1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Дипломник-прокрастинатор

Тема в разделе 'Проблемы и идеи новых методов подготовки', создана пользователем Виноградов А Г, 27 май 2014.

  1. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Увы, но в моем университете у меня сложилась устойчивая репутация либерального понимающего руководителя. В результате ко мне записываются в дипломники студенты из категории, которую я назвал "подранки". Это особая группа, требующая специфического подхода и бездны терпения. Они боятся всего. Своего научного руководителя, которого сами же выбрали, будущей неудачи, своей неспособности написать стоящую работу, возможности опозориться на защите. В результате они всеми силами откладывают, откладывают, откладывают последний миг позора. И самооправдывающийся прогноз, естественно, сбывается. Да, приходится в таких случаях менять роль -- становиться психотерапевтом. Вчера мама одного из таких студентов сунула мне конверт с деньгами, чтобы я что-то сделал, чтобы дочка встала с дивана и пошла на работу, потому что ей стыдно там признаваться -- диплома в этом году не будет. И это не взятка, это плата за психотерапию, к которой я не готов
  2. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Модератор

    +100500
  3. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Участник

    И что делать? Нет, я сейчас не про "плату за психотерапию", а про таких студентов.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  4. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Мне думается,что причина повышенной тревоги студентов в первую очередь в не достаточной готовности и отсутствии поддержки в подготовке к диплому.
    Проблемы с возможностями усиливаются превосходством негативных мотивов над позитивными.
    Все это выходит за рамки обычных отношений между студентами и преподавателями и остается надежда на отдельных преподавателей.:oops:
    С уважением Дмитрий.
  5. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Честно скажу -- пока не знаю наверняка. С одной стороны, как психологи мы должны понимать проблемы этих людей и предоставлять поддержку. С другой, объем усилий и инвестиции личного времени при мизерности отдачи иногда становится таким устрашающе большим, что поневоле задумаешься, стоит ли овчинка выделки
  6. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Дмитрий, с этим трудно не согласиться. Однако мне кажется, нужна какая-то общая методология при решении этих вопросов, тогда отпадет необходимость в отдельных "понимающих" преподавателях
    Хрумалов Н.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  7. Неяскина Ю.Ю.

    Неяскина Ю.Ю. Участник

    Здравствуйте, коллеги! ...мы делаем индивидуальные графики выполнения ВКР, прописываем в них этапы работы с примерными датами (на уровне месяца, когда это должно быть выполнено). Разумеется, формальный момент отчасти, но с некоторыми работает (знают, что в отзыве руководитель в том числе говорит о том, укладывался ли студент во временные рамки).... Конечно, всегда есть те, кто начинает поздно и при этом успевает сделать качественно - но это скорее исключение... А насчет "психотерапевтичных" руководителей - наверное это их карма:) Потому что всегда и везде такие есть, студенты их "вычисляют", и действительно получаются такие неслучайные тандемы, и - да!!! - это хорошо для одних и тяжело для других... Поэтому я в превентивных целях говорю своим так: кто хочет достаточно диррективного и в меру жесткого научного руководства, или кто не надеется на свою собственную организованность и хочет, чтобы его контролировали и "подгоняли" - добро пожаловать ко мне в дипломники, буду рада вам))) и, действительно, идут в том числе и те, кто говорит мне прямо, что им нельзя "полную свободу", потому что тогда они все отложат до самого последнего момента... Ну и еще у нас самым мощным стимулом "уложиться в срок" является предзащита - студенты знают, что как не прошедших предзащиту их могут не допустить к защите, ну и есть минимум требований к объему и качеству работы на этапе предзащиты - и поэтому слово "апрель" для них - самое лучшее средство борьбы с "дипломной" прокрастинацией - особенно когда на дворе февраль или март))) С уважением, Юлия.
  8. Неяскина Ю.Ю.

    Неяскина Ю.Ю. Участник

    Александр Геннадьевич, зато в том случае, если работа все-таки получилась, такие как у Вас студенты оказываются самыми благодарными... в эмоциональном и человеческом плане... И сразу думаешь - вот не зря я с ним так возился все-таки, потому что сделаешь человека ситуативно счастливым - и как-то все эти эмоции про трату нервов и времени с ним задвигаются. Ну, у нас так... Хотя, честно говоря, у меня как раз репутация довольно жесткого руководителя :(, такие у меня скорее редкость... Но наблюдаю это много лет у некоторых из своих замечательных душевных коллег.... :)
    Батенова Ю В нравится это.
  9. Заломов Я.А.

    Заломов Я.А. Участник

    Можно говорить и про повышенную тревогу, и про откладывание "на завтра" из-за страха неудачи, но есть элементарная лень и нежелание расставить приоритеты. "Пофиг, поиграю лучше в *любая онлайн-игра* - руководитель простит". Я, конечно, сейчас не генерализирую, но так как нахожусь где-то посередине между преподаванием и студенческой общиной, то общаюсь как незаинтересованное лицо и с преподавателями, и с дипломниками (постоянно обсчитываю данные в SPSS знакомым, набираюсь опыта).
    Так вот, мой субъективный опыт относительно общения с ленивыми дипломниками такой:
    - они просто не замотивированы (не кем-то замотивированы, а сами по себе - у них более "интересные" дела), а рептильный мозг прямо-таки живёт припеваюче :D
    - диплом воспринимается не как задача, которую нужно решить, а как "уже достигнутая планка", потому что "всё равно пройду защиту как-нибудь"
    - многие не прочь посидеть на шее, и хотят спихнуть нечто большее, чем просто помощь в интерпретации мат. статистики.

