1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

27 июня 2022 18:00 МСК | Лекция "Почему соционика не работает: психометрический аргумент

Тема в разделе 'Тукачев Ю.А.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 24 июн 2022.

  1. Прокофьев В.Г.

    Прокофьев В.Г. Активист

    Юрий Александрович, спасибо!
    Когда есть обратная связь, тогда ясно - была ли понята (была ли правильно понята) или пропущена или не до понята переданная информация.
    "За время более чем двадцатилетней практики психолого-соционического консультирования в НИИ Соционики был собран впечатляющий архив комплектов диагностических материалов (более 2500), состоящих из результатов 5-ти проективных методик: 3-х рисуночных тестов и 2-х эссе".
    УТОЧНЯЮ.
    За все это время мы провели более 10000 определений соционического типа на индивидуальных психолого-соционических консультациях и групповых соционических ассессментах.
    ***********************************
    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - это структурированное интервью, состоящее из проективных (открытых) вопросов, целью которого является определение психологического типа клиента (от одной до 4-х типологий) и дальнейшая психологическая консультация с его использованием. Проводится для клиентов, запросы которых:
    - решение тех или иных психологических или семейных проблем (М-Ж, родственники, родители-дети)
    - профориентация,
    - направления наиболее адресного подхода к развитию и личностному и профессиональному росту,
    ************************************
    Соционический ассессмент - разработанный нами формат группового тренинга для клиентов, желающих определить свой тип. Программа тренинга включает различные индивидуальные и групповые задания. Тренер проводит, эксперты наблюдают и после анализа собранных материалов рассказывают каждому клиенту о его типе и коротко о том, как этот тип можно использовать в их жизни. Это бюджетная (менее затратная для клиентов) процедура определение их типов.
    ************************************
    Каждое определение соционического типа начинается с 5-ти проективных методик (выполняемых клиентами ИНДИВИДУАЛЬНО). Далее диагностика продолжается (от 40 минут до 1.5 часа во время индивидуальной консультации, 2.5 часа во время ассессмента).
    Не с самого начала нашей профессиональной работы, но мы стали собирать и систематизировать (по типам) результаты выполнения этих проективных методик. И к текущему моменту собрали уже более 2500 комплектов.
    Это не было экспериментами, это была наша практическая психолого-соционическая работа.
    Эксперимент начался, когда мы решили провести статистический анализ данных накопленного архива материалов.

    Работа у нас проводится очень серьезная и глубокая. Поэтому я готов отвечать на ваши вопросы, но каждый раз убеждаясь , что мои ответы были правильно поняты.
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  2. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Давайте конкретизируем вопрос.
    Вам нужна полная методика диагностики?
    Разбираться в тонкостях хватит мотивации?
    Это будет надолго и непросто.
    А если кратко, то:
    • Проективные тесты
    • Интервью
    • Наблюдение
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  3. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Вы меня за идиота принимаете?
    Я понял, диалога никогда не получится, занимайтесь своей хиромантией дальше, и не суйте свой нос на психологическую поляну, вашим всем исследованиям место в одном ряду с физиогномикой, гаданием, хиромантией и астрологией. Чистейший пример дилетантства. Лучше бы дальше сопротивление материалов изучали и в физике экспериментировали. Сил уже больше нет читать сплошной поток сознания в поисках смыслов между строк в текстах Юнга. Психология живет и проживет без соционики, которая как была, так и останется псевдонаукой. Вы даже между собой договорится не можете. Это вам не хватает мотивации разобраться в психологии.
    На этом дискуссия завершается. У меня нет никакого желания тратить своё ограниченное время на болтологию.
    Идите и учите матчасть.

  4. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

  5. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юрий, здравствуйте.

    Вы хорошо знаете, как я к Вам отношусь (с большой симпатией и уважением).
    Но в данном случае Вы сорвались и проявили явную несдержанность, даже грубость.
    Я соглашусь, пожалуй, с репликой от Татьяны Николаевны, что это именно "грубость".


