1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Федеральный реестр одаренных детей

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 2 сен 2015.

  1. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    В период с 6 по 20 августа 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был доступен для обсуждения проект постановления Правительства России «О выявлении одаренных детей». На 20 августа проект получил 3 голоса «за» и 66 голосов «против».​
    Проект постановления в целях совершенствования системы выявления талантов предполагает создание федерального реестра одаренных детей, в том числе на основании психологического обследования детей.​
    С критикой проекта выступили признанные психологи России:​

    [​IMG]

    Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, профессор, Почетный член РАО, почетный профессор МГУ, заслуженный деятель науки РФ, руководитель группы диагностики творчества, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности ФГБНУ «Психологический институт РАО», Лауреат премии Президента в области образования, Лауреат премии целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России»

    [​IMG]

    Богоявленская Мария Евгеньевна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО

    [​IMG]

    Холодная Марина Александровна, доктор психол. наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов Института психологии РАН, Лауреат премии Президента в области образования, Лауреат премии целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России»

    [​IMG]

    Мелик-Пашаев Александр Александрович, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, лауреат Премии правительства в области образования, главный редактор журнала «Искусство в школе», член Союза художников

    [​IMG]

    Кирнарская Дина Константиновна, доктор психологических наук, профессор, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    Вот она вполне серьезная ситуация, когда наше психологическое сообщество в лице авторитетных специалистов в очередной раз критикует, но ничего не может предложить в качестве конструктивной альтернативы. А почему? - А потому что у самих психологов не развиты представления о возможных ИНЫХ механизмах организации информационных потоков кроме "бюрократического централизованного управления информацией". Просто для одних эта "бюрократическая схема" выступает со знаком плюс (этих меньшинство), а для других - со знаком минус (этих большинство). И никакой другой схемы никто не обсуждает вовсе. В этом плане компетентность наших "негодующих и протестующих" не сильно отличается от того, чем владеют создатели подобных "федеральных реестров".

    В отзыве Дианы Борисовны и Марии Богоявленских есть какой-то намек на разговор о "персональных данных", но лишь в виде констатации противоречия одноименному федеральному закону. А если все-таки развить мысль о том, что персональными данными должны владеть, пользоваться и распоряжаться главные их собственники - сами персоны?

    Ведь система ранней диагностики одаренности вовсе не обязательна должна приводить к тому, чтобы этой информацией пользовались... чиновники! Да еще пользовались автоматически - на основе неких формализованных правил (а по-другому они не могут никак). Как я понимаю, главные опасения как раз с этим и связаны. И я тоже опасаюсь, что это будет вредным. Оснований для этого достаточно и аргументации в критических отзывах приведено вполне достаточно (с акцентом на коррупцию, которая, как известно, в нашей стране вовсе не побеждена).

    Но зачем при этом самоуничижаться до такой степени, что подчеркивать низкую прогностичность психодиагностических методов? Они все-таки гораздо больше прогностичны, чем размер кошелька у родителей! Мы должны четко при этом понимать. что с чем сравнивать!

    ИТАК... почему бы не подумать о том, чтобы передать эту информацию в руки... самих родителей и детей, чтобы они сами этим распоряжались? - Хотят раскрыть ее перед кем-то в каком-то объеме, тогда раскрывают, а не хотят (не доверяют), то и не раскрывают вовсе. Существует ведь конфиденциальность в оказании таких услуг как диагностика наркотической зависимости, например. Почему не может действовать конфиденциальность в оказании услуг по выявлению одаренности?

    Почему стоит подумать над такой альтернативой? - Потому что существуют (и я это точно знаю) достаточно массовая категория родителей, которая не может обеспечить материальные условия для развития уже вполне явной ранней одаренности у своего ребенка (детей). Почему не организовать эффективную систему помощи этим родителям?! Почему они должны проигрывать в неравных (заведомо неравных) состязаниях с обладателями "толстых кошельков"?

    И в ходе пятилетнего опыта по проведению массовой всероссийской олимпиады "Телетестинг" (на стыке 90-х и нулевых годов), и в ходе почти двадцатилетнего опыта создания массовой системы "Профориентации" наш Центр и наша Лаборатория "Гуманитарные технологии" накопили достаточный позитивный опыт такого тестирования, когда результатами пользуются сами родители и чаще всего вполне успешно. Это не административное, а консультативное тестирование. Вот этого различения нет в головах не только у чиновников наших, но и в головах, увы, у многих высокообразованных в своих областях и вполне уважаемых наших ученых-психологов.

