1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Лебединая песня педагогики: тьюторство

Тема в разделе 'Кринчик Е.П.', создана пользователем Кринчик Е.П., 9 апр 2016.

  1. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Автор текста журналистка Тамара Ляленкова,автор и ведущая программ об образовании "Классный час" на "Радио Свобода". Сотрудничает с РС с 1997 года: корреспондент московского бюро, автор материалов для радиопрограмм "Поверх барьеров".
    agata02@yandex.ru
    Родилась в 1965 году в Москве. Закончила Московский полиграфический институт. Работала в издательстве "Молодая гвардия", журнале "Сельская молодежь". Литературные публикации в журналах "Октябрь", "Предлог", "Урал". Автор романа "Роза Галльская".

    Вложения:

    Последнее редактирование: 9 апр 2016
  2. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Почему "лебединая"? Неужели больше ничего не придумают? Складывается впечатление, что на развалинах средней школы от бедного учителя ожидают овладения такими ролями (пока не решаюсь назвать это профессиями), как тьютор, коуч, ментор, фасилитатор, игротехник... Наверняка что-то упустил. Это как если бы выдающийся микробиолог из нобелевской лаборатории стал поучать участкового врача обращению с больными. Методическая подготовка учителя может включать овладение основами разных форм взаимодействия с классом, включая, конечно, интерактивные и дистанционные. Но можно ли требовать от каждого учителя высокого мастерства в таких специфических областях практической педагогики и групповой работы, о которых сегодня идет речь? Особенно в условиях перехода к бакалавриату. Не приведет ли это к умножению проблем? Боюсь, что на этот вопрос могут ответить только психологи. Да и то лишь после проведения серьезных исследований.
  3. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Тахир Юсупович! Насколько я могла понять, речь идет о новой педагогической профессии-тьюторе, а не о совмещении двух профессий в одном человеке.
    «…
    в свободной образовательной среде вызрела новая педагогическая профессия – тьютор.»
    «Вообще тьюторство, как сопровождение индивидуальной образовательной программы, может фокусироваться вокруг каждого. Но если человек не вписывается в поток, если он очень одарен или у него проблемы со здоровьем, и ему требуются какие-то отдельные виды деятельности, возникает ситуация, что должен быть рядом кто-то, кто ему поможет. Вот в этих двух точках и начинает быть видна работа тьютора.»
    «Учитель работает с классом, с коллективом, фронтальными методами, тогда как тьютор занимается индивидуально, индивидуальной образовательной программой.»
    «У самого замечательного учителя цель - передать знания, умения, навыки.» «А тьютор - это средовой человек. То есть тот, кто умеет создать среду, в которой откроются новые возможности, ресурсы, и через них ты поймешь о себе то, чего не знаешь.»
    «Ребенок что-то делает, находит какие-то ресурсы, он увлечен. А тьютор, как взрослый, осуществляет его сопровождение, помогает выстраивать индивидуальную программу»
    "Сейчас во всем мире говорят, что современному человеку необходима культура выбора, непрерывное образование, человек должен уметь принимать самостоятельное решение, когда есть много вариантов. Все эти позиции -рабочая ситуация тьютора. Вообще, тьюторство – лебединая песня педагогики."


    Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской организации.
    Последнее редактирование: 9 апр 2016
  4. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Елена Петровна, мне очень близки ценности тьюторства, как подхода к индивидуальному и групповому развитию. Я в данном случае обратил внимание на фразеологизм "лебединая песня" по отношению к педагогике. И задал себе вопрос: означает ли это, что тьюторство - это "проявление чего-то необычного, яркого в последний раз"? И еще. Мы опять с Вами возвращаемся к различению профессии (учитель в данном случае) и стиля (тьютор, ментор и т.д.). Очень грубо (для дискуссии) проиллюстрирую. Аристотель - профессия философ, стиль монологичный, Сократ - профессия философ, стиль диалогичный. А, если это так, то у учителя возможен выбор собственного стиля из множества вариантов. Мы не может однозначно декларировать, что лучше, а что хуже. Он это определяет самостоятельно, исходя из собственной ситуации, в которую, кроме него, входят ученики, предмет изучения, родители, школьная среда и т.д.
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Все верно Тахир Юсупович! Но я поняла так, что речь идет о двух разных моделях обучения-одной, традиционной, где «правит» учитель, и другой- инновационной (в данном тексте- реальная, эксклюзивная ситуация либо с одаренными, либо с больными детьми), где правит фасилитатор,тьютор. К сожалению, учитель не может один полноценно выполнять обе эти очень важные (каждый для своей модели обучения ) педагогические функции. О вторых - инновационных моделях- мы благодаря Вашим ссылкам недавно размышляли. Я сюда могу добавить еще предсказания Матио Каку (ветка здесь на блоге) и успешно осуществленный в шестидесятых годах в нескольких школах США опыт Карла Роджерса, описанный им в книге «Свобода учиться». Цитирую по своей статье «К вопросу об активных формах обучения.. .» (Здесь, на ветке с тем же названием): «Современные исследования ( опубликовано в 2008 г.) по проблеме активных форм обучения демонстрируют четко выраженную оппозицию традиционной парадигме профессионального образования вузе (см., например, Роджерс, Фрейберг, 2002; Вербицкий, 1991; Ляудис, 1992, 1997, 2000; Орлов,2002; Буланова-Топоркова и др. 2003; Загашев, Заир-Бек, 2003; Зеер, 2003; Виленский, 2005; Хуторской, 2005, 2007; Бакшеева, Вербицкий, 2006; Татур, 2006 и др.). Она представлена континуумом мнений, в котором радикально негативную позицию занимает американский психолог Карл Роджерс, считая ее несостоятельной и наносящей вред учащемуся. В качестве альтернативы Роджерс предлагает гуманистическую, человекоцентрированную концепцию обучения, в которой учащийся является не просто равноправным субъектом учебного процесса, но и ведущей фигурой, а учитель, отступая на второй план, выполняет функцию фасилитатора, помогающего ученику учиться совершенно самостоятельно. Как известно, эта концепция была полноценно реализована в нескольких американских школах в разных штатах.» Ученики этих школ успешно кончали школу и также успешно поступали в вузы. На русском языке книга К. Роджерса опубликована в издательстве «Смысл» в 2002 году в переводе и с интересным предисловием А.Б.Орлова ( Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться / Пер. с англ. М., «Смысл» 2002. Первое издание на английском вышло в 1969 г., а третье ,переработанное соавтором -25 лет спустя, в 1994 г.
    Что касается названия «Лебединая песня педагогики», то я поняла его как «Лебединая песня традиционной педагогики.» Я думаю, что она то уж точно существенно изменится.
    Последнее редактирование: 10 апр 2016
    Низовских Н.А. нравится это.
  6. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    А главное модернизация образования должна происходить не по указам, приказам и директивам МОН, основанным на рекомендации отдельной группы "экспертов" ,а в процессе естественного эволюционного развития в порядке экспериментальных методических поисков с отбором оптимальных вариантов путем профессионального анализа жизненной практики разных моделей образовательного процесса, разных методов и технологий собственно процесса обучения . И очень важно соблюдение двух принципов: принципа вариативности образовательного процесса и принципа дифференцированности (индивидуализации) обучения. Например, в одной школе могли бы работать система Жохова в начальной школе, и дальше "учительские" и "тьюторские" "классы с возможностью добровольных взаимопереходов по мере функционального развития учеников или наоборот.
    Для этого, конечно, нужна совсем другая организационная структура управления системой образования в стране.
    Так система управления сущностными аспектами образования должна быть профессиональной и гибкой.
  7. Омарова П.О.

    Омарова П.О. Участник

    Мне кажется, что создание в школе инклюзивных классов привносит в тьюторство некоторое новое видение - хотя и вполне самостоятельный педагог, но работающий в тесном контакте с учителем начальных классов (либо - с учителем-предметником в более старших классах). Если в классе у учителя начальных классов одновременно может оказаться большая группа детей с нормотипическим развитием, несколько детей с ОВЗ (причем с различной структурой основного дефекта и других отклонений), пара детей с одаренностью, то один он уже не сможет справиться, а индивидуализация обучения (без привлечения дополнительных педагогов) в большинстве случаев - педагогический миф. В таких классах и должны работать тьюторы одновременно с основным учителем.
  8. Я знаю, что в Штатах при инклюзивном образовании аутичных детей рядом с таким ребенком за партой сидит воспитатель, который помогает ему разобраться с заданием и программой, успокаивает ребенка, если тот разволновался, может выйти с ним в коридор во время урока. Не знаю, тьютор это или нет.

    Но мне трудно представить, сколько тьюторов должно быть в классе, чтобы осуществить этот самый "индивидуальный подход" к каждому. А вообще в школе все-таки преподавание отличается от университетского именно диалогичностью, не начиткой лекции как ведущего способа подачи материала: учитель задает вопросы, помогает ребенку дойти до верного ответа с помощью рассуждения.
    Никитина И.А. и Омарова П.О. нравится это.
  9. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Я не имела в виду инклюзивные классы. Это особый случай ,в том числе и тьюторства. В школе с нормальным статусом психического развития детей может быть класс "тьюторского" типа, в котором дети способны к большой степени самостоятельности в усвоении учебного материала ( например, как школьник Иван Сурвилло, автор текста в файле здесь, на ветке "Крик души: устами младенца глаголет истина") и "учительские " классы,где очень многое в учебной деятельности ученика определяет учитель.
    Последнее редактирование: 10 апр 2016
  10. Мне трудно себе представить два хороших школьных класса, один из которых - "самостоятельный", а другой - "директивный". Мне кажется, это две очень сильные крайности, которые достаточно редки.

