1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Здесь ведем запись пользователей на тест "Топографическая Дезориентация" (TopDis)

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 8 янв 2020.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    Отвечаю на Ваши вопросы и предложения сегодня 9 января с 11.00 до 11.30
    на ЭТОЙ ветке нашего форума (пролистайте все реплики).


    Подсказка: чтобы добраться до открытого окна, в который можно написать вопрос-реплику, некоторым придется кликнуть на вкладку "страница номер 2".

    Ваш АШ


    ==================

    1. 9 января здесь (на этой ветке форума) в 11.00 я отвечаю на вопросы по проекту TopDis.
    Но главная цель - собрать в комментариях заявки от ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.
    Для начала подчеркну-поясню, чем ПОЛЬЗОВАТЕЛИ отличаются от испытуемых (от тестируемых).
    Это люди, которые могут и сами пройти тест, конечно, но главное другое - они планируют тестировать других людей с помощью теста, то есть находятся в роли тестирующих, а не тестируемых.


    2. Как уже было объявлено в группе TESTbyTEST в сети Фейсбук, все, кто запишутся на роль пользователей TopDis в течение ЯНВАРЯ 2020, получат на полгода бесплатный многократный доступ к этому онлайн-тесту - смогут запускать этот тест из своего личного кабинета в системе HT-LINE и видеть результаты своих тестируемых (каждый пользователь видит только своих).

    3. О принципиальном подходе и теоретическом контексте.

    Кроме записи на тест и организационно-технических вопросов, давайте обсудим вопрос о содержательной структуре теста TopDis. Доступная мне литература на эту тему (в основном не психометрическая, а клиническая традиция) показывает, что дефицит ориентировки в топографическом (географическом) пространства имеет несколько разных, но взаимосвязанных дефектно-работающих механизмов. Это не только:

    1) дефицит пространственного мышления, которое можно замерить с помощью традиционных наших тестовых заданий на Визуальное мышление (spatial thinking), как, например, умственное вращение (mental rotation). Это дефицит еще и таких структур и механизмов психики, как:

    2) дефицит памяти на визуальные ПУТЕВЫЕ ориентиры-приметы (дома, дороги, повороты, светофоры, деревья, транспаранты, заборы, ворота, двери и т.п.).

    3) это дефицит алгоритмического мышления (невозможность запомнить и воспроизвести сколько-нибудь сложный путевой алгоритм из нескольких операций - "вперед", "налево", "направо" и т.п.).

    4) это дефицит картографического моделирования - особого мышления, которое состоит в установлении динамического соответствия между ландшафтным видением (вид на плоскости) и картографическим видением местности (вид сверху).

    5) это дефицит вербально-визуального моделирования - особого мышления (и памяти), который состоит в установлении соответствия между названиями объектов и их визуальными образами.

    .... - и это, конечно, далеко не все, но, как мне кажется, главное.

    Особое значение я лично придаю пункту 4 в этом перечне - картографическому моделированию. Ибо по моим жизненным наблюдением из опыта личного общения с людьми, у которых наблюдаются трудности в топографической ориентировке, у них с детства не было задачи развития картографического моделирования, то есть в какой-то мере был упущен сензитивный период для формирования этого мышления, потом включились более поздние барьеры по типу "выученной беспомощности"и ... пошло-поехало.

    Особая моя гипотеза состоит в том, что феномен TopDis - это одна из глубинных причин дефицита математико-логического мышления. Ибо в основе математического мышления лежит на самом деле способность к динамическому моделированию - перекодированию образной содержательной информации и символьно-математической презентирующей модели (формальной модели). Причем перекодирование идет (должно идти) не в одну сторону, а туда-обратно.

    Пояснение. Я сознательно не стал писать в группе TESTbyTEST о том, что мой интерес к пространственному ориентировке связан каким-то образом с более значимой проблемой - с моим же интересом к дефициту математического мышления у гуманитариев. По моим наблюдениям, люди менее панически (с меньшим надрывом) воспринимают свой "географический кретинизм", чем свой же "математический кретинизм". Но корень проблем во всем этом, по моей гипотезе, - один и тот же (!). А именно - неразвитость модельных переходов (переводов) из одного репрезентативного слоя нейронных сетей (из первой сигнальной системы) - в другие, более высокие, вторичные и абстрактные репрезентативные слои (моделирующие уровни Второй и Третьей сигнальных систем).


    4. Возможные образцы заданий в тесте TopDis.

    Мне представляется разумным создать тест из двух разных частей:

    1) Объективные задания на мышление и память (собственно тест).

