1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Женщины превосходят мужчин в запоминании имен и лиц

Тема в разделе 'Клуб испытателей тестовых технологий (КИТТ)', создана пользователем Шмелев А.Г., 1 ноя 2015.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемые коллеги (в первую очередь, участники клуба КИТТ)!

    Вчера завершился октябрь. Мы собрали по "тесту октября" 424
    протокола. Тест "Запоминание имен и лиц" (ЗИЛ) оказался довольно-таки
    популярным. Наличие в клубе демографических данных о его участниках
    позволяет сравнить результаты для мужчин и женщин, для людей разного
    возраста, а также связать результаты данного теста с результатами других тестов.
    ...Тут же надо, впрочем. сделать оговорку, что полную регистрацию с указанием
    своего пола и возраста прошли не все "испытатели" теста ЗИЛ, а только 293
    человека, но все-таки это достаточно представительная выборка.


    Оказалось, что женщины значительно успешнее мужчин запоминают связи
    имен и лиц. Огрубленно эти различия можно описать так: женщины запоминают
    примерно 7 имен из 10 (воспроизводят имя по фотографии), а мужчины - только 6. Статистическая значимость этих различий при данной численности выборки достоверна на самом высоком уровне (вероятность ошибки p<0,001). Если применять точечно-бисериальный коэффициент (связующих линейную переменную числа правильных ответов и бинарную переменную "пол"), то получится коэффициент корреляции с признаком "пол", равный 0,24.


    Можно ли этот результат считать неожиданным? - Нет, конечно. Данная закономерность давно известна и вошла во многие хрестоматии по дифференциальной психологии и психологическому тестированию. Хотя чаще здесь применялась другая методика- методика узнавания лиц как таковых (вне их связи с именем). На основании этой закономерности женщин частенько привлекают к работам, связанным с "фейс-контролем" (сейчас нет времени снабжать это сообщение точными цитатами).

    Интересно, что даже более мощный в статистическом смысле выявленный
    нами факт заключается в другом: женщины в нашем клубе КИТТ с гораздо большим
    энтузиазмом берутся за этот тест и доводят его до конца. Среди 293 только 45 завершенных протоколов мы идентифицировали как мужские, а все остальные - женские. Мужчины гораздо чаще бросали наш тест "на полдороге", убеждаясь в том, что у них "не получается". Следует сделать оговору, что у нас в клубе КИТТ мужчин вообще
    в два раза меньше, чем женщин (только 32 процента), так как у них в целом
    ниже интерес к самопознанию. Но в данном случае в тесте ЗИЛ участвовали
    не 32 процента, а значительно меньше мужчин - только 15 процентов (!).
    Все это весьма ярко подтверждает известную истину: социономическая
    деятельность (связанная с познанием людей и человеческих отношений) вызывает
    больше интереса у женщин и лучше у них получается.


    Эта основная закономерность косвенно взаимосвязана и с теми результатами.
    которые мы получили, изучив корреляции теста ЗИЛ и теста "офисного
    интеллекта" КТО-2015. 78 человек из участников теста октября
    в июне выполнили в клубе КИТТ тест КТО-2015. Это 48 заданий по четырем
    субтестам: вербальный интеллект, нумерический, внимание, эрудиция.
    Значимая положительная корреляция суммарного балла ЗИЛ получена
    только с субтестом "вербальный интеллект" (0,22). А с субтестом "числовой
    интеллект" получена даже незначительная отрицательная корреляция -0,14.
    Это еще раз доказывает, что тест ЗИЛ обладает определенным дифференциально-
    диагностическим потенциалом - отражает в определенной степени стиль познавательный деятельности, то есть лучше его выполняют лица с "синтетическим стилем" , чем
    с "аналитическим стилем".


    Каков эффект повторного выполнения серии из 10 фотографий?
    Тут мы явно получаем эффект обучения, который достигает почти 2
    единиц. Средний балл во второй попытке оказывается равным
    почти что 9 именам (8,9 во второй серии). Этот эффект растет
    во второй серии (тут достигается максимальный эффект привыкания
    к тесту и выработки каких-то оперативных стратегий запоминания),
    а в третьей и четвертой сериях эффективность снижается. Либо
    мотивационное пресыщение, либо утомление? - Это надо выяснять,
    так как трудно поверить в том, что человек устает от такой работы
    уже через 10 минут (длительность каждой серии - не больше 4
    минут).


