1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Вас интересует измерение и тренинг СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ?

Тема в разделе 'Клуб испытателей тестовых технологий (КИТТ)', создана пользователем Шмелев А.Г., 24 мар 2019.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Виды памяти.jpg
    Если интересует, то просто напишите в комментарии "ДА" и Вам в режиме личных сообщений будет открыт доступ в пробный бесплатный (пока бесплатный) проект.

    Коллеги, в чем смысл этого тренинга и для кого он будет полезен?

    Если Вы чувствуете, что Вам (или вашим подросшим детям от 10 до 25 лет или вашим ученикам-студентам) трудно дается новая терминология в каких-то специальных областях, то надо учиться мнемотехническим приемам смысловой группировки. На это направлено несколько циклов упражнений. Слова - это вершины в семантическом графе (узлы в нейронной сети). Кода они запоминаются лучше? - Когда связаны между собой осмысленными связями! Надо учиться и привыкать к тому, чтобы постоянно создавать такие связи.

    Каждый цикл тренинга начинается с измерения. Если нет 100-процентного результата в начальных упрощенных тестах (когда список слов в 2 раза короче, чем в итоговых тестах цикла), тогда надо делать вывод, что ТРЕНИНГ НЕОБХОДИМ (многим удается давать стопроцентный результат свободного воспроизведения по спискам длиной в 10 и даже 12 слов).

    Пока эта авторская методика поддерживается на "избранных испытателях" в РЕЖИМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕРЕПИСКИ. Позитивный эффект такого тренинга пока получен на очень незначительной выборке - моих собственных ближайших родственниках (сын-школьник) и учеников. Но есть серьезные теоретико-экспериментальные основания считать позитивный эффект далеко не случайным.

    И ЕЩЕ: тренинг семантической памяти - это одновременно и тренинг РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ тоже. См. опрос-голосование в группе TESTbyTESTна ФБ на эту тему.

    Среди множества схематизмов, классифицирующих виды памяти, я ВДРУГ (приятная неожиданность!) сегодня нашел правильный, по моему убеждению, схематизм, который здесь и публикую: семантическая память здесь не отнесена лишь к декларативной памяти, а оказывается определенным "связующим звеном" между декларативной и имплицитной. Почему? - Потому что смысловые структуры функционируют не только на уровне "осознаваемых процессов", но и на уровне неосознаваемых. Когда включается автоматическая категоризация ситуации, мы, как правило, уже имеем дело с ее результатом, осознаем только полученный результат, а не сам процесс и его психические инструменты (категориальные конструкты - это средства осознания, а сами по себе они также плохо осознаются как автоматизированные сенсомоторные навыки).

    АШ
    Последнее редактирование: 24 мар 2019
  2. Булгаков А.В.

    Булгаков А.В. Модератор

  3. Гаврилова А.Г.

    Гаврилова А.Г. Активист

  4. Еремеев Б.А.

    Еремеев Б.А. Участник

  5. Лисица И.А.

    Лисица И.А. Администратор Команда форума

    да
    (и для абитуриента, и для близкого человека в возрасте 70+)
    Последнее редактирование: 24 мар 2019
    Шмелев А.Г. нравится это.
  6. Кочетова Т.В.

    Кочетова Т.В. Участник

    Александр Георгиевич, добрый день!

    А можно ли что-то узнать (подробнее) именно про инструменты измерения семантической памяти? (интересует именно это). И также можно ли где-то подробнее прочитать о том, что в Вашей цитате:
    Среди множества схематизмов, классифицирующих виды памяти, я ВДРУГ (приятная неожиданность!) сегодня нашел правильный, по моему убеждению, схематизм, который здесь и публикую: семантическая память здесь не отнесена лишь к декларативной памяти, а оказывается определенным "связующим звеном" между декларативной и имплицитной. Почему? - Потому что смысловые структуры функционируют не только на уровне "осознаваемых процессов", но и на уровне неосознаваемых.

    Спасибо большое за информацию.
    ТК
  7. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Татьяна,

    я сам, признаться, не занимался давно академической литературой, посвященной семантической памяти. Публикации моих экспериментов на эту тему сделаны очень давно - на рубеже 70-80 годов, когда еще сравнительно недавно (на то время) появились работы Квиллиана и Коллинза.

    Посмотрел русскоязычную Википедию. Увы, информации в ней маловато, и эта информация так и осталось ... учебно-хрестоматийной, относящийся к работам все тех же Квиллиана и Коллинза.

    Раз в десять больше ссылок (больше 50 позиций) можно найти в англоязычной Википедии:

    https://en.wikipedia.org/wiki/Semantic_memory

    Free recall, или метод свободного воспроизведения слов (а также парного ассоциативного воспроизведения) - это классическая измерительная парадигма в данном случае.

    С ув,
    АШ



  8. Тарасенко Н.Н.

    Тарасенко Н.Н. Активист

  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    я направил через систему "личных сообщений" на этом форуме ссылку для входа
    следующим коллегам (без ИО, извините): Булгаков, Гаврилова, Еремеев, Лисица, Тарасенко.


