1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Дистанционное обучение - это будущее образования или его тупик?

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 23 мар 2020.

?

Дистанционное обучение - это перспективная и эффективная форма получения знаний?"

  1. Да, за ним будущее и в школьном, и в профессиональном образовании

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. Скорее да, но только в школьном образовании

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. Скорее да, но только как способ повышения квалификации специалиста

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. Скорее нет, потому что слишком существенны ограничения

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. Нет, это тупик образования: и школьного, и профессионального

    (войдите для просмотра числа голосов)
  6. Иной ответ (не забудьте, пожалуйста, отразить его в комментарии)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  1. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Участник

    Я намеренно упростил, предложив для рассмотрения лишь две формы: очную и заочную.
    Искренне полагаю, что как у очной, так и у заочной форм есть множество подформ, видов, подвидов, вариаций и модификаций.
    На мой вкус, сейчас излишне увлеклись т.н. "дистанционными" формами, имея в виду лишь обучение через посредство интернета. Такое увлечение объяснить не сложно - предлагается большое количество методик и инструментов, позволяющих это делать. Их тестируют, их изучают. Недавно уважаемый Тахир Юсупович в ФБ рассказал об опыте освоения zoom. Это здорово, но...
    Нельзя противопоставлять левую и правую стороны лишь на том основании, что правая сторона лучше развита для механических действий. То же и про образование - есть очная форма, есть заочная и они не идентичны о своим целям, задачам, результатам. Кстати, и очные формы сейчас активно развиваются в тех видах и формах, которых не было раньше: летние школы, форсайт-теплоходы и т.п.
  2. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Владимирович, я понимаю, что ДО можно рассматривать как заочное обучение. Однако я не поддерживаю такую точку зрения. Я вижу явную разницу. В общем, если рассматривать ДО как заочку , то надо признать, что это форма подходит для получения базового образования, при всем отличии от очного обучения. Для меня это не так.
  3. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Участник

    Гуманитарные науки, в отличие от точных, в подавляющем большинстве случаев не предполагают использование универсальных определений, каждый исследователь вправе предложить свою и будет прав. Таковы правила гуманитарки. А иначе, как бы люди писали и защищали диссертации? ))) К примеру, различных дефиниций термина "компетенция" я насчитал не менее 30 и применение (использование) каждой из них имеет свои уникальные последствия.
    Возвращаясь к попытке определить место ДО в системе образования (здесь ДО - не дополнительно образование, а дистанционное). Думаю, классификацию (как вариант) нужно вести от понятия "личное присутствие/не присутствие", а не от понятия "очный/заочный". Тогда будем иметь следующее:
    0-уровень (корневое понятие) "личное присутствие" -> варианты "да", "нет".
    1-уровень: "да: личное присутствие" -> варианты "полное", "неполное".
    тот же уровень: "нет: личное присутствие" -> варианты "самообучение", "надомное обучение".
    2-уровень: "да: личное присутствие: полное" = "очное"
    тот же уровень "да: личное присутствие: неполное" -> варианты "очно-заочное", "заочное".
    Ну, и так далее.
    Опять же, классификация - суть личное мнение конкретного человека и соглашаться/не соглашаться с ней личное дело каждого.
    Если на эту схему сверху наложить законодательство, получим классификацию еще более сложную. В частности, использованное Вами понятие "базовое образование" следует использовать с оговоркой, что мы говорим о формальном, т.е., предусмотренном Законом об образовании. Неформальное "базовое" образование (бабушка научила внучку печь пироги с грибами, дедушка научил внука точить режущий инструмент) мы не рассматриваем.
    Возвращаясь к "системе образования" договоримся о том, что под "системой" понимаем систему государственную, лицензируемую и аттестуемую, т.е. регулируемую гос-вом со всеми отсюда вытекающими. Тогда надо определить место ДистОбр в этой гос.системе. ДистОбр существует само по себе? Гос-во его лицензирует? Аттестует? Или оно существует как ЭЛЕМЕНТ общей гос.системы образования? Как, например, лекции, семинары, практикумы в форме лабораторных, практик?
    Тогда встает вопрос о пропорциях: доля с личным участием и доля без личного участия.
    Каковы пропорции лекций, семинаров, практикумов с личным участием?
    Каковы пропорции вебинаров, лекций без личного участия?
    Где граница между очным, очно-заочным и заочным гос.образованием?
    И как квалифицировать участие в вебинаре, это с личным участием или без личного участия?
    Ну, и так далее.
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Как раз с дистанционным обучением, в плане понятия, удивительное единодушие: все дружненько делают акцент на удаленной работе. И все.
    Однако постараюсь подхватить Вашу, Александр Владимирович, идею. У меня получилось следующее:
    Дистанционное обучение - это специально организованное, целенаправленное и систематическое формирование знаний умений и навыков без личного присутствия студента и преподавателя в реальной образовательной среде, осуществляемое с целью получения образования разного уровня, но предпочтительно дополнительного, с возможной аттестацией
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  5. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Участник

