1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Онлайн-голосование по термину "Тестология"

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 19 май 2019.

?

Какое определение термина "Тестология" Вы считаете более приемлемым? (можно дать несколько ответов)

  1. наука о методах создания и применения тестов в самых разных областях

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. раздел методологии статистических методов измерения

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. раздел психометрии, посвященный методу тестов

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. междисциплинарная область, связанная с измерениями в психологии и педагогике

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. раздел общей метрологии - науки и технологии измерений в любой сфере деятельности

    (войдите для просмотра числа голосов)
  6. такой термин вообще не нужен

    (войдите для просмотра числа голосов)
  7. другой ответ или комментарий (просим тогда написать комментарий)

    (войдите для просмотра числа голосов)
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги!

    Сегодня к вечеру воскресного дня (19 мая), опираясь в том числе на замечания коллег из ЭСПП, я подготовил ШЕСТУЮ версию статьи "Тестология". Ее можно посмотреть ниже на этой ветке.

    Ваш АШ

    ======================

    По мотивам опроса-голосования.

    Уважаемые коллеги!

    Автор - Шмелев А.Г. - представил на Ваш суд проект статьи "Тестология" (для Википедии). В этом проекте используется наиболее общая и несколько вызывающая трактовка понятия "Тестология" - что это наука.

    При этом автор отдает себе отчет, что не все коллеги разделяют такой взгляд: некоторые предпочли бы более "взвешенное определение", а некоторые вообще считают нецелесообразным использование такого термина.

    Прошу Вас:

    а) Прочитать статью (на другой ветке в моем разделе "персональный блог Шмелева")
    б) Проголосовать - выбрать из предложенных вариантов или предложить свой вариант определения.


    Спасибо.

    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 19 май 2019
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Поучительный пример для нас поставляет термин "Текстология".
    Этот термин (в отличие от термина "Тестология") освещается в Википедии
    и вот какой определение мы находим:



    Текстология (от лат. textum — связь слов и др.-греч. λόγος — учение) — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей

    В связи с этим поясню еще раз мою логику действий:

    Если есть тексты, то возможна ТЕКСТология, да?

    Ну тогда давайте рассуждать по аналогии:

    Если есть ТЕСТЫ, то возможна и ТЕСТология, так?

    Другое дело: считать ли эту самую "тестологию" междисциплинарной методологией, основанной на прикладной статистике. Или "тестология" - это отрасль в системе психологических наук?
    Последнее редактирование: 19 май 2019
  3. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    поясню, почему я лично выбрал "особый ответ":

    а) чтобы не влиять своим голосом ни на результаты, ни на самих голосующих.
    б) без выбора какого-то ответа я технически не могу сам увидеть результатов
    голосования.



    А ниже решил процитировать свою реплику, которую написал по "мотивам голосования" в группе TESTbyTEST на Фейсбуке.

    Интересная ситуация возникает, коллеги. С точки зрения некоторых очень влиятельных модераторов нашей русскояычной Википедии получается, что "Тесты есть, а науки о тестах нет".
    Эту парадоксальную ситуацию я предлагаю обсудить. Собственно обсуждение на платформе ЭСПП уже началось.

    Кому не выгодно, чтобы сам термин "Тестология" появился? Ну догадайтесь, как говорится, " с трех раз". - Правильно очень не выгодно тем,кто тесты создает и распространяет, но без всякого соблюдение каких-либо принципов научной тестологии. Им выгодно, чтобы "психометрическое тестирование" осталось неким "частным случаем" - уделом каких-то чудаков, которые занимаются скорее прикладной статистикой и математикой, чем психологией, социологией или педагогикой.
  4. Уважаемый Александр Георгиевич, добрый день.
    Я проголосовала за первый и "другой" ответ. Первое определение тестологии мне кажется подходящим для Википедии, оно понятно любому читателю, то есть "человеку с улицы", и это очень важно. Вместе с тем полагаю, что данное определение можно было бы несколько уточнить.
    Например, примерно так сформулировать:
    "Тестология - это отрасль психологической науки, изучающая историю, методы разработки и условия применения тестов в разных сферах общественной жизни и на производстве с целью обеспечения их диагностической и прогностической способности, а также защиты человека от вреда, который может принести непрофессиональное использование тестов".
    Успеха!
    С наилучшими пожеланиями,
    Нина Аркадьевна
  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Нина Аркадьевна,

    спасибо Вам большое за поддержку и развернутый комментарий.

