1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Про декларативные теории и операциональные средства

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 26 апр 2020.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги, здравствуйте!

    Недавно (25 апреля) немалый отклик в большой ФБ-группе "Методология и история психологии" получила моя реплика про декларативные теории (около 100 лайков и множество комментариев, в том числе критических). Конечно, проблема размытых обобщающих понятий (по сути категориальных, осмыслительных понятий) имеет массу аспектов. И я вовсе не считаю эти понятия БЕСПОЛЕЗНЫМИ, как показалось некоторым критикам моего выступления. Сам, например, я много лет пытаюсь раскрыть эвристический потенциал для психологии такой весьма и весьма размытой категории как "конкуренция".

    Ну, признаюсь, что я немного сознательно сгустил краски, совершил определенный "наезд" на этот стиль работы в психологии - больше похожий на философствование и "шаманство", чем на научно-методическую и научно-прикладную работу с опорой на ясные МЕТОДИКИ. Сделал я это, конечно, ради провоцирования разговора, но главным образом - чтобы привлечь внимание к такому стилю работы, которые все еще не снискал широкой популярности у отечественных психологов, особенно у практиков.


    А речь идет о работе с опорой на определенные операциональные средства. К их числу в наше время можно, например, отнести всем известные и общепризнанные такие исследовательские инструменты как статпакеты и другие методы анализа данных. Но не только одними статпакетами жив психолог, ему полезно иметь в виду, что существуют... базы знаний. Простейший пример базы экспертных знаний - это специализированные словари психологических понятий, это информационно-поисковые системы по психологической периодике, основные на аннотациях к журанальным статьям с ключевыми словами и т.п. Так что разговор идет не только и не столько о компьютерных психометрических тестах (все от меня ожидают именно этого сужения темы), но разговор идет шире - о более широком репертуаре операциональных средств для работы психолога.

    Надо признать, что эти средства до последнего времени больше развиты для информационного обеспечения работы психолога-исследователя. Меньше вооружен психолог-практик. В случае практика что-то кроме диагностических популярных методик трудно вообще назвать.

    Но... такие средства появляются. И при своем появлении они тут же сталкиваются с ... непониманием и даже определенным протестом. Мы должны при этом понимать, что протест рождается даже против таких безобидных и казалось бы всеми признанных вещей как "словари". Ведь любой такой инструмент, в том числе словарь, отнимает часть "эксклюзивной экспертности" у живого поставщика психологического знания: клиент получает возможность обратиться к такому знанию "мимо" своего консультанта - напрямую, обращаясь к словарю, к энциклопедии.

    Но как же должен быть устроен профессиональный словарь, чтобы он усиливал именно самого специалиста, а не его визави - конечного пользователя, клиента?

    Мы - Центр-лаборатория "Гуманитарные технологии" - уже без малого 30 лет пытаемся создавать такие инструментальные средства и... сталкивается, в свою очередь, с непониманием, что эти средства, эти инструменты усиливают именно психологов. Почему так происходит? - Ленятся учиться, вот банальнейший ответ! А ведь только немножко поучившись можно понять, что такой, например, инструмент как словарь-конвертер ТЕЗАЛ (словарь личностных черт) не могут эффективно использовать клиенты, а только в руках умелого профи, освоившего работу с профессиональным инструментом, он может стать "усилителем экспертной силы".
    29 апреля мы объявили первый общедоступный вебинар "Открываем ТЕЗАЛ". Но... запись на этот вебинар пошла вяло. Понятно, что настроение на фоне карантина, уже утомившего изрядно, неважненькое. Делаю на это поправку, но... дело не в этом. А дело в тех самых "когнитивных барьерах", с которыми я хорошо знаком уже более 30 лет - с момента создания инструментальной системы поддержки принятия решений ПЕРСОПЛАН, системы сбора и анализа экспертных оценок ЭКСПАН, системы выбора профессий ПРОФПЛАН, системы диагностики когнититивной сложности ДКС, системы создания репертуарных решеток КЕЛЛИ, системы перевода личностных конструктов в факторные профили ТЕЗАЛ (!)...


    Да, есть огромные трудности присвоения операциональных средств для ЛЮБОЙ интеллектуальной работы. Недавние наши эксперименты насчет "топографического кретинизма" показали, что даже чтение карт - это не такой простой интеллектуальный навык. На ходу мы поняли, что ряд наших коллег с детства не освоили даже ... чтение двумерных матриц (не играли никогда в морской бой, не умеют быстро найти клеточку по координатам строк и столбцов, не практиковали чтение шахматных партий по координатной записи парных ходов шахматных фигур, отсюда беспомощность в работе с матрицами, системами координат, графиками функций и так далее, а вовсе не только с формулами). Вот корень многих "когнитивных барьеров"! Это ведь именно когнитивные, а не мотивационно-эмоциональные барьеры! Эмоциональный барьер под лозунгом "Это мне не дано, так как не получается" - это вторичное образование, а первичное - это столкновение с отсутствием базовых когнитивных навыков.