    С другой стороны, очень здорово, что в данном вопросе нет "середнячков". Человек либо относится к описанной выше категории, либо действительно с рвением, интересом и с научной строгостью реализует своё исследование.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  10. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Предлагаю фрагменты своих старых заметок, мне кажется, они по теме, если есть интерес, можно потом что-то обсудить в более "строгом" стиле.

    Наполовину в шутку, наполовину всерьез я мечтаю о том, чтобы кто-то занялся научной разработкой темы "Психология отношений в процессе научного руководства".
    Действительно в этих отношениях очень много намешано. Проблема авторитета и отношения к ней в разных вариантах: тупое подчинение, бунт, подростковый протест, борьба за самостоятельность, сотрудничество. Для руководителя - влияние опыта своих прошлых отношений с руководителем. Для студентов - перенос опыта прошлых отношений с учителями и наставниками. С обеих сторон - перенос детско-родительских отношений - как ни крути, но когда собственная дочь - ровесница твоих дипломниц, то это почти неизбежно. И неизбежно видишь в них то проекцию собственного чада, то самой себя Х лет назад. И все это - в течение двух или трех лет совместной работы, достаточно насыщенной эмоциями, причем не самыми приятными. В общем, дьявольскиий коктейль.
    Отнюдь не про научное руководство было сказано "Это встреча интимная и особая, когда души двух людей определенным образом смешиваются, но только одна из них в высшей степени ответственна за то. что происходит". Но как ни странно, к тому, о чем я пыталась рассказать, эти слова определенно имеют отношение...

    Преддипломье - тяжелая пора и для студентов и для преподавателей. Через полтора месяца, скрыв под косметикой и специально
    приготовленными, (а то и специально купленными) одежками следы бессонных ночей, спрятав за гладкими фразами и красивыми презентациями нестыковки и недоделки, они выйдут на защиту. А до этого - пора предзащит, когда мы стараемся найти как можно больше "слабых мест" и напугать их посильнее, чтобы к защите они представили нечто не совсем уж позорное. Некоторым, увы, без такой проработки никак нельзя. Но страдают все.
    Вот передо мной сидит второгодница, красавица блондинка (точнее, рыжеволосая) Алина. Что в ее сложной жизни (болезни, автоавария, черепно-мозговая травма, кража документов и зачетки и пр.) правда, а что - плод фантазии, я честно говоря уже не стремлюсь разобраться. Алина прислала мне сумбурное письмо, из которого я почти ничего не поняла и попросила все рассказать при встрече.
    Оказывается, на предзащите ей сказали, что методика, которой она пользовалась, плохая, что выделила она исследуемые признаки так, как выделять их нельзя, и теперь она хочет переделать всю работу с начала до конца. Я прихожу в ужас, и долго и упорно уговариваю ее ничего не переделывать, а ограничиться "там подчистим, здесь подправим, тут по-другому напишем". В ходе уговоров... правильно, Алина начинает рыдать. Рассказывая сквозь слезы, как трудно было ей все самой организовать, провести и как она старалась... Я так и не знаю, чем все кончилось: Алина не моя студентка, но надеюсь, что ее руководительнице удалось отговорить ее от безумной идеи переделать весь диплом.
    Вы думаете мы такие звери? Вот еще одна второгодница, Лена, тоже очаровательная девушка. Ее руководительница периодически бегает ко мне с вопросом, что ей делать со студенткой, которая ничего не делает. Несколько раз Лена была на грани двойки за предварительный этап работы с дипломом, но в последний момент у руководительницы не поднималась рука.
    И вот предзащита. Лена - о счастье - провела исследование: маленькое, нескладное, но провела. Ни на один вопрос ответить не может, но... руководительница встает грудью на ее защиту: мы все сосчитаем,мы все напишем, мы все сделаем. Сочувственно (руководительнице) улыбнувшись, мы отпускаем Лену восвояси...
    А сегодня мне звонила еще одна руководительница и с надрывом спрашивала, как ей быть, если ее дипломница так ничего из того, что ей сказано, не сделает. А это вполне возможно.

