1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Осторожно, психолог! И... экспресс-опрос на тему

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Шмелев А.Г., 7 окт 2015.

?

Укажите, почему, по Вашему мнению, психологи пропускают признаки душевных болезней?

  1. нет причины, так как нет проблемы; ничего такого не происходит

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. психологи плохо подготовлены в области медицинской психологии

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. психологи цинично ориентированы на получение денег от платных клиентов, нуждающихся в помощи

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. психологи не владеют психодиагностикой: не применяют даже стандартные психиатрические тест-опросники

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. другие причины (тогда просьба их назвать в комментарии)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  6. проблема неправильно сформулирована

    (войдите для просмотра числа голосов)
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Петр Всеволодович,

    по Вашему предложению я разделил эти ответы.
    В данном случае система позволяет это сделать даже при уже
    начавшемся сборе голосов.


    С ув,
    АШ


    Комков А.С. нравится это.
  2. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Александр Георгиевич, после Вашего постинга хочется задать всего один вопрос: "Где вы раньше были?".
    Где. Где, кто, когда описал эту схему, этот алгоритм работы? Я не зная его, сам собираю анамнез, сам провожу то, что сделал бы врач-психиатр, даже если он это делал. Если такового не делают мои коллеги - им достается от меня по первое число.
    Вроде бы я почитываю все, что касается практической психологии (что мне доступно), но о том, что Вы написали - читаю впервые.
    Мы можем долго спорить о терминах и что само
    по себе это выражение НЕ содержит однозначного смысла и может
    быть истолковано, как минимум, двумя различными способами:


    1) эта психотерапия, которую осуществляет не медик,
    2) это психотерапия, которую можно применять к клиентам,
    которые не являются больными, то есть к немедицинским случаям.

    Но это не существенно. трудотерапия осуществляемая хоть психологами, хоть педагогами, хоть сестрой-хозяйкой в ПНД - это древнейший вид немедицинской терапии, предложенный задолго до создания маркизом де Садом театра в тюрьме (тогда тюрьма выполняла функции ПНД). Естественно, практикующий психолог обязан знать и границы своей компетенции, и, хотя бы изредка, заглядывать за эти границы посредством чтения специальной литературы.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  3. Власова О.Г.

    Власова О.Г. Активист

    Недавно в "Шоколаднице" стала невольным свидетелем психологической консультации, проводившейся за соседним столиком. Психотерапевт был весьма убедительным и старательно отрабатывал свои деньги - нес что-то про детские воспоминания, травмирующий опыт и т.п. Но одного взгляда на девушку-клиента было достаточно, чтобы понять, что она находится в депрессивном или субдепрессивном состоянии и ей нужна, скоерее всего, медицинская помощь. Причем, чем скорее, тем лучше. Думаю, что самое вредное в психологах - не недостаток знаний, а категоричность и избыточная уверенность в себе и своей компетентности.
  4. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    "что самое вредное в психологах - не недостаток знаний, а категоричность и избыточная уверенность в себе и своей компетентности.".
    Так это от недостатка опыта и знаний. Вспомните свои игры "в школу". Как дети изображают учительницу? Они четко копируют внешнюю сторону профессии, а во внутрь заглянуть опыта не хватает. Дети легко играют роли учительницы, доктора. Взрослые - психолога.
  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Леонид Федорович и коллеги!

    На мой взгляд, мы все-таки медленно, но неизбежно должны подойти к осознанию необходимости ... профессиональных стандартов в оказании услуги
    "Психологической помощь". Несмотря на весь анархизм психологов.
    Как зафиксировать разумный опыт ответственных людей? Я не знаю
    другого пути кроме того, чтобы этот опыт воплотился в профессиональные
    стандарты и знание (хотя бы знание, не говорю про соблюдение) этих стандартов
    стало бы условием для оказания профессиональных услуг такого типа.
    Причем наличие внятного документа под названием "Стандарт" даже
    важнее, чем наличие "закона о психологической помощи". Собственно
    закон-то должен создаваться позже стандарта и должен содержать жесткий
    императив - "Изучайте Стандарт, коллеги!".


    В свое время наши ежегодные отчеты, в которых была описана
    модель функционирования "психологической консультации",
    просто утонули в каких-то "бумажных могильниках".... А надо было бы уже тогда
    (в 80-е годы) добиваться того, чтобы появился документ под названием
    Стандарт.