    Если мы с "другого конца" начинаем развивать идею пользования информации об одаренных детях - со стороны самих детей и родителей, то вместо термина "федеральный реестр" должна заработать другая категория - "федеральный фонд помощи". Этот фонд должен функционировать по принципу обслуживания интересов тех, кто к нему обращается и имеет на это ряд объективных оснований - и данные об одаренности своих детей, и данные о низкой материальной обеспеченности родителей.

    А.Г.Шмелев
  3. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, +100500 к Вашему комментарию и призв к обсуждению альтернативы.

    Даже в самом тексте Порядка и критериев ... о родителях и детях забыли. Цитирую:
    "7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаторы конкурсных мероприятий, организации, осуществляющие образовательную деятельность и другие юридические лица, заинтересованные в развитии одаренного ребенка"

    И уж совсем "технический стиль":
    10. Мониторинг развития одаренных детей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные организации и другие организации в рамках установленной сферы деятельности путем выгрузки данных из федерального реестра.
  4. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Огромнейшее спасибо Юрию Александровичу и Александру Георгиевичу за то что предоставили возможность высказаться и подискутировать. "Психологическая газета" лишила меня права там появляться и там идет вялое обсуждение этого проекта. Чуть разгружусь и разберу свои завалы с МЛНШ, и подключусь к обсуждению. Хотя, откровенно говоря, конечного результата не представляю. Как всегда поговорим и на том остановимся. Не готовы наши профессиональные объединения, типа РПО и т.п. к решению ни прочих, ни этого вопросов. Сверху прикажут - руку под козырек.
  5. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Да, задачка!
    Александр Георгиевич, полностью поддерживаю Вашу идею про самостоятельность человека в распоряжении этими данными. Но она явно выводит процесс за обозначенные границы, где федеральные органы как бы уже не отвечают. Они говорят, как Заметил Юрий Александрович, только за себя, вполне успешно мыслят себя как субъектов деятельности, обладающими определенными полномочиями и ресурсами.
    А кто такие родители, особенно с тонкими кошельками? Родители в этой системе взаимоотношений не имеют своей субъектности. Они, конечно, представляют интересы ребенка, но совершенно не представляют, как это делать. Толстокошельковые родители будут искать пути, творить себе подходящую реальность, а иные - будут ждать федеральных решений, кампании. Федерация как субъект начала осознавать ресурсную значимость таланта и хочет наладить учет, а другую сторону, родителей фактически отстраняет, не раскрывая их прав и обязанностей в отношении детей.
    Родители, как представители интересов ребенка, должны рассматриваться как партнеры федеральных органов с юридически обоснованной позицией, понимающие риски в развитии ребенка, имеющие возможность получения профессиональной психологической консультации, допустим, у сопровождающего психолога.