    Но...хотелось бы, чтобы мы - психологи - сами лучше осознали, с каким видением
    терминов "тесты" и "тестирование" мы сталкиваемся, когда ВЫХОДИМ В НАРОД.
    Я только сегодня вспомнил, что и раньше не раз сталкивался с настоящим
    КОГНИТИВНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ со стороны технарей (в частности,
    со стороны представителей компьютерных наук). Для них "тестирование" - это
    техническое тестирование, ну и от тестологии они ждут разговора о надежности
    в метрологическом смысле и т.п. Я сейчас дописал новый абзац в обновленную
    версию статьи - прямо в вводную часть.


    Вся деликатность ситуации заключается в том, что термин "тестология"
    покушается на такие вещи, как "когнитивный диссонанс" в голове у специалистов,
    привыкших ассоциировать слово "тесты" с определенными процедурами.


    Ваш АШ



  6. Уважаемые коллеги, думаю нам следует поддержать Александра Георгиевича в продвижении статьи о тестологии в Википедию.
    Вчера я задала поиск "тестологии" в Википедии. Получила ответ о том, что такой статьи нет (снимок с экрана_1).
    Прошла по указанным ссылкам. Нашла следующую скудную информацию (снимки с крана 2-4).
    Понятно, что этого недостаточно. Статья в Википедии о тестологии нужна.
    Создатели Википедии отреагируют на наши запросы о"тестологии", я думаю, правильным решением.
    С уважением,
    Низовских Нина Аркадьевна

    Вложения:

    Никитина И.А. и Попова О.С. нравится это.
  7. Александр Георгиевич, так ведь я о том же! Нужно написать такую статью для Википедии, чтобы всем (и неподготовленным тоже) стало ясно, что такое тестология. Ваш текст содержательно очень хорош (кто бы сомневался!), но он написан слишком научно, как для учебника. Для Вики нужно переработать стилистику и структурное оформление текста, привлечь к этой работе продвинутых филологов, которые умеют превращать научный текст в научно-популярный, в журналистскую статью.
    Я, как и Вы, порадовалась вчера тому, что есть, оказывается статья о "текстологии". Обогатилась прямо) Я не специалист в области филологии, но мне о текстологии было интересно и узнать, и читать.
    Вот и про нашу любимую, эффективно развиваемую Вами, тестологию нужно так написать: научно (как у Вас!), но вместе с тем просто, ясно, красиво и энциклопедично (Вики ведь энциклопедия).
    Энциклопедичность в Вашей статье есть, но она не очень видна из-за сложных речевых конструкций.
    Успеха Вам, Александр Георгиевич! Миссия выполнима. Буду поддерживать как могу. Например, снова спрошу у Википедии о тестологии)))
  8. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    ПРО МАГИЮ СЛОВ, КОТОРЫЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ НА "...ЛОГИЯ"
    (продолжение разговора по мотивам голосования)



    Психологи хорошо знают, что такое "когнитивной диссонанс". Несколько меньше популярен среди психологов термин "когнитивное сопротивление", но он быстро вытекает из представлений о механизме "когнитивного диссонанса" - ведь люди часто сопротивляются таким информационным воздействия, которые загоняют их в дискомфортное состояние "когнитивного диссонанса".

    Похоже, что я, предложив в Википедии статью "тестология", вызвал у некоторых людей настоящее "когнитивное сопротивление". Почему? - Эту поучительную ситуацию стоит осмыслить.

