1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Назначение форума-раздела

Тема в разделе 'Профориентация', создана пользователем Алтухов В.В., 5 май 2014.

  1. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    В данном разделе рассматриваются различные методики и технологии (отечественные и зарубежные), посвященные теме профориентации:

    • Тестовые и другие методики профориентационной диагностики
    • Развивающие игры и упражнения
    • Профориентационные мероприятия и технологии
    • Новинки в области профориентации
    • Обсуждения и новости по теме
    Приветствуется новая информация, критика, обзоры и прочие полезности.
    Кутеева Е.Н. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  2. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Карточная методика для школьников "Профпасьянс", игра "Кто? Что? Где?" (Н.С.Пряжников). Разработана на основе идей о формуле профессий Е.А.Климова.
    Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая логика использования основана на построении консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с «образом» желаемых характеристик будущего труда.
    Подростки 7-11 классов играют с огромным удовольствием (из опыта работы). Из опыта работы: старшеклассники после этой методики определяются с профвыбором. Такое "видение" своих умений, ПВК и действий, вероятно, больше способствует осознанию того, чем они хотят или чем им придется заниматься в будущем. То есть, можно достичь большего эффекта не только проговоривая со старшеклассниками мотивы и цели труда, но и рассматривая их. Больший эффект= аудиализация+визуализация.
    Последнее редактирование: 6 май 2014
  3. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Елена Николаевна, методика называется "Профессьянс":
    Фото0084.jpg

    Данный вариант выпускает ЦТР "Гуманитарные технологии". Я активно ей пользуюсь в своей работе.

    Алтухов В.В. и Кутеева Е.Н. нравится это.
  4. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Судя по всему, методика интересная, и желательно продвигать ее в школы, только вот встает вопрос: "А кто будет ее внедрять?" Ведь у нас в стране, насколько я знаю, не готовят профконсультантов. В свое время. когда я работал директором Центра профориентации, мы выпускали собственные методики, обучали школьных учителей и психологов, которым было интересно это направление. но потом финансирование данного направление из Москвы было свернуто. Мне в Министерстве труда однозначно объяснили в 2000 году, что государство снимает с себя эту ответственность, что у нас, мол, демократическая страна, и выбор профессии - исключительно частное дело. А на мой логический вопрос о том, что государство при этом оплачивает бюджетные места в ВУЗах, в которых более 50% выпускников без этой профориентации НЕ идут работать по специальности - ответа не получил.
    Лично я отдал этому направлению психологии примерно пять лет жизни, но видя полное равнодушие со стороны государства и такое же полное непонимание со стороны родителей, больше этим не занимаюсь.
    Мое частное мнение таково: поднять этот пласт могут только коммерческие структуры, нацеленные на прибыль от продажи и внедрения профориентационных методик типа "Профессьянса". Для этого конечно придется вкладывать в маркетинг, рекламу и защиту авторских прав. После прохождения точки рентабельности, дело пойдет. Но у кого из психологических центров хватит денег и терпения эту точку достичь, и не разориться по дороге? Думаю, что без спонсоров, фондов и грантов здесь не обойтись. Можно, конечно, дождаться очередной встречи ВВП с народом и попросить об этом лично ЕГО (если охрана не тормознет). :) Тогда, быть может, телега сдвинется с мертвой точки. Боюсь. что в нашей стране по-другому маловероятно.. Хотя проблема, конечно, очень важная и для экономики страны и для подрастающего поколения.
    Кутеева Е.Н. нравится это.
  5. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Недавно нашла интересную картинку
    План выбора професии на учебный год.
    [​IMG]
    Алтухов В.В. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  6. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Интересная картинка. Сложновата, правда, для нынешних школьников с клиповым мышлением. Но лучше, чем ничего..
    Правда, вопрос о том же повис - кто ее будет внедрять в школах?
    На самом деле профориентацией и психологи с базовым образованием не могут заниматься по простой причине - многие из них жизни не знают и о большинстве профессий имеет смутное представление. Сомневаюсь, что из 100 психологов хотя бы 5% отличит токаря от слесаря, столяра от плотника и провизора от прозектора. :)
    Скрябин М А и Тукачев Ю.А. нравится это.
  7. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    Коллеги!

    Во первых, больше спасибо за начало разговора на тему методов профориентации и сопровождающих ее проблем. :)

    Во вторых, сразу как то хочется из дискуссии выделить две темы и соответствующие им обсуждения, и может даже при помощи модераторов вынести их в соответствующие ветки форума, так как эта ветка - общая, для информации о разделе. @Тукачев Ю.А. @Соколов О.В. Можно попросить в этом помочь?

    Первая линия - это карточные и игровые методы профориентации. @Кутеева Е.Н. - спасибо за информацию про "Профессьянс", действительно замечательная и весьма популярная в практике методика.
    Вторая - уже организационная - проблемы развития профориентации - действительно сложная и многогранная тема, у которой тем не менее есть и положительные прецеденты применения, не только отрицательные. Об этом тоже можно писать - спасибо @Щербатых Ю В за тему!
    Кутеева Е.Н. нравится это.
  8. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    За последние 10-15 лет картина профессий в мире кардинально изменилась. Например, исчезли такие массовые профессии ХХ века как наборщик типографии или стенографистка, и появились сотни новых. Вчера спрашивал заочников, чем они занимаются, и одна студентка заставила на пару секунд зависнуть мой нейрокомпьютер, с гордостью заявив - "Я коммюнити-менеджер". Выяснилось, что это - что-то вроде профессионального модератора соцсетей. Но наша психологическая наука ("Психология труда") сильно отстают от этого процесса. В учебниках пока очень мало психологического анализа современных массовых профессий.
    Алтухов В.В. нравится это.
  9. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Думаю, что главный смысл в том, чтобы профориентаторы доносили смысл новых профессий, ПВК и пр. необходимые для нее. Новые профессии - это, в том числе, переклад старых на новый лад. А психология труда должна идти в ногу со временем профессий.
  10. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    @Щербатых Ю В @Кутеева Е.Н.
    В учебниках - да. инфы мало. Но в практике работы - очень много. На Западе конечно больше но и у нас есть. Что касается новых профессий - согласен, тема острая. Тут есть две основные тенденции в понимании сейчас:
    - Есть обучении профессии, а есть обучение как образование. Многие гуманитарные профессии, которым обучают сейчас в сузах и вузах - не профессии в общем то, а просто уровень образования. А дальше решает рынок труда. В технических больше таки учат на профессию, которая трасформируется медленнее.
    - Профориантация на многие профессии сейчас теряет смысл так как пока выучишься - профессия трансформируется до неузнаваеомсти. Много появляется мультипрофессиональных специалистов. Появляется актуальность не по профсферам и профессиям, а по компетенциям - выявлять востребованные компетенции, а затем из них собирать уже свою профессию в будущем.

    Как то так)
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  11. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Участник

    А как тогда сейчас осуществляется профориентация абитуриентов? Просто выделяется приблизительная профессиональная сфера?
  12. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    @Скрябин М А О, Максим, приветствую!))
    Сейчас - в случае психодиагностики выделяются определенные группы качеств человека, которые потом соотносятся с профессиями и выдается рекомендация, как правило - десяток рекомендуемых профессий. Естественно, проводятся исследования, какие профессии будут востребованы, естественно - контролируется качество диагностики, но сама проблема трансформации пока никем не учитывается.
    Скрябин М А нравится это.
  13. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Вышел в свет новый сборник статей.
    Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 352 с. (Фундаментальная психология – практике) https://vk.com/doc237216398_348175041?hash=8b927847606a99bf29&dl=35c61631910cdf09aa