1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

практические советы дипломникам

Тема в разделе 'Проблемы и идеи новых методов подготовки', создана пользователем Виноградов А Г, 3 май 2014.

  1. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Поскольку на Фейсбуке этот пост вызвал определенный интерес у моих студентов, решил его также разместить здесь, чтобы он смог принести пользу и другим заинтересованным лицам. Вообще неплохо было бы собрать здесь как можно больше полезного материала, помогающего студентам-психологам успешно справиться с непростой задачей проведения своего первого исследования. Например, это могли бы быть советы по поводу разработки собственной мини-теории, измерения, дизайна исследования, статистического анализа, интерпретации и написания текста работы. В дополнение к тексту поста привожу также ряд ценных комментариев моих коллег.

    ***

    Пишете дипломную работу и маетесь из-за прокрастинации? Дам совет: начните делать техническую работу, которую все равно придется выполнить, она не вызывает страха неудачи. Составьте список литературы, скомпонуйте приложения, создайте таблицы и графики. Из источников скопируйте базовые цитаты, сформулируйте основные мысли.
    Начните с выводов: напишите то, что будет в конце работы. Именно вступление и заключение читают в первую очередь, но часто на заключительную часть у дипломника уже не хватает сил и времени. Помните, что именно по этой части вы будете выступать, при этом время ограничено 5-7 минутами, так что не растекайтесь мысью по древу, это должно быть 3 четких и обоснованных положения, логически связанных с целями и задачами.
    Вступление часто пишется первым, долго и мучительно, однако только в конце становится понятно, о чем вы написали работу. Так что есть смысл отложить полировку вступления на самый конец.
    Не забывайте в методической части описать все малейшие детали того, что вы делали в эмпирическом исследовании. Вы будете удивлены, сколько текста у вас получится.
    В обзоре литературы между нарезкой мыслей мудрых классиков не забывайте сделать переходы из собственных размышлизмов, склеиваюших разрозненные цитаты воедино.
    При этом гипотезы можно сфомулировать очень просто: до проведения исследования напишите текст, который должен был быть написан по его результатам. Это будут "слабые тезисы". Теперь подумайте, что нужно иметь для того, чтобы такие результаты получить
    Не оттягивайте общение с руководителем до последней минуты - у него не останется времени вам помочь. Однако не забрасывайте его также кучей недоделанных фрагментов
    Выпишите все основные понятия, которыми вы пользуетесь (особенно те, которые упоминаются в названии работы, цели и задачах). Найдите подходящее вам определения в словарях и энциклопедиях (лучше не в Википедии!) и запишите их на карточках. На защите вам обязательно зададут вопрос "по понятиям", вот тогда карточки пригодятся
    Не пытайтесь в студенческой работе порешать все глобальные проблемы науки. Не комплексуйте из-за того, что работа не тянет на Нобелевку. Выберите интересный, но достаточно узкий аспект.
    Несколько технических советов тем, кто пишет квалификационные работы. Обратил внимание, что студенты вручную оформляют содержание, тратя на это кучу времени. Стоит добавить страницу или изменить форматирование текста, приходится вновь менять номера страниц. Обратите внимание, в Word есть специальная функция сборки содержания - достаточно помечать названия глав и разделов соответствующими стилями, а потом осуществить вставку содержания. При изменении текста содержание нужно обновить.
    Вообще не забывайте про стили - задав их, вы сможете быстро применить нужное оформление к тому или иному фрагменту, а при необходимости сразу поменять его по всему тексту.
    Приходится постоянно вводить один и тот же текст? Создайте автотекст: напечатайте слово или предложение, выделите и нажмите alt+F3, ввод. Теперь, набрав одну или несколько первых букв нужного фрагмента, нажимайте F3
    Оформление списка литературы может отнять много времени. Не хочется тратить много сил на ввод источников? Найдите электронный каталог библиотеки и вставляйте текст оттуда.
    Не любите заниматься форматированием текста в соответствии с "бюрократическими" правилами? В Ворде есть возможность создавать шаблоны документов со всеми стилями. Просто договоритесь с коллегами о создании такого шаблона.
    Добавили новый источник в список и по всему тексту приходится теперь исправлять номера источников в квадратных скобках? Нужно было воспользоваться перекрестными ссылками на номер абзаца. При обновлении списка литературы (сортировке, например), можно легко выделить весь текст и обновить значения полей перекрестных ссылок
    Не хотите вручную вносить исправления, которые сделал руководитель? Попросите его и рецензента комментировать и исправлять текст в электронном виде. Если включен режим внесения исправлений, то введенный и удаленный текст разных рецензентов будет отображаться различными цветами, а вы сможете применять или отменять исправления.
    Запутались в версиях своего диплома? Версии можно сохранять в одном и том же вордовском файле, при необходимости обращаясь к нужной!
    Перед тем, как напечатать окончательный вариант диплома, обязательно проверьте текст на предмет орфографических ошибок. Это не избавит полностью от них, но убережет от самых нелепых, которые часто портят впечатление от работы, потому что автор выглядит неграмотным или небрежным.
    И не забывайте делать бэкапы! Заведите себе дропбокс, посылайте его себе
    на разные адреса и т.п. Вирусы, поломки техники, перебои с электроэнергией и невнимательность после недосыпания могут сделать вас седым заикой

