1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

А вот еще один "луч света в темном царстве"

Тема в разделе 'Кринчик Е.П.', создана пользователем Кринчик Е.П., 10 ноя 2015.

  1. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемые коллеги! В файле - интервью с ректором Московского Государственного Педагогического Университета Алексеем Львовичем Семеновым, в котором есть много интересного о работе этого вуза и, в частности, решается задача учить будущих учителей не только педагогике (учить учить), но и матетике ( учить учиться). Обнадеживает!

    Вложения:

    Последнее редактирование: 10 ноя 2015
  2. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

  3. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Леонид Федорович! Спасибо за новый "луч". Мне особенно приятно читать эту публикацию в 2015 году
    . Но судя по последнему потоку информации чувствуется,что "лед тронулся"всерьез .

    P.S.К сожалению, "Мир России " не смотрю.
  4. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Коллеги! Информация о А. Л. Семенове и преобразованиях в МГПУ еще круче. Она здесь в файле.

    Вложения:

    Чупров Л.Ф. нравится это.
  5. Ромащук А.Н.

    Ромащук А.Н. Активист

    Елена Петровна, по поводу прожигающей способности этого лучика уже два года идут чуть ли не суды - как минимум много протестующих. Особо любят разбирать как жена ректора завкафом филологии и начала "расчищать от старины" (буквально от старославянского и т.п.). Мне доходили отклики только через третьи руки, ну и разные публикации (одна из самых "легко"-критичных см. http://www.apn.ru/publications/article31741.htm)
    Речь, вообще говоря, идет об очень серьезном - о разрушении фундаментальности образования. Вчера у Архангельского об этом и Семенов (зачем, типа, учителям университетсткая физика и математика, если им школьную преподавать...), да и многие другие интересные участники - вплоть до Илича (знаменитого по книгам ректора Софийского). Даже проректор вышки Радаев вступился за фундаментальное и высказался о "практическом психозе" студентов. Вообще в этой передаче много было про варианты "лучиков" http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1241113/video_id/1402424/
  6. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Александр Николаевич! Спасибо за комментарийЯ вчера смотрела передачу Архангельского. И поэтому походила по сайтам нашла информацию о А.Л.Семенове.Когда Вы размышляете о фундаментальном образовании, подумайте о нынешнем актуальном среднестатистическом и массовом результате, ,"выходе " отечественного образования -школьного и вузовского. А.Л. Семенов ввел в МГПУ некоторые изменения,о которых десятилетиями пишут наши студенты,
    отвечая на проводимые нами опросы. Фундаментальное образование в его нынешнем варианте приводит к чудовищным информационным перегрузкам,подрыву памяти и тому,что и наш среднестатистический студент выходит из университета, как я уже не раз писала и говорила "мешком с не переваренной информацией". На госэкзамене по общей психологии в 20.. году я услышала только единицы профессиональных ответов. Я уж не говорю о первокурсниках. Я присутствовала на нескольких экзаменах по курсу ""Ведение в общую психологию"
    Вот почему я считаю,что крайне необходима всесторонняя научно- методическая рефлексия того, как и чему мы учим и что мы имеем на выходе. Я убеждена,что без этого , следуя только инструктивным документам чиновников от образования, мы не построим оптимальную образовательную систему, адекватную требованиям времени и общества. Весь секрет ведь в том, как осуществляется реализация любого образовательного процесса.
    Последнее редактирование: 10 ноя 2015
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  7. Ромащук А.Н.