    Красиво сформулировано. Лайк.
    Я действительно небрежно отнесся к понятиям обучение/образование. Дополнительное, но образование, дистанционное, но обучение. В предыдущем посте нужно заменить "ДистОбр" на "ДистОбуч".
    Все же, в моем понимании дистанционное обучение лишь часть образовательного процесса. Как вспомню харизму Тахира Юсуповича, так сразу дистанционка блекнет. Я думаю, персоналия носителя знаний имеет бОльшее значение, чем мы можем себе представить. Поэтому ДистОбуч слуга, а не хозяин.
    Что до аттестации, то аттестуются знания, но не способ их получения.
  6. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Это в ЗУН-подходе. А сейчас обычно компетенции (степень их сформированности).
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Я в том смысле говорила, что не у всех курсов есть документ об окончании. Не все организаторы его выдают
  8. Бабкова Г.В.

    Бабкова Г.В. Участник

    Дамы и господа (не могу сказать "коллеги",т.к. я обычный школьный учитель), понимаю, что для вас ДО - это работа со студентами,не могу об этом судить компетентно, но для школы дистанционка - тупик. Почему?
    Образование в рядовой школе - базовое, мы учим всех. Мотивированных детей в каждом классе единицы. Всё больше таких, кто не в состоянии дольше 2-3 минут самостоятельно удерживать внимание на выполнении задания (работаю около 30 лет, динамика очевидна, процент детей, неспособных к сосредоточенному вниманию, растет нелинейно).
    Грамотный педагог может вернуть отвлекающихся детей в нужное русло, добиться определённого результата. А вот на дистанционке...
    Может, по истории можно сделать захватывающий урок-фильм, а по математике?
    Пробовала с детьми из старших классов провести тестирование на прекрасном сервисе Д.Гущина "Решу ЕГЭ". У всех хорошие и отличные результаты.Откуда? Кто-то просит помочь сильного ученика, кто-то - вбивает тексты заданий в окошко Яндекса... Да и коллеги, взрослые люди, проходя дистанционные тесты, часто так делают...
    Нет, ДО - это не для общеобразовательной школы. Хотя для сильных мотивированных детей вполне подойдёт.
  9. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Галина Владимировна, добрый вечер

    Спасибо за отклик И подчеркну, что все мы здесь - коллеги:) Тем более, что психология и педагогика "ходят рука об руку". Во многом соглашусь с Вами. Именно поэтому сама выбрала ответ про образование специалиста. Знаете, даже для мотивированных детей, на мой взгляд, ДО невозможно на постоянной основе (если ребенок здоров). Почему? - Потому что школа еще остается одним из институтов социализации. Да, там могут быть проблемы: буллинг, малокомпетентный учитель, например. Однако же убеждена, что проблемы могут быть везде. Надо учить и учиться искать выход из проблемных ситуаций. И лучше начинать это делать не в 30 лет, а много раньше.
    Шмелев А.Г. и Бабкова Г.В. нравится это.
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Галина Владимировна, здравствуйте.

    Вы очень точно назвали, пожалуй, главную причину, почему ДО не может стать единственной формой образования, а останется только вспомогательной и для "особых случаев" (как нынешний карантин).

    Но все же задам Вам вопрос: Вы лично когда-нибудь проводили или видели, как проходит видео-урок в синхронной среде для проведения видео-конференций? Это такие инструменты как Skype, Zoom, Discord и др. Кстати, режим видео-диалога можно включить и в обыкновенном (недавно ставшим обыкновенным) мессенджеры WhatsApp, но для групповых занятий он менее приспособлен.

    Задавая этот вопрос, я понимаю, что линии Интернет-связи должны быть достаточно быстрыми - не менее 50 мбит. По опыту проведения вебинаров (в том числе в популярной среде vebinar.ru), я знаю, что камеры рядовых участников (тех, кто в роли учеников) приходится отключать, ибо наши линии (особенно в регионах) НЕ ТЯНУТ.

    АШ


    Последнее редактирование: 2 апр 2020
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  11. Бабкова Г.В.