    2) Тест-опросник, в ходе которого люди дают самоотчет о своих затруднениях
    в решении практических (повседневных) топографических задач.


    5. Примером объективного задания, как мне кажется, может служить следующее
    задание, требующее мобилизации кратковременной (рабочей) визуальной памяти:



    Уважаемый участник обследования!

    В течение 1-й минуты постарайтесь рассмотреть и запомнить схематичный поэтажный план
    первого этажа известного Торгового Центра ГУМ, который находится в центре Москвы.
    Ваша задача при этом: запомнить названия входов и основных проходов. В центральном зале
    ГУМа находится, как известно, знаменитый фонтан. НА следующем экране Вам будет предьявлено простое задание - как найти дорогу к этому фонтану из заданного входа в здание.

    Демозадание 1 (ТЦ ГУМ 1й этаж).jpg

    После того, как участник нажмет кнопку ДАЛЬШЕ на другом экране ему предъявляется следующее задание с выбором ответа (которое надо решить, опираясь на образ памяти):

    Пожалуйста, теперь укажите, какой маршрутный алгоритм позволяет пройти кратчайшим путем к фонтану из входа на 1-ю линию ГУМа с улицы Никольская:

    1) прямо - четвертый поворот налево
    2) прямо - четвертый поворот направо
    3) прямо - третий поворот налево
    4) прямо - четвертый поворот налево

    Пояснение. Конечно, это очень простой вопрос. При наличии наглядной карты-схемы он вооще не имеет смысла (!). Он может вызывать у кого-то затруднение только как вопрос, на который надо отвечать по памяти.

    Разумеется, не все должно сводиться в данном тесте только к таким простейшим вопросам. Будут и более трудные -в том числе такие, в которых надо умело работать с уже предложенной картой-схемой.

    6. А вот пример вопросов из второй части - в жанре теста-опросника:

    1) Вам доводилось обращаться за помощью посторонних лиц, когда Вы не могли найти выход
    из большого многоэтажного торгового центра:

    = как правило
    = много раз
    = один-два раза
    = никогда

    2) После выхода из новой станции метро:

    = Вы стараетесь вначале определиться по сторонам света - определить, в какую сторону Север, в какую - Юг и так далее;
    = Вы пользуетесь картой-схемой или навигатором, который должен Вам показать маршрут, зная, что стороны света Вам не очень нужны и не очень помогут
    = Вы спрашиваете дорогу у местных жителей или полицейского
    = Вы стараетесь одному (одной) вообще не ездить по новым маршрутам, так как боитесь заблудиться и заранее договариваетесь, что кто-то должен Вас встретить прямо на выходе из метро.

    .... мда, понятно, что для жителей тех городов, где нет метрополитена, предыдущее задание не очень подходит, но, возможно, что для них удастся либо создать другую форму теста, либо для начала ввести иные тестовые нормы...

    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 9 янв 2020
  2. Семенова С.Н.

    Семенова С.Н. Участник

    Включите меня в число пользователей теста TopDis. Заранее благодарю. С. Н. Семенова.
  3. Попова О.С.

    Попова О.С. Модератор Команда форума

    Здравствуйте, включите меня пожалуйста в число пользователей данного теста
  4. Пасниченко В.В.

    Пасниченко В.В. Участник

    Включите меня в число пользователей теста TopDis. В. Пасниченко
    Скинул ссылку знакомым спортсменам-ориентировщикам, посмотрим на их реакцию.
  5. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Виктор Витальевич, уже включили, как только Вы записались на встречу через ФБ.
    Пасниченко В.В. нравится это.
  6. Орлова Е.А.

    Орлова Е.А. Модератор Команда форума

    Еще отлично меряет часть этих характеристик (особенно пункт 3 про право-лево) наблюдение за тем, как человек проходит видеоигры, "плоские" типа Братьев Марио/Андертейла, с видом сверху типа Варкрафта и имитирующие 3D-мир типа Ассасин Крида :) в идеале можно было бы сделать простой аналог плоской игры-лабиринта как одну из частей комплекса тестирования. А идеальный следующий шаг в этом исследовании - развитие-корректировка этих способностей, отвечающих за пространственный кретинизм, как вы делали с развитием памяти через смысловые группировки. Мечты, мечты..
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Ага, согласна. Еще простая советская игра "В точки" о том же. А, еще, я бы предложила какой-то абстрактный объект В приведенном выше примере надо знать Москву, насколько я понимаю (где там Никольская?).И Москвичам легче - они в Гуме были...

    Однако же предлагаю оставить это все на "Завтрак":);)
    Орлова Е.А. нравится это.
  8. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ценная группа. Спасибо, Виктор.