    Все знают, как читать "личные сообщения"?:)

    АШ
  10. Федорченко В.В.

    Федорченко В.В. Активист

  11. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

  12. Тарасенко Н.Н.

    Тарасенко Н.Н. Активист

    Очень интересно. Ассоциации не всегда совпадают с предложенными, но смысл понятен. В первых тестовых заданиях представляла картинку, получилось 2 блока картин. По картинке было легко вспомнить. Впрочем, по логическим связям тоже легко.
    Второй цикл оставила на завтра, т.к. сейчас нужно снова уходить на работу, а в 9 вечера задания на запоминание выполнить будет сложнее.
    Спасибо
  13. Орлова Е.А.

    Орлова Е.А. Модератор Команда форума

    С удовольствием прошла, спасибо! Жду продолжения. Приятный бонус: в результате упражнений и тестов с памятью вошла в хороший рабочий тонус, вот надо каждое утро с чего-то такого начинать.

    Пройти тесты помогла позабытая техника, о которой я лет 20 назад прочитала в книжке Тони Бьюзена про тренировку памяти и мышления. Много чего из нее мне помогло тогда справиться с проблемами в учебе, в первую очередь известный его способ визуализации информации - ментальные карты (mindmaps). Но конкретно сейчас выручила мнемотехника оттуда, тоже основанная на визуализации. Прием таков: нужно раз и навсегда сассоциировать числовой ряд (например, от 0 до 9, а можно и дальше) с разными объектами, которые с этими числами ассоциируются. У меня так:
    1 - гвоздь
    2 - лебедь
    3 - змея
    4 - стул
    5 - серп
    6 - яблоко
    7 - парус
    8 - лента Мёбиуса
    9 - вишенка
    0 или 10 - черная дыра
    11 - барабанные палочки
    12 - часы
    и т.д.
    Правило простое: представить себе запоминаемое слово, пусть даже абстрактное, максимально ярко, живо, забавно и гипертрофированно. Раз запомнив, мы уже не потеряем эти образы, потому что числа идут одно за другим, ничего не упустишь. И, например, если нам нужно запомнить список продуктов, мы поочередно нанизываем эти продукты один за другим на всех этих лебедей, змей и паруса.

    Поэтому в моем случае змея жадно хлебала молоко, барабанные палочки били по монитору, гвоздь были вбит вначале в асфальт, потом в тарелку, самолет летал по ленте Мебиуса, вишенка украшала простыни, а отвертка - парус на бригантине, севастопольцы оборонялись, закидывая врага яблоками, а чьи-то повести неслись в тартарары, то есть в черную дыру =) Поэтому тест проходить было очень весело =) Без этого способа я бы не запомнила ничего, потому что память дырявая с детства, а с ним удалось воспроизвести или всё, или почти всё.

    А введение слов-ассоциаций еще больше облегчило задание. Неожиданный заход. Это я еще буду осмысливать.

    Здорово, спасибо за приглашение!
  14. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Женечка (Евгения Алексеевна),

    спасибо большое за такой быстрый отклик и живой рассказ про вашу мнемотехнику.

    Ваш АШ



    Орлова Е.А. нравится это.
  15. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Наталья Николаевна,

    спасибо за Ваше участие и живой самоотчет.

    С ув,
    АШ



  16. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Виталий (Федорченко) и Виталий (Алтухов)!

    Вам должны прийти приглашения на проект-тренинг
    с персональными гиперссылками - на Ваши почтовые адреса
    в сегменте ht.ru.


    Ваш АШ
    P.S.
    Вообще-то удобно, когда тезки одновременно направляют свои заявки... :)
  17. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги, я решил скопировать сюда спонтанную реплику, которая сегодня у меня родилась в группе TESTbyTEST на ФБ.


    ТРЕНИНГ АССОЦИАТИВНОЙ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ - ЭТО И ЕСТЬ ТРЕНИНГ МОЗГА

    "Более свежие исследования предполагали, что если специфические зоны мозга подвергать гиперстимуляции, в них могут формироваться новые клетки."
    Цитирую по этому источнику:

    https://www.medikforum.ru/medicine/...pozhilom-vozraste-mozg-prodolzhaet-rasti.html

    ГЛАВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ (от АШ)


    Мозг - это, наверное, самый ленивый орган в человеческом организме. Он придумывает разные изобретения, чтобы... перестать трудиться самому. Мобильники и смартфоны приучают нас не запоминать более никаких цифровых телефонных номеров. Навигаторы позволяют не запоминать маршруты. Словари и справочники в Интернете - избавляют от необходимости развивать "энциклопедическую эрудицию" в собственной голове. Дружественные интерфейсы позволяют не работать воображению - не представлять в уме, какая информация находится за пределами экрана (в пассивных окнах), но является важной составляющей информационной системы...

    Мозгу помогают лениться ложные теории о том, что мышление может работать хорошо вообще без всякой "информационной базы" - всю "лишнюю" информацию надо якобы держать вне головы - в Интернете (!).

    В результате обленившийся мозг начинает деградировать. Я вижу это на примере студентов, которые перестают интенсивно учиться и ... снижают темп овладения новыми знаниями по сравнению со своим же школьным возрастом.