    Давайте осознаем такую закономерность (круг обстоятельств точнее), которую Вы
    почему-то сейчас оставляете "за скобками своего поля внимания" (Вы - Тукачев Ю.А.).
    Использование ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ПРОЦЕДУР ИХ ИЗМЕРЕНИЯ
    до сих пор в самой отечественной психологии все еще только получает реальное
    признание - не на словах (на словах больше людей продвинулись), а на деле. Ведь
    на самом деле все еще многие научные руководителя со степенями (доктор наук
    по психологии) и званиями (профессор по психологии) НЕ используют в своей
    практике такие доказательные аргументы, которые связаны с психометрикой.
    Они что используют? - Теоретическую аргументацию, рассуждения, а не работу по
    статистическому анализу данных (!). Почему это происходит? - А они НЕ умеют
    (не обучились) производить современный анализ данных.


    Почему Вы этого же требуете с такой ожесточенностью от социоников?
    Подумайте, пожалуйста, над моим вопросом и самокритично, а главное -
    СОВЕРШЕННО СПОКОЙНО (!). Кстати, многие физики и технари,
    которые пришли в соционику, потенциально больше СКЛОННЫ к
    освоению методов анализа данных (чем психологи-гуманитарии),
    но... у них нет базовой подготовки - базовых курсов они не слушали
    (и практикумов не имели) по матстатистике, по теории эксперимента,
    по анализу данных психологических экспериментов и психологических
    измерений (в частности, психодиагностических измерений).


    Я всю жизнь вынужден был приспосабливаться к такой ситуации в ходе
    моей работы на факультете психологии МГУ, где до сих пор изрядная
    доля сотрудников использует не экспериментально-статистическую
    аргументацию, а чисто... теоретическую (со ссылками на мнение
    авторитетов в лучшем случае).


    С уважением,
    АШ




    Прокофьева Т.Н. и Хохлов Н.А. нравится это.
  6. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Александр Георгиевич, огромное спасибо!
    Понимаю всю сложность ситуации. Все же позволю себе ответить на некоторые утверждения.
    Есть ведь разные подходы и методы. Вы и сами часто повторяете, что нет и не может быть единственно правильного. И в этом я с Вами полностью согласна.
    Мы НЕ отвергаем психометрику, но пока, к сожалению, не представляется возможным создать тест для определения ТИМа, которые бы обходил как факторы социальной желательности, так и накопленные у человека пласты представлений о себе, связанные с воспитанием, условиями развития, идеалами, ценностями, целями и проч. и проч.
    Лучшие умы бились над этой задачей, и мы в свое время приложили к этому массу усилий, но нет, пока нет результата. Да Вы и сами видели качество существующих на данный момент соционических тестов. Они не выдерживают никакой критики, не отличаются ни валидностью, ни надежностью.
    Но есть и другие методы. Да, в них сложнее посчитать цифры, но это не повод их сбрасывать со счетов.
    В частности, Виктор Григорьевич уже не в первый раз предлагает к критическому обсуждению данные стат. анализа наших исследований, но все это встречает лишь молчание либо грубости. Странно это.

    Почему же потенциально? Да, мы те самые физики-технари, а точнее, математики-естественно-научники, которые довольно много занимались анализом данных и матстатистику мы в свое время сдавали. У ВГ колоссальный опыт в проведении экспериментов, а не просто теория и практикумы.
    Что касается психологических экспериментов, повторю, мы предложили к критике свои работы, но ... :(
    Да, я понимаю, что многие наши подходы непривычны, нам приходилось креативить там, где невозможно решить задачу "в лоб", но так ли уж трудно это понять при желании? Или предложить что-то работающее, а не общие слова.