    Наука - это пафосное и для многих все еще "священное" понятие. Объявить какую-то область знания или какой-то подход "наукой" (приделав окончание "логия") - это большой вызов, который говорит о... непомерных амбициях автора. Как так - какая такая может быть "тестология"? Это что наука о приготовлении теста для пирогов, то есть раздел... "кулинарии"?

    Ну пусть будет "тестология", но.. разделом "психометрии" (или "психометрики"), а не самостоятельной наукой! - Это такая мягкая компромиссная скромная позиция. Но... ребята, давайте осознаем, что является неизбежным следствием этого компромисса - этого уважения к чужим "когнитивным диссонансам"? - Это означает, что мы - психометристы - тихо занимаемся своими чудацкими особыми "психометрическими тестами", а множество других создателей разных "ТЕСТОВ" (разные педагоги, медики,социологи, журналисты, технари и т.п.) живут спокойно своей жизнью и продолжают игнорировать общие ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОДХОДА К ТЕСТИРОВАНИЮ. Нет такой для них науки - тестология! Вот и хорошо! Каждый может громоздить любые тесты и обрушивать их на тысячи (а то и на миллионы людей). Например, сейчас будут измерять интеллект в поликлиниках - на предмет профпригодности, инвалидности и т.п. В ходе самых массовых медосмотров! С помощью чего, как Вы думаете? - С помощью тестов, о которых сами чиновники, принимающие решение, имеют весьма смутное представления, есть ли там какие-то признаки свежей проверки их надежности и валидности, насколько адекватны и не устарели тестовые нормы, кто на самом деле правообладатель, кто отвечает за методическое сопровождение.

    Очень удобно, когда тесты есть, когда массовое тестирование охватывает миллионы людей (выпускников школ, больных в поликлиниках, даже "лидеров России"), а вот научно-технологической методологии, которая бы регулировала отбор и применение этих методик - вот ее просто НЕТ! Почему? - Потому что слово "тестология" у нас вызывает консервативный протест. Ну как может быть какая-то "логия" в этом случае. Ну ладно, пусть теКстология будет, ибо ее объект "тексты". А вот тесты - не трогайте наши тесты! У нас свои тесты, а у вас свои!
    Последнее редактирование: 19 май 2019
  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Нина Аркадьевна,

    спасибо за понимание и поддержку самой идеи.

    Я именно этого и ожидал: что кто-то будет заходить, брать за основу мой текст, что-то в нем менять, упрощать какие-то формулировки, чем-то дополнять, что-то удалять. Обычный для Википедии рабочий процесс. Ну пусть удалят мою ссылку на нашу "Психометрическую школу", если посчитают ее коммерческой рекламой. - Это нормальный процесс!
    Но... просто тупое упорное удаление - это не процесс вообще!
    Это блокирование всякого процесса.


    Так что... "процесс НЕ пошел", как говаривал известный классик.
    Хотя он не применял в этом случае частицу "не" и говорил "Процесс пошел"...


    АШ


  10. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Коллеги, набрала я "Тестология" в Википедии, и он меня быстренько вывел на Вики словарь. Там вот такое филологическое определение ""наука, изучающая методы и приёмы применения тестов для определения способностей и других сторон личности человека"
    Низовских Н.А. нравится это.
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    НОВАЯ (шестая по счету) ВЕРСИЯ СТАТЬИ "ТЕСТОЛОГИЯ"

    Пояснение.

    Уважаемые коллеги, мы сегодня подробно обсудили ситуацию со Стасом Козловским по телефону. Я не уполномочен пересказывать некоторые "тонкости" насчет ситуации с удалением разных статей в Википедии. Главное другое: Стас убедил меня совершить еще одну попытку. При этом изменить следующее:

    1) Сделать статью покороче (хотя мне лично трудновато ее сокращать, но я попытался)
    2) Убрать спорные ссылки (которые могут вызывать придирки по типу "это реклама").
    3) Указать однозначно, кто первым ввел термин "тестология", кто еще обосновывал необходимость этого термина.
    4) Главное внимание уделить аргументам, почему понятия "тестология" не сводится к понятию "психометрия".
    5) Опубликовать как черновик и в режиме "закрытого обсуждения" (не в публичном режиме) пояснить для активистов Википедии, что именно изменилось в статье.


