1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Опрос: Эмоциональный интеллект - это оксюморон?

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 22 фев 2021.

?

Как Вы относитесь к понятию "эмоциональный интеллект"?

  1. это оксюморон - парадоксальное понятие, которое безуспешно пытаются обосновать непротиворечиво

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. это маркентинговый трюк, позволяющий лучше "продать методику"

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. это разновидность интеллекта, позволяющего решать эмоционально-значимые коммуникативные задачи

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. нечетко определена граница между эмоциональным и социальным интеллектом

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. это утешительное понятие для тех, у кого слабо развито логическое мышление

    (войдите для просмотра числа голосов)
  6. это добротный современный незаменимый и практически-значимый диагностический конструкт

    (войдите для просмотра числа голосов)
  7. это смесь коммуникативных компетенций и способности к эмоциональной саморегуляции

    (войдите для просмотра числа голосов)
  8. особое мнение и-или комментарий (тогда предложите его и мы добавим к списку)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  9. некорректный перевод на русский язык

    (войдите для просмотра числа голосов)
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. Трухан Е.А.

    Трухан Е.А. Участник

    Многие зарубежные концепции эмоций (тот же Плутчик) включают когницию в качестве составляющей целостной эмоциональной реакции
    Низовских Н.А. нравится это.
  2. Трухан Е.А.

    Трухан Е.А. Участник

    У Плутчика

    Вложения:

    • img4.jpg
      img4.jpg
      Размер файла:
      61,7 КБ
      Просмотров:
      17
  3. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Активист

    Рискну и я добавить наглядность в попытке аргументировать тезис о небольшой роли когниций. В конце лекции Сапольски есть хорошие примеры по теории Джеймса-Ланге.

    Пастернак Н.А. и Хохлов Н.А. нравится это.
  4. Кисленко В.В.

    Кисленко В.В. Участник

    "Товарищи ученые, доценты с кандидатами!.."
    Что ж за ужасы вы тут сеете??

    "Поверяя алгеброй гармонию" вы же из психики все чувства повычеркивали!!!

    Как прозорливо подметил К.Г. Юнг в своей работе "Психологические типы":
    "… эмоциональные оценки, эмоциональные суждения и вообще сами эмоции могут быть не просто разумными, но и логичными, последовательными и рассудительными и в этом смысле точно такими же, как мышление.
    Мыслительному типу данный факт кажется странным, но он легко объясним той характерной особенностью, что при дифференцированной мыслительной функции чувство всегда менее развито, то есть является более примитивным".

    Эмоции - проявления чувств.

    Интеллект - в конечном итоге - комплекс принятия управленческих решений (по целенаправленному управлению психикой, и организмом в целом, в т.ч. при взаимодействии с окружающей средой).

    "Эмоциональный интеллект" - комплекс принятия решений, основанных на чувствах (а не логическом расчете); с эмоциональной оценкой, выражением и поддержкой.

    Простой и известный пример интеллектуально равнозначной альтернативы:
    женитьба по любви или по расчету.

    Нужны примеры по выживанию, основанные больше на чувствах? -
    Быстрое различение (с ощущением и пониманием): "свой - чужой", "друг - враг", "добрый - злой", "любит - не любит",.. - с соответствующим последующим поведением, включая активное выражение своих чувств для сближения, при необходимости.
  5. Кисленко В.В.

    Кисленко В.В. Участник

    заметность (различение, обнаружение, распознавание объектов);
    сеть значимости
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Валериан Владимирович,

    в целом хотелось бы с Вами согласиться в том, что выражение "Эмоциональный интеллект"
    надо трактовать именно так, как Вы предлагаете: "Как решения. основанные на эмоциях" (моя упаковка).
    Но... это будет ровно вопреки тому смыслу, который вкладывают в это понятие его основатели (!).
    Почитайте повнимательней труды Гоулмена и его последователей.


    Во-вторых, как Вы, наверное, знаете из курса "Общей психологии", что азбучной истиной
    для любого образованного психолога является различение, как минимум, трех типов
    эмоциональных явлений : аффектов, собственно эмоций и ... ЧУВСТВ. Я сейчас выделил
    чувства потому, что Вы, видимо, имели в виду именно чувства (что не имели в виду авторы
    концепции "Эмоционального интеллекта", насколько я в курсе). Чувства не появляются
    у ребенка от рождения, а являются продуктом сложного и ДЛИТЕЛЬНОГО
    процесса развития и социализации - процесса ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВ.
    Интересно, что в критических ситуациях чувства нередко уступают эмоциям и аффектам,
    но Чувства помогают подготовится к переживанию критических ситуаций и, если
    подкреплены Волей, то помогают выработать умную линию поведения (если есть
    время на подготовку). Извините, что вынужден здесь писать некие "прописные истины",
    но в последние годы я убеждаюсь, что все больше специалистов пишут так, как будто
    их никогда и не знали вовсе...