    Вот и мы вынуждены приспосабливаться и искать пути решений, обоснований, систематизировать наблюдения, проверять их и представлять в удобоваримом виде, чтобы люди могли перепроверить нас.
    Нам тоже непросто.
    И очень хотелось бы разумного неторопливого диалога и поиска решений.
    Еще раз благодарю Вас за защиту. Это ценно для меня.
    Последнее редактирование: 18 авг 2022
    Шмелев А.Г. и Прокофьев В.Г. нравится это.
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    У меня есть несколько вопросов дилетанта:
    1. Какими измерениями (свойствами, функциями) оперирует соционика?
    2. Что такое основная функция и дополнительная функция?
    3. Сколько типов выделяется в соционике? На основе каких функций, как они записываются (3 или 4 буквами)?
    4. Что такое рациональные и иррациональные типы?
    5. Являются ли люди внутри одного типа одинаковыми или даже внутри одного типа выраженность каждого свойства может варьировать в некоторых пределах? Если может варьировать, доступно ли это количественной оценке?
    6. Может ли соционический тип меняться в течение жизни?
    7. Какими методами определяют соционический тип?
    8. Если при определении соционического типа используют методы экспертной оценки, есть ли данные по согласованности этих оценок для отдельных функций или отдельных типов?
  8. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Никита Александрович, благодарю за вопросы.
    Отвечу пока кратко, при необходимости разверну ответы. Спрашивайте, отвечу.
    Соционика оперирует:
    • Функциями информационного обмена (ФИМ) и соответствующими им аспектами информации (ИА).
    • Признаками Аугустинавичюте-Рейнина, дихотомиями (ПАР). Среди них особо выделены 4 базисные дихотомии (базис Юнга).
    • Соционическими малыми группами, тетратомиями (МГ).
    • Интертипными отношениями (ИО).
    Базовая функция - это опора сознания и интеллекта, основа обработки информации, база для ее экспертной оценки и эффективного принятия решений.
    По этой функции Юнг определил типы.
    Творческая функция - работает в блоке с базовой, помогая ей более подробно обработать информацию, креативна, ей свойственно критическое мышление.
    В соционике типы определяются по этим 2-м функциям.
    Остальные 6 функций определяются по первым 2-м и имеют свои свойства.

    16
    Записываются на основе первых 2-х функций.
    Например: ИЛЭ - интуитивно-логический экстраверт - первая функция экстравертная интуиция, вторая - интровертная логика.

    4-буквенное название принято в MBTI. Там ИЛЭ носит название ENTP (по признакам: экстраверсия, интуиция, логика, иррациональность).
    Рациональность– опора на суждение, оценку и принятие решений.
    Информацию о рациональном обрабатывают функции логика и этика.
    Иррациональность – опора на непосредственное восприятие. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика.
    Не во всем одинаковыми. Есть внутритипная вариативность в определенных пределах. Но ключевые моменты - общие для людей одного типа.
    Может варьировать.
    По идее доступно, нужно лишь найти способ, как это измерить.
    Таких примеров на данный момент не найдено.
    Проводились целенаправленные работы по смене типа, доходило до обращения к психиатру. Работы эти, насколько я знаю, продолжаются, но результатов не дали.
    Это для отдельной беседы.
    Там много.
    Готова рассказать подробнее, но позже.
    Есть в ютубе ролик с моей лекцией на эту тему, но постить здесь нам не разрешено.
    Я не совсем поняла вопрос. Согласованность оценок - кого с кем?

    Еще раз благодарю за вопросы. Готова развернуть ответы, подскажите, что именно развернуть.
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Спасибо!
    Согласованность между собой разных психологов, оценивающих тип человека.
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  10. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Это пояснение к моему вопросу про согласованность.

    8. Если при определении соционического типа используют методы экспертной оценки, есть ли данные по согласованности этих оценок для отдельных функций или отдельных типов?
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  12. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    А, поняла. Спасибо за уточнение.
    В серьезных школах соционики принято определять тип парой экспертов. Естественно, клиенту озвучивается только согласованный результат.
  13. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Вчера отложила пока вопрос
    Думаю, как на него лучше ответить. Наверное, ответом была бы книга на эту тему, которую мы сейчас пишем. Но там 900 страниц предполагается.
    С чего начать рассказ? И что конкретно Вас интересует?
    Предлагаю поступить так: я размещу здесь оглавление книги с пояснениями, а Вы выбирайте, как из меню, какой пункт раскрыть. Я буду раскрывать по мере интереса.