  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    К утру 9 января список возможных пользователей теста
    составил 43 человека:


    Summers Dana
    Андрющенко Татьяна
    Байметов Владимир
    Барлас Татьяна
    Гирнык Андрей
    Горлачев Павел
    Гришакина Юлия
    Губнели Константин
    Давыдкина Любовь
    Ефименко Виктория
    Ефимова Анна
    Завоеванная Наталья
    Задровская Юлия
    Зайцева Елена
    Захарова Ольга
    Зубкова Наталия
    Исмагилова Файруза
    Коклина Светлана
    Корольков Дмитрий
    Костакова Ирина
    Кувшинова Олеся
    Кузнецов Кирилл
    Кутеева Елена
    Ларина Татьяна
    Мельникова Надежда
    Меркулова Ольга
    Михайлова Анна
    Моисеенкова Наталия
    Науменко Анна
    Орлова Евгения
    Парфенова Татьяна
    Пасниченко Виктор
    Попова Ольга
    Прохорова Ольга
    Свириденко Инна
    Семенова Светлана
    Солнцева Даша
    Тартаковская Елена
    Тарасенко Наталья
    Черепанов Игнат
    Швец Оксана
    Шилко Роман
    Яновская Лилия
    Последнее редактирование: 9 янв 2020
    Шилко Р.С. и Попова О.С. нравится это.
  10. Науменко А.С.

    Науменко А.С. Участник

    Александр Георгиевич, а включите и меня, пожалуйста, в список.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Анечка, с удовольствием.
    Давно Вас здесь не было видно...



    Науменко А.С. нравится это.
  12. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Дорогие коллеги!

    Подскажу Вам, какие реплики от Вас могут быть вполне хороши и желательны на этой ветке в ходе "виртуального завтрака":

    1) Вопросы о том, что такое "Топографическая Дезориентация"
    2) Вопросы о том, какова структура и назначение запланированного теста.
    3) Вопрос об организационно-технической схеме доступа участников проекта.
    4) Вопрос об этапах разработки теста и сроках готовности первой рабочей
    версии (после первой исследовательской).
    5) Предложения о том, какие тестовые задания стоит включить в тест (САМОЕ ЦЕННОЕ!)


    Ваш АШ
  13. Попова О.С.

    Попова О.С. Модератор Команда форума

    Доброе утро, поддерживаю первые четыре вопроса, на 5-ый вопрос мне ответить трудно, так как не знакома полностью с тестом.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  14. Кувшинова О.Л.

    Кувшинова О.Л. Активист

    Доброе утро, коллеги!

    Среди моих знакомых есть, те, кто жалуется на подобные проблемы. И если мы вместе куда-то идём, то именно запомнить обратный путь или самому ещё раз там пройти - тяжело.

    Может стоит попробовать такое задание: прокручивать запись некоторого пути, а потом попросить найти этот путь на карте (как именно шли) или найти среди видео записей тот же, но обратный маршрут.

    По поводу ГУМа: да, москвичам может быть и легче, но не намного. Однако действительно можно заменить его на некое абстрактное здание, схема которого приводится. Ну а метро можно изменить на остановку автобуса или выход из электрички.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  15. Кувшинова О.Л.

    Кувшинова О.Л. Активист

    Ещё один вариант задания: предложить маршрут на карте, отметить точку и предложить выбрать из фотографий - что может увидеть человек в этой точке маршрута?! Это на соотнесение схемы и реальной местности
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  16. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Здравствуйте, Ольга Сергеевна!

    Спасибо за поддержку проекта

    АШ


    Попова О.С. нравится это.
  17. Кувшинова О.Л.

    Кувшинова О.Л. Активист

    Ну и на алгоритм: вы спросили дорогу у прохожего, тот ответил... Например, идите прямо до конца дома, сверните направо и т.д. А потом определить по карте, куда в итоге вы придете?!
  18. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ольга Леонидовна,

    у меня тоже были мысли про видео-записи, спасибо за это предложение.
    Хотя оно трудоемкое, но... современное.


    Что касается ГУМА, то мне казалось, что это будет ... забавно.

    Ваш АШ


  19. Кувшинова О.Л.

    Кувшинова О.Л. Активист

    С ГУМом можно и попробовать, ведь те, у кого есть проблемы, вряд ли помнят хорошо схему магазина, даже если там часто бывают


  20. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Коллеги, приветствую, соглашусь с Олесей. Или предложить выстроить автомобильный маршрут
    Кувшинова О.Л. и Шмелев А.Г. нравится это.