное совершенствовование, универсализацию и оптимизацию технологической базы). Но давайте здесь поговорим не о себестоимости разработки инструментальных систем, а о затратах на изучение этих систем, на обучение пользователей. Нашей (моей) ошибкой стала недооценка размера тех затрат, которые надо нести на обучение пользователей. А главное - недооценка того, что наши пользователи в большинстве своем сами не готовы тратить ... нет не деньги (тем более, что в 90-е годы их вообще ни у кого просто не было),они не готовы тратить свое ВРЕМЯ (!). А вот это гораздо более драматичное обстоятельство.

    О ВРЕМЕНИ НА ОСВОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СИСТЕМ

    В своей жизни я разработал не одну инструментальную компьютерную систему для психологов и ... до сих пор не умею объяснить многим пользователям-психологам, что они должны тратить вовсе не МИНУТЫ, а часы, дни и даже НЕДЕЛИ на освоение инструментальных систем (!)

    Возьмем такую, казалось бы, понятную и общедоступную аналогию. Есть системы создания фильмов (редакторы видео-клипов, или клип-мейкеры), а есть системы просмотра готовых фильмов. Первые требует на 2 порядка (а то и на три) больше времени, чтобы их освоить. Вторые - требуют освоить за пару минут три кнопки управления плейером: "пуск-стоп", "перемотка вперед", "перемотка назад". Точно такие же различия по времени (и интеллектуальным усилиям) на освоение относятся к системам конструирования тестов. Они по сложности отличаются от "тестовых плейеров" на 2-3 порядка (!). Но... многие психологи до сих пор не понимают этого. Они не понимают, чем отличаются такие онлайн-системы, в которых пользователь получает "кабинет-студию" (в которой можно что-то смастерить), и такие, в которых разные пользователи имеют только свои "персональные веб-страницы", но все они - потребители готовой информации.

    Возьмем даже не слишком сложный редактор тестов. Если даже он нацелен только на тесты одного, простейшего формата (с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых), и то в нем будут буквально десятки разных команд, которые управляют:

    А) системой предъявления заданий: поблочный алгоритм, с рандомизацией, с возрастающей трудностью, с контролем времени, с лимитами времени, с запретом и разрешением возврата, с повторным вызовом инструкции, с попарной сцеплением заданий на память, с текущей ОС относительно правильности ответа или без нее и т.д., и т.п.;

    Б) системой обработки результатов: надо задать ключи, надо определить типы шкал (альтернативные, линейные, производные с весовыми коэффициентами), надо определить типы тестовых норм и перевода в стандартные шкалы (стэны, Т-баллы, IQ-баллы, проценты, процентили);

    В) система генерации профилей (не буду подробно расписывать вариации);

    Г) система генерации текстовых сообщений (тоже не буду).

    В) совсем не описываю здесь подсистему психометрического анализа тестовых заданий и шкал по собранным данным.

    А ведь есть еще тесты для заданий с множественным ответом (с чек-боксами), с краткими свободными ответами, на ранжирование, на соответствие и т.п.

    КОРОЧЕ. Инструментальная система по конструированию тестов (тест-мейкер) содержит не десятки, а сотни команд. Она разрабатывается у нас в Лаборатории несколько лет (а самые развитые редакторы - развиваются уже более 10 лет!). Так почему пользователь должен на ее освоение потратить минуты? - Требуется целый цикл многодневных занятий по освоению! - Готов ли к этим усилиям пользователь? В каких случаях он будет готов? - Только тогда, когда будет уверен. что получает в руки надежный профессиональный инструмент для ... ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ (!). А ситуации, задачи и заказчики бывают очень разными. И для каждого инструментальная система должна помочь выработать ОСОБОЕ решение. Поэтому такая система не может быть простой (!).

    Итак, приходим к формулированию очень важной рыночной аксиомы, помогающей сориентироваться в мотивации участников процесса. ИТАК:

    Сложную инструментальную систему НИКОГДА не будет осваивать конечный пользователь (потребитель информации), который ПЛАТИТ деньги. Такую систему будет (должен) осваивать тот пользователь, который ПОЛУЧАЕТ деньги - зарабатывает с помощью данного инструмента. Будем его называть для простоты "специалист-консультант" (хотя в разных случаях его называют по-разному, в частном случае - тестологом).

    Тот, кто платит деньги, в самом деле всегда будет ворчать, если количество кнопок (команд) на его экране будет превышать число 7 (а лучше бы было всего три). А вот специалисту просто НЕ удастся зарабатывать с помощью инструментальной системы свои деньги, если в системе будет всего 7 кнопок-команд (!!). - У нее будет слишком мало гибкости и универсальности. Вот это надо осознать.

    ТЕЗАЛ - ЭТО ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА

    Теперь два слова про нашу систему ТЕЗАЛ. До сих пор пользователям не ясно, что это есть именно ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Она ориентирована на профи, а не на конечного пользователя. Новую эталонную модель (модель компетенций) никогда НЕ сможет построить с помощью ТЕЗАЛА конечный пользователь. Она должен работать в руках СПЕЦИАЛИСТА-КОНСУЛЬТАНТА - назовем его условно "компетолог", то есть такого, которые владеет несколькими, а не одной диагностической системой из диагностических конструктов, нескольким моделями компетенций, а главное - готов ОСОЗНАТЬ принципы перевода (конвертации) профилей из одной системы в другую, что и есть КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СЛОЖНОСТЬ в работе с такой системой как ТЕЗАЛ. Так почему ТЕЗАЛ должен быть простым? - В нем обязательно будут разные режимы работы со словарем, с разными профилями, причем многооконные режимы, ибо любой словарь включает "окно ввода" (исходный материал) и "окно вывода" (результат перевода или конверсии).

    Поэтому... набирайтесь терпения и учите не десятки, а сотни команд, которые имеются в ТЕЗАЛе, учите десятки сценариев (последовательностей команд по их использованию для решения определенных задач). И система НИКОГДА не будет проще. Только будучи сложной и многофункциональной ( рассчитанной на разные случаи жизни), она будет полезной - даст возможность людям, освоившим ее, зарабатывать деньги с ее помощью.

    На предложенной схеме я иллюстрирую основную свою мысль с помощью простого зачеркивания линии прямого взаимодействия СПЕЦИАЛИСТа с простейшем интерфейсом конечного пользователя (из 7 кнопок). Не должен СПЕЦИАЛИСТ работать напрямую с такой простой системой, он может и должен работать со сложной инструментальной системой.

    Вспомните, пожалуйста, дорогие коллеги, какой вывод сделал Незнайка после серии своих неудачных попыток "в два счета" стать поэтом, художником или водителем автомобиля. Он сделал простой вывод: "Любому делу вначале учиться надо!".

    УДОЧКА И РЫБА


    Итак, о чем я написал тут? - Опять и опять вынужден повторять про необходимость различать УДОЧКУ и РЫБУ. Мне говорят: "Дай рыбу! Дай рыбу! Рыбу хотим!". А я отвечаю: "Ребята, Вы вначале определитесь: Вы - рыбаки или Вы - едоки?". Если Вы рыбаки, то есть хотите ЗАРАБАТЫВАТЬ деньги, а не тратить, то Вам нужна УДОЧКА, то есть инструментальная система, достаточно сложная и универсальная - пригодная для ловли рыбы, причем разной, ибо в разное время года разная рыба идет. И Вам придется потратить время и испытать УМСТВЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, чтобы научиться - выучить названия и расположение на экране каких-то кнопок-команд. Если же Вы не рыбаки, а едоки, то Вам придется... не зарабатывать, а просто ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ.
    Последнее редактирование: 10 сен 2022