1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего

Тема в разделе 'Тукачев Ю.А.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 11 окт 2017.

  1. Лидерс А.Г.

    Лидерс А.Г. Локомотив

    http://www.appme.ru/text/psylexrussia

    проект закона - этот вариант давно висит...


    https://samopoznanie.ru/articles/zakon_o_psihologicheskoy_pomoschi_v_rossiyskoy_federacii_soz/
    http://www.psychologos.ru/articles/...oy-pomoschi-naseleniyu-v-rossiyskoy-federacii
    http://forum.school-we.ru/index.php?showtopic=50197
    вот приличные обсуждения закона в инете....


    http://www.psychologos.ru/articles/view/zakon-o-psihologicheskoy-pomoschi-naseleniyu-v-gorode-moskve вот московский закон Самым первым был подобный закон в Татарии -х его не буду вешать ...
    Низовских Н.А. нравится это.
  2. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    "...этот вариант давно висит..."

    А в 2017 году,в Казани все еще обсуждается!
  3. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Дорогие коллеги, я думаю, что работа МГУ и РПО по подготовке ФЗ об оказании психологической помощи населению, заслуживает внимания и поддержки. С уважением, Нина Аркадьевна
  4. Лидерс А.Г.

    Лидерс А.Г. Локомотив

    Хорошо бы узнать мнение об этом самих практиков - например семейных системных терапевтов или гештальттерапевтов или нарративщиков.... Часто они не члены РПО и не преподают в МГУ....
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспек-
    тивы психологии в решении задач российского об-
    щества. Часть I. Постановка проблемы и теорети-
    ко-методологические задачи // Психологический
    журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 3–14.
    Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспек-
    тивы психологии в решении задач российско-
    го общества. Часть II. Концептуальные основа-
    ния // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2.
    С. 70–86.
    Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспек-
    тивы психологии в решении задач российского об-
    щества. Часть III. На пути к технологиям согласо-
    вания социальных институтов и менталитета //
    Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 5–25.
    6. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз
    развития психологической науки и практики
    к 2030 г. // Психологический журнал. 2016. Т. 37.
    № 5. С. 55–74.

    Пища для ума. В Интернете этих статей по этим ссылкам не нашла.
    Низовских Н.А. нравится это.
  6. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    К вопросу о статусе психологии.
    https://www.facebook.com/profile.ph...iRj7dkN9bWSptOhh9lFOmNZYyYkaWInl9Pu7o&fref=nf
    Про всероссийский конкурс «Лидеры России»«Сергей Кириенко: На конкурсе "Лидеры России" привилегий нет ни для кого» https://rg.ru/2017/11/11/sergej-kirienko-na-konkurse-lidery-rossii-privilegij-net-ni-dlia-kogo.htmlhttps://iz.ru/669475/2017-11-10/brifing-vserossiiskogo-konkursa-lidery-rossii-priamaia-transliatciia - трансляция брифинга по этому поводу.
    В организации и осуществлении этого проекта принял участие психолог Т.Ю.Базров . !!!
  7. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

  8. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    https://www.facebook.com/profile.ph...44oBcUrcKoA_-nRRRbX_iWpmQtmwn_yLy3rRbAgBkG2_g
    «МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ НАТУРАЛИЗМА И ХАРИБДОЙ ТЕХНОЛОГИЗМА:
    ВЫГОТСКИЙ КАК ФЕНОМЕНОЛОГ»
    «Друзья! Вместо стишка решаюсь выложить свои "ночные", только что написанные, "тезисы" на гальперинскую конференцию»
    «Корень бед современной психологии - в естественно-научной парадигме мышления, которая не просто доминирует в ней, но, не смотря на все и всякие «гуманистические лозунги», по сути, является единственно узаконенным способом мышления в научной психологии.»

    Автор: Андрей Андреевич Пузырей, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

    Вот это, действительно, к вопросу о будущем психологии.
    Низовских Н.А. нравится это.
  9. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Попытался изучить выше приложенную статью, но уж больно сложно написана. Мысль автора периодически ускользает от восприятия и тем более понимания.

    "Между тем, та новая «оптика», которую дают работы этих мыслителей, позволяет по-новому прочесть и самого Выготского, опознать, вскрыть и развернуть, амплифицировать тот до сих пор не истраченный и даже невостребованный методологический и антропологический потенциал, который оказывается чрезвычайно важным и актуальным – особенно для практической психологии и разного рода психо-практик – для их развертывания и для осмысления их опыта"

    - что в сухом остатке? В чем суть данного куска текста ( и тысяч остальных знаков?
    В итоге осилил только половину, но не вполне понял, что же нужно делать психологам по мысли автора статьи. Хорошо бы автору в конце тезисы написать - краткую аннотацию. Может тогда понятней стало бы..

    Или вот еще - ОДНО предложение, на котором я окончательно потух.. Такие длинные предложения я видел ранее только у Габриеля Маркеса, но там был литературный текст, а это частично научный, частично философский, и поэтому сложно воспринимаемый..

