1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Дискуссия про... выход из класса в туалет плюс онлайн-опрос

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 23 мар 2018.

?

Должен ли ребенок просить разрешения на выход из класса во время урока?

  1. да

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. это зависит от правил школы, заранее объявленных для детей и родителей

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. нет

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. особое мнение или комментарий (тогда напишите, пожалуйста)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    это довольно редкий случай, когда на Фейсбуке возникает спонтанная, но довольно-таки интересная дискуссия. К сожалению, на своей ленте пользователь Фейсбука не может устроить голосование, а только в группе. Я решил устроить опрос-голосование здесь. А заодно прикрепляю стенограмму дискуссии в формате Ворд-файла. Возможно, что кому-то захочется прокомментировать следующие казалось бы далекие друг от друга вещи: Как связаны между собой этикетные нормы по выходу ребенка в туалет с урока и ... либеральные социально-политические воззрения? :)

    Как Вы знаете, я, в силу практики по конструированию пси-тестов, уже многие годы являюсь невольником привычки коллекционировать разные косвенные индикаторы (ситуационно-поведенческие признаки) ... гм... таких факторов, которые при прямом (социологическом) опросе могут оказаться прикрытыми.

    Ваш АШ

    Вложения:

    Последнее редактирование: 23 мар 2018
  2. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Добрый вечер, Александр Георгиевич

    Проголосовала за особое мнение и отражаю его: он должен не спрашивать, а информировать и то ... незаметно для окружающих. Полностью согласна с женщиной на ФБ, которая сказала, что "в туалет" - это единственный вариант , когда можно выйти из класса во время урока. Иначе, это тюрьма почти. Да, должен был сходить на перемене, но разные ситуации бывают...И совсем не обязательно сообщать всему классу громко и четко: "Мария Ивановна, можно мне в туалет?" (и более того это неудобно..стыдно спрашивать. Прекрасно помню, как глупо себя чувствуешь в этот момент и неудобно, когда все обращают на тебя внимание по такому поводу). Ну, конечно, можно! Не в штаны же в самом деле!

    Мы же не спрашиваем дома или в гостях: "А, можно мне в туалет?". Максимум, что делаем - это тихо спрашиваем у кого-то, где туалет, если не знаем...От чего же в школах и вузах другие должны быть правила? Это же общественное место...
    Последнее редактирование: 23 мар 2018
    Тарасенко Н.Н. и Ахмеров Р.А. нравится это.
  3. Савин Е.Ю.

    Савин Е.Ю. Активист

    Александр Георгиевич! Проголосовал за "особое мнение" просто потому, что ответа "не знаю" или "нет мнения" в опросе не было. Вопрос уж очень неконкретен: о каком возрасте идет речь? о какой школе? Причем тут вуз вообще, там другие принципы. Связь с политическими воззрениями тут, возможно, и есть, но опосредованная - правилами, опытом, вообще культурными традициями. Хотя может быть, действительно этот вопрос некий "проективный" потенциал и имеет: откуда у человека может быть отрефлексированная точка зрения на этот счет, если он не учитель начальных классов?
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Евгений,

    Вы правы.

    Но... очень многие находят-таки основание говорить категорическое ДА или категорическое НЕТ, а потом еще и горячо отстаивают свою позицию.

    А некоторых так и хочется при этом спросить: а у Вас лично не было каких-то
    проблем в этом вопросе в детстве?


