1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Кто такой «педагог-психолог» и чем он должен заниматься?

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 9 мар 2021.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемы коллеги,

    К созданию этой темы меня подтолкнула статья Виктора Эдуардовича Пахальяна в «Психологической газете», в которой он говорит о размытии профессиональных задач школьного психолога. И предпринимает попытку внести ясность в этом вопросе. Вот ссылка на эту статью:

    Пахальян В.Э. Практическая психология в образовании: размывание предметной области и потеря предмета? // Психологическая газета. – URL: https://psy.su/feed/8896/ (дата обращения: 09.03.2021)

    Действительно, задачи педагога-психолога размыты. Он, как правило, и чтец, и жнец, и на дуде игрец в понимании администрации образовательного учреждения. Это сказывается печально на его деятельности: нет четких задач – нет четких результатов. И встает у администрации закономерный вопрос о сокращении ставки педагога-психолога. Или приходит директива из министерства о сокращении этой ставки.

    Может быть, он и не нужен? По моим впечатлением нужен. И Виктор Эдуардович обозначает его задачи. Однако следующая формулировка кажется мне такой же размытой: «<…>а) создание психологических условий, обеспечивающих конструктивные / психологически благоприятные отношения личности / группы с миром в целом и всеми участниками отношений в сфере образования <…>». Как осуществить подобную задачу? Как оценить ее выполнение?

    Видимо, необходимо, во-первых, выявить уровень образования (дошкольное, школьное, высшее). А, во-вторых: сделать задачи, соответствующие уровню образования, операционализированными.

    Как Вы считаете, коллеги?
    Последнее редактирование: 9 мар 2021
  2. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Локомотив

    Вообще, статья более чем странная.
    Начать с того, что автор то путает "педагога" с "учителем", то не путает.
    Почитал про него: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/36937/
    Оказывается, в профессиональном плане он к школе никакого отношения не имел и не имеет.
    Ну, тогда понятно.
    "Педагог" это не "учитель", а "воспитатель" по смыслу и по своим функциям.
    Вообще, любой "учитель" он воспитатель.
    То что в школах проблемы с кадрами, это да. Условия работы тяжелые, зарплаты маленькие, а учебный процесс и отчетность никто не отменял.
    Моя сестра, химик по образованию, до развала Союза работала... ну, не важно, где работала. Писала диссертацию по БОВ - боевым отравляющим веществам. На пенсию вышла в 45 лет. После развала Союза и до тех пор, пока не родились внуки, работала в школе учителем химии. Замещала в случае необходимости биолога, географа. Это в Москве. А что в регионах? Подумать страшно.
    Низовских Н.А. нравится это.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Хорошо, что не школьного психолога:)
    Овчинников А.В. нравится это.
  4. Беребин М.А.

    Беребин М.А. Локомотив

    Формально - "педагог-психолог" - это специальность УГС (укрупненной группы специальностей) "Образование", следовательно - он "учитель" и никак более....
    Функционал специалиста - "воспитателя" нигде в сфере образования конкретно не прописан (наиболее близко в этому - функционал социального педагога, и планируемые Минпросвещением к введению должности Советников по воспитательной работе, про которых многое не ясно, кроме практически "общественного " характера их должности, функционала и работы. В мою СССР-овскую бытность существовал лозунг "каждый офицер -- воспитатель" , который строго истребовался с подпогонного люда, да и в дипломах большинства выпускников командных (не говоря уже о политических) военных училищ "гражданская" специальность была педагогической, а не специалист по управлению персоналом, как сейчас...
    А сегодня специалист по профилю "педагог — (минус) психолог" действительно непонятен (ни первое, ни второе)
    По доступной мне информации , любые попытки Федерального учебно-методического объединения "психологов" подвести под свою компетенцию "педагогов-психологов" натыкаются на блокирование со стороны ФУМО по педагогическому образованию
    Но профстандарт "педагога-психолога" они (Минпрос) уже утвердили
  5. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в системе образования)" действует уже больше 5 лет (https://profstandart.rosmintrud.ru/...nalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963). Мы с педагогами-психологами нашей области недавно проводили семинар как раз на тему его реализации, многие пользуются им в своей деятельности. Что, конечно, не отменяет проблем с администрацией, которые зависят и от адекватности администрации, и от профессионализма самого педагога-психолога.

    "Психолого-педагогическое образование" с 2011 года - отдельное направление в рамках УГС "Образование и педагогические науки". "Педагогическое образование" - в той же УГС, но это другое направление.

    И для УМО по психолого-педагогическому образованию, и при разработке проф. стандарта ведущий вуз - МГППУ. Они же были организаторами Федерации психологов образования России (https://rospsy.ru/).

    Позиционирование психолога образования как "педагога-психолога" в современных условиях важно, в том числе, для того, чтобы их относили именно к педагогическому составу. В отличие от стандартов с этой ситуацией я меньше знакома, но это связано с оплатой и другими условиями труда: чтобы в школе приравнивали к учителям, а не "техничкам".

    Здоровый консерватизм УМО по направлению "Психология" (которое "университетское") мне в общем и целом нравится, но разделение этих направлений ("Психология" и "Психолого-педагогическое образование") вполне оправдано. При том, что у нас и выпускники "чистой психологии" изредка идут в школы и вполне успешно там работают, все-таки педагогов-психологов имеет смысл готовить сразу, ориентируясь на специфику работы в образовании.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Ольга Петровна, Здравствуйте!

    Спасибо за ссылку на профстандарт
    Меркулова О.П. нравится это.