    Вы все, конечно, скажите мне, что Стандарт - это не панацея от всех
    бед! И будете правы! Но... всегда, когда такое утверждается, я выясняю,
    что оппоненты не слишком твердо усвоили из традиционной логики,
    чем отличаются "необходимое условие" и "достаточное условие".
    Стандарт - это, конечно, не есть "достаточное условие" (ибо нужны
    и хорошие РАБОТАЮЩИЕ образовательные программы, и толковые
    преподаватели, и опытные супервизоры, и благоприятные социально-
    экономические условия), но... Стандарт - это НЕОБХОДИМОЕ условие.
    Без него все остальные положительные факторы НЕ сработают.
    Как, впрочем, и он без них.


    Ваш АШ




  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ольга,

    а ведь ваш голос вполне корректно зафиксирован в результатах опроса - Вы названы в числе тех респондентов, которые указали "другие причины".

  7. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Александр Георгиевич, Вы не обращали внимания на возрастной диапазон у стандартизированного тест-опросника ММИЛ
    (применялась версия Березина и соавторов)?
    Хотя, это не так существенно. Я просматриваю заключения экспертов-психологов по судебной психологической экспертизе. Там у них один и тот же набор методик и для 6-ти летнего и для 14-ти летнего и для 40-летнего подэкмпертного. Ну о том, что обстоятельства и их участие в оных разные - тоже не существенно для "сертифицированного судебного эксперта-психолога".
    Последнее редактирование: 7 окт 2015
    Фризен М.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  8. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Коллеги, позвольте немного вклиниться в Ваше интересное обсуждение.

    Также как Оксана Георгиевна стала недавно свидетельницей тренинговой работы, когда психолог за 15-20 минут предложил помочь победить любой страх путем трансовых техник, внушения, аутотренинга и даже некоторого запугивания. Закономерно, что в результате несколько человек не смогли пережить эмоции, проработать проблемные моменты и в итоге произошли нервные срывы.
    У психолога не было опыта, а также не было профессионала-супервизора, который бы вовремя помог советом.
    Идея обязательной супервизии после окончания университета, на мой взгляд, имеет право на существование. Часто молодой специалист работает по интуиции, зная теоретический блок, "глаза боятся, а разговаривает" и надеется, что помогает.
    В любой профессии нужен старший товарищ, который помогает и удачно направляет, психология ведь не исключение.
    К сожалению, максимум из того, что мне довелось увидеть было обсуждение молодых специалистов друг с другом, так скажем, один из способов поделиться опытом и получить поддержку, хотя это, конечно, не так эффективно как помощь опытного профессионала.

    Также идея проходить что-то на подобии лицензирования для психологов кажется вполне реальной и полезной, хоть и очень затратной во всей смыслах слова.

    С Уважением,
    Виктория
  9. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Я согласна с Александром Георгиевичем - должен быть Стандарт в оказании услуг "Психологическая помощь". Для примера: в школах, несмотря на хорошие нормативные документы, часто творится "черти что". Когда начинаешь разговаривать с учителями с позиции образовательного Стандарта, ситуация меняется. С уважением, Н.А.Пастернак
  10. Картамышев А.Е.

    Картамышев А.Е. Участник

    Уважаемые коллеги, вы совершенно правильно говорите т об обязательном тестировании (вернее, о наличии батареи тестов), направленном на первичное выявление патологий.
    Кроме того, горячо поддерживаю обязательную скюупервизию и личную терапию.

    Но скажите мне, пожалуйста, много ли среди присутствующих людей, у которых есть хотя бы 100 часов личной терапии и 100-150 часов супервизии? Как принимать какой-то стандарт, если многие уважаемые в научном сообществе коллеги считают, что они сами способны разобраться в себе безо всякой помощи со стороны?

    Насколько я знаю, именно с этим столкнулись разработчики профессионального профиля - с тем, что "гранды" не попадают.
  11. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    Коллеги,я тоже убеждена,что нередко психолог поспешно интерпретирует случай и полагает,что может с ним работать,переоценивая себя.не очень понимаю специалистов,которые не считают важным опыт интервизий и супервизий...поэтому считаю одной из значимых причин ситуации,описанной АГ в вопросе,недостаточную рефлексию и сосредоточенность на клиенте,поспешное классифицирование случая и некую "многостаночность",когда специалист хватается за все случаи.вот и получается гонка за доходом и дискредитация психологов
  12. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    Да,мало у многих опыта супервизий и саморакскрытия...
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  13. Фризен М.А.

