1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Белых Светлана Леонидовна - гость мая 2014

Тема в разделе 'Гости месяца', создана пользователем Шмелев А.Г., 30 апр 2014.

  1. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Келли подробно пишет о большом сопротивлении пациентов к изменению их картины мира. Ведь за конструктами стоят ценности, а они очень устойчивы.
    Кроме того, они образуют систему, поэтому человек не может изменить один конструкт без того, чтобы не нарушить всю систему.
    Система меняется путем долгого накопления новой информации о том, что система плохо работает на прогноз.
    Я один раз проделала проверку системы конструктов у выпускников (группа из 10 человек) спустя 15 лет. Это было сделано на их вечере встречи в порядке шутки. Я была поражена сохранности их систем конструктов.
    Попова О С и Белых С.Л. нравится это.
  2. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    конечно, было бы проще, если бы нажал кнопочку или сказал Слово - и все, поменял человек личность к пятнице
    Белых С.Л. нравится это.
  3. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Участник

    Все это напомнило мне ревизию убеждений (belief revision). Хоть это и философия (точнее, немонотонная логика), но в ней много психологизма.
    Попова О С и Белых С.Л. нравится это.
  4. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Александр Геннадьевич, у меня некоторые учителя, не всегда самые глупые, иногда так упирались в свои стереотипы, что даже на секунду не оторвать было! Например, одна связала лабораторную и анализ результатов лабораторной хронологически и везде их одинаково оценивала - и по конструкту "развитие личности" и по конструкту" развитие мышления" и даже по конструкту "обязательно" и "часто". И сколько мы с ней ни обсуждали этот момент, она как попугай повторяла: "Но я же их сразу друг за другом провожу!".
    Виноградов А Г нравится это.
  5. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Да-да, Ирина Павловна, это очень важный момент! Я вообще сторонница позиции преимущественной генетической обусловленности большинства личностных качеств. И даже ценности, которые я считаю единственной сферой, в которой следует прикладывать воспитательные усилия, завершают сензитивный период довольно рано и потом их изменить крайне сложно. Но Вы говорите о личности и о личностных ценностях, а я - о профессиональном сознании и о когнитивной составляющей. В моей решетке одни и те же конструкты могли выявлять как ценностные моменты (если была корреляция конструктов результативности с критериальными конструктами "приносит удовольствие мне" и "приносит удовольствие ученикам"), так и просто информационные (корреляция конструктов результативности с конструктами "часто использую" и "обязательно в учебном процессе"). В той процедуре, которую я в диссертации назвала коррекционной, я не стремилась изменить ценностную составляющую, только информационную. И это давало хорошие плоды, так как учитель точнее ориентировался в системе. А если бы я эту информацию просто на лекции на педсовете дала, то она бы не была соотнесена с собственной картиной мира и не была бы действенной. Это известный методический прием - сформировать мотивационное поле для адекватного восприятия информации и возникновения субъектной позиции действия.

    Честно говоря, я даже в личностной коррекции (так, балуюсь иногда) пришла к выводу, что как раз отношения человека желательно не менять, только в самом крайнем случае, если у человека совсем уж противоречивая картина мира. Поэтому я просто я пытаюсь слегка передвинуть сферу реализации этих ценностей. В нашем современном многоаспектном и полимотивационном мире это вполне работает.
    Попова О С нравится это.
  6. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. Локомотив

    Уважаемая Светлана Леонидовна,
    я восхищаюсь вашими изысканиями в области личных конструктов учителей, однако Келли и современная когнитивная психология (в общепринятом смысле) - это две разные вещи. Келли - сектант в психологии, при всем моем уважении к нему (я не стал бы переводить его на русский язык, если бы это было не так), и все байки про правое полушарие (кстати, не имеющие отношения к Келли) - не более, чем миф. Здесь я полностью солидарен с Р. Стернбергом.
    С глубоким уважением и благодарностью за ваши исследования,
    А. А. Алексеев
    Попова О С нравится это.
  7. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Анатолий Андреевич, спасибо за интерес к моим исследованиям, но смею обратить Ваше внимание на то, что решетки Келли я использовала в кандидатской, защищенной в 1995 году, и было несколько публикаций и дипломных работ, где мы использовали этот подход для определенных целей и с хорошими результатами. Просто у людей появился интерес именно к решеткам Келли, поэтому я комментировала все эти сообщения.

    Люди также упорно советовали мне использовать решетки, СД и разные варианты многомерного шкалирования для моих целей в когнитивной психологии и мне всем пришлось отвечать, что решетки не подходят. Честно говоря, мне все эти диалоги напоминают разговор слепого с глухим. Или просто разговор ни о чем, потому, что многие прочитывают лишь часть диалога и дают отклик, который либо дублирует предыдущие, либо не учитывает уже сделанных мною ответов.

    То, что я делаю и еще хотела бы сделать в когнитивной психологии, действительно немного в другой плоскости.
    Можете посмотреть мою статью по методике выявления способности к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию в ПЖ.
    Ну и несколько тезисов на конференциях по когнитивным наукам (я в них регулярно участвую).

