1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Профессиональные предпочтения студентов-психологов

Тема в разделе 'Хохлов Н.А.', создана пользователем Хохлов Н.А., 15 ноя 2019.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Весной-летом 2019 года мы с Екатериной Сергеевой (@Сергеева Е.А.) провели небольшое исследование профессиональных предпочтений и ожиданий студентов 1-2 курсов факультета психология МГУ имени М.В. Ломоносова.

    Тезисы приложены к сообщению; ссылка для цитирования:
    Хохлов Н.А., Сергеева Е.А. Профессиональные предпочтения студентов младших курсов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова // Развитие экспортного потенциала высшего образования: содержание, опыт, перспективы: материалы XI Междунар. учеб.-метод. конф. (Чебоксары, 25 октября 2019 г.) / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева, А.М. Шамсиева, Ш.А. Юсупова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. - С. 286-290.

    За сухими цифрами я вижу минимум два момента, которые хотелось бы обсудить.


    Во-первых, на 1 курсе 17,5% студентов считают, что у российской психологии свой особый путь, который не должен совпадать с путём развития мировой психологии. На 2 курсе согласных с этим утверждением уже 39,3%. Моё личное мнение таково: не может быть никакой "российской психологии", любая наука - это всегда часть мировой науки. Очевидно, что увеличение более чем в два раза доли студентов, полагающих, что у российской психологии свой особый путь, является результатом педагогического воздействия. Иными словами, студентов действительно так учат, поэтому они так и считают. Вот здесь вопрос для дискуссии к участникам форума. Насколько, на ваш взгляд, это правильно?

    Во-вторых, обучение на факультете психологии вызывает наибольший интерес у тех, кто желает сближения психологии с гуманитарными науками (отдаления от естественных наук). Соответственно, студентам, желающим сближения психологии с естественными науками, не так интересно учиться на факультете психологии. И здесь второй вопрос для дискуссии. Насколько правильным представляется ориентация на сближение психологии с гуманитарными науками? Нужно ли больше показывать студентам близость отдельных отраслей психологии к естественным наукам? Или психология действительно гуманитарная наука и все естественнонаучные проблемы надо просто вывести из её предмета и отдать другим наукам?

    Кстати, преподаватели факультетов психологии из других вузов могли бы провести аналогичный опрос среди своих студентов и представить здесь результаты. Интересно, являются ли эти закономерности специфичными для МГУ, или воспроизводятся на любых студентах-психологах.

    Вложения:

    Последнее редактирование: 15 ноя 2019
  2. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Спасибо! Мне всегда была интересна эта тема, к сожалению, на содержательный ответ нет сейчас времени. Отвечу чуть позже;)
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Итак, как и обещала пишу более развернутый ответ. Пытаюсь. Думаю, что у отечественной психологии не может быть какого-то особого пути. Если у нас особый путь, тогда и в других странах -тоже особый путь, выражающийся в разной степени интереса ученых к тем или иным проблемам. Все. Наука без взаимодействия ученых из разных стран, без учета мирового опыта - это "Научно-исследовательский кружок."

    И в региональных вузах, например, в Екатеринбурге, по моему впечатлению, на самом деле мало говорят об особом пути. Есть повторяющееся "мы отстаем на сто лет". Так было несколько лет назад. Не думаю, что это сильно изменилось
    Хохлов Н.А. нравится это.
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Забыла вчера написать, что да, многие студенты очень часто удивляются и даже возмущаются наличием дисциплин естественной и математической направленности. Меня всегда это удивляло: ведь при поступлении на психологический факультет требую результат экзамена по биологии, часто по математике. Логично было бы предположить, что анатомия, физиология и математика будут преподаваться. Видимо, это надо твердить и твердить абитуриентам....:rolleyes:
    Хохлов Н.А. нравится это.
  5. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Вложения:

    Завоеванная Н.С. нравится это.
  6. Калугин А.Ю.

    Калугин А.Ю. Участник


    Очень интересные вопросы для дискуссии. Работая в провинциальном вузе, периодически задумывался (и задумываюсь) над тем, куда мы движемся и зачем? Чтобы не уходить в философские дебри, постараюсь быть ближе к озвученным Вами вопросам.

    1) Является ли российская психология частью мировой? Думаю, что да, особенно в последние десятилетия открытого взаимодействия. Однако значит ли это, что нет "российской психологии"? Корифеи отечественной психологии выдвигали довольно оригинальные идеи, которые долгое время задавали вектор движения научной мысли в СССР, а затем в России (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и многие другие). Это как российские психологические школы: вроде бы все они составляют "отечественную психологию", но при этом каждая имеет свое лицо. Все мы россияне, но это ведь не отменяет Ивановых, Петровых и Сидоровых, с их семейным своеобразием.

    2) У нас многие студенты желают стать практикующими психологами и тоже удивляются засилию матстатистики в психологии, жалуются на малое количество практикоориентированных курсов, жаждут конкретных психологических инструментов для работы с клиентами. Но также есть студенты, которые интересуются наукой, те, кому интересна статистика, исследования в психологии (их горадно меньше, конечно). Возможно, это согласуется с потребностями общества: обществу нужны психологи в школах и детских садах и нет большой потребности в психологах-ученых. Было бы здорово, если бы психолог сочетал в себе и ученого и практика, тем более, что во многом практик тоже проводит исследование, погружаясь в психологию клиента; а школьный психолог регулярно проводит психодиагностику и обязан иметь представление о надежности и валидности тестов. Но возможно ли усидеть на двух стульях, это ведь двойные энергозатраты? А кто вложится, тот вряд ли захочет работать школьным психологом за копеечную зарплату.

    Есть и другая сторона у этого процесса: чтобы заинтересовать наукой важно создать среду, в которой все пронизано наукой. Но это уже другая история...
    Еремеев Б.А. и Шмелев А.Г. нравится это.