    Разработанный нами метод диагностики с применением множественных перекрестных проверок результатов мы назвали Puzzle-технология.
    Зачем нужны перекрестные проверки?
    Разница между сильными и слабыми функциями у гармонично развитого человека может быть весьма мала. Для измерений необходим измерительный инструмент на порядок точнее измеряемого объекта. А психику человека мы измеряем психикой другого человека, т.е. инструментом того же порядка.
    Человеческий фактор влияет на количество ошибок и степень их серьезности. Но ученые и инженеры уже давно научились справляться с подобными проблемами. Это достигается закладкой при разработке изделий многократного запаса надежности.
    Чем мы достигаем необходимого запаса надежности
    На ответственных экзаменах мы решаем задачу несколькими способами, чтобы удостовериться в надежности решения.
    На этом принципе избыточности информации основана «PUZZLE-технология» соционической диагностики.
    При диагностике ТИМа мы решаем одну и ту же задачу разными путями. Для этого мы используем как признаковый, так и модельный подходы. В сложных случаях количество независимых выходов на тип достигает 10-ти. В обычной практике соционической диагностики часто достаточно 5-6 выходов на тип, что является запасом надежности, аналогичным принятому в технике авиации, автомобилестроения, космонавтике.
    Что еще важно?
    Нам необходимы метки, по которым мы можем заметить свою ошибку и иметь возможность исправить её. Под «PUZZLE-технологией» соционической диагностики, мы понимаем такой подход, когда диагностика ведется по частям: отработали одну тетратомию или набор функций модели А или проявленные ИО, идем дальше. Отрабатываем следующий модуль-«PUZZLE», проверяем их на стыковку между собой и идем дальше.
    Перекрестные проверки идут как внутри модуля, так и между модулями.
    Внутри модуля малую группу диагностируем отдельно, а составляющие ее признаки - отдельно. Тем самым признаки проверяют друг друга и малую группу.
    Еще один важный момент.
    При диагностике каждого признака обязательно нужно проверять оба полюса исследуемой дихотомии. Силу функции у можно определить лишь в сравнении с функцией противоположного полюса того же человека.
    Трудоемко? Да. На данном этапе только это обеспечивает надежность.

    Теперь оглавление. Оставила только те пункты, которые могут быть интересны в данном обсуждении.


    3. Что диагностируем. Модули диагностики – «пазлы»
    3.1.Признаковый подход
    3.2.Модельный подход
    3.3.Диагностика по ИО
    3.4.Целостный образ типа и его соответствие аналитически полученному (в результате анализа)
    3.5.Маркеры. Трактовка ответов
    3.5.1. Маркеры признаков
    3.5.2. Маркеры качества
    4. Как диагностируем. Методы диагностики
    4.1.Интервью
    4.1.1. Правила ведения диагностического интервью
    4.1.2. Как правильно задавать вопросы
    4.2.Наблюдение
    4.2.2. Речь
    4.2.3. Поведение
    4.2.4. Внешность
    4.4.Проективные методики
    4.4.1. Рисуночные тесты
    4.4.2. Проективные методики – сочинения «Шкатулка», «Время», написание сказки, например «Неизв животное пошло изучать соционику»
    4.4.3. Проективная методика «Волшебное королевство»
    4.5.Соционический ассессмент
    5. Сложности диагностики
    5.1.СОЦИОНИЧЕСКОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
    5.2.«Маски» и искажения типа
    6. Психологические аспекты и техники
    6.1.Работа с клиентом
    6.1.1. Фокус внимания
    6.1.2. Установление и поддержание контакта
    6.1.3. Активное слушание
    6.1.4. Учет потребностей клиента
    6.1.5. Выявление лжи
    6.2.Состояние диагноста
    6.2.1. Техники расслабления и освобождения от зажимов:
    6.2.1.1. - Ментальных (мешающие, навязчивые мысли)
    6.2.1.2. - Физических (напряжения в теле)
    6.2.1.3. - Эмоциональных (переживания, отвлекающие внимание)
    6.2.1.4. - Ограничивающие убеждения: «я мужчина, значит, я логик», «у нас в семье все технари», «мама всегда говорила, что я необщительный»)
    6.2.1.5. - Имиджевых («вдруг я плохой диагност», «как я буду выглядеть, если ошибусь», «что скажут мои знакомые, они же считают меня этиком, и я был с этим согласен»)
    6.3.ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ СОЦИОНИКА
    7. Специальные методы диагностики
    7.1.Экспресс-диагностика
    7.2.Диагностика персонала
    7.3.Диагностика детей
    7.4.«Синица в руках» примеры для переговоров и мотивации
    8. Рассказ результатов и принятие их клиентом
    8.1.Ответственность консультанта
    8.2.Ответственность клиента
    8.3.Работа с возражениями
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  14. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Немного приоткрывая завесу.