    Ромащук А.Н. Активист

    Елена Петровна, целиком с Вами согласен, что необходима всесторонняя научно-методическая рефлексия, а также что студенты на экзаменах мягко говоря "выходят"... По поводу информационной перегрузки и даже подрыва памяти... Мы с Вами именно о нашем факультете говорим, Елена Петровна?! У нас текстов по общим курсам сугубо по хрестоматиями и объемы небольшие (к тому же они высылаются по почте). По семинарам можно понять, что существенная часть студентов (правда, зависит от группы) вообще не читают, а к экзаменам или листают учебник, или даже чьи-то шпоры
    Да и возникает глобальный вопросы: если все согласны, что все так плохо, то почему почти половина краснодипломников? С чего бы студентам так измываться над своей памятью, если вполне возможно не сильно переутруждаясь закончить факультет. Параллельно даже активно работая))
    Ну и как при снижении фундаментальности ожидать повышение профессиональных ответов - для меня большая загадка. Это как по рецептам Семенова облегчать жизнь будущим учителям натаскивая их только на школьную физику и математику (а не вводя в более фундаментальные основы университетских курсов) ожидать повышения количества профессиональных ответов

    Вот, кстати, на соседней ветке можно спросить у гостя месяца как учатся американские студенты в ее университете. Вообще говоря по доступным мне откликам на порядок больше читают, пишут и исследуют. Хотя с фундаментальностью, к слову, у них совсем не ахти
  8. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Уважаемый, Александр Николаевич! Когда я был студентом, у нас были на факультете две "Ленинские стипендиатки". Про одну не знаю многого, да и умерла она вскоре после окончания от рака. А вот вторая. Можно сказать, на моих глазах целый год провела (из-за отсутствия семейных комнат мы с женой жили в большой женской). Сдаст экзамен - истерика. Кидается на кровать и белугой ревет. Однажды я ее спросил: "Ну, если так трудно даются пятерки, так плюнь на них". В ответ получил: "Да мне эта красная корка во как нужна. У меня Ксанка скоро в школу пойдет. Будет плохо учиться, так я ей этой коркой по (здесь идиома, не для нашей блогосферы)". Разная мотивация. Был у меня лаборант на кафедре. Умница. Но, работал у меня, поскольку ни разу стипендию не получал. Рядом с ним работал второй. Полнейшая посредственность, тройки/четверки, но со стипендией и с 0,5 ставки лаборанта. Просто первый сдавал экзамены тогда, когда другие уже учиться начинали. Вот нужна была пятерка. Если чувствовал, что не получит - на экзамен не приходил. Я как будто родитель для него был. Ходил упрашивал декана и преподавателей, чтобы приняли у него этот экзамен или, чтобы не отчислили. Пока работал завкафом, ходил - он учился. Я ушел из института - его отчислили. Так, что "красная корка" - это не критерий личностной и профессиональной зрелости. У меня есть еще третий пример. Одна выпускница с красным дипломом была. Сколько я ее за уши не тянул (писал за нее выступления на всяких совещаниях, расписание делал, захотела в институте преподавать - лекции по ночам печатал на "Эрике", ну чтобы по печатному тексту легче было прочесть. И каков результат? Всюду трясла своей красной коркой, и всюду ни чего не получалась. Как специалист была полный ноль. Зато, такие тортики пекла - пальчики оближешь.
  9. Ромащук А.Н.

