1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Самое время понять, насколько удачным является открытый онлайн-курс ПСИХОДИАГНОСТИКА

Тема в разделе 'Общие вопросы', создана пользователем Шмелев А.Г., 17 мар 2020.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ну вот, коллеги, в связи с коронавирусом COVID-19 в фокус
    внимания общественности попали свыше 500 открытых дистанционных
    курсов, созданных для студентов в РФ по различным дисциплинам
    и рекомендованным на сайте Минобрнауки:


    Обнаружился курс по дисциплине ПСИХОДИАГНОСТИКА,
    подготовленный в Томском госуниверситете Петровой Валерией Николаевной:


    https://openedu.ru/course/tgu/PHYCHO/

    Я зарегистрировался, чтобы познакомиться с курсом.

    Но оказывается, что занятия прошли в прошлом семестре
    и завершились в декабре, а сейчас курс не доступен (!).


    Попробую, если найду время, связаться с Валерией Николаевной.
    А может быть, кто-нибудь еще что-то об этом знает и сообщит
    о качестве, если познакомился.


    Я пока не понял, как у нас (в стране, в Минобрнауки) организовано было рецензирование
    таких курсов...


    С уважением,
    А.Г.Шмелев
  2. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Указанную по ссылке страницу посетил. Что представляют онлайн-курсы не в курсе (не проходил), но осуждаю. Психодиагностике надо обучать лицом к лицу, а не через монитор. Хотя, на что только не пойдут люди ради "Золотого тельца"?
    Никитина И.А. нравится это.
  3. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Сама по себе программа представляется вполне разумной, но идея обучения психодиагностике в онлайн-режиме за 10 недель, да еще всем специальностям от психологии до юриспруденции по одной и той же программе, да еще без базовых знаний психологии и математики в качестве обязательного условия для прохождения курса... адекватных слов для такой практики у меня нет.
    Мне представляется, что главное, что необходимо формировать в рамках такой программы - это осознание границ собственной компетентности. Но с этим у нас обычно плохо.
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    давайте не спешить с категоричным осуждением.

    По моим представлением существуют 2 разных компонента в курсе "Психодиагностика":

    1) Психометрические основы - этим вещам можно обучать дистанционно и во многом формализованно.

    2) Практика применения методик - здесь требуется как минимум смешанное
    обучение, с обязательными элементами "живого общения" (в режиме синхронного
    диалога, пусть и дистанционного).


    Но... хотелось бы, чтобы мы сами не путали 2 вещи:

    АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ обучение и ДИСТАНЦИОННОЕ обучение.

    Второе подразумевает в настоящее время тоже вполне живое общение,
    например, в формате телеконференции. "Обнюхивать" и "общупывать" при этом студента
    НЕ надо, но, конечно, полноценный режим - это видеть его выражение лица
    в динамике...


    Я пригласил Валерию Николаевну для обсуждения ее "детища" здесь
    вместе с нами. На знаю, как работает ее почтовый адрес, опубликованный
    на сайте Томского госуниверситета.


    Ваш АШ
    Шкуратова И.П. нравится это.
  5. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Не имею ничего против онлайн-обучения как такового, более того, если проводить полноценные вебинары, то вряд ли они будут менее эффективны, чем оффлайн-обучение: ведь при большом желании можно и "выражение лица в динамике" обеспечить. Но для того, чтобы это полноценно работало, нужны онлайн-занятия в малых группах с полноценной обратной связью, элементами супервизии, адекватной подготовкой и мотивацией слушателей. Хорошо, что в курсе предусмотрены задания на интерпретацию, но неизвестно, сколько их и насколько они серьезны. А учить вместе психологов и юристов... в общем, я уже все сказала.
    Чупров Л.Ф. и Никитина И.А. нравится это.
  6. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Имею личный опыт прохождения онлайн-курсов для всех желающих в областях, близких к психологии. Первый из них в общем, себя оправдал, с учетом того, что никаких дипломов и сертификатов не давали, каждый взял от него, сколько мог. Второй был катастрофой, мне даже не денег было жаль, а стыдно за свою доверчивость и обидно, что я ошиблась в ведущем, которого лично знала.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я с конца 2019 года веду свой авторский курс "Общие основы психодиагностики и тестологии" в Высшей школе "Среда обучения" (https://istina.msu.ru/courses/259662088/). В качестве дополнительных материалов как раз рекомендую лекции В.Н. Петровой (но не только их). Курс очень короткий - 6 вебинаров по 1,5 часа. Но этого достаточно для объяснения классификации психодиагностических методов и основ психометрики. На остальное курс и не претендует.
  8. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, мне удалось познакомиться с содержанием курса (был доступ к материалам).
    Я бы НЕ рекомендовал данный курс, при всем уважении к автору курса. Не увидел я в нем, ни баланса
    между психометрикой и практикой применения методик, ни оба компонента по отдельности. К моему сожалению.
    Высказываюсь крайне субъективно.

    Может быть, не для психологв такой курс по содержанию подошел бы, например, педагогам, но никак не
    психологам.

    Шмелев А.Г. нравится это.
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я в качестве дополнительных видеоматериалов также рекомендую лекции В.В. Сысоева

    Лекция В.В. Сысоева (д.психол.н., профессор) «Предмет психологической диагностики»


    Лекция В.В. Сысоева (д.психол.н., профессор) «Методы психодиагностики и профессиональные аспекты в работе психолога»


    Лекция В.В. Сысоева (д.психол.н., профессор) «Основы дифференциальной психометрики»


    Лекция В.В. Сысоева (д.психол.н., профессор) «Психометрические основы шкалирования в психодиагностике»
    Попова О.С. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  10. Калугин А.Ю.

