1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Дистанционное обучение - это будущее образования или его тупик?

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 23 мар 2020.

?

Дистанционное обучение - это перспективная и эффективная форма получения знаний?"

  1. Да, за ним будущее и в школьном, и в профессиональном образовании

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. Скорее да, но только в школьном образовании

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. Скорее да, но только как способ повышения квалификации специалиста

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. Скорее нет, потому что слишком существенны ограничения

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. Нет, это тупик образования: и школьного, и профессионального

    (войдите для просмотра числа голосов)
  6. Иной ответ (не забудьте, пожалуйста, отразить его в комментарии)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемы коллеги,

    Во время карантина тема дистанционного обучения стала суперпопулярной. Все чаще звучат мнения о перспективности дистанционного обучения или его ограничениях. Вплоть до непринятия такой формы обучения. В связи с этим предлагаю ответить на небольшой вопрос: "Дистанционная обучение - это перспективная и эффективная форма получения знаний?"
    Подчеркну, что я имею в виду дистанционное обучение как специально организованный целенаправленный процесс удаленного формирования знаний, умений и навыков, характеризующийся индивидуальным темпом и самостоятельностью освоения учебного материала. У этого процесса есть определенные плюсы, но есть и минусы, которые могут перекрыть друг друга. Я думаю, ни для кого не составит труда их перечислить. Одна из вариаций на эту тему представлена в статье:

    Завоеванная Н.С. Дистанционный курс как путь самообразования специалиста // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2019. – № 4;URL: pem.esrae.ru/26-268 (дата обращения: 23.03.2020).

    В этой статье раскрыт мой ответ на вопрос выше. И конечно, мне было бы интересно и полезно услышать мнение и об этой статье тоже. ;):)Всегда хочется увидеть разную обратную связь по поводу проделанной работы. Пусть и такой небольшой.

    Спасибо!
  2. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Мне кажется существенным разделение дистанционного образования в реальном времени (к примеру, вебинар, телеконференция) и в любое удобное время. При отсутствии или малом количестве занятий в реальном времени, мне кажется, это подходит для некоторых видов дополнительного образования, при условии высокой мотивации и самоорганизации учащихся. При работе в реальном времени и постоянной обратной связи возможности шире.
  3. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Участник

    Дистанционное образование - лишь одна из форм образования, которая всегда называлась "заочное".
    С появлением новых технических средств, таких как, телевидение, интернет, заочное образование получило новые инструменты для своего ... хотел написать "развития", нет, даже не развития, а всего лишь существования.
    Коклина С.Н. нравится это.
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Татьяна Владимировна, спасибо. Да, при работе в реальном времени возможности шире. Но здесь мы с Вами подходим к нескольким вопросам:
    технологического решения;
    методической разработки качественной;
    и организационного решения.