    "Практикуемая здесь феноменология и феномено-гогика инициальных опытов о человеке в искусстве – в качестве своего особого же аппарата - включает майевтическую герменевтику, то есть – такое чтение и истолкование текстов искусства, которые в противовес традиционной технике интерпретации (наиболее чистый пример которой в психологии дает фрейдовский психоанализ), идет не от интерпретации к интерпретируемому, «наделяя» его смыслом и, по сути – подобно модельному представлению в классическом галилеевском естествознании замещая его собой, вставая на его место («интерпретация – все, нерастолкованное сновидение – ничто» - говаривал Фрейд, прежде всего - в психотехническом и психотерапевтическом смысле), но, как уже настаивал - в противовес Фрейду - Юнг (напомним также парадоксальные размышления Жака Дерриды над герменевтикой платоновских текстов) – напротив, прежде всего, обеспечивает «восстановление» прямого контакта, скажем, с опытом сновидения и амплификацию его (метод «активного воображения» Юнга, который, как мы пытались показывать в своих работах, также является уже полноценным случаем феноменологии, причем, именно – феноменологии инициального опыта, равно как, впрочем и: метод «активного слушания» Роджерса или «активного чтения» Мамардашвили), оттуда берет свое Начало и доводит самый этот интепретируемый опыт до полноты его исполнения («мысль не выражается в слове, но свершает себя в нем» - показывал Выготский), до-водит первоначальный опыт до его статуса в качестве собственно «феномена»...."
    Последнее редактирование: 15 ноя 2017
  10. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    https://iq.hse.ru/news/214892703.html
    Свобода, а не принуждение
    Что помогает человеку быть ответственным
    "Ощущение свободы и чувство ответственности прямо связаны друг с другом. Это впервые на экспериментальных данных с участием респондентов из России и США доказала группа ученых Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, Университета Миссури и Омского государственного университета."

    К вопросу о будущем психологии : значимое и истинно профессиональное психологическое исследование. Побольше бы таких.
  11. Михальский А.В.

    Михальский А.В. Участник

    Футурология и психология = футуропсихология.
    Не про будущее психологии, но про психологию для будущего, тезисно:
    Что такое футуропсихология?
    Главная задача человеческой психики — не столько адекватное отражение окружающей внутренней реальности, сколько адекватное и экологичное конструирование реальности будущего.

    *) понятия «социальное конструирование», так же как и «индивидуальное конструирование» перечеркнуты — потому что лишь отражают позицию наблюдателя.

    ФУТУРОПСИХОЛОГИЯ — дисциплина, которая создана для будущего. Это — направление психологии, изучающее психические процессы, связанные с будущим личности и общества. Объектом футуропсихологии является психика, предметом — структуры и динамические процессы психики, связанные с будущим.
    Считаем, что футурология как наука и практика невозможна без изучения закономерностей функционирования психики в будущем. Футурология должна быть тесно связана и идти рука об руку с футуропсихологией.
    Выделяем 2 направления исследований психики, связанных с будущим:

    1. Психология конструирования будущего (как психика конструирует будущее, на различных временных перспективах; закономерности социального и индивидуального конструирования будущего).
    2. Психология изменений психики в будущем (что и почему будет изменяться в психике человека в зависимости от изменений среды и социума в будущем, например, трансформация психических функций в связи с новыми технологиями и тп).
    Основные тезисы (краткие положения — аксиомы) психологии конструирования будущего:
    • Принцип направленности в будущее. Любое поведение — шаг в будущее, психика исключительно обращена в будущее — это обусловлено стрелой времени. Даже обращаясь к опыту (реконструкция памяти), психика обеспечивают очередной шаг в будущее и всегда является конструированием по своей сути. Уровень развития способности конструирования, возможности прогнозирования — заданы генетически, обусловлены средой (воспитание и развитие), саморазвитием личности. Подтверждается исследованиями (в тч - постоянная реконструкция опыта при припоминании).
    • Принцип интенциональности. Любое поведение — это намерение к чему-то, достижения чего-либо, решения какой-либо задачи. То или иное намерение — отражает нашу структуру потребностей, мотивацию, более или менее подчинено воле. Психика формирует намерение, основываясь на прошлом и настоящем, однако само намерение — лежит в поле будущего.
    • Принцип экспектационности. Любое внешнее событие и собственное поведение предвосхищается определенным образом (окрашивается эмоциями, содержит определенный концепт, мысленное обрамление). Экспектация (ожидание от будущего) задает тот или иной способ реагирования. Пример: пессимистические или оптимистические ожидания. Как и направленность в будущее (способность прогнозировать), предвосхищение обусловлено и генетическими, средовыми и личностными факторами (зависит и от наследственности, и от воспитания и самовоспитания).
    • Принцип выбора. Поведение — есть постоянная и непрекращающаяся серия выборов (предвосхищение), направленная в будущее, обусловленная интенциями (намерениями) и экспектациями (ожиданиями).
    • Научно-исследовательская фокусировка. Футуротерапия (психология конструирования будущего) изучает психологические закономерности процессов предвосхищения, намерений и ожиданий личности и социальных групп.
    • Терапевтическая фокусировка. Предвосхищение, намерения и ожидания личности (группы) составляют фокус терапевтических воздействий.
    Актуальность и практическая значимость
    Изучение психологических особенностей конструирования будущего представляется необходимым как научная основа таких дисциплин как:

    • социальное проектирование
    • социальная психология
    • психологическая коррекция, психотерапия
    • общая психология
    • психология личности
    • тренинг личностного развития и др.
  12. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Алексей Владимирович! Спасибо за этот пост. Психика, конечно! Куда ж без нее! Но психика как демиург будущего? Как-то трудно принимается...
    Михальский А.В. нравится это.
  13. Михальский А.В.

