1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

День Защитника Отечества: эффективное взаимодействие психологов во время войны, и не только...

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Завоеванная Н.С., 23 фев 2020.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги - участники форума ЭСПП!
    Сегодня, в День Защитника Отечества, хочется поздравить всех, кто причисляет себя к Защитникам России, и тех, кто стремится обеспечить мирное небо над нашими головами. С ПРАЗДНИКОМ!:)
    Пусть это мирное небо будет над нашими головами как можно дольше, если это возможно -всегда. Даже принимая во внимание тот факт, наши Защитники, в том числе и психологи, всегда демонстрируют удивительную выносливость, смелость, смекалку и чудеса организации взаимодействия особенно в экстремальных условиях, в военных условиях. Примеры такого взаимодействия представлены в статьях:
    Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психология в годы Великой отечественной войны: единство теории, эксперимента и практики // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-psihologiya-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-edinstvo-teorii-eksperimenta-i-praktiki (дата обращения: 22.02.2020).
    Олейник Ю.Н., Няголова М.Д. Опыт Великой Отечественной войны как фактор формирования духовно-нравственных ориентиров современных психологов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-velikoy-otechestvennoy-voyny-kak-faktor-formirovaniya-duhovno-nravstvennyh-orientirov-sovremennyh-psihologov (дата обращения: 22.02.2020).
    В этих же статьях говорится о необходимости усвоения уроков прошлого и формирования единства профессионального сообщества психологов. Возможно, кому-то они покажутся интересными...
    Хочется пожелать ярких Мирных Побед всем Защитникам Отечества "на передовой" психологической науки и практики.;)
    К слову, отсутствие войны, т.е. отсутствие активных боевых действий на нашей земле, само по себе должно стимулировать нас с Вами к новым свершениям, к развитию психологической науки и практики. Очень хочется услышать или прочитать, в том числе и в этой теме, о примерах эффективного взаимодействия в мирных условиях.:)
    Администрация форума,
    23.02.2020
    2302203.png
    Последнее редактирование: 23 фев 2020
  2. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Поздравляю всех бывших и действующих защитников Отечества! Многое можно было бы вспомнить про психологические задачи, встающие в мирной армейской жизни, но, в особенности, в боевых условиях. Но это тема довольно объемная и требующая обильных пояснений. Отмечу только, что в современной армии роль психологии очень сильно возросла. Это касается, прежде всего, разработки современного вооружения , организации боевой работы, всего функционирования подразделений. И уровень осведомленности психолога (или как модно говорить, объем его компетенций) должен быть много выше, чем мы наблюдаем сегодня. Сам характер мышления его должен быть иным, адекватным техническим и организационным реалиям. Но грустно, что сейчас психологом заменили замполита, имея в виду тот же функционал (и примерно тот же "человеческий материал").
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Валерий Дмитриевич, спасибо! С праздником!:)
  4. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    И мои поздравления!
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  5. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Как ни странно, но именно Первая и Вторая мировые войны оформили социальный запрос на профессиональных психологов. Специалисты лечебного профиля (врачи по нашему), в том числе и из тех, кто спокойненько полоскал больных "Душем Шарко" время от времени, были мобилизованы на фронты Первой мировой. На их место пришли психологи. Во вторую мировую тоже самое произошло. Правда у нас в СССР к тому времени психологов почти не осталось, а те то выжили после Постановления ЦК ВКП(б) от 1936 года были сплошняком и рядом теоретики. Их хватало лишь, чтобы зажигательные бомбы в ведро с водой кидать. Кое-что по цветомаскировке пригодилось. Более активной была группа в Кисегаче под руководством А.Р. Лурия. Занималась восстановлением ВПФ при военной травме.
    Но сегодня "Мирное небо над головой" и перед чиновниками стоит другой вопрос: "Как от них, этих психологов, избавиться?". Тут сообщение в инете было, что из поликлиник эти кадры уже решили попросить. Недавно получил письмо от коллеги из Минска. Пишет, что в БГУ закрывают подготовку психологов.
    У нас тоже подумывают начать сворачивать подготовку психологов в "неэффективных" вузах. Вон, обратили (наконец-то) на гуманитарные отделения при технических вузах. Там кого "гуманитарят"-то. Да психологов в основном. Вроде бы и радоваться надо, но помятуя, что народ у нас по психическим особенностям имеет склонность к ригидности и косности, что особо у чиновников проявляется (следствие селективного отбора), то запущенный маховик раз и в одном месте долго не остановится.
    Терентьева В.И. нравится это.
  6. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Просто надо признать, что психология - это не гуманитарная наука (варианты: "сочетает в себе признаки гуманитарных наук и естественных наук", "естественная наука", "это разделение себя изжило, психология просто должна опираться на классические критерии научности").
  7. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Никита Александрович, вы правы. Более точное определение психологии как "сочетает в себе признаки гуманитарных наук и естественных наук". А еще точнее, "маргинальная наука".
    В любом случае, не техническая. Хотя почти неисследованная область, слегка забытая со времен разгона психотехников, - "Аппаратура, приборы и техника в психологии" (Психологическая аппаратура и техника) может быть.
  8. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Между гуманитаристикой, естественными направлениями наук и культурологией.
  9. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Леонид Федорович! Я думаю, нет такой науки, кем бы психология не могла стать. Тут есть доля иронии, конечно, ибо всеядность не есть уважаемый признак. Но вот технической наукой она как раз вполне могла бы стать. Существует немалое число технических решений, обязанных своему рождению именно психологии. Думаю, сотен пять наберется. Собственно, эргономика и занимается разработкой таких решений. Иногда эти решения просто завораживают своей необычностью и эффективностью. Да и талантливостью. Хотя, конечно, становясь уже полностью техническими решениями они "очищены" от исходной психологической подоплеки и мало кто из обычных пользователей знает об этом. Но в разрабатывающих организациях очень даже знают и помнят, ибо за такого рода находки хорошо поощряют.
  10. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Эргономика это у нас психологическая дисциплина. В той же Франции "Эргономия" - это отрасль инженерного дизайна.
  11. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Да, Леонид Федорович, согласен! Конечно, эргономику в России чисто формально иногда относят к психологическим дисциплинам. Хотя она и к техническим относится, в предыдущем перечне ВАКа, во всяком случае. Но реально она, конечно, куда скорее есть техническая специализация, с уклоном в людоведение :) . На мой взгляд, ближе всего она к функциональному анализу, который обычно входил в состав конструкторско-технических коллективов (по крайней мере в крупных НИИ и КБ были отделы функционального анализа, в некоторых и сейчас есть).
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  12. Терентьева В.И.