    Я потратил почти весь воскресный день, чтобы: 1) отыскать ссылки на первого автора, употребившего термин "тестология" (так и не нашел, ибо это произошло где-то в самом начале 20-го века; приходится ссылаться на доступный мне сборник 1928 года); 2) добиться сокращения статьи (не без сожаления я расстался со многими абзацами и ссылками) и выполнения других рекомендаций Стаса Козловского.

    Теперь прошу Вас, коллеги, еще раз посмотреть, что у меня получилось. Пока не уверен, что именно в таком виде стоит еще раз "лезть в Википедию". Все-таки объем великоват. Особенно много осталось пунктов в разделе "Библиография". А с другой стороны... как еще доказывать общезначимость. Нельзя оставить только работы психологов. Надо показать, что много педагогов об этом писали, что есть социологи, медики, филологи, технари...

    Есть радикальные решения и уступки с моей стороны. Ну, например, я убрал слово "наука" из определения.

    ===========================================

    '''Тестология''' (от англ. test — испытание, греч. logos — знание) - это теория и технологическая практика создания и применения тестов в самых разных областях, связанных с деятельностью и поведением людей. Тестология зародилась в рамках английской измерительной школы экспериментальной психологии в конце 19 века (работы Ф.Гальтона, Дж. Кэттелла). Но в настоящее время область тестологии кардинально расширилась: она развивается как прикладная междисциплинарная методическая теория на стыке психологии, педагогики, социологии, маркетологии, медицины, когитологии, компьютерных наук и технической метрологии. Эти разные сферы науки и практики обогащают концептуально-методический аппарат современной тестологии и при этом обогащают методический арсенал каждой из указанных наук.

    Существует более узкая трактовка тестологии как раздела в рамках [[Психометрии]] – теории и практики психологических измерений. Ниже приводятся аргументы и ссылки против такого сужение понятия «тестология». Если заменить этот термин на «психометрию», то это приводит к тому, что значительная часть гуманитарных специалистов в области педагогики, медицины, социологии, оценки персонала фактически не признают таких научных требований к качеству тестов, которые сформулированы как «психометрические свойства теста» - функциональные параметры надежности, валидности, репрезентативности тестовых норм. Эти свойства явно и неявно начинают рассматриваться как свойства, важные только для психологических измерений и психологической диагностики – измерения способностей и диагностики личностных качеств (черт характера, мотивации, социальных установок и т.п.). В то время как не только психологические, но и педагогические, и социологические тесты тоже должны обладать этими свойствами (В.С.Аванесов, И.Ф.Девятко, А.Г.Шмелев).

    Современные российские специалисты в области измерительных методов контроля качества образования (в области экзаменационных технологий) предпочитают использовать не термин «психометрия» (или «психометрика»), а термин «педагогическая тестология» (В.С.Аванесов, Т.М.Балыхина, В.А.Болотов, В.А, Векслер, А.Г.Войтов, Н.Ф.Ефремова, А.В. Мальцев, Е.А. Михайлычев, В.М.Кадневский, А.Н.Майоров, И.Д.Руднинский, С.А.Семеновская, и другие). Это не случайное, а сознательное терминологическое предпочтение, которое побуждает педагогов-ученых и педагогов-практиков с большим вниманием отнестись к освоению и пониманию основ научного подхода к тестированию – к тому, чтобы разрабатывать и внедрять тесты на основе научного подхода, научных процедур и критериев.


