1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Экстраверсия и интроверсия личности: подходы к рассмотрению, гипотезы, идеи

Тема в разделе 'Поисковые проекты, гипотезы, идеи', создана пользователем Кисленко В.В., 4 окт 2018.

  1. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Активист

    Мне приятно, что появились вопросы о наших методах.
    Не на все из них возможно ответить в форуме. В частности, о том, как практически применять индикаторы (маркеры). Мы это показываем на тренингах. Здесь справедлив подход: лучше (и не один раз) увидеть, чем услышать. Люди многократно пробуют, отрабатывают навык и начинают получать результат.
    Появились эти методы не сейчас, мы 21 год ведем обучение. При этом все время усовершенствуем методы и подходы.

    Что касается расчета согласованности по каждому индикатору - я помню и благодарна Вам за подсказку. Но пока для нас это огромный труд. Ресурсы очень и очень ограничены, к сожалению.

    У нас есть наблюдения по диагностике в целом. Есть эксперты, с которыми сходимость на уровне 85-90%, есть те, с кем меньше. Это зависит от опыта и уровня знаний.

    Правильно ли я поняла Ваши вопросы?
    Удалось ли мне ответить?
    Если есть необходимость, готова раскрыть подробнее.
    Кисленко В.В. нравится это.
  2. 1) Александр Георгиевич, обычно я бываю внимательной к числовой информации, в этом случае ошиблась как-то машинально ( в записной книжке, где я делаю такие расклады, у меня записано 40 + 30 + 30). Против своего обыкновения не перечитала тщательно текст перед отправкой поста, а то бы исправила. :oops:
    Но по моему мнению оперирование числовой информацией относится не к экстраверсии/интроверсии, а к соционической дихотомии этика/логика. Не в том смысле, что логики более вдумчивы или лучше считают, просто разный подход к числовым операциям.

    2). Не согласна, смотря какие экстраверты, по какой именно классификации. В соционике есть два типа с творческой этикой эмоций - ИЭИ и СЭИ, формально они считаются интровертными, а на практике часто бывают более открытыми и охотнее делятся в сети личной информацией, чем многие бесспорные экстраверты. И ещё имеет значение, какой это форум: на социофоруме есть специальные темы, где выкладывается такая информация с исследовательскими целями, активность экстравертов и интровертов там приблизительно одинаковая.

    3) По первому впечатлению согласна, но надо хорошо подумать.
    Я сама привыкла считать характером не только поведенческий уровень, но и вообще устойчивый набор личностных качеств.
    Темпераменты являются природными свойствами и разделяются на экстравертные (холерик, сангвиник) и интровертные (флегматик, меланхолик).
    Но часто встречаются смешанные темпераменты, а также и при чистом темпераменте может быть несовпадение темперамента с характером.
  3. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Активист

    Продолжаю отвечать по шагам.
    На все сразу точно не успею. Насколько позволяет время.

    Такие факторы и в этом случае есть, согласна.
    Вопрос больше или меньше желательно тоже как-то померить в цифрах. Пока он в подвешенном состоянии.

    Технику ведения интервью мы отрабатываем с нашими участниками на протядении всего времени обучения, а это не меньше года. Многие приходят практиковаться и оттачивать мастерство и в течение нескольких лет.
    Вот что мы отмечаем.
    Диагностическое интервью

    Интервью проводится в свободной форме, очень важно создать человеку комфорт, чтобы он чувствовал себя естественно, свободно говорил о себе, «не прятался». Главное, получить от клиента его истинные мысли и чувства по поводу обсуждаемых тем.
    Для интервью необходим список примерных вопросов. Последовательность вопросов может меняться произвольно. Время диагностики не более двух часов, чтобы клиент не устал, но и не менее 30 минут, чтобы дать человеку возможность освоиться и достаточно подробно рассказать о себе. Обычно интервью занимает от 40 минут до 1,5 часов.
    Преимущества метода интервью:
    - существует обратная связь: можно разъяснять вопросы, уточнять ответы, наблюдать за поведенческими реакциями, невербальными знаками;
    - интерактивность: при необходимости список вопросов можно менять, варьировать глубину и подробность раскрытия темы;
    - позволяет установить контакт с клиентом для получения более откровенных ответов, глубинной информации, что особенно важно для правильной диагностики.
    Недостатки метода интервью:
    - возможна неправильная интерпретация слов, субъективность интервьюера;
    - влияние интервьюера на ответы клиента.