    А является ли наш тест ЗИЛ надежным? Корреляция первых попыток в двух
    первых сериях из десятка фотографий (без эффекта заучивания) оказалась равной
    0,76. Интересно, что в более поздних сериях эта корреляция снижается
    в силу эффектов обучения и пресыщения-утомления (действующих по-разному
    у разных людей). Так что на самом деле, очевидно, для вполне надежного
    тестирования достаточно предъявлять не 40, а 20 фотографий - 2 серии
    по 10 фотографий. С поправкой Спирмена-Брауна синхронная надежность
    такого теста будет равна 0,86, что вполне прилично.


    Впрочем, пожалуйста, коллеги предлагайте свою возможно иную интерпретацию
    и критику этих наших данных и выводов. И с точки зрения их методической
    чистоты и с точки зрения соответствия дифференциально-психологической
    теории.


    В заключении еще раз подскажем тем, кого заинтересовал этот тест, как его можно пройти. Самое простое - это пройти упрощенную регистрацию на сайте

    www.testbytest.ru

    Но и полная регистрация не составит большого труда.

    Ваш АШ

    P.S.
    В этой публикации я называю тест техническим названием ЗИЛ, который
    предложил Николай Алексеевич Батурин. Хотя... это не отменяет в каких-то
    ситуаций использования коммерческого его названия - FaceNameMemory.
    Последнее редактирование: 4 ноя 2015
  2. Омарова П.О.

    Омарова П.О. Участник

    Уважаемый Александр Георгиевич!
    Полученные результаты, в принципе, предсказуемы.
    Но у меня появился такой маленький побочный вопросик: очень понравился термин "социономическая
    деятельность (связанная с познанием людей и человеческих отношений)". Я впервые его встречаю (может быть, он где-то еще упоминался? Тогда простите мою недостаточную профессиональную эрудицию). Если Вы его автор, то:
    1. прошу разрешения на него ссылаться.
    2. если есть какая-то работа, дайте ссылочку.

    С уважением, Патимат Омаровна
    Шмелев А.Г. нравится это.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    С интересом прочитала сообщение, Александр Георгиевич!
    В моем случае было именно пресыщение. Хотелось сократить все до двух серий....Возможно, это пройдет если изменить задание немного. Например, имена заменить фамилиями

    P.S. Это к делу не относиться, но не знаю, где написать... Рассылка КИТТ у меня попала в спам. Уже восстановила. Так что, если заблокировали, то разблокируйте, пожалуйста.
    А еще: Александр Георгиевич, эта Ваша аватарка лучше:)
    Тукачев Ю.А. и Шмелев А.Г. нравится это.
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Патимат Омаровна, здравствуйте.

    Никакого терминологического изобретения мне, конечно, не принадлежит.
    Чаще используется термин "социономические профессии".
    Но поскольку есть термин "профессиональная деятельность", то в случае
    "социономических профессий" вполне правомерно говорить о
    "социономической деятельности", что означает буквально "работа с людьми".


    Ваш АШ

  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Еще один результат можно считать несколько неожиданным. Мы предъявляли 20 женских фотографий и 20 мужских. Так вот имена под женскими фотографиями запоминались несколько лучше, чем под мужскими (примерно на 0,3 из 10, то есть на 3 случая из 100). Важно подчеркнуть. что эти различия обнаружено в одном направлении и у испытуемых-женщин, и у испытуемых-мужчин, то есть никак не связаны с полом субъекта восприятия, а только с полом объекта восприятия. Пока трудно предложить какое-то объяснение данному эффекту. Впрочем, его трудно назвать количественно ярко-выраженным.
    Омарова П.О. нравится это.
  6. Андреева М.К.