    Ромащук А.Н. Активист

    Леонид Федорович, целиком с Вами согласен - красная корка точно не критерий личностной и профессиональной зрелости. А часто - наоборот, поскольку мотивация на оценку, а не профессиональный рост
    Я привел довод о чудовищно большом количестве красных корок только в противовес тезису, что прямо таки изнывают от изучения текстов (так уже прямо половина курса?). Скорее это обратное свидетельство - что можно "отлично" учиться не слишком прилагая к этому усилий. Поэтому тезис что низкий профессиональный уровень сугубо из-за загруженности "фундаментальным" считаю крайне спорным. Скорее, как мне кажется, прямо противоположная ситуация - теоретический вкус почти атрофируется
    Хусяинов Т.М. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  10. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемый Александр Николаевич! Извините за задержку с ответом на Ваши комментарии. Вынуждена ограничивать зрительную нагрузку. Итак по пунктам:1.О "прожигающей способности этого лучика".аЯ это не имела в виду. В названии этой темы -просто фигура речи,чисто журналистский прием,чтобы привлечь внимание читателей.
    2)."Речь, вообще говоря, идет об очень серьезном - о разрушении фундаментальности образования." Ни статья А.Самоварова в журнале "Русский Мир", - я прочла эту статью и поняла что это за журнал, - "ни отклики через третьи руки" не являются для меня доказательством справедливости этого Вашего утверждения. Я только что "погуляла" по сайту этого института,где ректор-А.Л.Семенов- очень интересно и впечатляет! Будет время – загляните сюда (http://мпгу.рф/ob-mpgu/struktura/fa...bnyiy-plan-s-kalendarnyim-uchebnyim-grafikom/ ) и сюда (https://drive.google.com/a/m.mpgu.edu/file/d/0B-rPv0ufHV-3eUZLNy1uUmdBdE0/view?pli=1
    И еще о фундаментальности образования. У меня к вам вопрос: Вы считаете, что для студента педагогического вуза, намеренного стать учителем физики в школе, и для студента физического факультета МГУ (или Физтеха), намеренного стать исследователем в области физики должна быть одинаковая программа фундаментального образования физике? Может быть это должны быть разные программы, учитывая существенно разную структуру компетентности для этих двух разных профессий и учитывая разные личностные и интеллектуальные особенности этих двух разных групп студентов? И все это надо знать ,т.е. изучать ,чтобы верно оценивать. Так мне кажется. Что касается статьи А.Самоварова, то система его рассуждений и его идеологическая позиция мне совсем не близки. Так же, как и основополагающая идейная позиция журнала ,где опубликована эта статья.
    3)."По поводу информационной перегрузки и даже подрыва памяти... Мы с Вами именно о нашем факультете говорим, Елена Петровна?! У нас текстов по общим курсам сугубо по хрестоматиями и объемы небольшие (к тому же они высылаются по почте). По семинарам можно понять, что существенная часть студентов (правда, зависит от группы) вообще не читают, а к экзаменам или листают учебник, или даже чьи-то шпоры"
    Александр Николаевич ! Кто-нибудь когда -нибудь изучал ресурс времени наших студентов на самостоятельную работу для подготовки заданий к следующему учебному дню !?! Есть у них время на полноценное усвоение требуемого учебного материала?Причем это после многочасовых аудиторных занятий! В 60-х годах в Ивановском педагогическом инстуте изучали и установили значительный дефицит этого времени (
    Гартштейн Р.С. К вопросу о рациональном использовании бюджета времени студентов и внедрение НОТ в учебную работу математического факультета. // Студент в учебном процессе. Материалы Третьего Межреспубликанского теоретического семинара 15-17 июня 1971 года. Отв. ред. Ю.И. Леонавичюс. Каунасский политехнический институт,Каунас. 1972. цит.по Кринчик Е.П. Студент в учебном процессе : проблемы с сорокалетним стажем// "Психология в вузе" 2009 №3 ( http://services1.ht-line.ru/infolane/index.php?act=board&topic=7&opentopic=1#top_7)
    Кроме того ,помимо общей психологии нашим студентам хватает в тот же день работы с учебным материалом по нескольким другим дисциплинам. Это когда-то кем-то изучалось !?! Вот они и "защищаются" : перестают читать и переходят к обучению "для экзамена". Либо в ущерб своему здоровью, ежедневно не спят до 3-х часов ночи-это мотивированные, продвинутые ребята. Я не раз наблюдала, как к середине второго курса такие ребята чернеют и зеленеют. А как потом после вуза жить!?!
    Последнее редактирование: 12 ноя 2015
  11. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Я поддержу здесь внимание к конкретному вопросу - уровень здоровья и перегрузки студентов, которым необходимо справиться с большими объемами информации. Но в определенном смысле - это следствие, т.к. современные юноши и девушки не готовы учиться с такими нагрузками, не умеют заниматься систематически, откладывая все на последний момент. Учеба - это труд, и здесь тоже нужен определенный профессионализм. Может быть кому-то и не нужно было идти на ту ступень обучения, где такой уровень специфической - интеллектуальной нагрузки. Ну а то, что творится с современным образованием - только подливает масла в огонь личностных успехов. И самые слабые, у которых уже сложились модели обучения, основанные на ожидании подсказок, безусловно, будут испытывать предельные перегрузки.
    А вообще бы стоило вести как постоянную норму - мониторинг состояния здоровья. Эта дополнительная опция показала бы самому студенту, насколько он "учебоспособен". Какая траектория обучения ему была бы по силам и может ли вуз организовать ему подобную программу.
    Сегодня, кстати, все вузы уже живут в условиях инклюзивного образования - должны предоставлять возможность обучения студентам с ОВЗ, обеспечивая доступность образования любому человеку с инвалидностью. И это при том, что нет института тьюторов, сопровождающих такого обучающегося.
  12. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Недавно была конференция по теме "конкурентноспособность образовательного учреждения", где шел разговор о школах, вузах. Жалко, что МИНобразу не с кем конкурировать, он монополист. Может не было бы столь разрушительных законов? Может нашелся бы другой адекватный образовательный субъект, который предложил бы иную логистику перестройки образования?
  13. Ромащук А.Н.