    Тем не менее, в 2019 году мы решили возродить ТЕЗАЛ. На этот раз как онлайн-систему. И надо сказать, что отклик от экспертного нашего сообщества прошлым летом превзошел ожидания. В коллективной работе приняло участие свыше 100 человек (!), причем 65 проделали полную программу и стали официальными зарегистрированными пользователями системы без дополнительной оплаты. Теперь настала пора "снимать урожай" - "пожинать плоды" этого труда. Мы должны показать, как с помощью этой системы можно исследователь смысловые параллели (общие свойств) различных факторных систем и моделей компетенций. Должны показать, как можно в своей собственном личном мастер-кабинете внедрить в эту систему новую систему факторов (личностных конструктов) или новую систему компетенций. Нужно проникнуться не просто отвлеченным знанием, а ощущением практической осуществимости и ЛЕГКОСТИ применения системы для ускоренного построения модели компетенций, например, - того, без чего невозможно реализовать подбор исполнителя на ответственную позицию путем сравнения его реального личностного профиля с эталонным.


    Что нужно для участия 29 апреля (в 19.00) в нашем бесплатном вебинаре? - Только адрес вашей э-почты. Если Вы пройдете регистрацию на этом форуме (а не просто прочтете это сообщение, будучи не зарегистрированным), то мы автоматически получим доступ к Вашему адресу. Надо только написать в комментарии "Да, буду участвовать" или даже просто поставить лайк. И тогда на почту 29 апреля Вам придет гиперссылка для входа на определенную ZOOM-конференцию.

    Ваш АШ

    P.S.1.

    Приложение. На двух картинках ниже показано, что как работает ТЕЗАЛ с эталонными профилями, которые он помогает реконструировать из свободных словесных описаний.

    Для лэндинга 1_0.png



    Эйчар-оценщик.jpg


    Очень симпатичные мне друзья и коллеги вчера пожаловались, что уже "устали от онлайна". Понятно, что устали не от самого онлайна, а от карантина и общей, связанной с ним обстановки в силу неопределенности будущего , вызывающего тревогу...

    Тем не менее, вопреки всему, 11 человек уже подписались на вебинар, который мы назначил на 19.00 29 апреля "Открываем ТЕЗАЛ". Можно было бы и так назвать: "ТЕЗАЛ, откройся". Может быть, так было лучше, как Вы думаете?

    См. на этой картинке, как выглядит автоматически построенный в системе ТЕЗАЛ профиль компетенций на основе словесного описания "эталонного эйчара-оценщика". Конечно, кому-то не понравится такая система комптенций. А где Вы видели такую, чтобы всем нравилась и подходила? Весь фокус системы ТЕЗАЛ в том, что она позволяет строить ЛЮБУЮ пригодную именно для Вас систему компетенций. И делать это очень быстро, зряче, осознанно, с опорой на понятные именно Вам (и Вашем заказчику-руководителю) слова - "личностные конструкты" и наименования деловых качеств.
    P.S.2



    ЧТО НУЖНО ИМЕТЬ, ЧТОБЫ ЗАРАБАТЫВАТЬ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН?

    Многие коллеги-психологи НЕ понимают, что для эффективного заработка в режиме ОНЛАЙН нужно иметь... профессинальные инструменты для такой работы. Многие пытаются опираться на стандартные средства- мессенджеры, движки видео-конференций, а остальное - это собственное искусство сделать изящное "ля-ля", приятное уху клиента.

    Но... нужны профессиональные онлайн-системы СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ для определенных целей, позволяющие получить убедительную для клиента профессиональную информацию, релевантную его запросу. А консультант должен помогать осмыслить эту информацию Таковы профессиональные онлайн-тесты (не путать с развлекательными). Таковы системы комплексной интерпретации различных тестов и наблюдений, какой является наша система ТЕЗАЛ-онлайн.

    О том, как построить с клиентом разговор с опорой на ТЕЗАЛ, и пойдет речь на бесплатном вебинаре 29 апреля "Открываем ТЕЗАЛ-онлайн".
    Последнее редактирование: 26 апр 2020
  2. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Тоже декларативное утверждение. На данный момент там значится: Лайков 92. Комментарии: 81 Поделились: 23
  3. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Леонид Федорович,

    я так понимаю, что Вы меня "уличили" в неточности, да? Но, признаться, в данном случае я к ней и не стремился, а с точностью до порядка не промахнулся, да?

    Что касается самого термина "декларативность", то он означает не только "приближенность и размытость концептуального поля", но имеет и другой, даже более важный семантический признак. Декларативность - это означает провозглашение позиции, за которым не следует реальных определенных действий. Это в какой-то мере "лозунговость". Например, этим часто пользуются политики-популисты в своей демагогической практике: они провозглашают, что строят "правовое государства", но из самого этого лозунга никаким образом автоматически не вытекают процедуры, которые гарантируют правовую защищенность населения. Это один из многих примеров декларативности. Когда, наприер, конституция страны превращается в пустую декларацию? - Тогда, когда ее статьи не подкреплены реально работающими более частными законами и ... законоприменительной практикой.

    Ваш АШ


    Низовских Н.А. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  4. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. Модератор

    Александр Георгиевич, это была просто шутка.
    Но была и вторая, скрытая цель: спровоцировать лайковую активность участников ЭСПП. На ФБ ваше сообщение мало кто из Форума ЭСПП посмотрел.