    Дети вроде Ивана существуют, конечно:). У нас был похожий бунтарь в классе, ему позволяли при случае развернуться, а когда он потребовал, чтобы его при "тройке" по какому-то предмету перевели в сильный класс, пошли навстречу. Но вряд ли таких наберется целый класс. Это действительно, как правило, талантливые ребята, но с трудной биографией, потому что им тяжело удерживаться в даже в щадящих рамках - они все любят делать по-своему, так, как они хотят и когда хотят. А порядок все-таки нужен везде, и эти несчастные "две клеточки" - это символ внутренней упорядоченности, залог того, что ты разберешь свои записи, когда понадобится к ним вернуться. Если же вдруг случится маловероятное и таких уникумов наберется целый класс, мне трудно представить, как должна у них проходить учеба. Они пришли, и у каждого свое представление о том, как должен проходить урок, что они сегодня будут обсуждать. Договорятся ли?:)

    Вообще же у нас подход был довольно адресный к каждому ребенку. Если ученика что-то интересовало, всегда можно было подойти к учителю и попросить совета-участия-помощи в ориентации в материале. "Директивный" учитель у нас был, наверно, один на всю школу - географичка. Если можно ее назвать "директивной". Просто тарахтела что-то свое на уроке, никто ее не слушал. Действительно никакой диалогичности. Да и в общем разговаривать с ней не хотелось. Сдавали, конечно. Просто она, по крайней мере, в нашем классе, никого не сумела заинтересовать.


    Может, просто школа была хорошая, учителя. Но я недавно заходила в школу, и все учителя, с которыми я общалась, сказали одно: таких, как мы, как наш класс, у них больше не было. Детям не интересно. Им предлагают то, сё, более сложные задачки, задачки по лингвистике, дополнительно взять того или иного автора на литературе - им не интересно. Да, школа все еще лучшая в городе по языкам, но вот дети берут свой уровень (да, он достаточно высок: 10 часов по ведущему языку в неделю, обучение 2-3 языкам с начальных классов), у них хорошие оценки, и им хватает. И им не интересно то, что сверх программы. Они не ставят цели поступить в вуз в другом городе. Хорошо это для города? Может быть. Но учителя тоскуют по тому времени, когда были "голодные глаза" у учеников.

    Я могу себе представить противопоставление университетского преподавателя, который вещает на поток в 100-200 человек и которому все равно, пришел ли Вася Пупкин или он сдаст материал по клевому учебнику, который нашел в сети, - или вообще не сдаст, - и школьного учителя, у которого 20-30 человек, каждого он знает и о каждом волнуется, почему его не было, как он понял предыдущий материал, что ему интересно в его предмете, какие у него любимые писатели или что ему лучше дается, механика или электричество. Мне кажется, что когда обсуждают тьюторство против традиционного обучения, то в действительности берут эти две модели, а не выдумывают какую-то новую профессию. По крайней мере, я не поняла, что в ней нового. Кажется, просто внимательный школьный учитель.
  11. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    В школе учитель в свое время был не просто предметником, но и воспитателем - реализация в определенном соотношении этих функций и составляло содержание урока, каждый раз новое и уникальное событие. Со-битие учеников и учителя. Своеобразную "коммуникативную пару", где происходило действо передачи знания и понимания мира.
    А потом функцию воспитания вычеркнули, учителя сделали только транслятором знаний, а теперь он за это же еще и виноват получается. Перед ним надо извиниться и просить снова взять на себя функцию воспитания, а не упрекать, что он, дескать, не способен сопровождать! Зачем нужен непонятный тьютор, неестественный для русского языка?
    Кто бы это ни был, надо определиться в функции, которую в школу нужно вернуть, а так же в стоимости этой работы, или, если говорить современным языком, этой образовательной услуги. А то получается - "Шей да пори, не будет простой поры". Так и ходим по кругу с реформой непонятно для каких целей.
    Не очень пойму, что за самостоятельность, если тебя постоянно опекают? Ведь родители дома есть, которые могут проследить. Учитель - который направляет. Избыточность опекунов только вредит.
    Помощник, сопровождающий нужен безусловно в инклюзивном обучении/воспитании, где задача этого специалиста помочь ребенку согласоваться занятиями класса, сделать задания в той мере, кв которой он способен. Это более сложная траектория движения по учебному материалу и для этого нужен специальный помощник.
    Но и для него сейчас в школах не могут найти приличного финансирования. Идея не обеспечивается экономическими ресурсами. Уже не говоря о том, что она не обеспечивается предварительными исследованиями об успешности работы такого специалиста в российских школах. Вот уж где волюнтаризм был проявлен, так здесь. Заимствования опыта не хватает для продуктивной деятельности, но вполне достаточно для разрушения имеющегося.
    Так и живем.