    Но мне этот документ по другому, изначальному поводу, кажется несостоятельным - он скорее информирует, чем стимулирует обсуждение. Многие начинания в образовании и в науке проводились в глухую летнюю пору. И даже сделать уже ничего было нельзя - решения приняты.
    Это само по себе показывает, что никаких намерений по поводу экспертизы и не было, обошлись своими силами! Никакой подготовки к взаимодействию с другими участниками - субъектами, собственно носителями талантов. Это все делает документ незрелым...
    Конечно, надо максимально возможным образом помочь родителям обрести возможность получения информации "в семейный банк данных", которым можно было бы затем самостоятельно распоряжаться, обращаться за экспертизой.
    Очень важная правовая тема выявляется в этой проблеме.
  6. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Коллеги! Цитирую: "А потому что у самих психологов не развиты представления о возможных ИНЫХ механизмах организации информационных потоков кроме "бюрократического централизованного управления информацией". Просто для одних эта "бюрократическая схема" выступает со знаком плюс (этих меньшинство), а для других - со знаком минус (этих большинство). И никакой другой схемы никто не обсуждает вовсе. В этом плане компетентность наших "негодующих и протестующих" не сильно отличается от того, чем владеют создатели подобных "федеральных реестров"." Вот с чем согласен на 100%.
    Это повод в очередной раз осознать, что России нужна компетентная профессиональная организация, к которой номенклатура обязана была бы обращаться для экспертизы своих решений. Не "обсуждение" без определенных постановлений и рекомендаций со стороны обсуждающих, - а группы экспертов, образуемые под конкретную задачу. Для этого, к стати, нам самим необходимо создавать свой реестр экспертов по разным направлениям. Собирать их по всем Вузам и организациям России, а не по Москве и Питеру.
    Примеров предостаточно. Чего только стоит реформа образования. Ведь не ошибусь, что 90% всех диссертаций защищ0аются по педагогической психологии. Ну, и где эти десятки тысяч кандидатов и докторов? Ведь то, что сейчас творится в высшем образовании - противоречит не только здравому смыслу, но и тысячам диссертационных исследований. Но "народ безмолвствует". Недавний закон по "социопсихологическому обследованию склонности к употреблению наркотических средств" - еще один пример. Здесь психологическому сообществу (спасибо, Александр Георгиевич!) удалось предотвратить профанацию. Однако и здесь результат половинчат: альтернативного средства тестирования сообщество не предложило. И, как знать, - чем все кончится?
    С чего начать? Первое, что напрашивается само собой, - подготовка подобных законов должна предваряться не только открытым обсуждением, но и конкурсами проектов. Эти проекты предоставляются для широкого обсуждения. Принятие и отвержение проекта обязано сопровождаться не отпиской, а аргументированным обоснованием, которое может быть столь же аргументированно оспорено. Цитирую: "Не готовы наши профессиональные объединения, типа РПО и т.п. к решению ни прочих, ни этого вопросов. Сверху прикажут - руку под козырек." - Практика показывает, что не готовы.
  7. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Коллеги, приветствую всех участников дискуссии. С интересом знакомлюсь со всеми точками зрения. Надеюсь, что в итоге сообществом (или от его имени) будут предприняты какие-то конкретные и результативные действия. Не очень согласна с разделением на "Мы" (члены сообщества) и "Они" (другие специалисты, профессиональные объединения, РПО и т.п.) Классика жанра - "Они" всегда хуже, чем "Мы" ))) И/или даже виноваты во всем. Думаю, что настало время "собирать камни", объединяться, интегрировать усилия для координированных ответов на вызовы жизни и общества. И даже с бюрократическими структурами нужно вступать в конструктивный диалог (насколько это возможно) и взаимодействовать с ними.
    С пожеланием светлого,
    Низовских Нина Аркадьевна
  8. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Александр Георгиевич, если у Вас накоплена колоссальная база психологической диагностики и консультирования по вопросов одаренности, то почему о ней никто не знает? То есть, почему это не стало предметом популяризации среди родителей (посредством статей в читаемых журналах, например, в журнале "Виноград" или отдельных популярных брошюр). Я сталкивалась в ФИРО с теми предложениями, которые идут от школ, типа того: "Давайте вместе с родителями решим, кто из наших детей одаренный и кого надо проводить по специальным тренингам). Это безобразие!
  9. Исмагилова Ф.С.

    Исмагилова Ф.С. Активист

    Коллеги!
    А ведь Европа уже давно этим озаботилась и вот что сейчас делает: см. сайт eurotalent.org
    Это сайт Европейской ассоциации развития одаренных детей "Евроталант", след., есть уже опыт, как можно помогать эффективно и с абсолютным уважением к личности.
    Если говорить о конкретных шагах, то первый шаг - изучить уже имеющийся мировой опыт. Думается, что-то подобное есть в Японии и Китае. Даже Казахстан инициировал похожий проект ЖИПТО.
    Полностью поддерживаю идею конкурса проектов, высказанную коллегой В.П. Яньшиным.
    Хорошего дня!
  10. Исмагилова Ф.С.