    Калугин А.Ю. Участник

    Возможно, выскажусь немного "в сторону" от основной темы, т.к. с данным курсом ("Психодиагностика" за авторством В.Н. Петровой) не знаком, но хотел бы встать на защиту онлайн-курсов. Мне кажется, открытое образование - это одно из лучших достижений цифровизации. Когда любой желающий, имея достаточный уровень мотивации, может бесконечно повышать свою компетентность. "Рецензентом" в определенной степени выступает "мудрость толпы", когда народ голосует ногами за тот или иной курс. Лично меня восхищает возможность учиться у высококлассных специалистов в своей области, не взирая на границы между странами и на уровень собственного материального благосостояния. Это, действительно, очень дешево, часто бесплатно, если нет необходимости в получении сертификата (да даже сертификаты достаточно дешевы). Меня не пугает, что какие-то курсы будут плохи или не интересны, тогда я их заброшу вскоре после начала, возможно, что и другие слушатели поступят также и это отразится на рейтингах, отзывах, количестве "лайков". Впоследствии это позволит отбирать качественные курсы и не тратить время на слабые.

    Мне кажется, есть еще один плюс у онлайн-курсов в сравнении с традиционной системой. Когда ты читаешь лекцию или ведешь практическое занятие с группой в 15-20 человек, то уровень ответственности и страх провала намного меньше, чем когда ты размещаешь курс на площадке открытого образования, где тебя могут услышать тысячи, десятки тысяч человек. Среди этих тысяч, наверняка, будут специалисты в том вопросе, который ты раскрываешь. Сесть в лужу в такой ситуации очень легко, выставить себя специалистом, которым не являешься - очень трудно. Поэтому подготовить онлайн-курс - это огромная ответственность и хорошая бритва, чтобы отсекать все лишнее, нежизнеспособное. Все это не значит, что я против традиционной системы: непосредственного общения учитель - ученик, - скорее, я за активное использование новых возможностей, которые открывает онлайн-образование.
  11. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Все верно, кроме одного, на мой субъективный взгляд: оценка слушателя не может быть адекватной оценкой качества курса. Такой оценкой может быть сформированность компетенций, причем необходимость тех или иных компетенций и критерии их сформированности должны оценивать эксперты - профессионалы в конкретной сфере. Более того, ориентация на увеличение числа желающих освоить курс может улучшить качество презентации материала, но ухудшить качество курса, как я его понимаю курса. Кстати, именно психодиагностики это касается в полной мере. Гораздо проще увлечь красивыми интерпретациями и создать иллюзию овладения тестами, чем дать мало-мальски серьезный курс психометрики.

    Иными словами, я приветствую онлайн-образование, при условии, что получаемые сертификаты -это просто свидетельство того, что ты прослушал данный курс, а не свидетельства твоей компетентности в той или иной сфере. Уже присмотрела для себя интересный курс и возможно, запишусь на него.
    Калугин А.Ю. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  12. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Как будто диплом об окончании вуза является свидетельством компетентности.
  13. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Увы... Но преддагают еще шаг.
  14. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Коллеги, я консерватор. Для первичного образования онлайн-обучение - это профанация всякого образования. Будь то школьное, или вузовское. Для повышения квалификации подходит. После завершения очного вузика, хотя бы одного) человек наконец-то начинает думать и, если "думалка" и требования руководства ставят перед необходимостью повысить квалификацию - результат будет и при онлайн. Но если и первое образование получено онлайн, как в небезызвестном СГА, то это профанация.
  15. Калугин А.Ю.

    Калугин А.Ю. Участник

    Интересно, что когда я писал пост про онлайн-курсы, я воспринимал их как подспорье для углубления знаний, а не как основную форму ведения занятий в вузе. Леонид Федорович своим комментарием позволил мне отрефлексировать этот момент. Для меня онлайн-курсы - это именно форма дополнительных занятий, т.е. люди, которые заходят на площадки открытого образования, уже мотивированы на получение конкретного знания. Они не проходят курсы хаотично, а действуют избирательно, выбирая то, что им нужно. Исходя из этой мысли, мы можем воспринимать их как небольших (а иногда и больших) экспертов, т.к. они имеют определенную степень компетентности в рассматриваемом на курсе вопросе. Тогда их оценки будут не случайными, а количество оценок в какой-то момент перерастет в качество и будет хорошо отражать ценность курса для повышения соответствующих компетенций.

    Наверняка, будут и другого рода курсы, обладающие яркой оберткой и пустым содержанием. Наверное, на них даже будут записываться и ставить им высокие оценки. Но у меня есть твердое убеждение, что заинтересованный человек быстро поймет что к чему и не потратит на него много времени. А для кого-то такие курсы будут самое то. Сейчас на кабельном ТВ множество каналов, каждый выбирает контент под свой уровень и интерес, стоит ли ограничивать выбор человека двумя каналами, пусть и очень хорошими?

    В плане ориентировки, на мой взгляд, хорошим подспорьем могут стать профессиональные сообщества, которые будут делиться информацией о хороших курсах и ругать плохие ;)
    Барлас Т.В. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  16. Семенова С.Н.

    Семенова С.Н. Локомотив

    В бытность моей работы директором по персоналу, в регионы отправляла обучающий курс по определению ведущих референций у соискателей. Так директора филиалов были очень благодарны за полученные знания и приобретённые навыки. Работала методика дистанционной диагностики.