    '''История тестологии'''


    В многих работах по истории метода тестов (В.С.Аванесов, К.М.Гуревич, С.А.Семеновская, И.А.Цатурова) в числе основоположников научного подхода к тестированию называют прежде всего таких авторов психологических тестов на способности и умственный возраст (IQ), а также первых педагогических тестов, как Дж.Кэттелл, А.Бине, Л.Термен. Э.Торндайк. Хотя сами эти ученые фактически не использовали в своих трудах термин «тестология», их поправу называют «основатели тестологии». По-видимому, одним из первых изданий на русском языке, где очень активно используется термин «тестология» и «тестолог» является сборник 1928 года, подготовленный коллективом под руководством П.П. Блонского (См. «Тесты: теория и практика», 1928). Например, Анна Шуберт, написавшая для этого сборника главу «Книжная полка тестолога», является автором выполненного еще в 1909 году первого русского перевода теста Бине-Симона. К сожалению, самым драматическим образом бурное развитие российской тестологической науки было прервано в 1936 году в результате выхода печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Частичная реабилитация метода тестов состоялась в 70-е годы, но метод тестов рассматривался в эти годы лишь как частный случай «психологической диагностики». Полноценное возвращение термина «тестология» в России оказалось возможным только в 90-е годы, так как руководители КПСС так и не отменили постановление 1936 года до самого распада СССР в 1991 году.

    Научный подход к тестированию тесно связан со статистическими методами. Развитие методов обработки результатов тестирования стало важным источником в 20 веке для развития методов математической статистики и многомерного анализа данных. В 1923 году, еще за 2 года до выхода наиболее знаменитой работы Рональда Фишера (автора дисперсионного анализа и математической теории планирования эксперимента) Э.Мак-Кол, увековечивший свое имя созданием стандартизированной шкалы Т-баллов (применяется во многих знаменитых тестах, таких как MMPI, как шкала носящая его имя), писал: «Существуют прекрасные учебники и руководства по статистической обработке экспериментальных данных, но мало что можно найти по методам получения адекватных относящихся к делу данных, к которым применимы статистические процедуры» (цитируется по книге Д.Кэмпбелла в русском переводе, 1980). Во многом такие данные для статистиков стали вскоре поставлять именно специалисты по тестированию (тестологи-психометристы). Более того, многие такие специалисты совмещали в одном лице 2 роли – специалиста по тестированию и специалиста по статистике. Недаром основоположником корреляционного метода исследования считается Ф. Гальтон. В этом ряду уместно назвать Ч.Спирмена (ранговая корреляция), Л. Терстоуна (центроидный метод мультифакторного анализа), Д. Гилфорда (фи-коэффициент), Р.Кэттелла (регрессионные уравнения эффективности), А.Лазарсфельда (латентно-структурный анализ). Новый импульс к развитию анализа данных и теории математического шкалирования (калибровки шкал тестовых баллов) принесли в начале 60-х годов новаторские работы Георга Раша. Появилась шкала логитов. Модель Раша стала основой современной теории тестовых заданий (IRT) и обязательным элементом во всех университетских курсах в развитых странах – курсах по психометрии и теории тестов. Однопараметрический анализ результатов тестирования по модели Раша или двухпараметрический по модели Бирнбаума работают совершенно идентичным образом с любыми данными тестирования, будь-то собранные психологами, педагогами, социологами, маркетологами или медиками.

    Таким образом, ко второй половине 20 века к специалистам, разрабатывавшим тесты в совершенно разных областях, стало приходить понимание общих принципов по конструированию тестов, проведению и обработке их результатов.


    '''Ключевые принципы и методы тестологии'''

    Приведенная ниже концептуальная таблица призвана помочь становлению более логичных и дифференцированных представлений о том, какое место метод тестов занимает по отношению к другим методам оценки и диагностики психических свойств и знаний человека.