    Признаковый подход
    Выходы на тип по признакам Аугустинавичюте-Рейнина

    Базис для диагностики – это 4 пары взаимно независимых признаков, однозначно определяющих тип. Из 15 признаков можно выделить 840 различных базисов например:


    1. логика-этика

    2. интуиция-сенсорика

    3. экстраверсия-интроверсия

    4. рациональность-иррациональность


    1. демократия-аристократия

    2. статика-динамика

    3. процесс-результат

    4. конструктивизм-эмотивизм


    1. рассудительность-решительность,

    2. веселость-серьезность,

    3. тактика-стратегия,

    4. беспечность-предусмотрительность


    1. квестимность-деклатимность,

    2. позитивизм-негативизм,

    3. уступчивость-упрямство

    Итого: 3 выхода на тип. При этом у нас остается в запасе еще один неполный базис

    Выходы на тип по малым группам
    • Клубы + Целеполагание
    • Стили общения + Восприятие
    • Стимулы к деятельности + Стили жизни
    • Стрессоустойчивость + Психоаналитические группы
    • Квадры + квестимность-деклатимность + позитивизм-негативизм
    Это еще 5 выходов на тип. Можно подключать и другие группы.
    Итого уже 8 выходов на тип

    Модельный подход
    Верификация по модели А – проверка каждой функции в каждой ячейке модели

    Поведение функции
    • в ячейке
    • в вертикальном блоке
    • в горизонтальном блоке
    • размерность
    • в ментале или в витале
    Это еще 4 выхода на тип
    Итого уже 12 выходов на тип

    Выходы на тип по интертипным отношениям с диагностами


    Итого: 14 выходов на тип
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  15. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Пример пазлов с признаковом подходе
    Новый точечный рисунок (2).jpg
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  16. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Ключи к надежности методики - это комплексность:
    • теоретические знания, позволяющие соединять результаты применения как признакового, так и модельного подходов;
    • опыт распознавания, характерных маркеров,
    • модульный подход, основанный на перекрестных проверках наблюдаемых маркеров (шаг за шагом);
    • «библиотека образов»: целостное представление о ТИМе (похожесть человека на других представителей того же ТИМа)
    • «образ» соединяется с аналитическимпредставлением, полученным в результате анализа признаков и модели;
    • владение эффективными психологическими техниками.
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  17. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Понимаю, что уже завалила информацией. А ведь это только начало :)
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я пока не понимаю, как это соотносится с PUZZLE-технологией. Каждый эксперт проводит несколько методик, а потом их результаты усредняются? Или в каждом случае могут проводиться разные методики разными экспертами? А если разные признаки противоречат друг другу, как делается вывод о типе? Признаков и их комбинаций ведь явно больше, чем 16?
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  19. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Не усредняются ни в коем случае. А то уж точно результат будет мимо.
    Каждый проводит множество методик. Эксперты работают каждый со своим протоколом независимо друг от друга. Потом результаты сверяют между собой. Если один что-то заметил, а другой нет, уточняем в ходе последующего этапа интервью и наблюдений.
    Интервью проводят парой. При этом в ответах и реакциях каждый может заметить и отметить что-то свое.
    Так часто бывает, ведь человек живой, у него могут быть "маски".
    Берем дополнительные признаки, которые первоначально не брали, уточняем.
    Берем другие темы для интервью, чтобы человек больше раскрылся, усиливаем контакт, если он оказался недостаточно хорошо установленным, задаем другие вопросы.
    Между предполагаемыми ТИМами есть ИО, которые нам могут подсказать, какие личные проблемы привели к искажению ТИМа (есть методика, могу позже о ней рассказать). Уточняем в беседе, есть ли у клиента такие проблемы, если есть, то как он их решал в ходе развития. Это нам дает материал для анализа, позволяющий понять, какой ТИМ был изначально, а какой/какие являются "масками".
    Верно. Больше. Много больше. Это нам и дает возможность многократных проверок.
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  20. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Эксперты рассказывают друг другу о своих выводах в самом конце (когда каждый уже определился с типом) или в процессе работы?