1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Обратная связь в системе отечественного образования: о чем спрашивать учащихся?

Тема в разделе 'Кринчик Е.П.', создана пользователем Кринчик Е.П., 13 янв 2017.

  1. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Запросила Yandex, получила 64 млн ответов. Буду отбирать.
    1.http://cyberleninka.ru/article/n/pr...elya-ob-itogah-sotsiologicheskih-issledovaniy
    "Преподаватель глазами студента, студент глазами преподавателя (об итогах социологических исследований)"//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование
    Выпуск № 10 / 2007
    2.vyatsu.ruuploads/file…universitetstudentov.pdf
    Вятский Государственный Университет
    Анкета «Университет глазами студентов»
    3.http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1091
    Технология мониторинга качества преподавания в вузе //"ДИСКУССИЯ" Выпуск: №4 (45) апрель 2014 Рубрика: Педагогика и психология
    М. Ю.Чандра, канд. пед. наук,доцент кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,г. Волгоград, Россия

    Важно ведь получить содержательную информацию от учащихся.
    Последнее редактирование: 13 янв 2017
    Еремеев Б.А. и Низовских Н.А. нравится это.
  2. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Как-то излишне много внимания к взаимному восприятию студента и преподавателя. Преподаватель всего лишь излагает положенный материал, объясняет, если что-то непонятно. И оценивает результат обучения (а не студента). Нравиться он студенту не обязан (равно, как и наоборот).
    Учеба, вообще-то, это тяжелый труд, возможно, один из самых тяжелых. Но это дает задел на будущее, поэтому этот труд, по идее, целесообразен. Законы Ньютона знать нужно, хотя получать удовольствие от их изучения необязательно (и если кто-то получает, это требует специального анализа). И внутреннего счастья они не дают. Но это полезный инструмент, им надо овладеть. Вот свободное применение такого инструмента может и должно давать что-то вроде удовлетворения, даже удовольствия. Но сам процесс овладения (обучения) - он тяжел и уныл.
    Шилко Р.С. и Низовских Н.А. нравится это.
  3. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Елена Петровна, спасибо за тему. Я работаю в Вятском государственном университете (ВятГУ, Киров), на который Вы сделали вторую ссылку. Кроме анкеты "Университет глазами студентов" в нашем вузе дважды в год проводится анкетирование "Преподаватель глазами студентов" (вложенный файл; анкета выложена на сайте университета). В анкете приводится не только содержание вопросов , но и методика расчета результатов анкетирования. В открытом доступе на сайте университета выкладываются все результаты (по каждому преподавателю персонально). Мой балл за осенний семестр - 77. [В соответствии с условиями эффективного контракта итоговый балл преподавателя по итогам анкетирования не может быть ниже 65]. В целом по вузу (и, в частности, по нашей кафедре) результаты очень даже неплохие. Обратную связь я люблю еще больше получать от самих студентов. Иногда, но не часто, провожу краткие опросы. Например, предлагаю завершить предложение "Методология психологии для меня - это..." Ориентируюсь и на то, блестят ли глаза студентов, когда идет занятие, насколько успешно и с каким отношением студенты выполняют учебную работу и творческие задания, а еще для меня важно то, что пишут бывшие студенты спустя годы, когда уже и не ждешь от них обратной связи)
    С уважением,
    Низовских Нина Аркадьевна

    Вложения:

  4. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Валерий Дмитириевич! 1). В статье речь идет о другом. Исследуется субъективное представление об "идеальном преподавателе" у студентов и преподавателей. Думаю, что такое исследование полезно и информативно вообще , но и и как информация к размыщлению для преподавателей и руководства данного вуза ,потому как некоторым образом -"обратная связь".2)."Но сам процесс овладения (обучения) - он тяжел и уныл"- вот с этим не могу согласиться! Я с третьего захода самоопределилась, попав после одного месяца учебы в медицинском институте и двух лет учебы на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова,на Отделение психологии философского факультета этого же университета, училась четыре года с упоением. Мне все было интересно. Правда учили меня наши Великие Старики! А когда интересно (в этом-то все дело!), большой труд не уныл.,а в радость . Унылым были курсы по педагогике и марксизму-ленинизму, Ну у меня по ним и были 4-ки. А мнение студентов крайне важно изучать (впрочем как и преподавателей!) для коррекции и развития обучения. Обучение- это ведь очень тонкий и сложный процесс! Не мне Вам говорить о важности обратной связи для управления сложными процессами.
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемая Нина Аркадьевна! Спасибо за Вашу реакцию и ценное вложение. Конечно каждый преподаватель по своему собирает информацию,выстраивая свой канал обратной связи. Мне кажется ,что самым ценным является именно эта обратная связь,которую создает сам преподаватель,желая понять что получил студент от его курса лекций, семинарских и практических занятий. Но мне очень не по душе ситуации ,в которых студенты "выставляют" оценки (иногда прямые и лобовые да еще и по 5-балльной шкале) преподавателям,и эти оценки входят в систему определения рейтинга преподавателя. Мне это кажется по многим причинам неадекватным инструментом оценки деятельности преподавателя. Обязательно, используя корректные методики, надо систематически выявлять мнение студентов по всем аспектам образовательного процесса. Это очень нужная информация. Но профессиональная оценка деятельности преподавателя не должна основываться на лобовых оценках студентов.
    Последнее редактирование: 13 янв 2017
    Еремеев Б.А. и Низовских Н.А. нравится это.
  6. Низовских Н.А.

    Низовских Н.А. Локомотив

    Дорогая Елена Петровна, мы поставлены в такие условия. У меня нет готового решения на этот счет. Я не знаю, как это организовано в других вузах, не знаю, каков опыт зарубежных коллег. Для себя я приняла решение исходить из того, что есть. На мое отношение к учебной работе это анкетирование не влияет, и, надеюсь, и не будет влиять)))
  7. Магазанник В.Д.

    Магазанник В.Д. Локомотив

    Да, конечно, Елена Петровна, согласен с вами насчет процесса овладения , он действительно может быть интересен. Это я полемическую крайность написал. Здесь, однако, много но... Интеллект и педагогическое искусство преподавателя может сделать захватывающим любой предмет, в том числе марксизм-ленинизм (и ведь немало было таких!). То есть, содержание и его представление могут вполне не соответствовать друг другу. Примеров таких много.
    Но вот что касается обратных связей от студентов к преподавателям, здесь много тонкостей. Ведь идеальный преподаватель, с точки зрения студента, это тот, с кем не связаны большие усилия, кто склонен прощать многое.
  8. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Спасибо ,Валерий Дмитриевич,за согласие А вот с
    "Ведь идеальный преподаватель, с точки зрения студента, это тот, с кем не связаны большие усилия, кто склонен прощать многое." опять не могу согласиться.
    В "Вышке" два или три года назад первое место среди преподавателей по оценкам студентов занял молодой преподаватель ,не успевший еще даже защитить кандидатскую (не было времени!) и очень требовательный. Его самого удивил этот выбор студентов.
    Последнее редактирование: 14 янв 2017
  9. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Школьники –блогеры на «МЕЛЕ»
    1). http://mel.fm/2017/01/08/schoolchild_bloggers
    5 смелых школьников, которые ведут блоги на «Меле». Хорошо учатся, пишут дерзкие статьи и дают советы учителям
    2),Например: http://mel.fm/blog/alexandra-akelev...mechtayut-o-shkole-v-kotoroy-uchat-oshibatsya Школьница — о недостатках системы, где проще списать, чем разбираться
    Александра Акелева «Почему ученики мечтают о школе, в которой учат ошибаться»

    Мне кажется, что именно такая - содержательная и значимая- информация по каналу естественной (незапрограммированной ) обратной связи представляет действительную ценность. Полагаю, что традиционные опросники и анкеты на начальном этапе исследования блокируют такую информацию.
    Никитина И.А. нравится это.
  10. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Уважаемая Елена Петровна!

    Снова не могу пройти мимо поднятой Вами темы об обратной связи от студентов. Хочу обратить внимание на то, что для ее содержательности важен предмет - о чем она будет. Если стоит вопрос "Преподаватель глазами студентов", то явно предметом становится, в худшем случае, отношение студентов к преподавателю, в лучшем - его деятельность. Но важнее, наверное, не преподаватель, а организация образовательного процесса (которая не только от преподавателя зависит).

    Поэтому в нашем университете нам с коллегами удалось отстоять принципиальную точку зрения - обратная связь нужна и важна по поводу организации образовательного процесса по конкретным предметам, а не по поводу восприятия студентами преподавателей. И у одного и того же преподавателя результаты могут разительно отличаться по разным предметам.