    С ув,
    АШ



    Последнее редактирование: 1 мар 2021
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  7. Кисленко В.В.

    Кисленко В.В. Участник

    Уважаемый Александр Георгиевич!

    Так, ведь, на самом то деле здесь нет никаких принципиальных и неразрешимых противоречий! И всё вполне соответствует реальности и здравому смыслу.

    Для начала позвольте поблагодарить Вас за весьма ценные ориентиры "куды бечь"! :)

    А, вот, "почитать повнимательней труды Гоулмена и его последователей", к сожалению, быстро не получиться.. Однако, как говорится, чтоб узнать вкус моря, не обязательно ж надо выпить всё море? Обычно достаточно нескольких капель.

    А какой из смыслов Вы имеете в виду?

    По английской Wiki, в статье 1998 г. "WhatMakesaLeader?" (Harvard Business Review. 76: 92–105) Гоулман определил EI как набор навыков и характеристик, которые определяют лидерские качества. ;)
    Но, судя по названию статьи, это больше похоже на ситуативное рекламное заявление.
    (И именно которое, как я понимаю, резко контрастирует с Вашими представлениями? ;) )

    К сожалению, у Гоулмена в книге "Эмоциональный интеллект" (Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.) не удалось найти краткого, четкого и емкого определения ЭИ. (При этом можно найти большой перечень составляющих).

    [Зато, кстати, есть ответ на очень интересный вопрос - что подразумевает Гоулмен под эмоциями?
    "Я пользуюсь термином «эмоция» применительно к чувству
    и характерным для него мыслям, психологическому и биологическому состояниям и диапазону склонностей действовать."

    И дополняет: "Существуют сотни эмоций, дополняемые их сочетаниями, вариациями, мутациями и нюансами. В самом деле, оттенков эмоций гораздо больше, чем слов для их обозначения."]

    Воспользуемся известным определением из Википедии:
    "Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач."

    В переводе английского варианта Wikiэто звучит так:
    "Эмоциональный интеллект (EI) [, эмоциональный коэффициент (EQ) и коэффициент эмоционального интеллекта (EIQ)] - это способность людей распознавать свои собственные эмоции и эмоции других, различать разные чувства и обозначать их соответствующим образом, использовать эмоциональную информацию для направления мышления и поведения, и регулировать эмоции, чтобы адаптироваться к окружающей среде."
    По-моему, самое удачное определение.

    И так ли уж сильно все это противоречит здравому смыслу,
    да и моему беглому определению?

    (Дополнительно поясню: просто хотелось бы: 1) существительное определять через существительное, и 2) если совокупность действий, способностей и навыков имеет системный и целенаправленный характер, то во главу угла и надо ставить целевую системность.
    Так, если имеется набор механизмов и ресурсов, предназначенных для обеспечения движения, то они в целом будут представлять "средство передвижения", а не простой перечень составляющих и действий.
    Аналогично, если есть некая системная совокупность составляющих [что-то] (напр., интеллект), совместная деятельность которых направлена на принятия решений и соответствующее управление, то это и будет в целом "комплекс (или система) принятия управленческих решений". И затем уже "на основе чего", "из чего", "за счет чего",..)



    По-моему, здесь Вы просто излишне придираетесь к конкретным словам.
    Математику можно разбить на арифметику, алгебру, высшую математику,.., однако все эти деления будут относиться к общей математической области.
    Также можно, а иногда и нужно выделять, и рассматривать отдельно - и резкие аффекты, и более плавно проявляемые динамические эмоции, и более устойчивые статические чувства, однако все они относятся к сфере чувств.
    И в вышеприведенном определении эмоций Гоулмена, и в определении EIвполне естественно и адекватно фигурируют те же самые чувства.