    ***

    Алла Коняева: "Хочу добавить. Я обычно все, что собиралась процитировать в параграфе выписывала на отдельные карточки. Их можно было несколько раз разложить в разном порядке, помедитировать над ними, когда складывался образ всего раздела после такой медитации - быстро уже писала И еще, моя любимая фаза - формулирование гипотез. На их основе можно было начинать задавать себе вопросы о том, как я это смогу смоделировать в эксперименте. После этого выстраивался инстументальный ряд.
    ... Кроме того такой формат позволит потом сформулировать живые гипотезы. Мне страшно обидно бывало, когда главная интрига работы, которой и я вляется гипотетическая часть, была пустой и мертвой.
    ... Кроме того, именно дипломная и курсовая - это редкая возможность похулиганить в науке - взяться за проверку гипотезы, которую не допустят проверять, например, в кандидатской - ибо там утверждают тему и могут сразу зарубить ее как неперспективную. Правда для этого нужно правильно выбрать себе найчного руководителя - отвязанного и любопытного.
    ... И вообще, надо приучить себя работать со словарями: по психологии, социологии, философии, толковыми, иностранных слов - это нужный навык на всю жизнь тем, кто хочет понимать о чем он говорит."

    Елена Злобина: "Вообще-то жизненный опыт подсказывает, что выводы писать сложнее всего, так что совет Александра Геннадиевича очень правильный, если вам удастся написать выводы, то в принципе работа готова. Однако тут есть одна опасность. Иногда выводы хороши и даже очень, но они явно провисают, в силу недостаточности подтверждений данными. И добавлю совет об актуальности. Мне приходилось и не раз замечать даже в диссертациях, не говоря уж о дипломах, что в обосновании актуальности уже обозначены не только задачи, но и результаты. Как бы автор сначала констатирует нечто как уже известное, а потом довольно много усилий тратит на то, чтобы в конце подтвердить то же самое. Так что, написав выводы, не забывайте потом о них, создавая вступление".
  2. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Александр Геннадьевич, можно добавить свой примерный план описания эмпирического материала, который я даю своим дипломникам?

    Я прошу следовать этому плану при написании каждого параграфа эмпирической главы, а параграф должен соответствовать одной задаче исследования.
    1.Задача, методика (назвать), показатели, которые вычислялись.
    2.Представление результата в табличном варианте (если таблица большая, то ее надо помещать в приложение, но на нее надо ссылаться).
    3. Представление этого же результата в графическом варианте (диаграмма, схема).
    4. Описание результата (констатация различий, связей и пр.).
    5. Интерпретация результата (объяснения, предположения).
    6. Сопоставление результата с данными других авторов.
    7. Выводы (сравнение с гипотезой).
  3. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Спасибо за дополнение, Ирина Павловна. Мне кажется, есть смысл как-нибудь все наши советы здесь проиллюстрировать, потому что студенам с их наглядно-действенным мышлением важно иметь какую-то "козу"
    Кринчик Е П нравится это.
  4. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Вот мои дальнейшие пояснения для студентов.
    В начале параграфа надо напомнить, какая задача сейчас будет рассматриваться. Начать, например, так: «В соответствии с такой-то задачей нашего исследования, нами был проведен сбор эмпирических данных с помощью таких-то методик на такой-то выборке испытуемых. Результаты помещены в таблицу № (см. таблицу исходных данных)». Затем надо сказать, какие математические преобразования с ними были проведены. Например, вычисление средних значений, ранжирование и пр. Надо четко объяснить, как вычислялся рассматриваемый показатель.
    Надо стараться помимо табличных данных представлять их графически. Это помогает лучше ухватить специфику результата. Это сейчас делается очень легко с помощью компьютерных программ.
    Всякая таблица или рисунок требует расшифровки. Для этого их надо называть. Сразу после рисунка или таблицы идет описание сути изображенного на них.
    Интерпретация предполагает высказывание собственных предположений по поводу полученных данных. Необходимо рассуждать по поводу проводимых сопоставлений разных данных.
    Сопоставление с результатами других авторов еще больше повышает качество работы. Понятно, что точно такую же работу никто не делал, зато есть много других работ, где эмпирически выявлялись подобные закономерности.
    Наконец, все это надо завершить выводом, который должен давать ответ на поставленную задачу и соответствующую гипотезу. Вывод не должен повторять описание полученных результатов. Он должен быть обобщенным.
    Кринчик Е П и Блохина С.И. нравится это.
  5. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Ирина Павловна, отличное пояснение, только я бы добавил несколько примеров, показывающих студентам, что такое это "Надо четко объяснить, как вычислялся рассматриваемый показатель", к примеру. Это нам с Вами понятно в силу опыта, а для начинающего исследователя звучит весьма неопределенно (увы).
    Кстати, Ирина Павловна, давно хотел написать какое-то пособие для студентов и молодых исследователей такого рода. Вижу, Вам тоже это интересно. Может, замутить такой совместный проект, испросив согласия у других коллег?
  6. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Александр Геннадьевич, в этом году я читала спецкурс для магистров «Основы научно-исследовательской работы», в котором разбирала с ними все этапы от выбора темы до защиты работы. В процессе поиска литературы для них я узнала, что существует много пособий в помощь дипломникам и магистрам. Они доступны в сети. Достаточно набрать в Гугле запрос: Как писать дипломную работу. Там всё есть вплоть до формы титульного листа и ГОСТов по оформлению списка литературы.