    Ромащук А.Н. Активист

    Елена Петровна, а знаю и очень ценю как Вы десятилетия бьетесь за улучшение обучения для студентов на факультете! При этом предлагаю разделить проблемы фундаментальности и загруженности - напрямую это не связанные вещи. Поскольку сам заканчивал факультет, а теперь веду семинары как раз у младших курсов, то мне версия о сильной загрузке чтением литературы по общей психологии кажется крайне спорной. Другое дело, что до этого года несколько лет семинары по общей были раз в две недели, зато ввели второй иностранный и по языкам каждую неделю были чуть ли не по 4 пары...
    Другими словами, загрузить можно как фундаментальным, так и крайне "прикладным", ну и при нормальной загрузке вопрос о содержании обучения остается вполне актуальным
    Поэтому перейду сразу в проблеме фундаментальности
    Если Вы так жестко и утрированно ставите вопрос, то отвечу также утрированно - лучше будущих учителей учить как университетских физиков, чем давать только школьную физику. Во-первых, потому, что школьная вполне себе меняется и тогда придется переучиваться полностью. Но, главное, школьную можно подучить уже "на месте", а вот более широкий базис, понять фундамент, на котором стоит любая школьная можно лишь из курсов по высшей математике и университетской физике
    Тема же это совсем не новая, а еще в начале прошлого века под теми же лозунгами ввели "реальные училища" и противопоставили их "гимназиям". Первые учили максимально прикладным вещам, а вторые вплоть до "мертвых языков" (латыни). Еще ЛСВ в Мышлении и речи разбирает вопрос "формального обучения" и подчеркивает крайне полезные его функции для интеллектуального развития.
    На той передаче, которую мы с Вами вместе смотрели, большинство как раз и пытались объяснить Семенову, что погоня за прикладным бесперспективное занятие хотя бы потому, что учатся не менее 5 лет, а за эти годы затребованные компетенции кардинально меняются - практикоориентированный Ахилл никогда не догонит живую черепаху))
    Не случайно Семенову поясняли про опасность схождения на уровень педтехникума (это же не обвинение, а реалистичный диагноз его идей). Не случайно его супруга начала именно с разгона такого мертвого языка как "старославянский" - зачем типа будущим учителям литературы и языка этот язык, если они его все равно в школе преподавать не будут... Я то Вам привел первую попавшую ссылку, в которой обозначены небольшой перечень аргументов критики - просто лень было искать те материалы, которые в свое время присылались по www.change.org. Если Вы действительно хотите составить сбалансированное мнение о "луче" Семенова, то Вам, наверное, имеет смысл поискать и познакомиться с разными его критиками - начиная с Камчатова и Канторович. Если смущает "Русский мир", то может "Литературная газета" больше заинтересует (под петицией есть одна из ссылок). Вопрос же в аргументах и обсуждении действий, а не конкретных авторах и источниках