    И тем не менее, все же методы психосемантики (включая решетки Келли) я бы отнесла к методам когнитивной психологии, потому, что они выявляют многие механизмы и аспекты нашей когнитивной деятельности. Рекомендую сборники конференции по когнитивным наукам, которые формируются очень тщательно:
    http://conf.cogsci.ru/catalog.aspx?CatalogId=6506

    Взяла на себя смелость рекомендовать Вам этот сборник, так как у Вас на страничке указано, что Ваши научные интересы - когнитивное развитие в перспективе жизненного пути личности, но при этом я не нашла в списке Ваших публикаций участия в этих конференциях. Надеюсь, Вам будет интересно.
  8. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. Локомотив

    Светлана Леонидовна, огромное спасибо за развернутый отклик. Я ведь только хотел сказать, что Келли, подобно Сонди, Роршаху и даже не побоюсь этого слова Фрейду, основатель психологической секты. Поэтому либо с ним, либо без него. И с Келли произошло то, что произошло с другими перечисленными мной: метод используют, а теорию, в рамках которой создан метод, игнорируют, потому что она не интегрируется с другими подходами. Хорошо ли это, судить не берусь, результаты иногда получаются интересные, в частности, ваши результаты. Но, по крайней мере для меня, остается нерешенным вопрос: насколько понятие личного конструкта соответствует понятию ментальной репрезентации - ключевому понятию когнитивной психологии? Не лучше ли взяв метод Келли объяснять полученные данные на языке его теории, не оперируя терминами когнитивной психологии в узком смысле и психосемантики? Это не критика, это лишь мои сомнения и размышления.
    Что касается рекомендованных вами сборников, то я с ними знаком. Меня там нет, потому что я не считаю себя чистым когнитивным психологом, хотя и близок к этому направлению, так как являюсь учеником Льва Марковича Веккера. Ну а когнитивное развитие можно изучать с любых теоретических позиций, ведь даже сторонники психоанализа это делают, и небезуспешно.
    С глубоким уважением,
    А. А. Алексеев
    Попова О С нравится это.
  9. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Келли - секта? Да ну... Я вижу массу связей со всем, что известно в психологии...

    И Вы ученик Веккера? Круто! Я училась в Питере - на втором высшем и в дневной аспирантуре. Осорина читала у нас "общую".

    Надо будет почитать Вашу диссертацию! )))
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Светлана Леонидовна, здравствуйте.

    Подходит к концу сегодня месяц вашей "гостевой миссии".
    Благодарю Вас за Вашу высокую активность в течение этого месяца.
    И думаю, что выражаю при этом не только свое личное мнение.
    Надеюсь, что май - это было только начало, и Ваша участие
    в жизнедеятельности нашего сообщества продолжится.

    С уважением,
    А.Г.Шмелев
    Белых С.Л. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  11. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Вот, дождалась, лекция Сюзан Голдин-Медоу (Университет Чикаго, США)
    "Как руки помогают нам думать" - как раз о том, как проявляются вовне наши ментальные модели и как можно их зафиксировать и изучать.
    Вернее. эта лекция - об обратном процессе, но он основан именно на глубокой и прямой связи ментальных моделей и жестов.
    Лекция планируется в рамках конференции по когнитивным наукам:

    http://conf.cogsci.ru/catalog.aspx?CatalogId=14358
  12. Безручко П.С.

    Безручко П.С. Активист Команда форума

    Тема ментальных моделей - крайне интересная и важная для бизнеса. Она неплохо разработана в трудах Elliott Jacues, в концепции Requisite Organisation. Если кратко, Jaques рассматривал ключевые факторы успеха на управленческой должности. Он выделил 3 фактора, каждый из которых вносит существенный вклад в эффективность руководителя: CIP - complexity of information proсessing, V - value work (мотивация к конкретной работе), SK - skilled knowlege. CIP отвечает на вопрос - как человек обрабатывает информацию и принимает решения. Основные виды информации, которые он выделяет - symbolic verbal и conceptual abstract. Он выделяет 4 способа обработки информации: Declarative, Cummulative, Serial и Parallel. Согласно моим наблюдениям, люди с различными CIP имеют не только разный подход к вынесению суждений, но и разную систему мыслительных конструктов. Проще говоря, рабочий мыслящий Декларативно оперирует одними конструктами (высокий процент брака - значит надо заменить станок), а вице-президент, мыслящий Параллельно - другими (высокий % брака по вине оборудования, оборудование надо менять синхронно с программой переобучения персонала, и соотносить эти планы с программой сокращения затрат на 7%, которую мы запланировали). Для решения задач каждого уровня должности нужен CIP соответствующий масштабу задач этой должности (согласно Jaques). И нужен свой, соответствующий набор конструктов мышления (согласно моим наблюдениям (не исследованиям)).
    Шмелев А.Г. нравится это.
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Павел,

    Вы меня буквально "сразили" быстрым своим стартом (в хорошем смысле слова). Я еще не успел Вас поприветствовать на отдельной ветке, а вы уже вступили в диалог с нашими прежними гостями. Здорово! А ведь даже фотографию мы не успели Вашу тут "подгрузить"... :) См. редактирование аватара - на выпадающем списке команд под Вашими ФИО.

    Ваш АШ


  14. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    Очень Интересно!!!