1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

27 июня 2022 18:00 МСК | Лекция "Почему соционика не работает: психометрический аргумент

Тема в разделе 'Тукачев Ю.А.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 24 июн 2022.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Тогда можно сделать тему закрытой. Лекцию все увидят, а отвечать никто не сможет.
  2. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Зачем закрывать? Пусть люди читают и делают выводы.
  3. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    На комментарии по содержанию лекции буду отвечать, а на комментарии в стиле "вы не читали"/"не знаете соционику" -- нет.
  4. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Согласна.
    В данном случае, видимо содержательным аргументом должно быть следующее.
    Утверждение докладчика Дениса "мы получаем все проблемы с типологизацией потому что ну как бы предполагать что 16 типов личности могут описать все многообразие человеческого поведения это по меньшей мере амбициозно если не наивно" не соответствует истине, т.к. нарушен основной тезис: соционика не претендует на описание всего многообразия человеческого поведения. Она этим не занимается. Это не наука о поведении. Соционика изучает лишь информационный обмен. Это ее предмет изучения.
    Так правильнее сформулировать?
    Я, честно говоря, столько раз это повторяла, в том числе и на этом форуме, что просто не сочла нужным опять повторять.
    Парфенов А.П. и Алтухов В.В. нравится это.
  5. Степанов Р.А.

    Степанов Р.А. Активист

    Хе, ну вот я запротоколировал ту часть начала лекции, что относится к соционике. Прокомментирую, постараюсь не повторяться.
    Тут совсем не понятно, о чем речь. У каждой из множества существующих соционик своя методология. В тех случаях, когда слово порождено по аналогии с бионикой, socium ¤ bion: "если бион - единица живого, то единица социального - пусть социон", методология вытекает из представления, будто общество есть некая целостность, содержащая необходимый для поддержания его жизни комплект функциональных единиц. Но ведь это не то, о чем хотел сказать лектор. Тогда нужно указать конкретного автора конкретной соционики.
    Нет. Лектор очевидно спутал с MBTI, где "personality types". В соционике Аугустинавичюте - "тип информационного метаболизма", что в переводе на ненаучный язык "архетип упорядочивания" - образ упорядочивания, реализованный в агентах упорядочивания.
    Тоже нет, хотя Аугустинавичюте и употребила (провокационно) это двусмысленное слово - "отношение". Я в своей модели использую "интерфейс", а ей навеное больше подошло бы "метабола" (в оригинале - перевод мотива с одного лада на другой). При взаимодействии разных ТИМ происходит переупорядочивачивание информации. Побочный эффект переупорядочивания - характерные когнитивные ошибки. Человеческие отношения при этом разные могут быть - кто-то лучше справляется с задачей, кто-то хуже.
    Опять же нет. Никакой стандартизации в сообществе социоников нет. Скорей уж каждый старается предоложить миру свою собственную ересь.
    Грустно от того или нет, но это медицинский факт. Естественно-научная дисциплина мышления диктует смириться с фактом.
    Повтор преждней ошибки: "типы личности" - это в MBTI. ТИМ описывает многообразие человеского упорядочивания в той его части, которая не поддается перепрограммированию - врожденна. Именно врожденность ТИМ заставлят рассматривать 16 вариантов, не больше, ни меньше. Никто не сомневается, что внутри каждого варианта есть разнообразие реализаций. Кто-то пытаается и их классифицировать, а кто-то практикует индивидуальный подход.
    Тут я слово не разобрал, но предполагаю, что они оставляют клиенту свободу выбора профессии или что-то в этом роде.
    Что касается измерений, лектор рассказывает про модель личностной черты, где эта черта непрерывна и распределена в популяции нормально. Для соционичесских ТИМ такая модель не годится совсем. Там два варианта - "0" и "1". Погрешность - вероятность принять "0" за "1" или "1" за "0". Поэтому статистика благополучно описывается биномиальным распределением.
    Ну а в остальном нормльный популярный рассказ о псиометрических материях. Просто соционика там ни к селу, ни к городу. Вполне хватило бы MBTI-я для сравнений.
    Алтухов В.В. нравится это.
  6. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Восхищен Вашей эрудицией и структурированностью мышления. До Ваших пояснений (хотя так и подмывает сказать "Переведи на русский!") даже не смотрел в сторону соционики. А теперь что-то зацепило. Очень понравилось, как Вы перекидываете мостики между парадигмами. Хочу почитать Ваши работы на тему ТИМ, если таковые у Вас есть. Честно скажу, ТИМ пока вписывается в мою концепцию Мира в качестве бреда. Так ведь бреда предостаточно в любой картине Мире, так что одним больше - роли не играет... "Информационный метаболизм" - где почитать, чтобы без "мух" в котлетах и с Вашими пояснениями?
  7. Степанов Р.А.