    Терентьева В.И. Участник

    Уважаемые коллеги, день добрый! Тема чрезвычайно актуальная, проводим по ней конференцию. Все чаще слышим о деструктивном поведении подростков. Недавно ФСБ обнаружило подготовку убийства 40 человек подростками школы г. Саратова. А кто были их кумирами в детстве? Понимаем о чем. Именно СМИ, школа, учреждения культуры, детские центры должны прислушаться к рекомендациям психологов в этой жизненной теме. ...
    Валерий Дмитриевич, разделяю ваше мнение по поводу качества подготовки психологов.
    Леонид Федорович, именитые отечественные (А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.И. Лубовский и т.д.) психологи прошли ВО войну, назвать их теоретиками сложно. Они были законодателями данной науки в стране.

    Простите, с прошедшим праздником! Энергии и здоровья на новые проекты!!!

    С уважением,
    Ваша В.И. Терентьева
    http://vsoa.esrae.ru/
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А кто, на Ваш взгляд?
  14. Терентьева В.И.

    Терентьева В.И. Участник

    Простите, не смотрю эти фильмы, не могу назвать. Если коротко, "герои" мафиозных структур. Они разъезжают на "крутых тачках", "имеют много бабла", им легко постоять за себя - автоматы и проч оружие, живут по принципу "око за око...". Кстати, вспомнился известный фильм "Брат2". Хотя у главного героя иные мотивы, но картинки, внешняя атрибутика схожи. ...А что Вы думаете по этой ситуации?
  15. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Активист

    А почему подростки выбирают себе именно этих "героев"?
    Во все времена были подобного рода примеры для подражания, но их выбирали только определённого уровня срезы социума с соответствующим уровнем сознания, а сейчас это является массовым явлением. Это - качество подростков, общества или самих "авторитетов"?
    Терентьева В.И. нравится это.
  16. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Уважаемый, Николай Алексеевич! Подростки, как и просто народные массы не способны выбрать и тем более создать свою идеологию. Классика. Для подростков в качестве подражания подкидывают примеры СМИ и наш брат, психологи.
    Собственно об этом я уже писал. ЦИРКУЛЯЦИЯ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ И ПСИХОЛОГОВ КАК КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР
    Чупров Л.Ф.
    Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 4. С. 101-107.
    Повторяться не буду.
    Нужно немного думать что пропагандировать в СМИ и на чем набирать лайки.
    Ради хайпа даже "Психологическая газета" этим не брезгует.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  17. Хрумалов Н.А.