    Фризен М.А. Активист

    У меня ста часов и близко нет...
  14. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    А вот теперь, Александр Георгиевич, подключусь я. Со своим любимым "на грани фола". Если человек нормальный, то что ему делать у психолога? Деньги дарить ни за что? Нет ни одного нормального человека, что бы не справился с ситуацией сам. Если ему потребовалась помощь - это уже не норма. Социопатов брать в расчет не будем, но психопатов и акцентуантов в любом цивилизованном обществе процентов этак с 60 найдется. Меня всегда коробило от заявления И.В. Дубровиной, что психолог образования должен работать с нормальными детьми. Понимаю, что системы образования она не знала. Как и каждый гуру "организации психологической службы в ...". И из Вашего поста следует, что кроме профотбора большего от психолога не требуется, а все другие проблемы, как говаривал один иркутский психиатр: "Это к Ходосу. У больного что-то на чердаке". Любая проблема с неуспеваемостью в начальной школе, согласно исследованиям Ю.К. Бабанского - клинико-биологическая. Что, психолог не должен с таким ребенком работать? Семейные проблемы тоже вытекают из того, что один из супругов психопат, а второй попал под его влияние. Трутся, дерутся, но живут. Согласно А. Кемпинскому - для решения проблем ребенка надо искать корень этих проблем у взрослого. Просто ребенок - самое слабое звено с семейной системе. Амбулаторных гораздо больше, чем состоящих на учете. Даже среди преступников нормальных в нашем понимании нет. Пропуская через фильтр "нормальный"/"ненормальный" мы рискуем остаться без работы. Для нормального психолог, а тем более психотерапевт не нужен.
  15. Картамышев А.Е.

    Картамышев А.Е. Участник

    [​IMG]
  16. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Была сегодня с ребенком на школьной диспанцеризации: все школьники проходили через 2-х (?) психиатров. Спрашиваю у одной из лучших учительниц школы: зачем маленьким детям с дисграфией ставите двойки, зачем пишите диктанты по английскому на время, вы же расшатываете психическую устойчивость детей? Ответ: "Нам сверху спускают не поймешь какие тесты, если ребенок не справится, пострадаем мы. Поэтому подводим родителей к тому, чтобы таких (?) детей забирали". Я бы лично провела обследование на психическую вменяемость составителей школьных тестов, авторов ряда учебников...
  17. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Я как раз, вроде бы, о том и написал, что кто будет работать с проблемными детьми, если всех психологов ориентировать на работу с нормой.
  18. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Есть у меня одна одногрупница. Учились вместе. Теперь она доцент, к. псх. н. Переехала в Москву из Восточной Сибири. Как каждая провинциалка, сначала с трепетом относилась к профессионализму столичных психологов. Потом, как пишет, побывала у одного, другого, третьего. Села и подумала: "Чего я боялась?". Сейчас работает в частной клинике.
    Это я к супервизии. Да, возможно в Москве и Питере эта система и налажена. Только, как бюрократическая система. Уровень столичных (хоть первой, хоть второй столиц) психологов не выше, чем тех, что работают в провинции. Другое дело, что там налажена система поборов с коллег, к чему нас, провинциалов, то ли мозги, то ли воспитание, то ли еще что-то не подготовили. А уровень профессионализма у нас может быть и выше. Просто нам приходится иметь дело с менее рафинированным и продвинутым контингентом клиентуры.
  19. Дмитриев А.Е.

    Дмитриев А.Е. Участник

    Уважаемы Леонид Федорович! Позволю себе небольшой комментарий. Представляется, что само понятие "нормы" здесь не применимо. Что такое норма? Некое усредненное поведение? Как у большинства? Начнем с того, что проблема с успеваемостью вовсе не следствие ненормальности. Вспомним Эйнштейна, который учился из рук вон плохо. Или Пушкина. По своей социальной организации люди ближе всего, как это ни странно, к муравьям. Если бы мы взялись определять "норму" для муравья, нас ждало бы разочарование. Муравьи все разные, как и люди. Одним из них нормально быть фуражирами и каждый день тупо таскаться по тропинке туда и назад. Другим же такое занятия совершенно не по нутру, и с их любовью к странствия и поиску новизны, они становятся разведчиками (см. работы Жанны Резниковой). Если создать среднее из фуражира и разведчика, и этими усредненными особями заселить муравейник, он просто погибнет. Эти "средние" особи не смогут ни пищу доставлять, ни в разведку ходить. А ведь кроме фуражиров и разведчиков в муравейниках есть купольные рабочие, охрана, няньки, строители, пограничники. Так же устроены и мы, только врожденных вариантов еще больше. Если ребенок не учится, то это не он ненормален - это ненормальна школьная система, устроенная так, чтобы учить только небольшое количество из всех многочисленных вариантов "нормы". Причем лучшие варианты очень часто остаются как раз "за бортом". Задача психолога по возможности помочь ребенку приспособиться к ненормальному для него состоянию, в которое его погрузили, насильно отправив в школу. Да и вообще в школе из всех проблем ребенка проблема успеваемости - самая последняя. Это у учителей она первая, но психолог ведь не на учителей работает.