    Если ответить на все эти вопросы - это получится очень трудоемко и дорого. И я честно не знаю, будет ли оно оправдано. На самом деле очень сложно собрать всех желающих в одно время и заставить работать дистанционно. Всегда найдутся те, кто не успел, опоздал и т.д.
    Последнее редактирование: 23 мар 2020
    Барлас Т.В. нравится это.
  5. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Ну в школу же или на очное обучение собирают...
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Владимирович, спасибо за участие. Дистанционное обучение Не предполагает встреч с преподавателем. А заочники ходят на сессию, сдают экзамены, слушают лекции, делают лабораторные. И даже сдают практику. Это, на мой взгляд, существенное отличие.
  7. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Важная тема, Наталья Сергеевна. Она всех нас (преподавателей) интересует довольно давно. Сегодня многое подчиняется принципу неизбежности. Однако, не надо терять голову и пренебрегать тем, что за последние годы обретено в направлении дистанционного обучения.
    Во-первых, я благодарен А.Г.Шмелеву, который героически создал нашу виртуальную экспертную среду, которая для меня всегда была прообразом дистанционного образования. Мы здесь многому научились (особенно на первых порах). В частности, для меня стало совершенно очевидным, что значит жить "без черновиков" и быть спонтанным "в моменте". Кроме того, именно здесь для меня обострился вопрос о том, как вовлекать собеседников в обсуждение и удерживать их внимание и желание оставаться на пике экспертных бесед. И, наконец, я стал понимать, какие возможности виртуальная среда дает для компенсации отсутствия эмоционального контакта.
    Именно здесь делюсь двумя текстами. Один (мой) стал результатом моих экспериментов со студентами МГУ на протяжении 5-7 лет вовлечения их в дистанционный формат. Я старался несколько занятий за курс проводить именно в этой форме. Благо объективная необходимость поддерживать единое коммуникативное пространство с нашими студентами из Ташкентского филиала МГУ тому способствовала.
    https://cyberleninka.ru/article/n/d...e_ckkSBeXpxe_NKzMM1487100fnd3Qx1iNLp8x2cAykR0
    Второй (автор Михаил Кушнир) о главной миссии учителя - вовлекать учеников в процесс учения. С автором Я знаком довольно давно и знаю, что он всегда готов подискутировать на эту тему. А среди наших сообщников таких любителей тоже немало.
    https://medwk.blogspot.com/2020/01/...pX86BOB2G87UDRn3Bs5s0GaERpkk4YDpQmgqiNw2sojVg
    Надеюсь, что тема, поднятая Натальей Сергеевной, не оставит равнодушными участников нашего сообщества.
    Всем желаю удачи и продуктивной самоизоляции. Берегите себя и своих близких!
    Последнее редактирование модератором: 23 мар 2020
  8. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да. Мне иногда кажется, что именно не хватает этого "встать и прийти"
  9. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Спасибо большое, Тахир Юсупович!
  10. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Сегодня, в связи с переходом нашего университета на дистанционное образование, я провожу два дистанционных практических занятия (в двух разных группах) и один дистанционный зачет (еще одна группа). Признательна вузу за то, что заблаговременно было организовано соответствующее повышение квалификации, что в настоящее время открыты электронные курсы по всем дисциплинам и для всех групп студентов, которые обучаются в университете. Ежедневно для студентов и преподавателей проводятся обучающие семинары по организации образовательного процесса в электронной среде.

    Что я поняла за последнюю неделю? Как временная и вынужденная мера дистанционное образование - это просто прекрасно! В этой форме есть свои плюсы: я вот "усилила" в своих дисциплинах обращения к внешним образовательным ресурсам; сконструировала новые задания для студентов; хорошо, что отчитаться по каждому заданию должен каждый студент и т.д.
    Понятно, безусловно, что дистанционно психологом не станешь: нужна живая работа! Интонации, энергетику, смыслы виртуально передать невозможно. Студенты это понимают хорошо. Одна студентка написала, что "скучает" по занятиям в университете))) Но как дополнение к очной работе - дистанционное обучение сегодня незаменимая вещь.
  11. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Нина Аркадьевна, спасибо за участие. Да, согласна, что еще один путь для дистанционного обучения - это временная форма обучения. Даже хотела ввести в варианты ответа.

    Не очень поняла про заблаговременную подготовку вуза. Значит ли это, что было известно о возможном карантине?
    Низовских Н.А. нравится это.
  12. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Наталья Сергеевна, вуз последнее время много и успешно работал для организации дистанционного образования, в том числе и по психологии. (Я никогда не была в восторге от этой идеи - готовить психологов дистанционно. Профанация). Кроме того проводились специальные курсы по организации работы в электронной среде для студентов с особыми образовательными потребностями. Мы записывали видео- лекции, вебинары и т.д. Понятие MOODLE (в просторечии "мудл") стало для многих из нас привычным, если не сказать "родным")))

    Карантина у нас нет. Переход на дистанционное образование в вузе обусловлен профилактическими мерами по предупреждению распространения нового вируса.
    Заранее, думаю, никто даже и подумать о таком не мог. Я, например, подписала дополнительный договор, что буду до 6 апреля работать ТОЛЬКО дистанционно, в вузе за это время не появлюсь, поскольку я из "группы риска")