    Еще очень важно то, как полученную информацию использовать. У нас был длительный опыт проведения опросов на своем факультете, своими силами. И результаты обсуждали на кафедре, думали, что нужно менять... Потом стали проводить такие опросы централизованно в вузе - и за общей текучкой дел информация стала теряться, анализировать и обсуждать ее на кафедре почти перестали.

    А один год у меня был факультатив, в рамках которого очень уместно было провести фокус-группу со студентами по результатам их ответов на анкеты. Все получилось очень согласовано - аргументировано подтвердили те выводы, которые можно было сделать из анализа количественных результатов. Именно этот опыт, к сожалению, у меня не описан в публикациях. А вообще много всего об этом написано.

    Прикладываю две статьи. В одной наиболее системно рассматривала вопрос об оценивании студентами учебного процесса. В другой пыталась анализировать возможности и ограничения обратной связи от студентов как ресурса совершенствования профессиональной деятельности преподавателя.

    Вложения:

  11. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Спасибо Ольга Петровна за участие в обсуждении и за файлы с Вашими статьями.
    А теперь мое мнение 1).Сначала по поводу этого высказывания:«Снова не могу пройти мимо поднятой Вами темы об обратной связи от студентов. Хочу обратить внимание на то, что для ее содержательности важен предмет - о чем она будет. Если стоит вопрос "Преподаватель глазами студентов", то явно предметом становится, в худшем случае, отношение студентов к преподавателю, в лучшем - его деятельность. Но важнее, наверное, не преподаватель, а организация образовательного процесса (которая не только от преподавателя зависит).
    Поэтому в нашем университете нам с коллегами удалось отстоять принципиальную точку зрения - обратная связь нужна и важна по поводу организации образовательного процесса по конкретным предметам, а не по поводу восприятия студентами преподавателей.»
    Убеждена, что не может быть никаких ограничений в «предмете» (теме, содержании) обратной связи, полученной от студентов. Мнение студентов в качестве обратной связи важно полезно и информативно – во многих смыслах- по всем ( и любому) аспектам образовательного процесса данного вуза (факультета ,кафедры и т.д.). Впрочем, как и всех остальных участников образовательного процесса. Важно, чтобы она, эта обратная связь, была методически адекватно и корректно обеспечена.
    2).Что касается поднятого мной вопроса на этой ветке, то я веду речь о том, что помимо традиционного метода опроса и анкетирования, неизбежно содержащего априорную программу вопросов по содержанию, а значит и программу ответов(это выразительно демонстрируется в Вашей первой статье),необходимо –особенно в начале первичного исследования- сформулировать вопросы так , чтобы студенты смогли свободно, полноценно и точно сформулировать свои мнения , представления и оценки по проблемам , которые они сами идентифицируют и называют.
    Мои коллеги по лаборатории ,начиная с середины 90-х годов, и я в период с(2002-2006 года) проводили именно такие опросы и нам в ответах наших студентов открылось целое пространство проблем, с которыми имеют дело наши студенты в процессе обучения на нашем факультете. И мои коллеги и я сформулировали ряд предложений, направленных на решение этих проблем,т.е. на усовершенствование образовательного процесса на факультете. Ссылки на работы моих коллег можно найти в моих статьях(Кринчик 2004-2014 http://istina.msu.ru/profile/elekrin/ в PDF ). Я считаю, что проблемы обучения ,идентифицируемые самими студентами- крайне важная информация и для преподавателей, и для руководства вуза.
    Последнее редактирование: 16 янв 2017
  12. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Хочу добавить существенную деталь. В октябре 2001года в нашу лабораторию "Психологии профессий и конфликта" поступил социальный заказ от тогдашнего зам. декана по учебной работе факультета психологии МГУ Т. Ю. Базарова начать лонгитюдное исследование на тему : Проблемы профессионального становления студентов в процессе обучения на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова" . После разговора с Т.Ю.Базаровым эту тему в лабораторию принес тогдашний зам.заведующего лабораторией В.Я.Романов.
    Последнее редактирование: 16 янв 2017
  13. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Елена Петровна, полностью согласна, что крайне важна открытость обратной связи от студентов!

    Однако и некоторая системность, наличие вопросов, оценочных шкал и т.п. бывает не лишней. И как раз в этом случае мне кажется очень важным фокусироваться не на восприятии преподавателя, а на образовательном процессе - я как раз на это хотела обратить внимание, так как раньше в обсуждении уже была поднята эта тема.