    Фактор доверия - да, несомненно очень важен.
    Мы над этим работаем очень серьезно. Тренируем у будущих диагностов техники установления и поддержания контакта, активного слушанья, фокус внимания и другие. Именно психологический аспект ведения интервью отрабатываем особенно тщательно.
    Что, в частности, отражено в нашей статье: Психологические аспекты соционического интервью
    http://www.socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/713-socionicaphsihologiya
    Это первая часть: введение. Если будет интерес, готова предоставить более полный материал.
    Кисленко В.В. нравится это.
  4. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Активист

    Это тема важная и нужная. Согласна.
    И было бы здорово найти те количественные критерии, по которым можно было бы измерить прогностичность.
    Я, как Вы уже могли убедиться, не отрицаю, что мы в начале пути. Многое сделано, но еще больше - предстоит.
    Насколько мне известно, никто еще в мире не решил эту задачу. Мы, к сожалению, не огромный университет с финансированием, специалистами, лабораториями и проч. Делаем то, что в наших силах.

    Глазами мы видим многое, но как это измерить?
    Вот например, мы, проводя то или иное из наших упражнений, уже заранее знаем, как поведет себя кто из участников, если знаем их типы. С какой скоростью будут реагировать на какие стимулы, какими словами выразят, что будет на рисунках, кто возьмет власть за столом и на какой минуте (секунде) при проведении игры, насколько участник будет разнообразить подходы при показе пантомимы и многое другое.
    Пока в соционике это называется "радость узнавания". Маркеров таких накопилось очень и очень много.
    Как все это померить?
    Ну вот поэтому и обращаемся к Вам. Если есть идеи на этот счет, с удовольствием и благодарностью примем.
    Кисленко В.В. и Шмелев А.Г. нравится это.
  5. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Активист

    Космонавт Юрий Батурин рассказывает о применении соционики при подготовке космических экипажей. С 23-й минуты. "Есть такая наука - соционика"!
    https://www.m24.ru/audios/Moskva-FM/01102018/138373

    Мне очень приятно, что мне довелось участвовать в конференциях в Звездном городке, где активно обсуждались в том числе и вопросы соционики. И сама выступала с докладом-лекцией и слушала доклады как коллег-социоников, так и космонавтов о применении соционики на орбите, а также интереснейшие доклады о подборе эктпажей с учетом методов соционики психолога Звездного городка Р.Б. Богдашевского.
  6. Селицкий О.Н.

    Селицкий О.Н. Участник

    классифицировать можно бесконечно долго
    но зачем?
    Для себя?
    тогда ответ прост и ясен - классификация должна быть удобной а что мы знаем из инженерской психологии
    человек держит в сознании 5+ - 2 объекта. А значит и типологию удобнее такую взять.
  7. Кисленко В.В.

    Кисленко В.В. Участник

    1. "Зачем?" - Для удобного практического применения,- в любых целях, исходя из жизненной необходимости (включая производственные задачи).
    2. "Магическое" число Миллера (7 +- 2) относится к кратковременной памяти. (Для оперативного контроля и реагирования. А в глубине сознания у любого из нас - прорва всякой информации).
    Но есть нюанс: можно оперировать не самими материальными объектами, а более абстрактными понятиями, относящимися к ним, т. е. какими-нибудь критериями - классифицирующими признаками.
    И тогда соответствующее количество классифицируемых объектов/понятий экспоненциально возрастает.
    Например, если взять 4 бинарных классифицирующих признаков, то количество классифицируемых объектов (типов) составит 2 в 4 степени = 16; для 5 соответственно - 32 и т.д.
    Разумеется, при этом можно (и нужно) осуществлять шкальную оценку по соответствию заданным критериям.
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  8. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Активист

    Согласна, коллеги!
    И практическое применение здесь очень интересное и полезное.
    При этом, разумеется, не забываем, что человек не сводится к типу.
    Важно выбрать для своей работы не бесконечное количество классификаций, а те, которые реально помогают решать поставленные задачи.
    Кисленко В.В. нравится это.