    Бабкова Г.В. Участник

    Уважаемый Александр Георгиевич, не только видела, но и сама, будучи на курсах, участвовала, как ученица. Даже с той скоростью, которую обеспечил Краснодар (ИРО), это было, как бы это выразиться покорректней, чтоб никого не обидеть... Скажем так: ЭТО не подходило для 80% моих учеников совсем.
    В какой-то момент лектор еще пытался нас чему-то научить, а мы уже обсуждали между собой то скорость интернета в сельских школах, то ресурсы, которые нам рекомендовали, в общем, через 3-4 дня, когда я сдавала зачет, мне пришлось читать вордовский документ, благо, он был. Чтобы удержать аудиторию онлайн при всех высоких технических параметрах надо:
    1. Харизматичного педагога с хорошей реакцией, умеющего отслеживать чат (или без раздражения отвечать на вопросы в эфире), как только он сказал: я говорю, вы слушаете, слушать перестают.
    2. Аудиторию примерно одного уровня, что бывает только в лицеях и коррекционных школах. Если аудитория разноуровневая, дела не будет. На вебинарах часто лектор , увидев ответы продвинутых педагогов на свой вопрос , идет дальше,а основная масса остается за бортом.
    3. Мотивацию аудитории, хотя бы слова "Кто не сдаст зачет, останется без сертификата". А ну-ка дайте мне пару мотиваций для низкоуровнего 9 класса на теме "Программирование. Массивы"? У меня одна: все, кто меня любит, попытаются сделать эту домашку, сделайте это для меня! 90% делают, оставшиеся 10 оправдываются и готовы поработать у доски.Но слишком часто это нельзя употреблять, только на очень важных темах раз в четверть.

    Спасибо, что обсуждаете со мной эту тему.
  12. Бабкова Г.В.

    Бабкова Г.В. Участник

    Доброго времени суток, Александр Георгиевич, редко общаюсь на форуме, поэтому написала Вам не в цепочке, а в общей линии, к тому, что написала, добавить по размышлении могу одно: на тех видео-уроках, в которых привелось участвовать на курсах повышения квалификации, ни разу не попался преподаватель, грамотно работающий в режиме видеодиалога. Во всяком случае, себя я ощущала "за бортом". Думаю, дело не в количестве (вебинаров 3 десятка, видео-уроков с веб-камерами - 2) и не в том, что мне не везёт с лекторами, или я - совсем негодная ученица. Преподавателей для ДО надо учить, надо педагогам предлагать какие-то приемы владения аудиторией. Я лично с таким владением как ученица не сталкивалась. Сомневаюсь также, смогу ли сама быть на высоте в роли педагога на ДО.(Хотя обычные результаты у меня неплохие, даже высшую категорию имею)
  13. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Возвращаясь к этой теме, хочу сказать, что за время после последнего сообщения был удачный опыт дистанционного обучения. Думаю, в моем случае эффективность определялась тем, что благодаря онлайн-формату и на удивление низкой активности в нем, удается взаимодействовать с человеком, до которого в обычной ситуации не добраться - не физически, а т.к. он занимает сравнительно высокий пост (к психологии отношения не имеет). Оказалось важно и интересно, возможно, с перспективами на будущее, сами занятия тоже достаточно содержательны.
  14. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Татьяна Владимировна, рада, что Вы с пользой проводите карантин. Тоже хотела бы чему-нибудь поучиться. И получить позитивные эмоции от процесса. Это хорошо, что ДО таки их дарит
    Бабкова Г.В. и Барлас Т.В. нравится это.
  15. Бабкова Г.В.

    Бабкова Г.В. Участник

    ДО в действии: звонит жена одноклассника моей дочери. Плачет в трубку: сыну-пятикласснику надо зарегистрироваться на 3-х или 4-х сайтах, ни на одном не получается. Пробую сделать это для нее сама. Трачу полчаса на РЕШУ ВПР, т.к всё виснет, всё не с первого раза, высылаю ей пароль. Она пытается зайти, опять в ужасе:
    - Оно не заходит!
    - Посмотри наверх, направо, там колесико крутится?
    - Да.
    -Жди,не трогай ничего.
    2 минуты психотерапии с моей стороны.
    - Открылось!
    В общем, еще полчаса консультаций по телефону, и с этим заданием благополучно разобрались.
    Звонила мне грамотная женщина с образованием, работающая в сетях, с офисным пакетом и т.д.
    Как себя чувствуют менее продвинутые родители, боюсь предположить...
  16. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Галина Владимировна, добрый день, прекрасно Вас понимаю. Сама лет 10 отвечаю на подобные звонки.
    Да, в этом еще одна проблема не хватает комп. грамотности и мощностей Сети Интернет
    Бабкова Г.В. нравится это.