    Андреева М.К. Локомотив

    Я, к сожалению, не прошла тест - не знаю, какие имена там предлагалось запомнить. Но, может быть, это связано с частотой использования предложенных женских и мужских имен. Например, часто встречаемое имя Даша легче запомнить , чем редко используемое имя Вениамин.Были ли имена мужчин и женщин одинаковы "взвешены" по частоте употребления в настоящее время?
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  7. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Вполне правдоподобное объяснение результата. Я проходил тест, помню, что некоторые имена были очень редкими.
  8. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Марина,

    спасибо Вам за хорошее предложение по "выравниванию частотности".
    Надеюсь, что в новой версии Алена Мезенцева учтет и это конструктивное
    предложение тоже.


    Ваш АШ

  9. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Мне было легче запомнить редкое имя. А фото мужчин показались более похожими друг на друга,чем женские. Сложнее запомнить и узнать. Все зависит от мнемотехники, видимо...
  10. Омарова П.О.

    Омарова П.О. Участник

    Спасибо, Александр Георгиевич, все-таки при употреблении термина "социономическая деятельность" буду ссылаться на Вас.
    Что касается запоминания имен, то мне показалось, что редкие мужские имена встречались в тесте чаще и запоминались лучше (легче).
    Шмелев А.Г. нравится это.
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Редкие имена могут рассматриваться как разнородные элементы среди однородных. Тогда будет работать эффект фон Ресторф. Частотные имена как раз больше провоцируют интерференцию.
  12. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Таким образом, получается, что мнемотехника не причем....
  13. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Утверждение, требующее эмпирической проверки
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  14. Андреева М.К.

    Андреева М.К. Локомотив

    Мне кажется, главное, чтобы оба списка - мужские и женские имена, имели равные частотные веса для чистоты эксперимента.
    Шмелев А.Г. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  15. Дмитриев А.Е.

    Дмитриев А.Е. Участник

    Интересно, а на детях и подростках тест будет работать также?
    Шмелев А.Г. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  16. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Мне тоже было бы интересно это проверить.
    При этом важно, чтобы кто-то помогал детям вводить имена,
    так как сами они еще не умеют печатать на клавиатуре :(


    Ваш АШ

    Тукачев Ю.А. нравится это.
  17. Андреева М.К.

    Андреева М.К. Локомотив

    По поводу детей. Если вам приходилось когда-либо смотреть с детьми мультфильмы о покемонах - вымышленных существах с труднопроизносимыми именами, то вы, наверняка, были поражены способностью детей 3-5 лет к распознаванию и запоминанию объектов. Если я не ошибаюсь количество покемонов - более 700, что не мешает детям разных стран мира с легкостью из различать и правильно называть.
    При этом, я думаю, "привязывание" имени к субъекту , безусловно, деятельность, "навязанная" социумом, потому что изначально ребенок (как и взрослый) различает людей по собственно выработанным критериям. Например, на детской площадке дети часто не знают чужих имен, что не мешает им вполне плодотворно взаимодействовать, практически вербально не общаясь.
    Из-за того, что мы много путешествовали, мои дети часто оказывались в другой языковой среде, где не понимали ни слова, но и в Эмиратах, и во Франции и в других странах, они легко играли с другими детьми на площадке, следуя простому подражанию, по принципу "делай, как я" и "запомни и не нарушай правило", а главное - легко находили знакомых детей среди других при следующей встрече. Лет до 6 (до начала посещения школы) вместо имен я могла услышать вместо имен - "голубая девочка" (одетая при первой встрече в голубое платье) или "рыжий мальчик" (по цвету волос), ну, или "мальчик с велосипедом", при том, что общение проходило несколько раз в неделю.
    Более того, в интернациональных английских школах , где одновременно учатся дети из разных стран, в младшей школе не формируется понимания национальных особенностей имен и даже самого полноценного понятия национальность. Все русскоговорящие, независимо от имен, разреза глаз и оттенков кожи, становятся для всех - русскими. При том, что дети из других стран ,говорящие на английском, привязаны по определению скорее к месту бывшего проживания. Например, новенькая, которую все определяли как "африканка" оказалась белой девочкой из ЮАР. ну, и таких примеров много.
  18. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, а если подключить управление голосом? Ребенку демонстрируется фото. Он произносит имя. Программа распознает и заполняет окно ответа Или технически это очень трудоемко?