    И чтобы не кончать на печальной ноте, расскажу про девушку, которая выбыла из "группы риска".
    Ксения попросила меня о встрече перед новым годом. Заканчивалась "практика", которая фактически была посвящена работе над дипломом (потому что официально для этого времени нашим студентам не дают - когда хотите, тогда и пишите), и ей грозила тройка, потому что работа была почти "на нуле". А Ксения претендовала на красный диплом.
    Истории, рассказанные Ксенией и ее руководительницей (с каждой пришлось дважды подолгу разговаривать), различались весьма существенно, но "в сухом остатке" получалось, что студентка взялась за тему, достаточно сложную в организационном плане; руководитель же (весьма жесткая дама) считала, что организация - проблема Ксении. Ксения, испугавшись трудностей, отложила неприятную ситуацию в долгий ящик и практически ничего не делала; при этом очевидно было, что ей мягко говоря трудно общаться с руководителем.
    В результате удалось подсказать, как упростить организацию диплома (фактически взяв на себя функции руководителя), найти человека, который помог с организацией, дать несколько практических советов по проведению исследования, то есть, вторгнуться "в поле" руководителя - весьма самолюбивой дамы. Кажется, удалось не испортить с той отношений. Но возможно не менее важным было просто спокойно выслушать Ксению, дать ей выговориться, показать ей, что ее трудности понятны, а проблемы серьезны, но преодолимы, помочь ей преодолеть страх перед первыми, самыми трудными шагами.
    На предзащите перед нами была приличная работа и уверенная в себе красивая девушка, которая достойно докладывала ее результаты. Ее отношения с руководительницей тоже вроде бы "в норме".
  11. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Коллеги, а сколько по времени у вас формально отводится на написание диплома (бакалавриат, специалитет)? И сколько фактически идет работа над дипломом?
  12. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    У нас формально ноль. Когда хотите, тогда и пишите. По факту, на это отводятся практики последнего года, какие-то - полностью, какие-то - частично: 5-10 недель, плюс 1-2 недели между последним госом и дедлайном для представления диплома.
    Реально работа идет два года, а иногда три, если руководитель не меняется с третьего курса.
    Это специалисты, бакалавров пока не выпускали.
  13. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    У нас появился свой шедевр,вот он:

    " Я, ..., через слабкий характер та слабкі морально-вольові риси жодного разу не підійшов до свого наукового керівника з курсової роботи, що призвело до того, що я не здав її у відповідний час."

    https://www.facebook.com/groups/572916072805276/

    Вложения:

  14. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Уважаемый Александр Геннадьевич,очень рад,что в основном преподаватели психологи относятся к студентам как детям:rolleyes: и пытаются им помочь повзрослеть.
    Методология в целом когда то мною была услышана в армии "не можешь-научим,не хочешь - заставим".:cool:
    Если более серьезно - в рамках формальных отношений проблема не решается.
    А ответы меня наталкивают на :
    « Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берет далеко вперед, так и педагог в своем воспитательном деле должен брать далеко вперед, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения»
    «должна быть серьезная система требований к человеку, и только это и сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь - требование к себе»(Макаренко А.С.)
    Пока у меня сложилось впечатление,что нет равновесия между уважением и требованиями.
    С уважением Дмитрий.
  15. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Юлия Юрьевна,

    наверняка последовательный и строгий контроль - лучшее средство для предотвращения подобных случаев. Очевидно, это уже мое личное ограничение, не очень люблю кого-то контролировать, выступая в роли своеобразного протеза их саморегуляции. Хотя... может, в роли зоны ближайшего развития :)? Надо над этим подумать

  16. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Ярослав, из Вас явно выйдет строгий преподаватель :)
  17. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Татьяна Владимировна,

    спасибо за текст, прочел с удовольствием, типажи очень узнаваемые и живые. Очень поддерживаю Вашу мечту увидеть разработки в теме психологии взаимоотношений руководителя и студента (и аспиранта, аспиранта!). Это была бы, наверное, самая читаемая монография среди психологов.

    Барлас Т В нравится это.
  18. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Дмитрий, да, абсолютно справедливо. Я не требовательный руководитель, у меня баланс нарушен в другую сторону, наверняка. Чтож, надо будет для себя как-нибудь переформулировать проблему в научном ключе - что-то вроде: "как вншеними средствами воспитать систему саморегуляции взрослого человека"

    Халипов Д.Ю. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  19. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    :)
    С помощью уважения создаем и укрепляем идеальное-Я с использованием механизма идентификации с идеализированным любимым преподавателем.
    Параллельно развиваем требовательность к себе(на фоне положительного подкрепления идеальным-Я )- путем интериоризации внешнего контроля внутрь для борьбы с импульсами Ид(пьянки,девочки,мальчики,лень и т.д.).
    Внушением усиливаем мотивацию если она есть или создаем если нет...
    Это какой простор для практической психологии!
    С уважением Дмитрий.
  20. Терентьева В.И.

    Терентьева В.И. Участник

    Уважаемые коллеги, здравствуйте! Тема актуальнейшая. Мне кажется, пролблема глубже. В вузах необходимо системно работать над подготовкой самостоятельного научно-творческого мышления. Начиная от конспектирования статей, творческих эссе и заканчивая дипломными. Согласитесь, что рефераты честно готовит лишь третья часть студентов. У преподавателя реально не хватает сил и времени с каждым подробно проговорить предмет, объект, гипотезу, задачи ... .
    Студент с первого курса начинает привыкать к формальному отношению. Думаю, необходимо говорить об организационно-методических проблемах, в первую очередь.
    Спасибо за внимание.
    С уважением, Валентина Терентьева
    Халипов Д.Ю. и Блохина С.И. нравится это.