    Ваш АШ


    Савин Е.Ю. нравится это.
  5. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    здравствуйте. Но ведь в вопросе говорится просто о разрешении выйти из класса, а не выйти в туалет. Мне кажется, это принципиально. Я 8 лет по совместительству работаю в школе и прекрасно знаю, что стоит за фразой из закона «учитель отвечает за здоровье и жизнь ребёнка». Поэтому ребёнок должен спрашивать разрешения. Мы с учителями и слушателями курсов все время другое обсуждаем: как на этот вопрос ребёнка правильно ответить. И как обеспечить его безопасность. А заодно других и иногда имущества школы
  6. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    Но ведь в вопросе речь не идёт именно о начальных классах. При нормальных отношениях, кстати, именно в начальных классах дети спокойно задают этот вопрос. По крайней мере, мои дочери-второклассницы так говорят. Даже стало интересно спросить у учителей.
    В дискуссии на фб много говорят о замене вопроса жестом. А что меняется? Человек все равно спрашивает. И то, что это лучше для дисциплины, не значит, что лучше для спрашивающего ребёнка. На мой взгляд, нет однозначного ответа на этот вопрос. Хотя я голосовала за «да» в том смысле, что ребёнок должен спросить, но это только по форме вопрос, а скорее уведомление
  7. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    За свои 13 лет работы в школе ни разу не слышал вопроса ребенка (младшего ли, подростка или старшеклассника) в такой формулировке ("... в туалет". Обычно звучит - Можно выйти? Еще чаще учитель сам замечает состояние ребенка (тот ждет, что заметят, подает знаки), и все разрешается. Да, это обычная ситуация, "дело житейское" - одно из испытаний такта учителя. По поводу тюрьмы..., ну уж, извините, сравнили. Тогда любой четко регламентированный технологический или иной процесс, связанный с ограничениями пространства, времени и индивидуальной спонтанности - тюрьма. Берем шире - вся культура как система принятых ограничений и конвенциональных ценностей - вселенская тюрьма. Для ребенка класс - это дом. Бывает, конечно, что этот дом в тюрьму превращается, но это уж зависит от конкретного учителя, школы. И это - исключение, а не закономерность. Такое же, как и семья, семейный дом. Там тоже всякое бывает. Когда ребенок вдруг из дома выходит, в нормальной семье это знают, от ставит об этом в известность (только иными словами без этой канцелярщины). За порогом класса, за порогом дома может быть всякое... Учитель за это отвечает, обычно тревожится, когда ребенок дом покинул. Хотя это - одна сторона. Безусловно, есть и иная - явное усиление в д.садах, школах функции "камеры хранения" для детей, подростков и старшеклассников, т.е. явное усиление функции общественного (институционального или "отцовского", по К.Бюттнреру) воспитания, по отношению к семейному ("материнскому") воспитанию и доверию к самовоспитанию. Но делать широкие обобщения типа школа - тюрьма, и вот вам - пример, я бы не стал. Там - своя жизнь, и в ней все - как в жизни: простое порой сложно, а сложное - просто.
  8. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Андрей Александрович, здравствуйте

    Да, наверное, я чересчур широко и грубо обобщила. Эмоционально.Но не скажу, что бессознательно. Просто не все учителя обладают этим самым тактом. И не все замечают, что ребенку надо что-то. К сожалению. И я не говорила, что школа - всегда тюрьма:)
  9. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    Наталья! Даже и не думал о Вас, когда писал. Это реакция на рассмотрение этой вечной школьной ситуации как однозначного маркера оппозиции авторитаризм - либерализм. Скорее даже реакция на тех, кто однозначно заявляет Нет. А маркер, в принципе, неплохой. Действительно должен дифференцировать выборку.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  10. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Андрей Александрович, видимо, я проявила излишний эгоцентризм. Извините...

    Кстати, даже не думала, что этот вопрос вызовет такую дискуссию. Казалось бы, что тут непонятного? Даже правилами во всех школах оговорено: не работающий туалет - отмена занятий автоматическая. Да, возможно, кто-то думает, что, все равно, ходить в туалет допустимо только на перемене, не задумываясь хотя бы про толпу на перемене ...И все же, раз уж есть такое правило, то даже при ярко выраженном авторитаризме всё должно быть понятно. Ан нет!
    Комков А.С. нравится это.
  11. Комков А.С.

    Комков А.С. Участник

    Добрый день! Комментарий: если речь идёт об информировании - да, если о получении согласия учителя - нет. Хотя ситуации могут быть разные, конечно. Но согласен с Натальей Сергеевной, удивительно, почему такой вопрос возник. Или учителя уже и с этой задачей не справляются самостоятельно?.. )
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  12. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Александр, здравствуйте.

    Вопрос в такой форме и на такую тему на ФБ сформулировал не я, а Владимир Погодин,
    часто пишущий именно на острые школьные темы, так как является работником
    среднего образования. На его стене дискуссия получилась еще более обширная,
    чем на моей. Вопрос восходит к более общему: учитель и ученик в каких вообще
    отношениях находятся - в вертикальных или горизонтальных?


    Ваш АШ



    Комков А.С. нравится это.
  13. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич и коллеги, у меня совсем небольшой педагогический опыт и, наверное, не обладаю полным правом говорить об этом, но все же...Исходя из особенностей педагогической деятельности и общения, их принципов, пришла к выводу: передача знаний, формирование ЗУНов, когда ученик не обладает ими, происходят в вертикальной плоскости. Иначе, ничего не получится. Но...Эта вертикаль НЕ будет эффективной без горизонтальной плоскости общения в таких ситуациях, какую обсуждаем. Таким образом, получаются две "перпендикулярные прямые" общения. Конечно, она в реальности одна, но обладает гибкостью и быстротой перехода из одной плоскости в другую.
  14. Комков А.С.

    Комков А.С. Участник

    Вероятно, здесь две оси: вертикальная - авторитет преподавателя (квалификация, ответственность его за порядок и т.д.) и горизонтальная (эмоциональный контакт, вовлечённость, сотрудничество в деятельности по передаче знаний и т.п.). Угол наклона кривой, наверное, необходимо выстраивать, в том числе, с учётом индивидуальных особенностей учеников / особенностей класса (группы) / специфики школы... в идеале - 45 градусов )
    X
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  15. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, Александр Сергеевич. Кстати, думала про "диагональ", но в последний момент отказалась. :)
    Комков А.С. нравится это.