    Методы
    диагностики и оценки


    Предмет
    диагностики и оценки


    Общеобразовательные
    и профессиональные знания

    Психические свойства

    Тестовые
    методы

    Тестовые экзамены


    Психометрическое тестирование


    Нетестовые
    (экспертные)

    Экспертные экзамены

    Экспертная психодиагностика
    '''Метод тестов''' - это измерительный метод, который является стандартизированным по проведению и формализованным по обработке. Испытуемые (тестируемые, респонденты) получают один и тот же набор заданий (вопросов), или сходный набор, полученный с помощью алгоритма рандомизированной (случайной) селекции из большого банка заданий. Результаты тестирования – это баллы на количественной шкале. Методика тестирования может быть полностью компьютеризирована, то есть не требует ни на одном этапе проведения и обработки вмешательства человека - эксперта. Смешение двух независимых оснований классификации - предмета оценки (диагностики) и метода оценки (тестовый или экспертный) приводит не только к терминологической путанице, но и концептуально-методическим разногласиям между сторонниками и противниками метода тестов. Узкие специалисты, сфокусированные в своих познаниях и методических умениях только на одной из четырех клеток указанной таблицы, к сожалению, всегда отстаивают однобокий подход, препятствуя развитию комплексного подхода, основанного на таком сочетании измерительных методов (тестов) и экспертных методов (нетестов), который скрадывает (компенсирует) недостатки, присущие и тому, и другому подходу и дает возможность количественной (формализованной) интеграции результатов - тестовых баллов и экспертных оценок. В статье «Психометрика» в Википедии на английском языке не случайно упоминается в связи с тестологией такое понятие как «тестомания». В каждом стране можно найти тестоманов - «оголтелых сторонников тестирования» (готовых все методы свести только к тестированию), а также «антитестовую партию» - противников тестирования, настаивающих на запрете тестирования. Популяризация научного подхода к тестам должна способствовать смягчению этих противоречий.

    Ключевыми понятиями для общей тестологии являются функциональные параметры, оценивающие качество ЛЮБОЙ оценочной или диагностической процедуры в ЛЮБОЙ области их применения. Это параметры надежности, валидности и репрезентативности. В Википедии уже представлены статьи об этих параметрах тестов: [[Надежность психологического теста]], [[Валидность (психология)]], [[Репрезентативность]]. Стоит обратить внимание на следующее обстоятельство: статистические процедуры подсчета надежности теста (например, альфа-коэффициент Кронбаха) являются идентичными для психологических, социологических и педагогических тестов, а статья в Википедии названа более узко – [[Надежность психологического теста ]]. Это мешает правильной ориентировке начинающих специалистов в области педагогического тестирования, многие из которых могут придти к ошибочным выводам, что подсчет Альфа-коэффициента имеет отношение только к психологическим тестам, но не имеет отношения к педагогическим тестам. Вот почему крайне важно сформулировать общие приципы тестологии как междисциплинарной новой науки, четко очертить ее границы, сформулировать предмет и методы ее работы. Те же самые недостатки мы выявляем и в существующих в русской Википедии статьях про валидность, и репрезентативность. Статья «Валидность» написана психологом (опять-таки не общим тестологом и не касается педагогических измерений), а статья «Репрезентативность» написана социологом и касается главным образом маркетинговых опросов и может дезориентировать и психологов, и педагогов, не говоря про медиков. Эти факты ОБОСНОВЫВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ введения термина «Тестология» в настоящую энциклопедию. Это главный аргумент в пользу общезначимости данного термина.

    Отдельное ИТ-направление в области гуманитарной тестологии – это разработка инструментов автоматизированной подготовки (тестовых редакторов) и автоматизированного проведения тестов. Последние инструменты часто интегрированы с более мощными и универсальными cистемами LMS (Learning Managemen Systems, русский аналог этой аббревиатуры – СДО, то есть Системы Дистанционного Обучения). История создания СДО восходит корнями к сформулированной еще Скиннером в 50-е годы концепции программированного обучения. Но в последние годы сформулированы четкие критерии, разграничивающие измерительные и обучающие тесты. Обучающие тесты – это предмет дидактики, но не предмет тестологии.