    Другое дело, что фундаментальностью можно не развить, а заглушить остаток живого интереса студента. В этом, действительно, огромная проблема и тогда даже небольшое количество страниц могут преодолеваться до полуночи. Но эта проблема, которую поставили еще в РО для школьного образования - необходимость от практической перевести к учебно-познавательной мотивации. К теоретическому мышлению. Тут я очень с Вами согласен, что факультет сильно буксует. Для меня это связано с игнорированием темы "проблема исследования" (все классики начинали с этого пункта, а не только студенты его целиком игнорируют - это особо заметно даже по диссертациям). Это важная, но отдельная проблема. Решать ее через снижение фундаментальности есть крайне спорный рецепт. При этом как и говорили на передаче это во многом происходит глобально - условно переход от германской к англосаксонской системе.


    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  14. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Коллеги, очень интересная дискуссия. Но нет ли ссылки на передачу, про которую вы говорите?
    Согласна, что фундаментальные проблемы тяжелы для изучения. Они требуют способности обобщения, а так же достаточного круга материалов для такого самостоятельного обобщения, восхождения в своем собственном видении. Практикоориентированность студента = понимание перспективы в виде дохода от получаемых знаний никак не будет мотивировать на рефераты по поиску корней той или иной проблемы. Это действительно не вузовский уровень, если говорить о традиции в российской системе образования. Именно ее и сводит к нулю минобраз,иначе говоря, превращает вуз в советский техникум, у которого совершенно свои важные задачи. Это еще и калька с колледжей, где учащийся - потребитель образовательных услуг - платит именно за практичность, затраты на которые "отобъет" затем, продав свои компетенции на рынке услуг. Все четко!
    Увы, люди с такой логикой ничего кроме этих доводов не слышат и мучаются, когда с них спрашивают фундаментальное. Может быть это своеобразный психологический феномен вытеснения? Сейчас много психо-биологических концепций, которые можно поискать причины отсутствия мотивации студента при обучении в вузе.
    Являясь философом, я вижу даже среди студентов философских факультетов мало охотников заниматься собственно фундаментальными проблемами философии, методологии и прочих теоретических исканий. Абстрагироваться от и без того абстрактных концептов достаточно сложно. Тем более, что востребованности на рынке - никакой. Многие конкретизируются в историю, язык, другие предметные области. Некоторые перемещают свое внимание в область религии, осваивая свои пути поиска ресурсов для жизни.
    Чрезвычайно жалко, что разрушается среда, в которой люди считали, что образование - важная часть развития человека. Скоро может оказаться, что такого убеждения уже не будет. Все займутся дистанционным самообразованием/просвещением и будут тыкаться ко всем работодателям, чтобы он нашел им применение, а главное, дал з\пл. Будут критиковать общество, что дает маленькие пособия по безработице, ориентируясь опять же на прогрессивный опыт Евросоюза.
  15. Ромащук А.Н.

    Ромащук А.Н. Активист

  16. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Спасибо большое! Вроде все ссылки просматриваю, а эта выпала.
    Я, наверное, вся ушла в статью Балацкого, которого тяжело читать - так он прав.
  17. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемые Елена Ивановна и Александр Николаевич! Мои ответы на ваши последние комментарии в файле.

    Вложения:

    Низовских Н.А. и Ромащук А.Н. нравится это.
  18. Ромащук А.Н.

    Ромащук А.Н. Активист

    Спасибо, Елена Петровна, понял Вашу точку зрения!
    Шмелев А.Г. нравится это.