1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Наглядный материал для студентов-психологов или «Как видят люди с дислексией?»

Тема в разделе 'Проблемы и идеи новых методов подготовки', создана пользователем Завоеванная Н.С., 9 апр 2018.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    Сегодня увидела интересную статью о том, как воспринимают текст люди с дислексией. Ссылка на материал:

    Как видят люди с Дислексией?// Дислексия. URL: http://dyslexiarf.com/kak-vidyat-lyudi-s-disleksiej/ (дата обращения: 09.04.2018)

    Думаю, эта статья может пригодиться при подготовке психологов в рамках дисциплины «Психологическая коррекция», например.
    Было бы интересно услышать Ваше мнение. Может быть, кто-то предложит свои варианты наглядного материала…
    Шмелев А.Г. и Тарасенко Н.Н. нравится это.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А вот мне интересна статистика коллег, занимающихся психологической коррекцией? Как часто к вам приходят клиенты с дислексией? У меня вот около 0,3%, всё остальное - трудности чтения, обусловленные сопутствующим недоразвитием психических функций. При этом логопеды и неврологи часто такие вещи не дифференцируют: плохо читает, значит, дислексия.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, согласна: логопеды часто не различают такие симптомы и диагнозы. И да, было бы интересно взглянуть на статистику.
  4. Ахутина Т.В.

    Ахутина Т.В. Участник

    А что при дислексии нет сопутствующего недоразвития ВПФ? Достаточно высокий IQ еще не показатель отсутствия слабости отдельных псих. процессов.
    Гаврилова А.Г. нравится это.
  5. Ахутина Т.В.

    Ахутина Т.В. Участник

    Чтобы делать статистику дислексии, надо договориться о терминах. В частности, насколько важен IQ при ее определении. Есть пуристы на Западе и у нас, но есть в последние лет 10 и те, кто думает, что при дислексии не должно быть умственной отсталости, но IQ 100 не обязательно.
  6. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Допустим, IQ в норме. Но при этом есть отставание в развитии регуляторных функций, которое сказывается не только на чтении. В этом случае плохое чтение - это дислексия?
  7. Ахутина Т.В.

    Ахутина Т.В. Участник

    Это как мы договоримся. Например, мы выделяем регуляторную дисграфию, которая возникает при отставании регуляторных функций. Надо сказать, что отставание регуляторных функций проявляет себя по-разному, у одного дискалькулия и некоторая импульсивность при понимании текстов, у другого регуляторная дисграфия, а в счете редкие ошибки по типу инертности и т.д. Для меня все трудности обучения вызываются парциальным отставанием в развитии определенных псих. процессов. Поскольку развитие функции, как и развитие вообще, вероятностный самоорганизующийся процесс, из отставания не вытекает обязательно трудности обучения, здесь зависимости более сложные, а не механические причины и следствия.
    Шмелев А.Г. и Тарасенко Н.Н. нравится это.
  8. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Вот как определяет дислексию Ч. Ньокиктьен в книге Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2: пер. с англ. / Под ред. Н.Н. Заваденко. - М.: Теревинф, 2010. - 336 с. - С. 136:
    "Если отстраниться от произвольно принятых критериев, моё определение дислексии было бы таким - это все расстройства чтения и правописания в тех случаях, когда нет оснований предполагать вторичное нарушение способности к чтению (обучению). Термин "вторичное нарушение способности к чтению (обучению)" применяется для обозначения последствий воздействия иных (неязыковых) факторов, таких как нарушения зрения, расстройства внимания, психологически обусловленное негативное отношение к обучению, недостаточность учебной мотивации и т.д.".

    Так что здесь не только IQ. А понять, первичное или вторичное это нарушение, иногда бывает крайне сложно.
  9. Ахутина Т.В.

    Ахутина Т.В. Участник

    Надо будет спросить у Чарльза, почему он пишет только о языковых факторах. А пространство?
  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я ещё предлагаю вот о чём подумать. Современный человек как вид возник, по-видимому, около 250 тысяч лет назад. Письменность возникла примерно 6 тысяч лет назад, фонетический алфавит и того меньше. У эволюции просто не было времени на то, чтобы создать специализированные мозговые системы для чтения. Соответственно, изолированного нарушения чтения быть вообще не может.

    Я ведь начал с того, что мне в практике практически не попадались случаи изолированного нарушения чтения. Почти всегда там были сопутствующие нарушения других психических функций. Есть ли смысл в таком случае вообще выделять дислексию как отдельное нарушение? Это симптом нарушения других психических функций или самостоятельный синдром? Возможно, кто-то имеет свою личную статистику встречаемости "истинной дислексии" (без каких-либо сопутствующих нарушений, коррекция которых приводила бы к исчезновению проблем с чтением)? В литературе я таких данных не нашёл.
    Последнее редактирование: 19 апр 2018
  11. Ахутина Т.В.

    Ахутина Т.В. Участник

    Афазии возникают в определенных синдромах, но мы их выделяем. Дислексии (и дисграфии) тоже возникают в определенных синдромах. Почему их не выделять?
  12. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Тогда получается, что дислексия - это любое нарушение чтения, возникающее вторично в рамках различных синдромов?
    Ведь это слово - "дислексия" - используют как объяснительный механизм. Например, нередко логопед говорит про ребёнка "он плохо читает, потому что у него дислексия". Но на самом деле он плохо читает, например, из-за недоразвития регуляторных функций. И вот это "плохо читает" просто названо другим словом - "дислексия". Другой вопрос, что при снижении регуляторных функций не всегда будут проблемы с чтением. Но по этому поводу Вы уже выше писали, что "развитие функции, как и развитие вообще, вероятностный самоорганизующийся процесс, из отставания не вытекает обязательно трудности обучения, здесь зависимости более сложные, а не механические причины и следствия", и я с этим полностью согласен.
  13. Ахутина Т.В.

    Ахутина Т.В. Участник

    Я рада, что мы пришли к согласию.
    Завоеванная Н.С. нравится это.