    Исмагилова Ф.С. Активист

    Цитирую: Первое, что напрашивается само собой, - подготовка подобных законов должна предваряться не только открытым обсуждением, но и конкурсами проектов. Эти проекты предоставляются для широкого обсуждения. Принятие и отвержение проекта обязано сопровождаться не отпиской, а аргументированным обоснованием, которое может быть столь же аргументированно оспорено. Цитирую: "Не готовы наши профессиональные объединения, типа РПО и т.п. к решению ни прочих, ни этого вопросов. Сверху прикажут - руку под козырек." - Практика показывает, что не готовы.[/quote]
    Отличная идея. Конкурс проектов - инструмент, который позволит сравнивать разные подходы и направления.
    Поддерживаю!
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Нина Аркадьевна,

    ваше критическое замечание насчет "мы и они" принимаю. Что меня оправдывает? - Это многолетний опыт - если не обостришь позицию в дискуссии с помощью определенного противопоставления, то твою позицию... вообще никто не заметит. Уж не говоря о том, чтобы углядеть в ней концептуальные отличительные признаки. Обычная логика известная: "Все, кто не с нами, тот с нашим противником".

    Спасибо коллегам, которые уже здесь кликнули "нравится" и написали слова, за неравнодушие и затраты собственного времени.

    Ваш АШ

    Последнее редактирование: 3 сен 2015
  12. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Нина, здравствуйте.

    Должен уточнить важную вещь. Наш проект www.proforientator.ru никак НЕ сфокусирован на вопросах одаренности. Это на 90 процентов проект для самых обыкновенных детей (юношей и девушек), которые имеют слабые и сильные стороны и в силу этого им можно рекомендовать определенные направления, в которых они скорее добьются успеха и будут мотивационно вовлечены.

    Какой опыт накоплен? - Опыт сбора данных в сотнях (!) центрах профориентации по всей стране в течение 20 лет (без малого)! . Но главное - это опыт общения с родителями и детьми на тему психодиагностической информации. Каждое тестирование (которое занимает в среднем в районе 40-45 минут) дополняется 30-40 минутной консультацией. А вот популяризацией этого опыта заниматься должны журналисты. Но... они у нас не приучены (жизнью нашей) к тому, чтобы распространять какую-то позитивную информацию...

    За некоторые детьми мы наблюдаем годами - до достижения ими вполне взрослого состояния. Кросс-временные корреляции, конечно, не стопроцентные (и это хорошо, ибо есть свобода воли и способность людей переломить тренды!), но значимые. Закономерные связи, как правило, асимметричные, что ослабляет силу корреляций. Сами на основе здравого смысла посудите: если приучился ребенок в детстве к чтению книг, то уже этого достояния у него не отнять. Но... это не значит, что он не получит вкуса к книге в более взрослом возрасте. Если ребенок одарен в музыке, то Вы ведь тоже знаете, что это на всю жизнь. Зачем же писать какую-то ерунду (извините) на тему, что все во взрослом возрасте будто бы меняется. Ну нельзя ради даже самой благой цели (противостояния чиновничьему произволу) искажать научные факты.