    Отнюдь. Устойчивые чувства начинают формироваться еще в утробе матери. И нарушение устойчивости приводит к беспокойству ребенка еще там. И резкое изменение устойчивого привычного состояния в момент рождения, как раз проявляется в аффективном проявлении чувств - крике ребенка. И в первые дни после рождения сенсорные ощущения влияют на чувственную сферу и проявляются в спокойствии или беспокойстве ребенка с эмоциональным проявлением недовольства. Как только начинает формироваться устойчивость зрения, ребенок ищет глазами и начинает узнавать мать, отца, потом все больше и больше проявляет чувства интереса, настороженности, более эмоционально активные дети быстрее и активнее проявляют эмоции и показывают ответную реакцию, формируются более устойчивые чувства любви, благодарности или неприятия с соответствующими эмоциональными и сенсорными проявлениями. И к году уже сформировано множество чувств и их проявлений. А уж к 3-5 годам чувственная сфера во многом сформирована и дальше корректируется и развивается с этого базового уровня. Разумеется, на скорость развития и качества чувств очень влияют внимание и умения матери и всех близких. Тут закладываются и основы социализации, которые отрабатываются и корректируются в процессе взаимоотношений со сверстниками - в яслях, в детсаде, во дворе.
    Весь базис формируется в дошкольном возрасте. И не случайно "дети-маугли", попав в человеческую среду в более позднем возрасте, уже не могут полноценно развиться, сколь длительно и напряженно их не воспитывай.


    Не уступают. :) Являются базой. На которой ситуативно и проявляются эмоции и аффекты. Это единый комплекс.
    Если человек обижен на весь мир или наоборот - счастлив от любви,
    то, поверьте, и эмоции, и аффекты будут совершенно разными.


    Помогают. Но есть еще и боевое самбо. ;)


    Специалисты ж должны следовать гуру и учебникам, по которым учились.
    А они все слишком разные.
    Всё ж, как обычно - на двух ученых - три с половиной мнения. ;)

    И то,- если специалисты... :oops:
    Последнее редактирование: 2 мар 2021
  8. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Интересная дискуссия и тема важная.
    Во многом согласна.
    Только вот бросилось в глаза:
    "Как решения. основанные на эмоциях" (моя упаковка).Но... это будет ровно вопреки тому смыслу, который вкладывают в это понятие его основатели (!).

    Это необходимо уточнить. Смотрите, здесь два варианта:
    1) решение купить дорогущие туфли, потому что ах! А наутро - зачем столько потратила?!
    Это было решение, принятое ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ эмоций.
    2) решение отложить разговор о предстоящих тратах на завтра, т.к. вижу, что муж пришел домой очень усталым и расстроенным, и ничего обсудить сегодня не удастся.
    Это решение, принятое С УЧЕТОМ эмоций.

    Слово "основанные" обязательно нужно уточнять.
    И тогда мы видим, что вариант 1) - противоречит смыслу, вложенному в ЭИ и говорит о низком уровне ЭИ,
    а вариант 2) - соответствует смыслу и говорит о высоком уровне ЭИ.
  9. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Мне отрадно видеть обращение к К.Г. Юнгу
    Осваивая новые неисследованные "территории", Юнг нащупывал те слова, которыми можно выразить результат многолетних наблюдений.
    Сегодня, в современной соционике мы называем сказанное здесь функцией "этика эмоций" - функция обработки информации об эмоциях людей.
    Это не сами эмоции, а именно мыслительный процесс: процесс осознания, оценки, принятия решений об эмоциональной стороне событий. Возвращаясь к компьютерной метафоре, можно сопоставить соционическим функциям некие процессоры, причем каждый отвечает за свою сферу обработки информации.
    В 18-м году я делала доклад на конференции, где показала, что понятие ЭИ и функция "этика эмоций", грубо говоря, об одном. В прошлом году был еще один доклад, где наш выпускник провел статистическое исследование и показал, что люди этических типов лучше справляются с задачами ЭИ.

    Почему оговариваюсь "грубо говоря"? Потому что совсем жестко приравнивать я бы не стала.
    ЭИ - в сложившейся на сегодня традиции о способности оперировать с эмоциями и о технологиях развития этой способности (эмоциональной компетентности). И упор на технологии здесь довольно серьезный. С их применением у нас на тренингах, например, участники показывают хорошие результаты.
    А "этика эмоций" - на данный момент больше рассматривается как функция в модели обработки информации, хотя ее (ее положение в модели) тоже нужно относить к природным задаткам человека и эти задатки можно и нужно развивать или "зарыть талант в землю".
    Кисленко В.В. нравится это.
  10. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Активист

    Коллеги, как быстро растет понятийный лес! Только начали про эмоции, и немедленно появляется мышление/решения/база/комплексы... Без всякой эмпирики.
    Можно же не подниматься так высоко и остаться какое-то время на уровне грешной земли понятия первичных эмоций (того же П.Экмана). Можно вспомнить про упомянутую в начале темы эмпатию. Есть нечто ей обратное - алекситимия.
    В нейробиологии есть интересные факты по РАС, фронтальной лоботомии в лечении шизоферении/депрессии/тревожности (и влиянию на эмоции), синдрому Клювера-Бюси (любителям психоанализа понравится), болезни Урбаха-Вите, и т.д.