    Степанов Р.А. Активист

    Приятно познакомиться, Петр Всеволдович.
    Спасибо, польщен. Видимо, сказалось, что мы земляки, - узнаваемый диалект. :)
    Так переведу без проблем, но что именно?
    У меня одна толстая книжка "Информатика взаимодействия". Там вся открытая часть. Покупать на Гугле не надо - пришлите мне в личку Ваш "...@gmail.com" - имя ящика электронной почты, оно же - эккаунт в Гугл. Внесу в список рецензентов, и тогода она появится в "Мои книги" в Гугле. Читать ее там, говорят, не слишком удобно. Во всяком случае, полноразмерный монитор рекомендован.
    Если начало книжки окажется труднопроходимым, попробуйте промотать до середины 2-й главы - там конкретика начинается.
    Яньшин П.В. и Алтухов В.В. нравится это.
  8. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    На мой взгляд для конструктивного продолжения как раз не хватает правильного первого шага во взаимном определении терминов) Да, действительно лекция была во многом посвящена MBTI и постулируемому там понятию личностных типов. Вся критика там вполне обоснована и аргументирована многими исследованиями. При этом действительно ставилась некоторая эквивалентность между MBTI = Соционике, хотя в конце я говорил Денису, что с точки зрения подходов и понимания это не одно и тоже. Но в целом работ в рефереруемых журналах по соционике еще меньше если не совсем мало, а инструментарий тоже базируется на подобных тестах, имеющих все те же недостатки, что и MBTI инструменты.

    Если же найти понятие в академической психологии, близкое к термину "информационный обмен" (а это уже что-то когнитивное или может даже из области общей психологии (где изучают память, внимание, восприятие), то вероятно тут и референсы будут более понятны. Хотя с точки зрения врожденности и 16 ТИМов все равно трудно найти подобные рефенресы и от туда, так как много континуальных переменных, но какие могут быть дискретными?
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  9. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Виталий, благодарю за конструктивную позицию и за желание искать диалог. Намерение - это очень важно.
    Очень стремлюсь к этому. Ищу, пока сложно, но не оставляю усилий.
    Нет!
    Как мне это объяснить?
    Ни на подобных, ни на других тестах-опросниках НЕ базируется инструментарий соционики!
    В основу поределения ТИМа заложены:
    • интервью
    • наблидение за речью, внешностью, поведением, реакциями на различные стимулы
    • проективные методики.
    Но НЕ тесты-опросники!
    Хорошо бы.
    Это точно не память.
    Отчасти внимание, но лишь отчасти и совсем в другом ключе.
    Отчасти восприятие, но также и выдача (не совсем речь) и обработка.
    Как в компе - понятно. А какие параллели с известными понятиями в психологии - сложно сказать. Да и есть ли они?
    Здесь очевиднее всего аналогия с М/Ж. Это врожденные и континуальные свойства.
    Дискретных в соционике нет.
  10. Степанов Р.А.

    Степанов Р.А. Активист

    В этом месте мы точно не совпадаем.
  11. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    поподробнее, если не сложно
    память связана с ИМ, конечно. Но определяет ли?
  12. Степанов Р.А.

    Степанов Р.А. Активист

    Определять, по идее, должна генетика и эпигенетика, но память затрагивается по полной программе. Откуда бы иначе была такая разница между активным и пассивным словарями? Типичные взгляды (глазодвигательные реакции) - это тоже доступ в память.
    Потом, функция памяти (сохранить запомненное) объясняет неизменность ТИМ. В моей модели, во всяком случае.
    Последнее редактирование: 1 июл 2022
  13. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Мне бы поконкретнее.
    Где мы на практике можем увидеть участие памяти?
    В определении силы/слабости функций? Вряд ли.
    В определении инертности-контактности - возможно, но тоже не совсем верно.
    Предположить можно, но подтверждение в практике я пока не вижу.
  14. Степанов Р.А.