    В этой связи мне не хочется терять время на написание еще одного пособия. У нас на факультете тоже издавались подобные пособия.
  7. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    И Вы можете их с чистой совестью порекомендовать студентам, они Вас удовлетворили?
  8. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Бегло просмотрел пару ссылок, пока что это все не то. Я имею в виду отечественный аналог The Psychologist’s Companion: A Guide to Writing Scientific Papers for Students and Researchers, написанную аж самим Робертом Стернбергом. Выдержала уже пять изданий, кстати. Стернберг время нашел :)
    Кринчик Е П и Алексеев А. А. нравится это.
  9. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Александр Геннадьевич, каждый руководитель должен сам вначале просмотреть эти пособия прежде, чем рекомендовать их подопечным.
    Что касается всяких формальных моментов оформления, то я отсылаю своих дипломников к таким руководствам. А вот план описания эмпирики в этих пособиях отсутствовал, поэтому я его написала сама. Про культуру цитирования долго и нудно объясняю каждому новому курсу студентов.
    Еще я учу своих студентов на примере предыдущих работ.
    Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. :)
    Кринчик Е П нравится это.
  10. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Честь ему и хвала! :)
  11. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Кринчик Е П нравится это.
  12. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    богатыри, не мы (-;
    Шкуратова И П нравится это.
  13. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

  14. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Надеюсь, она не очень пессимистично оценивает состояние современной психологии? Вы не хотите перевести из нее отрывки и где-нибудь в журнале опубликовать? Наши исследователи, судя по их журнальным публикациям, очень нуждаются в таких советах.
    Кринчик Е П нравится это.
  15. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Очень критически, временами становится не по себе. Мог бы перевести, только вот тут я уже считаю такое занятие тратой своего времени - я и сам ведь могу нетленку написать :)
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  16. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Александр Геннадьевич, если критически, то и не надо переводить. А нетленку надо торопиться писать. Ждем. :)
    Кринчик Е П нравится это.
  17. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Ирина Павловна, вот как раз критические книги, как мне кажется, и стоит сейчас переводить в первую очередь. Мировая психология находится в кризисе (впрочем, перманентном). Самое время нам понять, какоц вклад мы могли бы внести
    Кринчик Е П нравится это.
  18. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Если кризис перманентен, то лучше говорить о тенденциях. Критика может быть разной: воодушевляющей на поиск новых научных путей и снижающей научную мотивацию. Я за первую.
  19. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    отечественных психологов любая критика (пуще всего потенциально возможная) демотивирует, увы.
    Шкуратова И П нравится это.
  20. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Участник

    Прочитал дискуссию в этом форуме. И мне кажется немного странным, что не упомянули APA Style. Я понимаю, что дипломная/квалификационная работа не обязана соответствовать "зарубежному стандарту", но все же он часто используется при публикации статей в журналах (поправьте насчет отечественных). Кроме того, в нем есть раздел Discussion (или как говорилось выше - Обсуждение результатов), который достаточно слабый у студентов (сужу по своему собственному опыту студента :) ).

    Также не считаю лишним пособие именно для психологов: есть своя специфика. Не могу говорить про качественные методы исследования, но если для количественных методов есть определенные "неписанные стандарты". Например, важна операционализация понятий, проверка инструментов на надежность и валидность (или если используются чужие методики, то упоминание об этом). Также нелишним будет раздел о статистике, например, такой:
    http://facelab.org/debruine/Teaching/Meth_A/files/Reporting_Statistics.pdf
    Однако я не видел похожий документ на русском языке. Впрочем, его несложно составить (готов подключиться!). Мне кажется, студентам нужны такие "рецепты".