1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

В чем неразрешимость проблемы врачебных ошибок?

Тема в разделе 'Поисковые проекты, гипотезы, идеи', создана пользователем Махамбетчин М.М., 6 авг 2024.

  1. Здравствуйте уважаемые коллеги!
    Проблема врачебных ошибок будучи в медицине сверхактуальной соответственно является и трудно разрешимой. Еще в начале изучения этой проблемы, подозревая ее неразрешимость (полную), я предполагал, что можно хотя бы установить то, что лежит в основе этой неразрешимости. Каждый раз, по мере углубления в проблему, с проявлением ее очередного аспекта казалось «ну вот оно, то место, что обусловливает неразрешимость». Однако новые вопросы постепенно вскрывали новые аспекты и т.д.. Очередной аспект/причина неразрешимости проблемы — психология власти руководящих врачей — вновь претендует на роль конечной причины неразрешимости. Претендует, но по предыдущему опыту, возможно, это просто очередное звено причинно-следственной цепочки.

    Неразрешимость проблемы врачебных ошибок проявляется в укоренившейся практике отрицания/непризнания ошибок и соответственно этому некритичной оценке результатов работы и пробуксовывании механизма совершенствования. В прежних обсуждениях очерчена одна важная причина отрицания/непризнания ошибок даже себе — как проявление эгозащитного поведения. Вторая причина — психология власти (заведующего отделением, заместителя главного врача, главного врача), в которой негласно присутствуют: аура непогрешимости, "силы" (никогда не признаваться в ошибке...), использования ошибки подчиненного в психологической власти над ним, невыгодности обучать подчиненных на ошибках и повышать их конкурентоспособность. Третья причина — назовем ее условно «человеческая корысть», которая сопровождается незаслуженным обвинением коллеги. Под корыстью в данном случае я подразумеваю: зависть, месть, конкуренция, тщеславие. Возможно, я неудачно объединил перечисленное словом "корысть", и здесь было бы интересно узнать мнение психологов.

    Почему из трех взаимосвязанных причин вторую причину можно считать главной? Я рассуждаю так, когда формально или действительно уважаемый руководитель подает пример никогда не признаваться в ошибках, когда руководитель прививает чувство вины подчиненному за допущенную ошибку (т.е. за ошибкой закрепляется статус виновного постыдного проступка), а вышестоящие руководители используют ошибку как повод для эмоционального угнетения, наказания и решения кадровых вопросов — рядовому врачу ничего не остается как отрицать и защищаться. Коллег, предвзято, открыто или скрыто осуждающих врача за ошибку, тоже не мало, но они также зависят от позиции руководителя.

    Действительно сильных, смелых заведующих. признающих свои ошибки, обучающих подчиненных на объективном анализе ошибок не мало, но над ним стоят заместители главного врача, внутренний аудит, главный врач. Чтобы каждый руководитель в этой иерархии был честным и смелым, наверное редкое исключение… И достаточно одного прецедента несправедливого уничижения достоинства и наказания лечащего врача, чтобы все остальные всегда были в «глухой защите».

    Первая и вторая причина достаточно описана в публицистике и научной литературе, а вот третья причина «сборная» для удобства….как ее «обозвать»?
    Последнее редактирование: 6 авг 2024
    Шмелев А.Г. нравится это.
  2. Нашел термин/понятие:
    Ресентиме́нт (фр. ressentiment /rəsɑ̃timɑ̃/ «негодование, злопамятность, озлобление») — чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе»[1]. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.

    "...Человек-ресентимент - это маленький человек одержимый бессильной мстительностью и бессильной завистью. ... Он раздавлен жизнью и неспособен противостоять ударам судьбы. Но однажды эта злоба может реализоваться, совершенно неожиданно для него самого. Таких людей очень много вокруг нас . И желательно об этом знать, но тема эта традиционна замалчивается и знакома только профессионалам..." Ф.Ницше

    Насколько это понятие функционирует в профессиональной психологической литературе?
  3. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Мурат Максутович, здравствуйте.

    Я с интересом прочел Ваши сообщения. Но... как Вы видите, с большим опозданием.
    К сожалению, данная платформа совсем утратила популярность. Поэтому даже
    я сам посещаю ее теперь крайне редко. Особенно в летние месяцы :(


    Ваш АШ
  4. Здравствуйте Александр Георгиевич!
    Рад Вашему сообщению.
    Есть ли другая платформа/форум психологов, где можно обсудить подобные вопросы?