1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

О формировании привычки к труду у ребенка

Тема в разделе 'Педагогическая психология', создана пользователем Завоеванная Н.С., 27 ноя 2019.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    Пару дней назад прочитала на педагогическом портале "МЕЛ" следующую заметку:

    5 простых причин, почему в школе не всегда должно быть весело// Педагогический портал "Мел". (дата обращения: 27.11.2019)

    Первоисточник на английском языке:

    School Is Not Supposed to Be Fun All the Time// WeAreTeachers (дата обращения: 27.11.2019)

    Автор в ней говорит о привычке трудиться у ребенка (здесь надо вспомнить, что на западе идут в школу с пяти лет) Скажу сразу, мне близка такая точка зрения. Однако у нас в начальной школе (и не только у нас, как видим) почему-то либо пытаются сделать "совсем песочницу", чтобы "ребеночек не устал и не потерял интерес", либо, наоборот, ставят в очень жесткие рамки.

    Сложно найти "Золотую середину"? И надо ли ее искать?
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    На мой взгляд, само выражение "привычка к труду" из области житейских рассуждений. Надо как-то это формализовать в научных терминах.

    Возможные самые разные варианты.
    1. Ребёнок быстро устаёт и не хочет ничего делать, потому что у него нарушен метаболизм мозга и в результате возникли нейродинамические трудности. Это требует неврологического лечения и занятий с нейропсихологом.
    2. Взрослый человек постоянно работает и не может заставить себя отдыхать. Когда он не работает, ему плохо, он не получает удовольствия от отдыха. Ему всё время кажется, что он недостаточно работает и должен трудиться больше. Это невротический перфекционизм, трудоголизм, возможны обсессивно-компульсивные явления. Требует психотерапии или психиатрического лечения.
    3. Ребёнок растёт в неблагополучной семье, занимающейся мелкими кражами и попрошайничеством. С детства ему объясняют, что весь день нужно ходить по улице, просить у прохожих деньги и при возможности вытаскивать кошельки из карманов. Не собрал денег - ужина не будет, а могут ещё и побить. Привычка "трудиться" очень быстро возникнет.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, спасибо.Думая над темой , я не смогла сформулировать более емко, чем "привычка к труду".

    Возможен еще один вариант, неоднократно наблюдаемый: гиперопека, воспитание "кумира семьи". Для чего трудиться и преодолевать трудности, когда всё всегда готово? И не всегда есть нейродинамические, либо какие-то другие нарушения ЦНС.
    Последнее редактирование: 27 ноя 2019
    Коклина С.Н. и Тарасенко Н.Н. нравится это.
  4. Федорченко В.В.

    Федорченко В.В. Активист

    Коллеги, добрый день.
    Есть опыт труда в школе: сами уроки труда. Делали разные штуки - почтовые ящики, железные крючки для одежды и портфелей. Эта часть всегда нравилась. Не оплачивалось.
    И была вторая история: выезд на уборку картофеля в подшефные колхозы и совхозы.
    Это продолжалось с 4 по 11 класс. Каждую 1 четверть. И немного оплачивалось.

    Вот я за уроки труда и против уборки урожая вместо школы.
  5. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Мозг вообще всеми способами пытается избежать трудностей - потому что на любую деятельность требуется энергия. Поэтому лень - это нормальное состояние человека. Вопрос в том, как обмануть свой мозг и заставить себя (ребёнка) что-то делать. Удовольствие от такой деятельности не может возникать напрямую. В редких случаях обучение вызывает удовольствие, по-видимому, в этом виноваты эндогенные морфины, которые выбрасываются в ответ на образование новых связей. Важно, чтобы опиоидная система превалировала бы над каннабиоидной, поскольку последняя как раз подкрепляет лень.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Беда в том, что не всегда даже пытаются обмануть мозг

    Если что- я совсем не против лени.:)
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    День добрый, Виталий Васильевич.

    Да, я тоже не очень хорошо отношусь к поездкам в колхозы
  8. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Участник

    Коллеги, я также, как и многие из вас, прошел и уроки труда в школе, и т.н. "картошку".
    Мой мозг всегда пытался трудности создавать. Я был активным участником движения ССО, но вот от "картошки" старался увиливать - я делал не то, что заставляли делать, а то, что мне было интересно.
    Думаю, главным стимулом к труду у детей является все же интерес.
    Дальше.
    Не всегда получается приучить ребенка к труду даже при наличии уроков труда и "картошек" всех видов.
    Следующим стимулом, на мой вкус, является наличие инициативы. Сколько известно случаев, когда мальчики в семьях не умели пользоваться шуруповертом, а девочки не умели поджарить себе омлет. Такие мальчики и девочки выходят из семей, где детей лишают инициативы.
    Здесь возникает еще одно обстоятельство, связанное с умением трудиться: не только школа, но и семья этому способствуют либо наоборот.
    Последнее, на что я бы хотел обратить ваше внимание, это умение доводить дело до конца. Начать и продолжить - это не значит сделать. Сделать = получить результат, т.е. достичь заранее определенной цели. Это также, как мне кажется, имеет прямое отношение к умению трудиться.
  9. Федорченко В.В.

    Федорченко В.В. Активист

    Еще раз перечитал статью. Сейчас кажется, что с статье не столько о труде, сколько о трудолюбия и планомерности в достижении цели. Возможно, под это можно подогнать сборку какой-нибудь модели из огромного количества деталей или другого длительного или регулярного занятия. Пример старших и совместный труд с ними - классика в воспитании.
    Овчинников А.В. нравится это.
  10. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, здесь труд в широком смысле:)
    Федорченко В.В. нравится это.
  11. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Автор заметки, в целом, об этом и говорит:), Александр Владимирович
    Федорченко В.В. нравится это.
  12. Овчинников А.В.

    Овчинников А.В. Участник

    В переводе пункты 1, 4, 5, а в оригинале 1, 2, 4, 5 присутствует "Тяжелая работа..." Только детям об этом не говорите.
    Автор русского текста перевел "engagement" как "вовлеченность". Плохое слово.
    Мне нравится "ативное участие": https://www.multitran.com/m.exe?l1=1&l2=2&s=engagement
    Или "сопричастность".
    И ничего не сказано про семью, ни в оригинале, ни в переводе. А еще надо бы было сказать про "улицу", какое влияние на формирование мировоззрения ребенка оказывает она. Очень интересно понять, в какой пропорции и с каким корректирующим коэффициентом. Например, вот так:
    мировоззрение ребенка = F(1,0*семья; -1,0*школа; 10,0*улица)
    Тогда будет понятен смысл и, главное, результат усилий по формированию мировоззрения ребенка в рамках школы.