1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Адаптивное обучение: ни грамма магии

Тема в разделе 'Аббакумов Д.Ф.', создана пользователем Тукачев Ю.А., 13 янв 2018.

  1. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Говоря об адаптивном обучении, редко уделяют внимание технологической составляющей. Именно поэтому после презентации новых сервисов часто остается послевкусие магии. На самом деле никакой магии нет. Есть наука, психометрика. О том, что она собой представляет, рассказывает Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ.

    Психометрика – научная область, которая фокусируется на высокоточных измерениях в психологии и образовании, анализе данных и математическом моделировании психологических и педагогических явлений и процессов. Зарождение психометрики произошло на рубеже XIX-XX веков и связано с работами Ф. Гальтона и Д. Кеттела об измерении индивидуальных психологических различий. Несколько позднее, в 1935 году, появился первый научный журнал Psychometrika и Психометрическое научное общество, первым президентом которого стал Л. Терстоун (Louis Leon Thurstone). В России в начале XX века психометрические идеи развивались не менее динамично, но, как и идеи кибернетики, некоторое время находились под запретом. В современной психометрике можно выделить два фокуса: во-первых, конструирование инструментов (тестов, анкет, опросов) и процедур измерения; во-вторых, исследования и разработки в области математического аппарата (моделей и алгоритмов). Несмотря на то что психометрика зарождалась и развивалась как «наука о тестах», сегодня ее модели применяются далеко за пределами тестирования, например, в медицине для прогнозирования наступления осложнений у пациентов.
    Большая часть сервисов (если не все) адаптивного обучения опираются на психометрические идеи, модели и алгоритмы. Разберем один из таких сервисов и психометрический алгоритм, лежащий в его основе.
    Maths Garden: адаптивный сервис по математике

    Maths Garden – сервис адаптивных тренировок по арифметике для начальной школы, разработанный в Университете Амстердама. Этот сервис подбирает арифметические задачи, оптимальные для ребенка в данный момент, и отслеживает прогресс в обучении (Klinkenberg, Straatemeier, Van der Maas 2011).
    [​IMG]
    На первый взгляд, ничего примечательного в этом сервисе нет – существуют сотни программ, подбирающих задания для учащихся. Однако в нем используется очень любопытный алгоритм оценки трудности заданий и текущей подготовленности ребенка. Идея алгоритма заимствована из системы рейтингования игроков в шахматы, разработанной профессором физики и профессиональным шахматистом Арпадом Эло (Elo Rating System). В системе Эло расчёт рейтинга игрока по результатам турнира основан на сравнении количества набранных им очков с ожидаемым, предсказанным на основе его рейтинга, количеством очков. Если оба игрока играют в шахматы впервые и не имеют рейтинга, соответственно, оба имеют равные силы и ожидаемое количество очков для них равно. Если по итогам турнира количество набранных очков оказывается больше, чем предсказанное значение, то рейтинг данного игрока возрастает. Если меньше – рейтинг уменьшается.
    Психометрики из Университета Амстердама сделали интересный ход. Во-первых, они заменили в системе Эло одного игрока на учащегося, а второго – на задание. Получилось, что ребенок соревнуется с заданием. В результате такого соревнования, как и в шахматах, изменяется рейтинг ребенка и рейтинг задания. Этот процесс происходит в режиме онлайн: рейтинги рассчитываются и уточняются непрерывно на основании результатов решения сотен заданий тысячами учеников. Во-вторых, они скомбинировали систему Эло с психометрической моделью Г. Раша. Модель Г. Раша работает с двумя параметрами - трудностью задания и подготовленностью (уровнем знаний) учащегося и позволяет спрогнозировать результат решения задания (верно/неверно). Модель Г. Раша часто используется для подбора оптимальных по трудности заданий для учеников, например, в компьютерном адаптивном тестировании. В получившейся скомбинированной модели сервиса Maths Garden в качестве трудности задания и подготовленности учащегося используются параметры, рассчитанные на основании рейтингов системы Эло. Рейтинг ребенка отражает уровень его подготовленности, а рейтинг задания – его трудность.
    [​IMG]
    Достоинство такого алгоритма заключается в том, что он позволяет решить две проблемы адаптивных сервисов. Во-первых, дает возможность избавиться от необходимости предварительной калибровки задач по трудности. Калибровка является весомым сдерживающим фактором, так как предполагает сбор большого количества данных о решении учащимися задач на этапе до запуска сервиса. Во-вторых, алгоритм Maths Garden при подборе заданий работает с трудностью заданий и подготовленностью учащихся как с динамически изменяющимися параметрами. Это конкурентное преимущество такого алгоритма, так как другие алгоритмы часто не оценивают и не учитывают изменение подготовленности ребенка в процессе обучения. Алгоритм Maths Garden способен отследить такое изменение после решения каждой задачи, что может быть ценной информацией для учителей.
    Ссылки:

    Klinkenberg, S., Straatemeier, M., & Van der Maas, H. L. J., (2011). Computer adaptive practice of Maths ability using a new item response model for on the fly ability and difficulty estimation, Computers & Education, 57, 1813–1824.
    Дмитрий Аббакумов
    Источник:
    http://www.edutainme.ru/post/adaptive-magic/


    Последнее редактирование: 13 янв 2018