    Какое лицо счастливое, какое печальное?

    upload_2021-3-2_21-35-14.png
    Последнее редактирование: 2 мар 2021
  11. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Тема про эмоциональный ИНТЕЛЛЕКТ, а не про сами по себе эмоции. Выше (на 1-й странице) было об этом.
  12. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Активист

    Ну, можно также сказать, что тема про ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ интеллект.
    Мне кажется, в этом есть серьезное отклонение от классических трактовое ЭИ:
    Не очень понятно, причем здесь "этика", как вообще можно связать "этику" и "обработку информации",
    Тут уже цитировали википедию, в ней есть 5 главных конструктов ЭИ, по Гоулману, я никак не вижу в них "этики эмоций":

    1. Self-awareness – the ability to know one's emotions, strengths, weaknesses, drives, values and goals and recognize their impact on others while using gut feelings to guide decisions.
    2. Self-regulation – involves controlling or redirecting one's disruptive emotions and impulses and adapting to changing circumstances.
    3. Social skill – managing relationships to get along with others
    4. Empathy – considering other people's feelings especially when making decisions
    5. Motivation – being aware of what motivates them.

    И мой вопрос так и остается без ответа: почему мышление является всепроникающим психическим процессом? Я понимаю здесь под "мышлением" преимущественно целенаправленную деятельность в форме осознанных рассуждений/решений. Мне больше импонирует точка зрения, что значительная часть психических процессов им не опосредуется, в том числе в эмоциональной сфере и в том числе в когнитивной сфере (есть понятия неосознаваемой когниции, неосознанного мышления).

    Если есть возможность, дайте ссылку. "Статистическое исследование" - всегда интересно.
    Хохлов Н.А. нравится это.
  13. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Это название функции. Если будет желание, с удовольствием разъясню.
    Пока же не поняли, о чем "этика эмоций", очень странно искать ее в 5-ти главных конструктах ЭИ, по Гоулману, согласитесь.
    Нужно сначала прояснить содержание.
    Не спешу отвечать развернуто, т.к. пока не знаю, есть ли интерес.

    Видимо вопрос не ко мне. Я не говорила о "всепроникающем".
    Но если вопрос связан с сопоставлением понятий мышления и интеллекта, то на 1-й странице писала об этом.

    Вот
    https://www.youtube.com/watch?v=YIi0i_Q86Xw
  14. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Активист

    Прочитал статью. Взаимосвязь обычно измеряется корреляционными методами, а не с помощью методов для сравнения 2 независимых выборок. Непонятна концепция, как и во многих других экспериментах.
    Если я правильно понял, получается, что автор статьи пытался найти разницу между группами, уже разделенными по какому-то признаку? Удивительно, если бы ее не было.
    Так делать нельзя и методы такие применять в таком исследовании тоже. Критерий t и критерий Манна-Уитни - это методы проверки результатов эксперимента (установления причинно-следственной связи), а у вас корреляционное исследование, о чем красноречиво говорит слово "взаимосвязь".

    При "этику функций" можно не объяснять. К сожалению, в соционике слова обрастают веером нетипичных значений. Этика для меня - это свод нормативных правил или учение о таких правилах.
    Последнее редактирование: 4 мар 2021
    Хохлов Н.А. нравится это.
  15. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Вопросы по статье к автору, не ко мне, конечно.
    Про сложности с названиями соционических понятий - понимаю. Неизвестным ранее понятиям необходимо было давать названия. Были попытки называть Х1, Х2 и т.д., но трудно запоминать, который из них о чем, были попытки придумать новые названия типа "мюрвисин", но это не прижилось.
    Математиков учат: "хоть горшком назови, только дай определение", и математик сначала вникнет в определение и будет понимать с этой точки зрения, а не с той, что у него была в голове ранее по отношению к слову, а не к явлению. С точки зрения строгой логики это абсурд.
    Соционика не является частью психологии, она основана лишь отчасти на психологических понятиях, но большей частью - на строгих законах.
    Поэтому мне понятно, насколько трудно психологам понимать непривычные вещи. Да что там понимать, отторжение вызывают. Я и не навязываю. Отвечаю на вопросы лишь тем, кто хочет узнать.
  16. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Татьяна Николаевна и Сергей Сергеевич!