    Степанов Р.А. Активист

    Например, на тех местах, где она стирает доступ в неприемлемый для "я" опыт или просто забывает несущественное (например, что было на обед две недели тому назад).
    В моей модели типа нет соционических функций. Есть только интерактивные функции - они помогают охарактеризовать интерфейсы (интертипные отношения): Ключевая, Заводная, Предельная и Контрольная. То есть, функции - часть модели взаимодействия, но не типа самого по себе.

    Тут не предположение, а нечто более фундаментальное.
    Функция памяти - сохранять информацию. Если память поменяет индексацию (некую сеть якорения), она потеряет информацию. Собственно, поэтому в моей модели фигурируют не ТИМ, а ТИГ - "типы информационного гомеостаза" (Это старое название - совместимое с соционикой, сейчас совсем короткое использую.).
    Так у нас и выделяемый на практике тип не так часто совпадает. Максимум совпадений у меня - с вашим списком примеров для мастер-класса 1996 г. - 46,0%, а по обновлению "Типологических списков" 2012 г. к 2004 г. - 17,5% совпадений всего. Так что немудрено. Но вообще я привел аргумент именно для Вашего инструментария - активный словарь. Давайте на практике попробуем вспомнить 1) отношения элементов, характеризующие структуру, и 2) отношения людей, характеризующие коллектив. Дадим каждому определение, а потом сравним результаты по полноте набора, точности определений и времени выполнения задачи. Математическое образование есть, психологическое - тоже. Значит, пассивные словари укомплектованы достаточно хорошо. (Вопрос, конечно, риторический).
  15. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Так ведь личный опыт присутствует на всех 8-ми ф-циях. И неприемлемым может быть на любой.
    Так что здесь сложно выделить маркеры каких-то функций.
    Я только опасаюсь, что таким углублением в детали мы перегрузим здешнее население. Я стараюсь здесь давать информацию по чуть-чуть, не углубляясь.
    То-то и оно.
    А я о классической соционике.
    Активный словарь мы чаще встречаем на ментальных функциях. Но многое зависит и от опыта.
    Конечно :)
    И не здесь. Грузить народ уж точно не моя задача.
    Так понимаю, что сейчас уже про отношения людей побольше скажу. А раньше - да, про структуру. 23 года работы психологом не прошли даром.
    В устном диалоге был бы хорош такой эксперимент.
    Алтухов В.В. нравится это.
  16. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Немного странная дискуссия у нас получается, но ладно. У меня только один уточняющий вопрос: откуда такое неприятие тестов и опросников?

    В качестве вопроса-комментария: мне кажется, или действительно, интервью/наблюдение/проективные методики используются в соционике совершенно не так, как в психологии? И общее (с психологией) у них только название?

    Спасибо за ответ заранее.

  17. Степанов Р.А.