    Ваш АШ

  13. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Александр Георгиевич, спасибо за разъяснение. Я смотрю за родителями соучеников дочери - тех родителей, дети которых демонстрируют прекрасные показатели в учебе. " Мир сошел с ума" - у детей отнимают детство, заставляя их любой ценой получать привычные пятерки. Для этих родителей ( и не только для них) Ваш опыт разъяснения родителям законов детского развития неоценим. Журналисты , не имея психологического образования, этого сделать не смогут. Кроме этого, у Вас есть длительные наблюдения: это прекрасные наглядные примеры.
  14. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Уважаемый Александр Георгиевич, спасибо за отклик на мое "критическое замечание". Но это скорее наблюдение, которое требует осмысления ))) По поводу "обострения позиции в дискуссии с помощью определенного противопоставления" хочу сказать, что это вполне правомерно. Важно, чтобы противопоставлением позиций дело не ограничивалось. Иначе все может плохо кончиться ) [На одной из лекций по детской психологии Александр Леонидович Венгер (еще в прошлом веке, когда я была студенткой) приводил пример спора детей: "Я - ..." - "А я - ..."; "А вот у меня - ..." - "А у меня..."; "А мой папа - ...!" - "А мой папа - ...!"; "Зато моя мама - ...!!!" - "А моя мама - ...!!!!"; "Ну я тогда тебе ... в ухо плюну!!!!!"] Нам надо думать в направлении "Что делать?" (или "Что можно делать?" и вообще "Можем ли именно мы (тогда, кто именно?), как сообщество, что-то сделать?). И искать общие позиции ))) Коллеги вносят замечательные предложения, заслуживающие внимания и претворения в жизнь. Площадка ЭСПП - замечательна! И с юбилейной датой Вас, уважаемый Александр Георгиевич!
    Сердечно Ваша, Нина Низовских
    Еремеев Б.А. и Шмелев А.Г. нравится это.
  15. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    Коллеги, очень актуальная дискуссия.каждая школа должна вести работу с одаренными детьми-это стало обязательным направлением.здорово, конечно, да вот редко школьные психологи могут диагностировать одаренность или хотя бы способности.в результате к одаренным относят детей, которые участвуют в олимпиадах. А еще есть родители, которые в принципе не интересуются вопросом, есть у их ребенка потенциал или нет.одна мама мне сказала:помогите мне сделать мою дочь обычной, а то она все время в чем-нибудь участвует, слишком активная.в результате задумаемся, кем будет востребован такой реестр? жаль, но многие школы очень медленно меняются...
  16. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Уважаемая, Марина Александровна! Вырвался на минуточку. Это ценное замечание о востребованности. За годы работы психологом в системе образования (в школе и в ВУЗе) я видел много (статистику не вел, но поверьте, много), тех кто остался невостребованным из-за отсутствия финансов, корпоративных (семейных, клановых, этнических) связей.
  17. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    Вообще, не очень понятен такой критерий определения одаренности в постановлении: "высокие результаты психологических и (или) психолого-педагогических обследований детей"... одаренность же, насколько я понимаю, не обязательно связана с высокими параметрами, например, и интеллекта. тем более, как возражает Диана Борисовна, надежного инструментария выявления одаренности пока не существует... а вносить детей в реестр на основе конкурсов... я же вижу, как в конкурсах участвуют сочинения, написанные по сути родителями, такие же стихи. проекты, когда учащиеся просто щелкают на сцене презентацию, которую ваял учитель. я не говорю, что это распространяется на всех конкурсантов. одна учительница в художественной школе сетовала на то, что некоторые коллеги учеников продвигают, а те по факту не могут выполнить композицию и "взять цвет". мы в мае сделали попытку в школе такого рода: просто попросили всех учителей (почти 80 чел) перечислить учащихся, которые кажутся им талантливыми и интересующимися. в принципе, выделилась четкая группа детей, которых назвали пять и более человек. но были и те, которые мне субъективно кажутся обладающими потенциалами, но их назвали мало... так что нет в мире совершенства
    X
  18. Ледовая Я.А.

    Ледовая Я.А. Участник

    Уважаемые коллеги,
    знаю, что в Израиле существует система отбора одаренных детей при помощи всеобщего тестирования лет в 9.
    Потом этих детей развивают в специальных школах или послешкольных центрах. Следят за их успехами. Кажется, у них есть какое-то особое положение в армии (но тут могу ошибаться). В немалой мере на уровне министерства этим занимаются выходцы из СССР. Но, конечно, страна маленькая, детей там очень любят и ценят. И контролировать все куда проще, чем у нас. Быть может, можно было бы начать эксперимент в одном из регионов в России. Но все равно - на это нужны люди, средства, "добро" школ и родителей, и вообще добрая воля огромного количества бюрократов. Возможно ли сие?..
  19. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    Развитие-такой нелинейный процесс...прогнозировать потенциал сложно, поэтому любой отбор-риск потерять из виду способного ребенка.вот создать бы общие условия,, разнообразные деятельностные контексты.но где взять средства и кадры? А мы развиваем единичных олимпиадников в школе-они и так общаются лишь с книгой, а мы это еще усиливаем, в итоге получаем умного человечка, делающего имя школе, при этом не умеющего общаться и счастливого ли?
  20. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Сейчас в дополнительном образовании делается попытка создать для ребенка разнообразные условия развития. По крайней мере, в Москве у ребенка такие возможности есть. По моему опыту, работают там люди, которые знают и любят детей. Проблема в тех критериях успешности, которые навязали сегодня школе: они отчитываются за эффективность своей деятельности именно олимпиадниками и результатами мониторингов. Они вынуждены стимулировать "однобокое" развитие ребенка.