    В области технической тестологии и технической диагностики дискуссия о научных основах тестологии в 21 веке по-существу только начинается. Простые идеи и методы однопараметрической метрологии (измерение веса, скорости, мощности, точности технических средств и т.п.) уже перестают оставаться единственными инструментами. Это связано с тем, что именно в 21 веке появились массовые сложные технические системы с элементами искусственного интеллекта, так что поведение таких систем изучить и измерить (протестировать) не намного проще, чем поведение человека. Пример такой дискуссионной методологической работы – это статья польского автора К.Brzezinski (2010).

    '''Современное состояние тестологической практики в России '''

    В 21 веке в России появились центры подготовки тестологов и соответствующие программы подготовки на уровне магистратуры ведущих вузов страны (ГУ ВШЭ, Санкт-Петербургский университет, РУДН). В некоторых таких программах в явном виде присутствует в самом названии термин «Тестология», в других употребляются термины «измерения в психологии и педагогике», в третьих присутствует термин «лингвотестология» (методическое обеспечение центров языкового тестирования). Базовые понятия психометрики и тестологии можно освоить дистанционно в ходе серии бесплатных (или практически бесплатных) видеолекций, вебинаров и дистанционных курсов на русском языке. В этих лекциях даются на вполне доступном уровне представления о методах обеспечения надежности, валидности, репрезентативности, этапах разработки и апробации научных тестов.

    Теория тестов лежит в основе подготовки заданий и алгоритмов обработки результатов «Единого государственного экзамена» в России. Главным оператором по проведению ЕГЭ является созданный в системе Министерства образования и науки Федеральный центр тестирования, а центром разработки заданий ЕГЭ является ФИПИ – «Федеральный Институт Педагогических измерений». На метод тестов опираются массовые программы по профориентации. Центр профориентационного тестирования при МГУ уже несколько лет, начиная с 2016 года, проводит бесплатную массовую акцию «Всероссийская профдиагностика». В последнюю такую акцию были вовлечено почти полмиллиона школьников России, прошедших профориентационное компьютерное тестирование на едином сервере.

    Среди общегосударственных проектов, в которых метод тестов нашел в Российской Федерации массовое применение, следует выделить конкурс «Лидеры России» (см. [[Лидеры России]] ). На дистанционном этапе этого конкурса стоит задача отбора относительного узкого круга в 2500 полуфиналистов (участников очных региональных полуфиналов конкурса) из широкого числа претендентов (около 200 тысяч человек в 2017 и свыше 200 тысяч в 2018 году). Метод тестов применяется в ходе трех дистанционных туров этого конкурса: А) тесты на измерение вербальных и числовых способностей, Б) тест общих знаний о России, В) тест управленческого потенциала.

    Определенные квалификационные (сертификационные) тестовые экзамены включены в программу квалификационных испытаний, которые проводят в ряде отраслей Советы по профессиональным квалификациям и созданные при этих советах центры оценки и развития квалификации (см. сайт www.narc.ru - официальный сайт Национального агенства развития квалификаций, директор - А.В.Лейбович). На указанной сайте можно найти ссылки на открытую процедуру предварительного квалификационного онлайн-тестирования.


    '''Веблиография'''

    (где еще в Рунете можно почитать о тестологии)

    1) Психологический словарь на сайте «Мир психологии»:
    http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=986

    2) С.Л.Плавинский (зав. кафедрой педагогики высшей медицинской школы и философии СПб МАПО)
    http://www.pubhealth.spb.ru/WHealth/testology.htm

    3) Векслер В.А. Возникновение тестологии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL:
    http://web.snauka.ru/issues/2015/05/48321

    4) Национальная психологическая энциклопедия:
    https://vocabulary.ru/termin/testologija.html

    5) Национальная педагогическая энциклопедия:
    https://didacts.ru/termin/testologija.html

    6) Видео-лекция «Тестология»:
    https://www.distanz.ru/feed/tezaurus/testologiya_13640



    '''Библиография'''

    Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании / Институт социологических исследований АН СССР. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 200 с.

    Аванесов В.С. Понятийный аппарат педагогической тестологии. // Педагогическая диагностика. – 2003, №2, с.33-38.


    Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е международное издание. - Спб: Питер, 2001. – 688 с. (именно эту книгу часто называют «Энциклопедия тестологии»).

    Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – Москва: РУДН, 2000. - 160 с.

    Батешов Е.А. Основы технологизации компьютерного тестирования. - Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. - 241 с

    Батурин Н.А., Курганский Н.А. Пособие по разработке тестов достижений. Тесты по учебным дисциплинам. — Челябинск - Санкт-Петербург, 2000. — 86 c.

    Батурин Н.А. и другие (всего 14 авторов). Российский стандарт тестирования персонала. – журнал «Организационная психология», 2015, 2, с.67 – 138.

    Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста. // Высшее образование сегодня. 2005, №4, с. 16-21.

    Войтов А.Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. М.: 2005. — 401 с.

    Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. - Вопросы психологии. 1980, с. 53-65.

    Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета 1998, - 208 с.

    Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – Спб: Братство, 1994. – 364 с.

    Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010, 2014.

    Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль в образовании. М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 263 с

    Кадневский В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук – Екатеринбург, 2006.

    Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-центр Лтд, 1994 – 284.

    Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. – М: Логос, 2010.

    Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980. – 391 с.

    Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-Центр, 2001. - 296 с

    Мальцев А. В. Тестология в образовании: вчера, сегодня, завтра. - Известия Уральского государственного университета, 2008, № 60. с. 7-14.

    Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология: научно-методическое пособие. - М: Народное образование, 2001. - 432 с.

    Пермяков О.Е., Максимова О.А. Основы технологии комплексной экспертизы качества педагогических тестов. Монография. – Томск: Изд-во ТОИПКРО, 2008. – 100 с.

    Раш Дж. Индивидуальный подход к анализу вопросов. - В сборнике "Математические методы в социальных науках". - М: Прогресс, 1973, с. 91-116.

    Рудинский И. Д. «Структурные основы тестологии». – Калининград: КГТУ, 2010. - 247 с.


    Семеновская С.А. Основы тестологии: учебное пособие для студентов по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» - Саратов, 2015. – 57 с.

    Тесты. Теория и практика. Сборник второй под редакцией М.С.Бернштейна, П.П.Блонского, А.М.Шуберт. - Москва: Московское тестологическое объединение при научно-педагогическом институте методов школьной работы, 1928. – 206 с.

    Фер М., Бакарак В. Психометрика. Введение. Пер с англ. – Челябинск: Издательство: Издательский центр ЮУрГУ, 2010.

    Цатурова И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. -Таганрог, 1969. -51 с.

    Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. — M.: Логос, 2002. — 432 с.

    Челышкова М.Б., Шмелев А.Г. Шкалирование результатов Единого экзамена: проблемы и перспективы. Вопросы образования», 2004, №4, с. 168-186.

    Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 624 с.

    Шмелев А.Г. Тест как оружие. – Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, №2, с. 40-52.

    Шмелев А.Г. Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. - Москва: Маска, 2013. - 688 страниц.

    Brzezinski К.M. On Conceptual Struggles over “Testing”. - IV Poznań Telecommunications Workshop - PWT 2010 1



    =========================

    ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ КНОПКА "МНЕ НРАВИТСЯ" (для лайка)

    Очень буду признателен за любые КОНСТРУКТИВНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
    Особенно - насчет сокращения каких-то абзацев (параграфов).
    Последнее редактирование: 22 май 2019
  12. Александр Георгиевич, по-моему, получилось прекрасно. Добротная энциклопедическая статья. Некоторая стилистическая шлифовка возможна, конечно. Но это уже отдельная история. На мой взгляд в оформление таблицы можно было бы внести изменение (предложение во вложенном файле). На Ваше усмотрение.
    С уважением и пожеланием светлого,
    Низовских Нина Аркадьевна

    Вложения:

    Никитина И.А. нравится это.
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Нина Аркадьевна,

    спасибо Вам большое за предложенную таблицу.
    Я ее вставил.


    С уважением,
    АШ