    А про возрастную атрофию ленивого мозга и говорить нечего. И ленивцам при этом невдомек, что именно через умственную лень быстрей приходит старость - буквально наваливается на весь организм. Почему? - А потому, что главный потребитель кислорода - это на самом деле МОЗГ. А если он не потребляет его интенсивно, то ослабевает кровообращение во всем теле (!). Ну и т.п. Не верите? - Попробуйте самокритично сравнить свое состояние и самочувствие в ситуации умственной мобилизации и в ситуации умственного расслабления!

    Мы понимаем теперь вредный эффект на организм со стороны гиподинамии.Мы занимается фитнесом и нагружаем мускулатуру, понимая, что к дряблому и вялому организму цепляются все болезни. Но... и мозг тоже нуждается в фитнесе - в умственных постоянных упражнениях. Иначе это не МОЗГ, а просто "желе под черепом".
  18. Орлова Е.А.

    Орлова Е.А. Модератор Команда форума

    Александр Георгиевич,

    вы не представляете, НАСКОЛЬКО мне созвучно то, что вы написали, особенно в финальной части!
    Про то, что мозг, получая развивающую интеллектуальную нагрузку, оживляет и тонизирует весь организм.
    Весь мой опыт примерно про это, кроме одного исключения, пожалуй, о нем в конце.
    Почти все попытки привести в активное состояние свой пассивный, постоянно утомленный и болеющий организм с помощью физических методов воздействия (в основном гимнастики типа волновой, наклоны всякие, приседания) стабильно проваливаются. Сил нет ни до, ни после, только еще больше усталости.
    Но если я погружусь в какой-то интересный и сложный проект, где нужно думать, креативить, реорганизовывать и всячески трансформировать материал, синтезировать нечто из опыта, знаний и результатов поиска нового, и даже если просто появляется какая-то идея, требующая в моем представлении каких-то креативно-интеллектуальных усилий, я оживаю, руки чешутся фиксировать и воплощать идеи, более того, появляется чувство голода и аппетит, в голове вспыхивает картинка, какого продукта не хватает (чаще почему-то это зеленый салат, охапка салата). Вот так же было позавчера, когда ваш обучающе-диагностический тест на семантическую память проходила на работе. Было 8 вечера, тяжелый день, с работой и разъездами, думать и сосредоточиться очень трудно. Но после теста я на этом поднявшемся тонусе проработала ударно до 11 вечера и продолжила в транспорте, вместо того, чтобы засыпать от усталости.

    Временами я паникую, что мозг по-настоящему сдает в последние годы. Рассеянность, трудности переключения между проектами (вспомнить, о чем вообще речь в проекте, не говоря уже о деталях, бывает трудно, когда их одновременно под дюжину или больше) прогрессируют, и всё это не способствует эффективности на работе и в жизни. Борясь с паникой, я начинаю прокачивать именно эту функцию, семантическую память. Когда-то заучивала названия обсерваторий и звезд, сейчас интенсивно тексты любимых песенок (по песне в неделю) и учу ирландский, и всё это через смысловые ассоциации (связывать новое со знакомым) и мысленные визуализации.

    То самое единственное исключение из правила, упомянутое в начале, - верховая езда на средних и старших курсах психфака, когда возникла эта по-настоящему манящая физическая нагрузка, которая невероятно повлияла на работу мозга, память, мышление, общительность, обучаемость, желание жить и двигаться, чего-то достигать, менять, пробовать, быть смелее.

    И потому, кстати, снова хочется вспомнить древних греков с их гармоничным телесно-эстетическо-интеллектуальным подходом к развитию человека, с их пятиборьями, музицированием и развитием логики и эрудиции в перипатетических практиках. Всё надо развивать равномерно, в балансе, взаимосвязанно, и желательно заниматься этим всю жизнь и с упоением.

    Коклина С.Н. и Шмелев А.Г. нравится это.
  19. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Женя, здравствуйте.

    1) Полезны те физические упражнения, которые сопряжены с положительными эмоциями. А это, как правило, сформировалось еще в благоприятные для нас молодые годы. Эти физические упражнения, как правило, и в более позднем возрасте получаются лучше (глубже освоены, лучше сформирована координация "мозг-тело"), поэтому и возникают опять-таки быстрей положительные эмоции. Такое кольцо из положительной обратной связи... Важно поддерживать по этому кольцу движение (обмен веществ и информации), чтобы оно не останавливалось.

    2) Одной из близких мне возрастных женщин без полгода 80 лет, но она по своей физической активности поспорит с теми женщинами, которым только 60. При этом ее любимый "журнал" - это "Разгадайка". Любит решать кроссворды. Думаю, что такие примеры не только у меня перед глазами. Жизнь человека - это вечная езда не велосипеде. Перестаешь крутить педали и... теряешь равновесие.

    Ваш АШ
  20. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    А вот так выглядят результаты голосования в группе TESTbyTEST на ФБ:

    Результаты голосования по теме МЫШЛЕНИЕ-ПАМЯТЬ.jpg
    Орлова Е.А. нравится это.