    Наш опыт показывает еще и то, что готовность студентов дать какую-то инициативную обратную связь, написать комментарий, проблему, пожелание и т.п. сама по себе не столь уж высока. Возможно, студенты в МГУ более рефлексивны, активны и инициативны, чем в провинциальных вузах... Но если они сами не готовы анализировать свои учебные проблемы, то содержание, которое мы задаем через вопросы - это еще и механизм опосредования: на что важно при этом обращаться внимание. И если мы спрашиваем о преподавателе - это один фокус, который неявно может поддерживать школярскую установку "интересны те предметы, по которым нравятся учителя". А если спрашиваем о содержании предмета, методах его изучения, доступности учебных материалов и т.п., то худо-бедно можем поспособствовать рефлексии по поводу его студента образования, а не восприятия преподавателя.

    Но, конечно, главное - чтобы любая обратная связь, а тем более - инициативная, была востребована!
  14. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Ольга Петровна, я о том,что два типа опросов, о которых здесь идет речь , не исключают друг друга, а должны сосуществовать друг с другом ,причем первый может подсказать тематику опросов второго типа.
    Что касается неготовности студентов к инициативной обратной связи, то необходима наша готовность инициировать эту их инициативную обратную связь. Карл Роджерс делал это ежегодно, читая в колледже курс психологии. В конце курса он давал студентам на дом открытые и в некотором смысле " свободные" вопросы и просил их приносить ответы на экзамен в закрытых конвертах, которые студенты отдавали ему,после того,как получали отметку за экзамен. (см. К.Роджерс , Д.Фрейберг "Свобода учиться" М. "Смысл" 2002)
    "Но, конечно, главное - чтобы любая обратная связь, а тем более - инициативная, была востребована! "
    -вот с этим я полностью согласна.
  15. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Елена Петровна, конечно, соглашусь, что любая обратная связь может быть важна.

    Но и наша готовность ее инициировать тоже много зависит. И от ценностей и личности самого преподавателя (много ли тех, кому близки идеалы Роджерса...), и от ситуации на кафедре, факультете, в вузе, да и в системе образования в целом. Ведь изменить что-то в своем курсе на основе обратной связи, как правило, возможно только в следующем учебном году. А сейчас подчас не известно, будет ли вообще какой-то курс через год (например, в магистратуре), и не сократят ли самого преподавателя... Не говоря уже о том, что при тех нагрузках, которые сейчас обычны для большинства наших вузов, силы на совершенствование работы со студентами мало у кого остаются... Но это, конечно, не повод опускать руки!)
  16. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    "Но это, конечно, не повод опускать руки! " С этим совершенно согласна, Ольга Петровна! Тем более, что как показывает мировой опыт внутриуниверситетских исследований (institutional research) этим должны заниматься специальные вузовские структуры( см здесь Кринчик 2014 файл на ветке от 28 декабря 2014 г " Саморефлексия вуза...") А иначе так и будем "хронически" заниматься реформированием системы образования.
  17. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Елена Петровна, вот со специальными структурами в вузах, которые поддерживали бы живые дела и их развитие, а не какую-нибудь очередную бюрократию - самая большая проблема... Для их создания предпосылок почти нет. На повестке дня - коммерциализация, да мировые рейтинги... Хотя, конечно, современный мир трудно предсказуем. Только на проявление каких-то не явных сейчас возможностей развития системы образования и остается надеяться. Ну и, конечно, прикладывать свои скромные силы.
  18. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Вы правы Ольга Петровна. Так живем.
    Меркулова О.П. нравится это.
  19. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Коллеги! Благодаря помощи Александра Борисовича Орлова,научного редактора книги К.Роджерса и Д. Фрейберга "Свобода учиться" даю точную ссылку и цитату с описанием опроса К.Роджерсом учащихся по окончании курса
    "Теория личности". Все это в файле. Всем ,кто "болен" проблемами отечественного образования очень рекомендую внимательно отнестись к этой книге. К.Роджерс ,-как у нас говорят об А.С.Пушкине- все сказал и давно!

    Вложения:

  20. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    А это пример человекоцентрированного подхода в деятельности учителя-очень горький, но с позитивным результатом.

    Вложения:

    Последнее редактирование: 19 янв 2017
    Никитина И.А. нравится это.