    Идея "антихрупкости" Насима Талеба - одна из руководящих для меня в данный момент.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  13. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Нина Аркадьевна, спасибо. Поняла. Будьте здоровы;)
    Низовских Н.А. нравится это.
  14. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Вам спасибо, Наталья Сергеевна.
    Пожелаем здоровья всей Планете!
  15. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    В том же номере есть статья выпускающего редактора, в которой дан мой комментарий к этой статье.
    Хохлов Н.А. На пути от иерархических структур к сетевым структурам (вступительная статья выпускающего редактора) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2019. – № 4. – С. 9-29. – URL: http://pem.esrae.ru/26-275 (дата обращения: 23.03.2020).
  16. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги, у меня пока 2 короткие реплики (хотя тема заслуживает более развернутого обсуждения).

    1) Наташа, Вы правильно и во время взялись сооружать опрос-голосование на эту тему, но... немного поторопились. Если бы Вы вначале показали мне проект голосования, то я бы подсказал, что его надо обязательно строить не как альтернативный, а мягкий выбор нескольких ответов (с чек-боксами).

    2) Коллеги, я ни в коем случае не рассматриваю ни для школы, ни для вуза дистантную форму обучения как главную, тем более единственную. Для нормальных детей (и нормальных взрослых) в нормальной ситуации эта форма должна быть вспомогательной. А главной она становится в силу ряда вынужденных обстоятельств. Главной она может быть, пожалуй, лишь в случае повышения квалификации в особых случаях, когда предмет является достаточно структурированным и формализованным и когда до преподавателя трудно добраться иначе (он далеко находится).

    3) В режиме дистанционного обучения удобно выполнять определенные "домашние задания", а также задавать вопросы преподавателю, требующие особой подготовки от учащегося (так и ответы от преподавателя).

    Вот такая моя точка зрения. При этом много нюансов и особых аспектов у этого вопроса остаются открытыми и требуют отдельного внимания.

    АШ
    Последнее редактирование: 23 мар 2020
  17. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, Никита Александрович, соглашусь с Вами по поводу ДО. Остается только добавить сожаление, что внутренней мотивации хватает не всем студентам дистанционных курсов.
  18. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич,

    по поводу того, что я не показала проект голосования...Ну, я никогда этого не делала в таких обычных случаях, когда только от себя публиковала. И здесь мне в голову не пришло. Вот такую самостоятельность Вы во мне укрепили. :)Надеюсь, это приятно
    По поводу множественного ответа: и у меня была такая мысль, но я пошла на "военную хитрость" администратора для инициирования дискуссии. Да простят меня коллеги.:)
    Со всем остальным согласна
    Шмелев А.Г. и Хохлов Н.А. нравится это.
  19. Калугин А.Ю.

    Калугин А.Ю. Участник

    Проголосовал за третий вариант, однако не согласен со словом "только", мне кажется, что дистанционное образование имеет бОльшие перспективы, хотя и не заменяет непосредственного общения учитель-ученик. Из личного опыта: лет семь назад развернул персональный сайт на платформе Moodle, на котором размещаю дополнительные материалы для студентов и контролирую их работу - очень удобно! Когда в учебном плане заявлено приличное количество часов на дисциплину, из которых читается от силы треть, а остальное отводится на самостоятельную работу, то "самостоятельная работа" превращается в профанацию. Контроль самостоятельной работы, на мой взгляд, очень важная составляющая обучения, и дистанционная форма позволяет его комфортно осуществлять (как для преподавателя, так и для студента). Как минимум избавляет от тонн макулатуры.
  20. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Алексей Юрьевич, спасибо за участие. Я сформулировала так третий вариант, потому что хотела акцентировать недостаточность ДО для базового профессионального образования. ДО - это , все-таки , дополнительное образование, на мой взгляд