    Я прослушал (просмотрел) этот видео-доклад Романа Коваленко.
    Вполне нормальное исследование конструктной валидности с той лишь
    оговоркой, что автор НЕ употребляет понятие конструктной валидности :(
    Очевидно, по той самой причине, по какой кандидаты технических наук
    НЕ знакомы с психометрикой - не прослушали базового курса "Психометрические
    основы психодиагностики". Кстати, редакторы многих ВАКовских российских
    журналов по психологии тоже могут быть слабо образованными в области
    психометрики. Увы, для России это типичная ситуация.


    В исследования взяли две психодиагностические методики:

    1) Методику экспертного соционического типирования,
    которая позволила разбить всю выборку на 2 дискретных класса - "этиков"
    и "логиков".


    2) Тест-опросник ЭмИн Люсина (довольно-таки прямолинейный и самооценочный
    опросник, но в этой области в целом не хватает более объективных тестов).


    Конечно, автор (Коваленко) не в курсе, видимо, что между бинарной
    переменной (логика-этика) и интервальными (градуальными) субшкалами ЭмИн
    можно было просчитать точечно-бисериальный коэффициент корреляции (ТБК),
    чтобы получить значение от -1.0 до +1.0, указывающее на плотность связи.
    Но в принципе критерий значимости различий, который автор применил,
    тоже можно применить - как первый шаг для обнаружения значимой
    связи. Сергей Сергеевич, поясняю Вам, что здесь нет методологической
    ошибки: наличие значимых различий между двумя классами на бинарной
    шкале - это вполне осмысленный сигнал о том, что присутствует значимая
    (ненулевая) корреляция. Просто Стьюдент или Манн-Уитни нам подсказывает,
    что ИМЕЕТ смысл считать после этого еще ТБК (точечно-бисериальную
    корреляцию). КОгда я увидел, как графически накладываются друг
    на друга две кривые распределения по самой сильно-дифференцирующей субшкале
    ЭмИн (распознавание чужих эмоций), то полагаю, что связь бинарной
    переменной "логика-этика" с этой шкалой, выраженная на языке
    корреляций, равна примерно 0,2-0,3 и вряд ли выше по плотности.


    3) Что такое конструктная валидность? - Это проверка гипотезы
    о том, что две разные методики из-за родственности измеряемых
    переменных (психодиагностических конструктов) должны давать
    скоррелированные результаты. В отличие от прагматической
    внешней валидности, этот показатель валидности дает нам
    определенные теоретически-значимые результаты, но не имеет
    сам по себе практической ценности. Уровень 0,2-0,3 можно
    интерпретировать как минимальный уровень связи для подтверждения
    валидности методики "экспертного типирования".


    4) Мне понравилось, как автор доклада спокойно констатирует,
    что соционическая сетка понятий (признаков, разделяющих 16 типов)
    НЕ является полной - не позволяет дифференцировать людей,
    способных к осознанию собственных эмоций и не способных
    к осознанию собственных эмоций.


    5) Вопрос к Татьяне Николаевна: а почему Коваленко не выразил
    значения по шкале "этика-логика" на градуальной шкале? - Это
    потому, что методика типирования всегда имеет в качестве
    результате отнесение только к полюсам, или к дискретным классам?
    А как же вероятностная мера принадлежности? - Та, которая
    порождает суждения типа "на 65 процентов логик и на 35 процентов этик"?

    6) Если бы я был рецензентом по отношению к этой статье, то я бы
    тоже рекомендовал редакции журнала эту статью опубликовать,
    но добился от автора устранения ряда терминологичеких неточностей
    в интерпретации полученных результатов.


    7) Наличие таких исследований создает почву для разговора на
    одном языке, но... автоматически не гарантирует, что этот язык УЖЕ
    найден.


    8) Роман Коваленко мне показался очень перспективным молодым
    исследователем. Я бы с удовольствием видел его на каком-нибудь
    нашем цикле занятий по психометрике. Например, на нашей ближайшей
    летней дистанционной психометрической школе. Он, как мне кажется,
    готов освоить программу такого курса лучше, чем средний психолог.
    В силу определенной базовой математической подготовки и наличия
    достаточно организованного мышления.