    Хрумалов Н.А. Активист

    Здравствуйте, уважаемый Леонид Федорович! Вы интересным образом отвечаете не на тот вопрос, который поставлен. На ФБ я у Вас спрашивал возможна ли объективная характеристика личности, а Вы мне ответили, что Решетников не должен был обсуждать поставленную им тему. Здесь я спрашиваю - ПОЧЕМУ всё это происходит? Качество каких слоёв общества определяет все эти многочисленные негативные проявления, а Вы отвечаете, что это негативная информация от всех - надо полагать, если уж и "Психологическая газета" этим не брезгует. НО - почему всё это происходит? Что, ВСЕ до такой степени безграмотны и недалёки, что не понимают что делают? Или они это делают с какой-то скрытой целью? Или есть объективные причины, которые всех заставляют делать именно это, а не что-то более осмысленное? Нас ведь интересует не сам факт события, а возможность исключить негативы из нашей жизни, что невозможно сделать без осознания Истинных Причин происходящего.
  18. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Уважаемый, Николай Алексеевич! Давайте постараемся, насколько это возможно, мух от котлет.
    В отношении М.М. Решетникова. Нарушены уважаемым профессором все этические нормы. Любой уважающий себя специалист не станет комментировать и тем более ставить диагноз, пока этого не сделано официально КСППЭ. Мало того, что это вставлять палки в колеса следствию, но и как показало время и та скудная информация, что адвокат Почуев выдает по капельке - психологический портрет О. Соколова изначально неверный. Я собрал шесть подобных портретов, но это даже не шаржи. У меня есть один знакомый клинический психолог, который также попал пальцем в небо, поторопившись и не собрав всю доступную и необходимую информацию. Более того. Заочно, не видя и не беседуя (это уж минимум необходимого обеспечения экспертизы) давать какие-то рекомендации и выносить заключения - НЕ ДОПУСТИМО.
    Близко к этому нарушению этики и размещение в "Психологической газете" его (Решетникова) интервью.
    Хорошо, что в последнее время они догадались и не стали публиковать материалы про последователей "Керченского стрелка". Но посмотрите сами, сколько наших коллег погрели руки на этих явлениях, начиная с того мальчика, что пришел в школу с карабином, про "Синих китов" и т.п. При этом ни один из писавших свои рекомендации в глаза не видел ни "стрелков", ни "прыгунков". Причем желание приобщиться к "великому" и "известному", "популярному" обуяло не только простых психологов, но и именитых и маститых. Кстати, с форума ЭСПП я не увидел ни одного желающего приобщиться. И это радует.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  19. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я не думаю, что кумирами подростков являются представители мафиозных структур. А вот желание постоять за себя у них действительно есть. И они реализуют его тем способом, которым могут. И защищаться приходится в первую очередь от учителей, которые могут только заниматься систематическим унижением школьников. Я об этом уже неоднократно писал в других темах.
    Российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости: https://tass.ru/obschestvo/6810398
    Если бы школьные учителя интересовались мнением и рекомендациями психологов, ситуация была бы не такой напряжённой.
    Последнее редактирование: 29 фев 2020
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  20. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я работал с девочкой, которая был в "Синих китах" и выполняла их команды. Буквально за 3 дня до финального задания удалось её вытащить. Но причина вступления туда совсем не такая, о какой пишут в популярных изданиях.
    Попытка провести с школьными учителями занятие по выявлению факторов суицидального поведения закончилась полными провалом. Занятие проводилось по просьбе руководителя психологической службы школы и при её участии. В конце учителя сказали примерно следующее: "По тем детям, которые могут совершить суицид, у нас нет согласия родителей на проведение психодиагностики. Значит, это уже не проблема школы, а проблема родителей. Мы этим заниматься не будем".