    Михальский А.В. Участник

    Вам спасибо )
    Мне всегда казалось, что в психологии и (особенно) педагогике не хватает прогнозирования развития не только "будущей истории" науки, но и самой психики и "последствий"... Прогнозирование, обратим внимание, очень развито в экономике, метеорологии, физике-химии, экологии и др... Это было бы здорово, по крайней мере, что-то кардинально новое и заставляющее искать новые техники, методы, теории и тп.
    Кринчик Е.П. нравится это.
  14. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    В НЛП, которым я занимаюсь более 20 лет, есть ряд техник по работе с будущими событиями. Это работа с "Линиями времени", "Генератор будущих событий", так называемая ""Проводка в будущее", которой заканчиваются такие техники как "Изменение личной истории" и "Интеграция якорей" и пр. Все это уже давно используется в практической работе и дает хорошие результаты.
    В связи с этим вопрос к автору предыдущего поста - как его теоретические построения реализуются в работе практического психолога в плане помощи клиентам откорректировать их будущее в более позитивном и эффективном варианте?
    Кринчик Е.П. нравится это.
  15. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Линия времени:
  16. Михальский А.В.

    Михальский А.В. Участник

    Добрый день.
    Это другая тема, Юрий Владимирович.
    Практика у меня постоянная и я не только отрабатываю разные вещи по-разному но и веду учет эффективности, чтобы выйти на диссер с этой темой. Но это не касается футуропсихологии как изучения будущей психики, недавно только уважаемый Тимофей Нестик стал писать про это и исследовать, как, например, гаджеты влияют.
  17. Кроник А.А.

    Кроник А.А. Локомотив Команда форума

    Приветствую, коллега, и желаю реализации близких идей в любой подходящей месту и времени упаковке.
    В порядке информации напоминаю, что вся каузометрия тоже об этом:

    "Каузометрический психобиографический подход является конкретизацией идеи конструктивной психологии - он
    превращает психологию жизненного пути в такую область знания, в которой наряду с описанием,
    объяснением и воспроизведением изучаемых явлений ставятся задачи создания новых образцов и инструментов
    психологической культуры. Подобным инструментом стала психологическая компьютерная программа LifeLine."

    Самоцитирование по: "Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования,
    диагностики и коррекции". Докторская диссертация, Москва, ИП РАН, 1994, с. 10-11.
  18. Михальский А.В.

    Михальский А.В. Участник

    Дорогой Александр Александрович,
    Ваши (и Ваших коллег) разработки - это настолько важные вещи для науки и практики, что было бы здорово их распространять и в виде "как есть", а также дополнять или сочетать с другими интересными подходами (нарративный, ориентированный на решение, и др). Вот, сейчас в работе одна статья, посмотрите пожалуйста, если будет минутка. Ссылки на Вас там везде под №1 !

    Вложения:

    Кринчик Е.П. нравится это.
  19. Кроник А.А.

    Кроник А.А. Локомотив Команда форума

    Алексей Владимирович, большое спасибо за статью с Вашим опытом работы на пересечении каузометрии с ОРКТ.
    С ОРКТ я давно знаком почти из первых рук; очень рад, что мы с Вами говорим на общем языке и уверен, что
    при личной встрече отчества нам не понадобятся. Замечание одно: в ключевых словах следует писать
    causometry, a не cauzometry - от латинского "causa", а не от грузинского Кацо :)

    В качестве минутного аллаверды посмотрите, пожалуйста, в Архиве каузометрии сообщение (2008 Кроник)
    о статье "Метаболическая психотерапия с использованием компьютерной каузометрии".

    Вы правы: дополнять каузометрию другими подходами вкусно и полезно.
    Поэтому книга ещё 1993 года называлась "LifeLine и другие..", а её авторский коллектив - "Биографический клуб".
    Добро пожаловать в реинкарнацию Клуба под названием "Международная Ассоциация Каузометристов".
    Ваше сообщение в Архиве о своей статье в любом формате (опубликованном или неопубликованном) будет достаточно.

    Продолжить наше общение на эту тему, наверное, уместнее на моем блоге или в личной переписке.
    Последнее редактирование: 9 фев 2018
  20. Кроник А.А.

    Кроник А.А. Локомотив Команда форума

    PS. Прошу извинить за опечатку в латыни: правильно - cause (а не causa).