    9) При всем при этом ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ впечатлении от данного
    доклада, мы должны понимать, что в данном исследовании не поставлена
    задачи проверить, а в какой мере именно методика
    "типирование по соционической шкале Логика-этика" точней позволяет
    спрогнозировать высокий или низкий уровень способности к распознаванию
    чужих эмоций, чем, например, диагностика по четвертой шкале "Большой
    Пятерки" (эмоционально лабильные, сензитивные люди, как правило,
    тоже лучше распознают чужие эмоции, чем эмоционально стабильные,
    несензитивные люди). В контексте нашей дискуссии я бы в данном
    случае посоветовал на той же самой выборке провести тест "Большая
    Пятерка" и просчитать корреляции для шкал "Большой Пятерки" с теми же
    шкалами ЭмИн, а затем сравнить, какая из двух методик - "соционическое
    типирование" или тест "Большая пятерка" позволяют лучше предсказывать
    "распознавание чужих эмоций", "учет своих эмоций" и т.п. Но... еще важно
    при этом учесть, что опросник Люсина фактически НЕ измеряет
    ЭмИн как способность, а во многом сводится к самооценки испытуемым
    уровня своих способностей в этой сфере. Он является именно опросником,
    а не тестом.


    С уважением,
    АШ





    Последнее редактирование: 4 мар 2021
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  17. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив


    Александр Георгиевич, огромное спасибо за подробный разбор!
    Отвечу на вопрос ко мне.
    В соционике не принято выражать результат в процентах, да и этот процент никто обычно не вычисляет. По умолчанию принято, что если говорим "логик", то это значит, что логика у него сильная функция, а этика слабая, но она тоже обязательно есть. Как правая и левая рука - одна ведущая, другая тоже здоровая и работоспособная, но не такая ловкая, как ведущая. И степень развития у каждого своя.
    У меня есть методика, позволяющая "оцифровать" степень развития, применяю ее при организационном консультировании.

    Более важным в соционике является не процент, а положение функции в модели А. И тогда мы видим характер работы этой функции. Например, логика - не просто 65%. Логика делится на две составляющих: экстравертная и интровертная (как у Юнга), и у конкретного типа она занимает свои ячейки в модели. Например, у типа ИЛЭ: интровертная логика - творческая функция, а экстравертная - реализующая (работающая без слов на деле). При этом этика займет позиции слабых функций. Интровертная этика - точка наименьшего сопротивления ("болевая точка"), а экстравертная этика - активационная (мотивационная) функция.

    Все это применяется как в индивидуальном, так и в семейном и организационном консультировании. Не только для самопознания, но и для развития soft-skills, для подбора конгруэнтных способов выражения мыслей ("своих слов"), эмоций, организации действий и т.д.

    Понимаю, что сказала много незнакомых слов. При необходимости готова расшифровать.
  18. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Активист

    Посмотрел и видео. Вопросы остались те же.

    1) Любопытен оставшийся за кадром "автоматизированный" процесс расчета наиболее вероятного типа на основе мнений двух экспертов. И интересна степень согласованности оценок этих двух экспертов. Наверное, про измерения лучше в другой ветке.

    2) Александр Георгиевич, да, отчасти со статистикой автору повезло в этом случае, т.к. точечно-бисериальный r можно легко конвертировать из t и через аппроксимацию к нормальному распределению из U. Размах результатов r в этой работе - от 0,16 до 0,59. Но возражения у меня остались:
    а) Коэффициент ТБК является оценкой размера эффекта наряду с d Коэна, поэтому скорее он является критерием оценки степени различий, а не наоборот, т.к. на таких выборках значение p для двухвыборочных критериев будет мало и при не очень больших различиях.
    б) И корреляция, и двухвыборочные критерии считаются в 2-3 клика, экономия времени не очень ощущается, если вы про нее.
    в) Наконец, даже случайные выборки из одной популяции всегда отличаются ненулевыми различиями. А если большие группы разделить по какому-то признаку (любому), то ожидать отсутствия различий вообще не стоит. Поэтому для меня тут если и не методологическая ошибка, то лишняя работа при отсутствии нужной работы.
    Хохлов Н.А. нравится это.
  19. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Не возьмусь говорить за Романа.
    У нас, как и принято в сообществе, диагностируют тип 2 эксперта. Мы ведем каждый свой протокол, друг к другу не подглядываем) Когда версии сформированы и набрано достаточно аргументов, берем небольшую паузу и сверяем, обсуждаем. Если версии совпали - ок, если не совпали - обсуждаем аргументы и намечаем, что следует уточнить, какие вопросы задать, что понаблюдать.
    Прокофьев В.Г. нравится это.