    Степанов Р.А. Активист

    Я опасаюсь меньше. ;) Веб-страница - не бумага, стоит копейки. Население умеет не читать нерелевантное или читать наискосок. Модераторы - тереть неприемлемое и выносить в отдельные темы офф-топик. Пусть откроют наконец тему "Террариум социоников". :)
    Алтухов В.В. нравится это.
  18. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Благодарю за вопросы, Юрий!
    Неприятия нет.
    По началу их вовсю применяли в соционике, и мы в том числе. Это были различные разновидности MBTI или сделанные по его подобию разными авторами. Они и до сих пор гуляют по сети.
    Но на практике независимо друг от друга исследователи видели, что результаты не отражают действительности. В ответах сквозили и феномен социальной желательности, и представления, навязанные человеку в ходе воспитания, и настроенческие моменты, и многое другое, только не соответствие ТИМу респондента.
    Я как-то уже приводила пример: когда я диагностировала сотрудников IT-компании в количестве порядка 800 чел, примерно 80% из них заполнили тест с результатом ЛСЭ, что соответствует ESTJ в MBTI. Этот тип считается самым эффективным менеджером. По факту очень мало кто из них принадлежал кэтому типу. Но практически все хотели понравиться руководству.
    И это не единичный случай.
    Когда я в то же время диагностировала кандидаток на работу няни к ребенку, то практически все заполнили тест как ЭСЭ - тип самой подходящей няни. Но ни одна из респонденток не принадлежала к этому типу.
    Сейчас уже в соционике принято и известно, что тесты-опросники не работают.
    Это не означает, что они не работают в других областях. Речь только о соционике.
    Сказать, чтоб совершенно не так, не могу. В целом именно так же. Но есть и своя специфика.
    Если будет интересно, отвечу подробнее.
    Задайте вопросы, охотно расскажу.
    Алтухов В.В. и Хохлов Н.А. нравится это.
  19. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Все бы Вам в террариум :)
    Меня там не увидите, как нет меня уже больше 10 лет на социофоруме :)
  20. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Я сейчас выскажусь о лекции, а не о соционике: предмет, тактика доказывания, аргументация, ангажированность.
    Предмет. Выражен в названии. Название уже содержит пресуппозицию: "соционика не работает". Лектор не считает важным это доказывать. Для него всё уже ясно и понятно. Остается только показать слушателю - "почему?" Эта необоснованная убежденность является контекстом всего дискурса, оказывая суггестивный эффект, отрицательную коннотацию термина "соционика". Этот суггестивный эффект усилен демонстрацией своей компетености в области психометрики. В НЛП эта форма искажения высказывания носит название "Сложная равнозначность (комплексная эквивалентность)". В данном случае у слушателя возникает ложная уверенность, что компетентность в психометрике гарантирует компетентность докладчика и в соционике. Для опытного слушателя последние утверждение - ложь. Судя по дискурсу, докладчик полный профан в соционике (как и я, и большинство слушателей).
    Тактика доказывания. Докладчик, судя по дискурсу, хорошо разбирается в психометрике и умело дозирует сложность раскрытия предмета в соответствии с уровнем аудитории. Спасибо ему. Некоторые скриншоты возьму на вооружение для курса эксперимантальной психологии. В начале доклада даются научные определения понятий психометрики, которая служит, по логике докладчика, объяснением "почему соционика не работает". Но определение понятий неожиданно обрывается на самом интересном: понятии "соционика". И правда, зачем давать научное понятие тому, что не научно? Подспудно у слушателя укрепляется неуважительное отношение к объекту обсуждения (коллективному оппоненту). Если его слушают студенты, - это плохой образец ведения научной дискуссии. Вот только всё остальное изложение после этого само теряет научное (доказательное) содержание. Без определения центральноего понятия обрушивается вся аргументация докладчика, поскольку не ясно, как соотносится MBTI и социоаника? И снова автор прибегает (намеренно?) к передергиванию с помощью приёма комплекной равнозначности: "MBTI = соционика". (Замечу, что для проводимого мной здесь анализа вовсе не нужно знать, что оба термина означают. Я анализирую тактику докладчика). Следующий шаг аргументации - критика психометрических свойств MBTI. Она весьма аргументированна. Но, если понимаешь, что связка "MBTI = соционика" - ложь, докладчик напрасно тратит свое и наше время. И тут возникает тема "Big 5". При том, что содержание факторов докладчик, судя по дискурсу, тоже знает весьма поверхностно! Просто "Big 5" - пример "правильной" с позиции психометрики, парадигмы оценивания индивидуальных различий. По контрасту с MBTI, эта "правильность" не обоснована автором ни одной ссылкой на критические исследования. Между тем, сам по памяти воспроизводит некие проценты чего-то, чему, якобы, "Big 5" соответствуют. Это, что ли, образец научной аргументации?! А где же обещанный "психометрический аргумент"? Зачем лекция о валидности и надёжности, если ни одной цифры о валидности и надёжности "Big 5" так и не прозвучало? Не планирует докладчик критиковать свою позицию. Вот Вам и третье: ангажированность.
    Ангажированность. Подитожим: логика аргументации автора - хороший пример "двойных стандартов" при создании убеждённости аудитории в правоте позиции автора и неправоте оппонента. По сути, в докладе не содержится доказателльств, но очень много манипуляции.