    Что касается преступников, то и тут понятие "ненормальны" не применимо. Некоторые из них в детстве имели СДВГ. Но далеко не все. Преступников объединяет одно общее свойство - они категорически не согласны работать и не потому, что испорчены или ленивы. Просто сама идея работы "на дядю" им отвратительна. В первобытном мире преступников не существует, нет ни полиции, ни судов, ни тюрем - там нет наемного труда. Наше общество становится ненормальным, человек порабощает человека - и появляется криминалитет. Преступники - определенный тип личностей, тип, который был востребован в прошлом, но который не может существовать в современном варианте человеческого социума. Возможно, задача психолога помочь этим людям хоть как-то приспособиться, чтобы прожить без тюрьмы и преступлений.

    Конечно, невозможно провести грань, где заканчиваются варианты типов личности и начинается патология, которую следует лечить только медикаментозно. Однозначно - во всех случаях бреда, галлюцинаций. Но, например, депрессии - это тоже реакция нормального организма на ненормальное общество, а потому оставляет поле деятельности для психолога, а не только для психиатра. Хотя ингибиторы обратного захвата серотонина тоже бы не помешали.

    Представляется, что психолог нужен именно тогда, когда мы имеем дело с вариантом нормы, которую общество "криминализовало". Психиатр же в тех случаях, когда патология будет патологией в любых условиях. Обычно это связано с серьезными нарушениями физиологии мозга, которые правятся таблетками.
  20. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Уважаемый, Александр Евгеньевич!
    1. Начнем с А.С. Пушкина. Да ниу по его биографическому описанию даже студент первого года обучения легко бы заключение выставил. Гиперактивность с дефицитом внимания. О том, что поэты умом не блещут - это ни для кого не секрет.
    2. Не пойму с какого такого вы нас в муравейник заманили. Там другая система координат. Не надо путать теплое с мягким.
    3. Простите за грубость (между нами, я редко извиняюсь, точнее вообще не извиняюсь и делаю для вас исключение), но эта байка "Если ребенок не учится, то это не он ненормален - это ненормальна школьная система, устроенная так, чтобы учить только небольшое количество из всех многочисленных вариантов "нормы". ". есть ни что иное, как классическая педагогическая некомпетентность. Она повторяется уже около века. Вы просто не компетентны в этом вопросе, как все, утверждающие, что "Нет плохих учеников - есть плохие учителя".
    4. Про преступные типы писали многие. Ч. Ломброзо и Сонди не ограничивают их круг. Но пойдем от противного. Что такое "снятая судимость"? Это что. Отбыл наказание или его часть по УДО и уже иной тип личности со всеми их физикальными и физиогномическими характеристиками? Стать преступником может любой. Это решит Суд. точнее судья, руководствуясь УК и ГК, и личным мнением. Есть группа преступлений, которые совершают субъекты с низким интеллектом. Есть сведения, что у преступников-рецидивистов их развитие отстает от нормы на несколько лет. Но, тот же садист-убийца, убивающий по приказу )военный, контрактник и т.п.) - не преступник, а, порой, национальный (или религиозный) герой.
    5. "Преступники - определенный тип личностей, тип, который был востребован в прошлом, но который не может существовать в современном варианте человеческого социума. ". Вы на Марсе имеете прописку и там постоянно проживаете?
    6. Про серотонин не буду. Мы оба в этом вопросе профаны.
    7. "Представляется, что психолог нужен именно тогда, когда мы имеем дело с вариантом нормы, которую общество "криминализовало". Вы, надеюсь, о теории стигматизации и навешивании ярлыков хотели написать? Если общество кого-то "криминализировало", то мы имеем дело с уже (при условии осознания им этой самой криминализированности") с деформированным, надломленным субъектом. И это уже не норма. Вот если как некая Евгения В. или ей подобные из своего кратковременного пребывания "там" делают пиар-компанию - таким психолог не нужен. Это норма. Хотя любой психиатр найдет у нее признаки демонстративной акцентуации. Но акцентуация - это почти как норма, если их около 60% по К. Леонгарду в любом обществе. Теперь прибавим к ним 12% психически больгых (это тоже постоянная статистика), то что останется для так называемых не психов не акцентуантов? Так где эта самая норма, с которой должен работать психолог?
    Нет, уважаемый, Александр Евгеньевич, вы должны работать с теми, кто нуждается в вашей помощи, а не определять некой "линейкой" или неким "лекалом" норма это или не норма. Хотя, как коллега редактор, я понимаю, что людей вы не видите. Мне же везет. Я иногда выбегаю в поле. То адвокат, то судья, то следователь пригласят как эксперта-психолога. Пока нюх не потерял.